Напоминание

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»


Автор: Яцук Жанна Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Краснодарский край,г.Крымск
Наименование материала: Статья по функциональной грамотности
Тема: «Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа

формирования функциональной грамотности»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование

функционально грамотных людей.

В образовательных стандартах одной из главной функциональной

грамотности является читательская грамотность.

Сегодня

многие

родители

не

читают

своим

детям

книги,

что

свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей,

потере интереса к литературе, и к книге.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых

идей

и

технологий,

позволяющих

оптимизировать

образовательную

деятельность с современным ребёнком.

Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной

литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала

углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения

образовательной программы, методических рекомендаций к программе в

условиях дошкольного учреждения.

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей

игровой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям

художественной литературы, я оформила книжный уголок, в который внесла в

соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием,

научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о

природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной

прозы и поэзии. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили

полюбившиеся им эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью

плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров использовала

наборы готовых игрушек к сказкам «Три медведя», «Волк и семеро козлят»,

«Репка», «Теремок», «Красная шапочка».

Для драматизации литературных произведений использую элементы

костюмов сказочных героев, маски.

Чтобы

дети

могли

различать

литературные

жанры

приобрела

дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», сказочные

пазлы "Морозко", лото, домино по мотивам фольклорных и авторских

произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору

использую средства других видов искусства, в том числе музыкального. В

группе имеется музыкальная колонка; сборники русских народных аудио

сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты:

деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогает мне

привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках.

Организую ежедневное чтение художественной литературы: сказок,

рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение

иллюстраций.

Периодически в группе организуются выставки книг, на тему моя самая

любимая книга. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях,

развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть

материалы, представленные на занятиях. Еще дети из моей группы очень любят,

когда я провожу игровое занятие "В стране неизведанного", где мы создаем

условия похожие на библиотеку. Дети учатся соблюдать тишину во время

просмотра книг, который выдал им детский "работник библиотеки". Знакомятся

с самим понятием: «библиотека», для чего она создана.

Вместе с детьми мы провели увлекательную экскурсию в библиотеку.

Дети с завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря. Было

проведено интересное занятие про сказочных героев из сказок. Экскурсия

произвела

на

моих

воспитанников

огромное

впечатление.

Уходить

из

библиотеки детям не хотелось.

На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-

эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об

особенностях литературы: о видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и

их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой

выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет:

"Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов разных жанров детской литературы". Оформляем выставки детских

рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой

любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; лепка по

мотивам сказок «Теремок»,

рисование. Организуем с детьми творческие

встречи, литературные викторины. В режимных моментах, на прогулке во

время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте

ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает

окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и

обобщают красоту родной природы.

А ещё у нас работает «мастерская» по ремонту книг, где дети с

удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть,

скотч и др.). Но, наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к

ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для

всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком,

доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед

сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной

работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

Результат

работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители

станут равноправными партнёрами в реализации данной функциональной

грамотности.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у

дошкольников позволяет сформировать у детей:

- эмоциональную отзывчивость;

- активность и объективность читательского воображения;

- умение пересказывать;

- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным,

мотивировка событий, поступков героев;

- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Таким

образом,

можно

сказать,

главное

и

сделать

вывод,

что

функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и

писать,

а

тот,

кто

способен

применять

свои

знания

на

практике

и

усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым

помогать развитию современного общества.



В раздел образования