Автор: Латыпова Сумбуль Расиховна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №173"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?"
Раздел: начальное образование
Автор урока: Латыпова Сумбуль Расиховна
Урок: Русский язык, 2 класс Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? Цель урока:
Усвоение новых знаний о корне слова и однокоренных словах; формирование умения находить и
выделять корень в слове.
Соответствие ФГОС:
•
Личностные: формирование учебной мотивации, умения критически оценивать свои
ответы, проявлять интерес к языковым явлениям.
•
Метапредметные: развитие речи, умение анализировать слово по составу, ставить цель и
планировать учебное действие, контроль и коррекция выполнения задания.
•
Предметные: знание понятия «корень», «однокоренные слова», умение выделять корень
знаком, находить родственныe слова.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
•
дать понятие «корень слова» и «однокоренные слова»;
•
показать, как выделять корень знаком;
•
сформировать умение находить однокоренные слова в речи и тексте.
2.
Развивающие:
•
развивать аналитические и речевые навыки, логическое мышление;
•
развивать навыки работы в паре и коллективного обсуждения.
3.
Воспитательные:
•
формировать аккуратность, внимание, бережное отношение к слову и языку.
Методы и приёмы:
•
словесный (объяснение, рассказ, вопросы);
•
наглядный (работа с примерами слов);
•
практический (упражнения в тетради, устная работа);
•
работа в парах и фронтальная работа;
•
игровой элемент (мини-исследование слов).
Оборудование и материалы:
•
раздаточный материал: набор карточек со словами, таблицы;
•
доска, мел/маркеры;
•
тетради, ручки.
Время урока: 45 минут
Ход занятия
1.
Организационный момент (1–2 минуты)
•
Приветствие класса.
•
Проверка готовности к уроку (тетради, ручки).
•
Краткое сообщение темы и цели: «Сегодня мы узнаем, что такое корень слова и что
такое однокоренные слова. Научимся находить корень и выделять его знаком».
2.
Мотивация и актуализация знаний (3–4 минуты)
•
Вопросы классу:
•
«Какие части слова вы уже знаете?» (ответы: начало, окончание — учитель
корректирует: приставка, суффикс, корень, окончание и т.д., в рамках 2 класса —
упоминать основы).
•
«Знаете ли вы слова, похожие по смыслу и звучанию?» (пример: дом, домик).
•
Краткая постановка учебной задачи: «Найдём общую часть в таких словах и узнаем,
как она называется».
3.
Объяснение нового материала (8–10 минут)
•
Объяснение учителя (простыми словами, с примерами):
•
«Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова
называют однокоренными.»
•
«Корень слова — это главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое
значение всех однокоренных слов.»
•
Показать на примерах: дом, домик, домище, домишко — общая часть "дом" — это
корень.
•
Правило: корень слова выделяется знаком (педагог показывает, как ставить скобку
или подчеркивать знаком — в тетради учить выделять знаком, например: дом,
домик, домище, домишко).
•
Запись определения на доске: Корень — главная часть слова, в ней — общее
значение однокоренных слов.
4.
Первичная проверка понимания (5 минут)
•
Устные вопросы:
•
«Что такое корень?»
•
«Почему слова дом и домик — однокоренные?»
•
Примеры на доске: кот, котёнок, котик; цветок, цветение, цветной — попросить
назвать корень и объяснить почему.
5.
Практическая работа (самостоятельная + фронтальная проверка) (12 минут)
•
Упражнение 1 (фронтально): На доске 6 слов, ученики по очереди выходят к доске и
подчеркивают корень знаком:
•
стол, столик, столовый
•
лес, лесок, лесник
•
ручка, ручей, ручной (Учитель корректирует, объясняет ошибки.)
•
Упражнение 2 (в тетрадях, индивидуально, 6 минут): Инструкция: «Подчеркните
корень знаком и запишите, какие слова являются однокоренными в каждой группе».
Группы слов: a) дом, домик, домишко, дома b) сок, соковыжималка, соковый c)
мимо, -- (слово не однокоренное) — здесь проверка умения отличать
•
Контроль: учитель собирает устные ответы от нескольких учеников, отмечает
правильные и корректирует ошибки.
6.
Работа в парах — поисковая и творческая (6 минут)
•
Задание для пар: «Возьмите карточки со словами. Подберите к каждому слову по 2
однокоренных слова (можно придумать самим). Выделите корень знаком.
Подготовьте один короткий пример предложения с одним из слов.»
•
Учитель обходит пары, проверяет и подсказывает.
7.
Итог урока и рефлексия (5 минут)
•
Итоги: учитель просит нескольких учащихся ответить:
•
«Что нового вы узнали?»
•
«Чем отличается корень от приставки/суффикса (если обсуждалось)?»
•
Краткая рефлексия (см. блок ниже). Вывод учителя: фиксирует правильное
определение и важность умения находить корень.
8.
Домашнее задание (1 минута)
•
См. раздел "Дополнительные задания".
Формы контроля знаний:
•
Вербальный контроль (вопросы учителя, ответы учеников).
•
Практическая проверка в тетради (подчеркивание корня знаком).
•
Работа у доски (индивидуальные ответы).
•
Парная проверка (взаимоконтроль).
•
Итоговый фронтальный опрос в конце урока.
Дополнительные задания
В классе (если останется время):
1.
Мини-исследование: найти в журнале/книге 3 слова и составить к ним по 2 однокоренных
слова.
Для самостоятельного изучения дома:
1.
Выполнить в тетради: a) Подчеркнуть корень знаком в словах: книга, книжка, книжечка;
река, речка, речной; хлеб, хлебник, хлебный. b) Составить 3 группы однокоренных слов (по
3 слова) и подчеркнуть корень.
2.
Творческое: придумать короткий рассказ (3–4 предложения), где встретятся как минимум 4
однокоренных слова от одного корня (например: «лес, лесник, лесной, лесок»), подчеркнув
корень знаком.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия (целевая
тренировка навыка выделять корень и находить однокоренные слова)
1.
Типовое задание 1: В строке слов найти и выделить корень знаком; записать слово-основу:
•
сад, садик, садовник, садовый.
2.
Типовое задание 2: Определить, являются ли слова однокоренными; если да — указать
корень:
•
голубь, голубой, голубинка.
•
стол, столетие, столичный.
3.
Типовое задание 3: Подобрать к слову 2 однокоренных слова и записать их:
•
нос — ?, ?
•
солнце — ?, ?
Ожидаемые результаты (планируемые достижения учащихся) К концу урока учащиеся:
•
знают определение корня слова и понятие однокоренных слов;
•
умеют выделять корень знаком в слове;
•
могут находить и составлять группы однокоренных слов;
•
умеют объяснить, почему слова являются однокоренными (из-за общего лексического
значения, заключённого в корне);
•
выполняют простые задания на подбор однокоренных слов и работают в паре.
Рефлексия (формы и вопросы)
•
Устная рефлексия (в классе, 2–3 ученика): «Что мне удалось? Что было трудно?»;
•
Картотека рефлексии (быстро, 1 мин.): ученики поднимают карточку цвета (зелёный — всё
понял, жёлтый — кое-что понял, красный — не понял).
•
Письменная рефлексия в тетради (при желании дома): кратко записать 1 предложение:
«Сегодня я узнал(а)…, я буду тренироваться в…».
Итоги урока
•
Повторение основных положений: «Корень — главная часть слова, в ней — общее значение
однокоренных слов. Родственные слова называются однокоренными. Корень выделяется
знаком.»
•
Похвала активных учеников, указание на успехи.
•
Объявление домашнего задания и напутствие: «Дома найдите в своей любимой книге 3
слова и постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова.»
Текстовые примеры заданий и вопросов (выдержки для учителя в ходе урока)
•
«Как называется общая часть родственных слов?»
•
«Почему слова дом и домик — однокоренные? Покажите корень.»
•
«Подчеркните корень знаком: стол, столик, столовый.»
•
«Подберите к слову кот два однокоренных слова и подчеркните корень.»
•
«Составьте предложение со словом лес и подчеркните корень в каждом слове, если они
однокоренные.»
Примечание для учителя
•
Следите, чтобы выделение корня было единообразным: используйте один и тот же знак при
выделении в тетрадях (например, квадратные скобки или подчёркивание с пометкой
«корень»).
•
При необходимости разделяйте класс на группы по уровню и давайте дифференцированные
задания: более простые — подбор 1 слова, более сложные — составление предложения или
мини-рассказа.
•
Обращайте внимание на случаи, когда слова внешне похожи, но не являются
однокоренными (ложные родственники), и объясняйте разницу.
Конец конспекта.