Автор: Яцук Жанна Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Краснодарский край,г.Крымск
Наименование материала: Статья по функциональной грамотности
Тема: «Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Раздел: дошкольное образование
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа
формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование
функционально грамотных людей.
В образовательных стандартах одной из главной функциональной
грамотности является читательская грамотность.
Сегодня
многие
родители
не
читают
своим
детям
книги,
что
свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей,
потере интереса к литературе, и к книге.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых
идей
и
технологий,
позволяющих
оптимизировать
образовательную
деятельность с современным ребёнком.
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной
литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала
углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения
образовательной программы, методических рекомендаций к программе в
условиях дошкольного учреждения.
Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей
игровой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям
художественной литературы, я оформила книжный уголок, в который внесла в
соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием,
научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о
природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной
прозы и поэзии. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили
полюбившиеся им эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью
плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров использовала
наборы готовых игрушек к сказкам «Три медведя», «Волк и семеро козлят»,
«Репка», «Теремок», «Красная шапочка».
Для драматизации литературных произведений использую элементы
костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы
дети
могли
различать
литературные
жанры
приобрела
дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», сказочные
пазлы "Морозко", лото, домино по мотивам фольклорных и авторских
произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору
использую средства других видов искусства, в том числе музыкального. В
группе имеется музыкальная колонка; сборники русских народных аудио
сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты:
деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогает мне
привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках.
Организую ежедневное чтение художественной литературы: сказок,
рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение
иллюстраций.
Периодически в группе организуются выставки книг, на тему моя самая
любимая книга. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях,
развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть
материалы, представленные на занятиях. Еще дети из моей группы очень любят,
когда я провожу игровое занятие "В стране неизведанного", где мы создаем
условия похожие на библиотеку. Дети учатся соблюдать тишину во время
просмотра книг, который выдал им детский "работник библиотеки". Знакомятся
с самим понятием: «библиотека», для чего она создана.
Вместе с детьми мы провели увлекательную экскурсию в библиотеку.
Дети с завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря. Было
проведено интересное занятие про сказочных героев из сказок. Экскурсия
произвела
на
моих
воспитанников
огромное
впечатление.
Уходить
из
библиотеки детям не хотелось.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-
эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об
особенностях литературы: о видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и
их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой
выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет:
"Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов разных жанров детской литературы". Оформляем выставки детских
рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой
любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; лепка по
мотивам сказок «Теремок»,
рисование. Организуем с детьми творческие
встречи, литературные викторины. В режимных моментах, на прогулке во
время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте
ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает
окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и
обобщают красоту родной природы.
А ещё у нас работает «мастерская» по ремонту книг, где дети с
удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть,
скотч и др.). Но, наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к
ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для
всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком,
доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед
сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной
работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
Результат
работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители
станут равноправными партнёрами в реализации данной функциональной
грамотности.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у
дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным,
мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Таким
образом,
можно
сказать,
главное
и
сделать
вывод,
что
функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и
писать,
а
тот,
кто
способен
применять
свои
знания
на
практике
и
усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым
помогать развитию современного общества.