Напоминание

"Что такое корень? Что такое однокоренные слова?"


Автор: Латыпова Сумбуль Расиховна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №173"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор урока: Латыпова Сумбуль Расиховна

Урок: Русский язык, 2 класс Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? Цель урока:

Усвоение новых знаний о корне слова и однокоренных словах; формирование умения находить и

выделять корень в слове.

Соответствие ФГОС:

Личностные: формирование учебной мотивации, умения критически оценивать свои

ответы, проявлять интерес к языковым явлениям.

Метапредметные: развитие речи, умение анализировать слово по составу, ставить цель и

планировать учебное действие, контроль и коррекция выполнения задания.

Предметные: знание понятия «корень», «однокоренные слова», умение выделять корень

знаком, находить родственныe слова.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

дать понятие «корень слова» и «однокоренные слова»;

показать, как выделять корень знаком;

сформировать умение находить однокоренные слова в речи и тексте.

2.

Развивающие:

развивать аналитические и речевые навыки, логическое мышление;

развивать навыки работы в паре и коллективного обсуждения.

3.

Воспитательные:

формировать аккуратность, внимание, бережное отношение к слову и языку.

Методы и приёмы:

словесный (объяснение, рассказ, вопросы);

наглядный (работа с примерами слов);

практический (упражнения в тетради, устная работа);

работа в парах и фронтальная работа;

игровой элемент (мини-исследование слов).

Оборудование и материалы:

раздаточный материал: набор карточек со словами, таблицы;

доска, мел/маркеры;

тетради, ручки.

Время урока: 45 минут

Ход занятия

1.

Организационный момент (1–2 минуты)

Приветствие класса.

Проверка готовности к уроку (тетради, ручки).

Краткое сообщение темы и цели: «Сегодня мы узнаем, что такое корень слова и что

такое однокоренные слова. Научимся находить корень и выделять его знаком».

2.

Мотивация и актуализация знаний (3–4 минуты)

Вопросы классу:

«Какие части слова вы уже знаете?» (ответы: начало, окончание — учитель

корректирует: приставка, суффикс, корень, окончание и т.д., в рамках 2 класса —

упоминать основы).

«Знаете ли вы слова, похожие по смыслу и звучанию?» (пример: дом, домик).

Краткая постановка учебной задачи: «Найдём общую часть в таких словах и узнаем,

как она называется».

3.

Объяснение нового материала (8–10 минут)

Объяснение учителя (простыми словами, с примерами):

«Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова

называют однокоренными.»

«Корень слова — это главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое

значение всех однокоренных слов.»

Показать на примерах: дом, домик, домище, домишко — общая часть "дом" — это

корень.

Правило: корень слова выделяется знаком (педагог показывает, как ставить скобку

или подчеркивать знаком — в тетради учить выделять знаком, например: дом,

домик, домище, домишко).

Запись определения на доске: Корень — главная часть слова, в ней — общее

значение однокоренных слов.

4.

Первичная проверка понимания (5 минут)

Устные вопросы:

«Что такое корень?»

«Почему слова дом и домик — однокоренные?»

Примеры на доске: кот, котёнок, котик; цветок, цветение, цветной — попросить

назвать корень и объяснить почему.

5.

Практическая работа (самостоятельная + фронтальная проверка) (12 минут)

Упражнение 1 (фронтально): На доске 6 слов, ученики по очереди выходят к доске и

подчеркивают корень знаком:

стол, столик, столовый

лес, лесок, лесник

ручка, ручей, ручной (Учитель корректирует, объясняет ошибки.)

Упражнение 2 (в тетрадях, индивидуально, 6 минут): Инструкция: «Подчеркните

корень знаком и запишите, какие слова являются однокоренными в каждой группе».

Группы слов: a) дом, домик, домишко, дома b) сок, соковыжималка, соковый c)

мимо, -- (слово не однокоренное) — здесь проверка умения отличать

Контроль: учитель собирает устные ответы от нескольких учеников, отмечает

правильные и корректирует ошибки.

6.

Работа в парах — поисковая и творческая (6 минут)

Задание для пар: «Возьмите карточки со словами. Подберите к каждому слову по 2

однокоренных слова (можно придумать самим). Выделите корень знаком.

Подготовьте один короткий пример предложения с одним из слов.»

Учитель обходит пары, проверяет и подсказывает.

7.

Итог урока и рефлексия (5 минут)

Итоги: учитель просит нескольких учащихся ответить:

«Что нового вы узнали?»

«Чем отличается корень от приставки/суффикса (если обсуждалось)?»

Краткая рефлексия (см. блок ниже). Вывод учителя: фиксирует правильное

определение и важность умения находить корень.

8.

Домашнее задание (1 минута)

См. раздел "Дополнительные задания".

Формы контроля знаний:

Вербальный контроль (вопросы учителя, ответы учеников).

Практическая проверка в тетради (подчеркивание корня знаком).

Работа у доски (индивидуальные ответы).

Парная проверка (взаимоконтроль).

Итоговый фронтальный опрос в конце урока.

Дополнительные задания

В классе (если останется время):

1.

Мини-исследование: найти в журнале/книге 3 слова и составить к ним по 2 однокоренных

слова.

Для самостоятельного изучения дома:

1.

Выполнить в тетради: a) Подчеркнуть корень знаком в словах: книга, книжка, книжечка;

река, речка, речной; хлеб, хлебник, хлебный. b) Составить 3 группы однокоренных слов (по

3 слова) и подчеркнуть корень.

2.

Творческое: придумать короткий рассказ (3–4 предложения), где встретятся как минимум 4

однокоренных слова от одного корня (например: «лес, лесник, лесной, лесок»), подчеркнув

корень знаком.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия (целевая

тренировка навыка выделять корень и находить однокоренные слова)

1.

Типовое задание 1: В строке слов найти и выделить корень знаком; записать слово-основу:

сад, садик, садовник, садовый.

2.

Типовое задание 2: Определить, являются ли слова однокоренными; если да — указать

корень:

голубь, голубой, голубинка.

стол, столетие, столичный.

3.

Типовое задание 3: Подобрать к слову 2 однокоренных слова и записать их:

нос — ?, ?

солнце — ?, ?

Ожидаемые результаты (планируемые достижения учащихся) К концу урока учащиеся:

знают определение корня слова и понятие однокоренных слов;

умеют выделять корень знаком в слове;

могут находить и составлять группы однокоренных слов;

умеют объяснить, почему слова являются однокоренными (из-за общего лексического

значения, заключённого в корне);

выполняют простые задания на подбор однокоренных слов и работают в паре.

Рефлексия (формы и вопросы)

Устная рефлексия (в классе, 2–3 ученика): «Что мне удалось? Что было трудно?»;

Картотека рефлексии (быстро, 1 мин.): ученики поднимают карточку цвета (зелёный — всё

понял, жёлтый — кое-что понял, красный — не понял).

Письменная рефлексия в тетради (при желании дома): кратко записать 1 предложение:

«Сегодня я узнал(а)…, я буду тренироваться в…».

Итоги урока

Повторение основных положений: «Корень — главная часть слова, в ней — общее значение

однокоренных слов. Родственные слова называются однокоренными. Корень выделяется

знаком.»

Похвала активных учеников, указание на успехи.

Объявление домашнего задания и напутствие: «Дома найдите в своей любимой книге 3

слова и постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова.»

Текстовые примеры заданий и вопросов (выдержки для учителя в ходе урока)

«Как называется общая часть родственных слов?»

«Почему слова дом и домик — однокоренные? Покажите корень.»

«Подчеркните корень знаком: стол, столик, столовый.»

«Подберите к слову кот два однокоренных слова и подчеркните корень.»

«Составьте предложение со словом лес и подчеркните корень в каждом слове, если они

однокоренные.»

Примечание для учителя

Следите, чтобы выделение корня было единообразным: используйте один и тот же знак при

выделении в тетрадях (например, квадратные скобки или подчёркивание с пометкой

«корень»).

При необходимости разделяйте класс на группы по уровню и давайте дифференцированные

задания: более простые — подбор 1 слова, более сложные — составление предложения или

мини-рассказа.

Обращайте внимание на случаи, когда слова внешне похожи, но не являются

однокоренными (ложные родственники), и объясняйте разницу.

Конец конспекта.



В раздел образования