Авторы: Борисова Инга Георгиевна, Черкунова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 70 общеразвивающего вида
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Народные игры в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Инструктор по физической культуре
Борисова Инга Георгиевна
МАДОУ «Детский сад № 70 общеразвивающего вида»
город Великий Новгород
2025 год
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно
важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и
функции организма.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в
жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех
многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все
играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные
сюжетом и правилами игры, направленные на достижение определенной
условной цели. Игры выступают хорошим средством для обучения
основными видами движения и закрепления их, ведь во время игры идёт
многократное повторение бега и ходьбы, лазанья и прыжков, бросания и
ловли, поэтому дети, увлеченные игрой, не теряют интерес к ним.
Возрождение народных подвижных игр и развитие игровой культуры в
целом началось во второй половине девятнадцатого века. Передовые
представители культуры и образования предлагали повсеместно собирать и
описывать народные игры, чтобы донести до будущих поколений
национальный фольклор, обычаи, особенности самовыражения того или
иного народа. Последователи филологов, этнографов и собирателей
фольклора В. И Даля, Е.А Покровского, О.И. Капицы, Г.С.Виноградова, в
целях продолжения исследований, восстановления и систематизации
фольклорного материала.
На основе проведенных изысканий О.И.Капицы, В.М.Григорьева,
Г.М.Науменко народные игры условно были разделены на несколько видов:
Подвижные (спортивные) игры, к которым относятся игры
соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки.
Развивающие силу, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в
пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари»,
«Бубен» и др.).
Обрядовые (календарные) игры – это игры, связанные с
народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся
игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко»,
«Кострома» и др.
Природные игры воспитывают у детей любовь и доброе
отношение к окружающему миру, знакомят с окружающей
природой («Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок»,
«Ворон», «Олень» и др.).
Трудовые или бытовые игры знакомят с каждодневным трудом
наших предков, историческим наследием русского народа
(«Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба
сеяла горох», «Мельница» и др.).
Игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру,
называются игры с ведущим (водящим). Например, «Звонари»,
«Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке».
Игры - забавы - это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и,
в тоже время, несут в себе какую-то информацию и обладают
воспитательным началом. К ним относятся игры «Сорока-сорока»,
«Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла
горох», и др.
Драматические игры (с элементами театрализованных действий)
- это игры, которые требуют от ребенка умения, на время
перевоплотится в какого - то героя игры и выполнять действия,
произносить диалоги, присущие образу («Заинька, выходи»,
«Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и
др.).
Хороводные или круговые. («Заинька», «Каравай», «Ворон»,
«Пирог», «Паучок» и др.). Некруговые или «стенка на
стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.). Хороводы –
шествия или выполнение разного вида движений: завитушки,
змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка»,
«Улитка» и др.)
Издавна игры сопровождали жизнь людей, были неотъемлемой частью
быта и народных празднеств. Детям игры помогали развивать не только
физические навыки, но и приобретать качества, необходимые для
существования в обществе, учиться взаимодействовать друг с другом,
развивать свои коммуникативные навыки.
Дети собирались на деревенской улице или за околицей, чтобы водить
хороводы, петь песни, играть в горелки, салочки, состязаться в ловкости,
играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер - устраивались
катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и
плясками. Для всех народных игр характера любовь русского человека к
веселью и удовольствию. Особенно популярными и любимыми были такие
игры как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры в
«жмурки» была распространена во многих областях России.
Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх.
Это игры, направленные на развитие физических и умственных сил, а также
способностей детей, например, «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.
Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие
сообразительности у детей, а также быстроты реакции, благодаря чему
укрепляют ребенка физически.
Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные
игры. Это игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и
пантомиму. Содержание игры может быть различным, раскрывается в
сюжете песни, который изображают, передвигаясь по кругу. Например, «Шел
козел дорогою», «У дядюшки Трифона».
Взрослым игры помогали снимать физическое и психологическое
напряжение от тяжелого труда на земле, решать различные споры и
притязания. В народных играх отражается менталитет народа, его ценности и
понимание мира.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью
национального, художественного и физического воспитания. Создают
эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Формируют устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны.
Народные подвижные игры можно отнести к традиционным средствам
воспитания. Содержание народных игр выразительно, лаконично и доступно
пониманию ребенка. Игры помогают уточнить представления об
окружающем мире, расширяют кругозор и активизируют работу мысли. В
них ярко отражается образ жизни людей, национальные традиции.
Большинство народных подвижных игр просты и доступны в
исполнении детям дошкольного возраста. Так же характерная особенность
народных игр - движение в содержании игры (бег, прыжки, метания,
передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом
игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется.
Мои занятии по физической культуре изобилуют народными играми.
Чтобы детям было интересней играть в народные игры, они проводятся с
соответствующим музыкальным сопровождением. Самыми востребованными
играми у моих воспитанников являются: «Я рыжая лисица», «Дударь»,
«Чиж», «Заинька», «Гори, гори ясно», «Зоря –заряница», «Золотые ворота»,
«Клубок ниток», «Мотаня» и другие.
Мне очень интересна и близка тема фольклора. В коллективе я нашла
воспитателя, которая поддерживает меня в этом направлении, поэтому мы
взялись за разработку долговременного проекта «Фольклорные праздники в
детском саду». В каждом проводимом празднике нами активно используются
народные игры, хороводы, игры-забавы, песни. Чтобы разнообразить процесс
обучения и развития детей, мы используем процедуру: знакомим и
разучиваем на одной группе материал, который дети этой группы
показывают воспитанникам сада. Работа очень интересная и имеет
колоссальный результат.
Несколько раз мы выходили со своими праздниками в соседние сады.
Также к нам приходили студенты с маркетинга, во время встречи мы
проводили вместе с детьми мастер-класс по фольклорным играм.
Таким образом, народные подвижные игры можно воспринимать как
повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в
движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также можно
рассматривать как педагогическое средство не только социального, но и
физического развития дошкольников.