Автор: Лесник Татьяна Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Барнаульский городской детско-юношеский центр"
Населённый пункт: город Барнаул Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Опыт инновационной работы МБУ ДО «Барнаульский городской детско-юношеский центр» в сфере гражданско-патриотического воспитания
Раздел: дополнительное образование
Опыт инновационной работы
МБУ ДО «Барнаульский городской детско-юношеский центр»
в сфере гражданско-патриотического воспитания
Дополнительное
образование,
являясь
полноправным
партнером
школьного образования, частью общей системы образования, выступает как
необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю
профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования
детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего
образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует
познавательную
мотивацию
учащихся.
А
главное
-
в
условиях
дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные
способности,
адаптироваться
в
современном
обществе
и
получают
возможность полноценной организации свободного времени.
Наш
центр
–
социально
открытый
педагогический
механизм,
поддерживающий связь с учреждениями других типов: с образовательными
учреждениями района и города в рамках проведения общегородских
мероприятий, а также с учреждениями культуры.
Для решения этой проблемы недостаточно традиционных встреч и
бесед с ветеранами, посещения музеев, необходимо охватывать большее
количество молодежи, использовать современные ресурсы, применять
инновационные формы воспитания. Развитие современных информационных
технологий и их доступность требуют осуществления воспитательного
процесса на более высоком уровне, используя глобальную сеть Интернет.
Одним
из
зарекомендовавших
себя
способов
патриотического
воспитания молодежи является организация и проведение конференций,
фестивалей, конкурсов, семинаров, митингов, акций и других мероприятий
по
гражданскому
и
патриотическому
воспитанию
населения
города
Барнаула.
Одним из инновационных проектов – Всероссийский открытый
образовательный Форум «Дополнительное образование — вне рамок, вне
границ».
В работе Форума приняли участие свыше 1000 работников
дополнительного
образования
детей,
23
делегации
из
12
субъектов
Российской
Федерации:
из
Ангарска
(Иркутская
область),
Бердска,
Новосибирска, Омска, Северска (Томская область), Хабаровска, Южно-
Сахалинска, Горно-Алтайска, муниципальных образований Алтайского края:
Бийска, Рубцовска, Камня-на-Оби. На Форуме были рассмотрены вопросы,
затрагивающие развитие сферы дополнительного образования детей, ее
будущее:
новое
содержание;
перспективы
сетевого
взаимодействия;
подготовка кадров, повышение квалификации и развитие профессиональной
компетентности педагога в современных условиях; формирование новых
организационно-правовых финансово-экономических механизмов.
Участникам
Форума
в
течение
недели
была
предоставлена
возможность принять участие в экскурсионных программах, мастер-классах,
творческих акциях, в выставках и практических семинарах. Кроме того, с
учетом
пожелания
гостей
из
других
регионов,
были
сформированы
индивидуальные
маршруты
посещения
муниципальных
учреждений
дополнительного
образования
детей,
достопримечательностей
нашего
города, учреждений культуры. На Форуме работало 9 секций, одна из
которых
«Гражданско-патриотическое
воспитание
детей
и
молодежи:
технологии, перспективы, сотрудничество».
В пленарном заседании мероприятий с приветственным словом к
участникам обратился Асмолов Александр Григорьевич, директор ФИРО,
академик РАО, доктор психологических наук, профессор.
Почетным гостем стала ректор Государственного образовательного
учреждения Ярославской области «Институт развития образования», доктор
педагогических наук, профессор Золотарева Ангелина Викторовна, которая
осветила актуальные тенденции и перспективы развития дополнительного
(внешкольного, неформального) образования детей в Российской Федерации.
Ангелина
Викторовна
также
приняла
участие
в
работе
секционных
заседаний.
Участники конференции отметили положительный эффект обсуждения
вопросов на пленарном и секционных заседаниях. В рамках Форума издан
сборник материалов, включающий 176 статей.
В целях воспитания у школьников интереса к истории родного города,
любви и уважения к малой Родине, к Отечеству, содействия развитию
практико-ориентированной, исследовательско-аналитической деятельности
педагогов и учащихся; выявления школьников, имеющих интерес к
историческому краеведению, активизации поисковой работы учащихся по
региональной истории, сбору и изучению документальных источников и
музейных экспонатов, материалов по истории своей семьи, города, края
проходит городская историко-краеведческая конференция школьников 5-8
классов «История моего города и края».
В связи с празднованием 70-летия
Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в рамках
городской историко-краеведческой конференции школьников был объявлен
конкурс
исследовательских
работ
по
военно-исторической
тематике
«Великая война – Великая Победа».
При поддержке комитета по образованию города Барнаула проводилась
онлайн-викторина, посвященная Битве под Москвой. В викторине приняли
участие 190 человек из 40 образовательных учреждений города Барнаула.
Направление
по
патриотическому
воспитанию
нашего
Центра
активизирует
целенаправленный
процесс
развития
активного
и
заинтересованного отношения к отечественной истории, ориентирует на
формирование
и
развитие
у
подрастающего
поколения
духовности,
нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и
талант на благо общества и государства.
Совместная работа педагога и учащихся позволяет создать единое
пространство, которое является центром проявления активной жизненной
позиции взрослых и детей. Участие детей и подростков в конкурсах и
фестивалях,
акциях,
научно-практических
конференциях
способствует
формированию гражданской позиции, основных компетенций.