Напоминание

Народные игры в дошкольном возрасте


Авторы: Борисова Инга Георгиевна, Черкунова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 70 общеразвивающего вида
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Народные игры в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инструктор по физической культуре

Борисова Инга Георгиевна

МАДОУ «Детский сад № 70 общеразвивающего вида»

город Великий Новгород

2025 год

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д.В.Менджерицкая

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой

потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно

важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и

функции организма.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в

жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех

многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все

играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные

сюжетом и правилами игры, направленные на достижение определенной

условной цели. Игры выступают хорошим средством для обучения

основными видами движения и закрепления их, ведь во время игры идёт

многократное повторение бега и ходьбы, лазанья и прыжков, бросания и

ловли, поэтому дети, увлеченные игрой, не теряют интерес к ним.

Возрождение народных подвижных игр и развитие игровой культуры в

целом началось во второй половине девятнадцатого века. Передовые

представители культуры и образования предлагали повсеместно собирать и

описывать народные игры, чтобы донести до будущих поколений

национальный фольклор, обычаи, особенности самовыражения того или

иного народа. Последователи филологов, этнографов и собирателей

фольклора В. И Даля, Е.А Покровского, О.И. Капицы, Г.С.Виноградова, в

целях продолжения исследований, восстановления и систематизации

фольклорного материала.

На основе проведенных изысканий О.И.Капицы, В.М.Григорьева,

Г.М.Науменко народные игры условно были разделены на несколько видов:

Подвижные (спортивные) игры, к которым относятся игры

соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки.

Развивающие силу, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в

пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари»,

«Бубен» и др.).

Обрядовые (календарные) игры – это игры, связанные с

народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся

игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко»,

«Кострома» и др.

Природные игры воспитывают у детей любовь и доброе

отношение к окружающему миру, знакомят с окружающей

природой («Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок»,

«Ворон», «Олень» и др.).

Трудовые или бытовые игры знакомят с каждодневным трудом

наших предков, историческим наследием русского народа

(«Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба

сеяла горох», «Мельница» и др.).

Игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру,

называются игры с ведущим (водящим). Например, «Звонари»,

«Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке».

Игры - забавы - это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и,

в тоже время, несут в себе какую-то информацию и обладают

воспитательным началом. К ним относятся игры «Сорока-сорока»,

«Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла

горох», и др.

Драматические игры (с элементами театрализованных действий)

- это игры, которые требуют от ребенка умения, на время

перевоплотится в какого - то героя игры и выполнять действия,

произносить диалоги, присущие образу («Заинька, выходи»,

«Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и

др.).

Хороводные или круговые. («Заинька», «Каравай», «Ворон»,

«Пирог», «Паучок» и др.). Некруговые или «стенка на

стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.). Хороводы –

шествия или выполнение разного вида движений: завитушки,

змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка»,

«Улитка» и др.)

Издавна игры сопровождали жизнь людей, были неотъемлемой частью

быта и народных празднеств. Детям игры помогали развивать не только

физические навыки, но и приобретать качества, необходимые для

существования в обществе, учиться взаимодействовать друг с другом,

развивать свои коммуникативные навыки.

Дети собирались на деревенской улице или за околицей, чтобы водить

хороводы, петь песни, играть в горелки, салочки, состязаться в ловкости,

играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер - устраивались

катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и

плясками. Для всех народных игр характера любовь русского человека к

веселью и удовольствию. Особенно популярными и любимыми были такие

игры как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры в

«жмурки» была распространена во многих областях России.

Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх.

Это игры, направленные на развитие физических и умственных сил, а также

способностей детей, например, «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.

Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие

сообразительности у детей, а также быстроты реакции, благодаря чему

укрепляют ребенка физически.

Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные

игры. Это игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и

пантомиму. Содержание игры может быть различным, раскрывается в

сюжете песни, который изображают, передвигаясь по кругу. Например, «Шел

козел дорогою», «У дядюшки Трифона».

Взрослым игры помогали снимать физическое и психологическое

напряжение от тяжелого труда на земле, решать различные споры и

притязания. В народных играх отражается менталитет народа, его ценности и

понимание мира.

Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью

национального, художественного и физического воспитания. Создают

эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Формируют устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны.

Народные подвижные игры можно отнести к традиционным средствам

воспитания. Содержание народных игр выразительно, лаконично и доступно

пониманию ребенка. Игры помогают уточнить представления об

окружающем мире, расширяют кругозор и активизируют работу мысли. В

них ярко отражается образ жизни людей, национальные традиции.

Большинство народных подвижных игр просты и доступны в

исполнении детям дошкольного возраста. Так же характерная особенность

народных игр - движение в содержании игры (бег, прыжки, метания,

передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом

игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется.

Мои занятии по физической культуре изобилуют народными играми.

Чтобы детям было интересней играть в народные игры, они проводятся с

соответствующим музыкальным сопровождением. Самыми востребованными

играми у моих воспитанников являются: «Я рыжая лисица», «Дударь»,

«Чиж», «Заинька», «Гори, гори ясно», «Зоря –заряница», «Золотые ворота»,

«Клубок ниток», «Мотаня» и другие.

Мне очень интересна и близка тема фольклора. В коллективе я нашла

воспитателя, которая поддерживает меня в этом направлении, поэтому мы

взялись за разработку долговременного проекта «Фольклорные праздники в

детском саду». В каждом проводимом празднике нами активно используются

народные игры, хороводы, игры-забавы, песни. Чтобы разнообразить процесс

обучения и развития детей, мы используем процедуру: знакомим и

разучиваем на одной группе материал, который дети этой группы

показывают воспитанникам сада. Работа очень интересная и имеет

колоссальный результат.

Несколько раз мы выходили со своими праздниками в соседние сады.

Также к нам приходили студенты с маркетинга, во время встречи мы

проводили вместе с детьми мастер-класс по фольклорным играм.

Таким образом, народные подвижные игры можно воспринимать как

повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в

движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также можно

рассматривать как педагогическое средство не только социального, но и

физического развития дошкольников.



В раздел образования