Напоминание

«Межполушарное взаимодействие: значение развития и корректировка у учащихся младших классов в обучении игре на фортепиано»


Автор: Титарчук Ирина Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Пироговская сел"ьская детская школа искусств
Населённый пункт: Московская область, г.о. Мытищи
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Межполушарное взаимодействие: значение развития и корректировка у учащихся младших классов в обучении игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПИРОГОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая работа на тему:

«Межполушарное взаимодействие: значение

развития и корректировка у учащихся младших

классов при обучении игре на фортепиано»

Составитель: преподаватель по классу фортепиано

Титарчук Ирина Евгеньевна

пос. Клязьминское водохранилище

2025 год

Содержание.

Введение____________________________________________________ 3

Следствия нарушений межполушарного взаимодействия_________4

Синдром дефицита внимания с гиперактивность

________________

_5

Кинезиологические упражнения________________________________7

Данные экспериментов_______________________________________12

Заключение_________________________________________________14

Список используемой литературы_____________________________17

Введение

Развитие межполушарного взаимодействие у ребенка. «Зачем?» - это первый

вопрос, который задают родители. Если коротко, то ответ будет примерно

таким: «Функции между полушариями мозга разделены, но только их

взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека,

координирует работу всех органов восприятия». Что такое межполушарное

взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм

объединения

Левого

Полушария

и

Правого

Полушария

в

единую

интегративную, целостно работающую систему, который формируется под

влиянием как генетических факторов, так факторов, которые принято

называть – окружающая среда. За что же отвечает каждое из полушарий?

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –

гуманитарное, образное, творческое – отвечает за:

обработка невербальной информации, эмоциональность;

музыкальные и художественные способности;

ориентация в пространстве;

способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток,

юмор);

обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

воображение;

отвечает за левую половину тела.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое.

отвечает за:

логика, память;

абстрактное, аналитическое мышление;

обработка вербальной информации;

анализ информации, делает вывод;

отвечает за правую половину тела.

Только

взаимосвязанная

работа

двух

полушарий

мозга

обеспечивает

нормальную работу всех психических процессов. Если межполушарное

взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка

информации и, как следствие, у ребенка возникают сложности в обучении,

как в дошкольный, так и школьный периоды:

проблемы в письме

устной речи

запоминании

счете как в письменном, так и в устном,

а так же в целом восприятии учебной информации

«Что с этим делать? Можно ли помочь ребенку преодолеть это нарушение?»

- следующие вопросы, задаваемые родителями. И здесь ответ будет

утвердительным.

ШАГ 1: нейропсихологическая диагностика (с 3 лет), чтобы не пропустить

первичные нарушения в развитии ребенка и коррекция/реабилитация была

качественной.

ШАГ 2: коррекционно-развивающая работа с нейропсихологом, которая

выстраивается на основе полученных данных именно о Вашем ребенке.

ШАГ 3: специалист подбирает упражнения для развития межполушарного

взаимодействия, которые выполняются не только на занятиях, но и в

качестве домашних заданий.

ШАГ 4: нужно понять и принять, что «волшебной таблетки» не существует, а

упорство и труд – все перетрут!!

Следствия нарушений межполушарного взаимодействия

Нейропсихологи

утверждают,

что

нарушение

межполушарного

взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения

и письма.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно

связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями

головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот

миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы

мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.

Если

нарушается

проводимость

через

мозолистое

тело,

то

ведущее

полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба

полушария начинают работать без связи! Многочисленные исследования

показали, что у большинства детей ведущим полушарием является правое, а

левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное

эмоциональное

реагирование,

координация

работы

зрительного

и

аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком

состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или

глазами, возникают сложности с речью. Трудности в обучении такого типа

возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией

созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.

(Есть специальный тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и

предрасположенности к дислекии и дисграфии.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам

пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в

произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого

пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он

предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии

нарушения межполушарного взаимодействия.)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Одним из наиболее распространенных расстройств поведения и развития у

детей в последние десятилетия является синдром дефицита внимания с

гиперактивностью

(СДВГ).

Количество

детей

с

таким

синдромом

угрожающе растет. Первичным дефектом для большинства из них является

функциональная

недостаточность

субкортикальных

(стволовых

и

подкорковых) структур мозга

Для СДВГ характерны три обязательных симптома:

дефицит

внимания,

который

проявляется

в

виде

повышенной

отвлекаемости, колебаний внимания, трудности концентрации внимания,

снижении

избирательности

и

объема

внимания,

недостаточности

произвольного контроля;

● гиперактивность, то есть высокая двигательная активность, осуществление

бесцельных

непрерывных

движений,

что

является

своеобразным

компенсаторным механизмом, направленным на преодоление дефицита

активационных влияний со стороны подкорково-стволовых структур мозга

на кору больших полушарий;

импульсивность,

обусловленная

слабостью

процессов

торможения,

проявляющаяся в трудностях планирования своих действий, т. е. в поведении

по принципу «здесь и сейчас», когда поступки опережают намерения.

Уровень когнитивного развития у детей с СДВГ может колебаться от нормы

до задержки психического развития. Такие дети нуждаются в длительной

комплексной медико-психолого-педагогической помощи, направленной в

первую очередь на коррекцию обозначенных выше дефицитарных функций,

а также на развитие других психических функций, которые вторично могут

страдать вследствие этой ситуации.

Как же можно помочь такому ребенку?

Первым делом обратиться к специалисту - нейропсихологу. И делать

специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и

развитие

межполушарных

связей.

Ежедневная

игра

на

музыкальном

инструменте в течение нескольких лет может служить прекрасным средством

коррекции.

В ходе систематических занятий по

кинезиологическим

программам у

ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи,

улучшаются

память,

концентрация

внимания,

пространственные

представления. Все упражнения

нужно выполнять вместе с детьми,

постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполнение этих

упражнений непременно поможет детям в формировании межполушарных

связей. А так же кинезиологические упражнения являются антистрессовыми

для преподавателей и родителей!

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного

взаимодействия (мозолистого тела)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,

синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность,

способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и

письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель

по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно

использовать:

ускорение темпа выполнения,

выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами

(исключение речевого и зрительного контроля),

подключение движений глаз и языка к движениям рук,

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

1. «Уши». Цель: энергетизация мозга. Мягко

расправить

и

растянуть

одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх –

наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

2. «Колечко». Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия

(мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы

рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,

средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца

к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В

начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Кулак-ребро-ладонь». Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия

(мозолистого

тела),

произвольности

и

самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола,

последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь

сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на

плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем

по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение

выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками

вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку

помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или

про себя.

4.

«Лезгинка». Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия

(мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает

левую

руку

в

кулак,

большой

палец

отставляет

в

сторону,

кулак

разворачивает

пальцами

к

себе.

Правой

рукой

прямой

ладонью

в

горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого

одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен

позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5. «Лягушка. Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия

(мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на

стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка).

Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

6. «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого

тела),

произвольности

и

самоконтроля. Соединить

(скрестить)

руки

ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе.

Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться

точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны

участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять

упражнение в парах.

7. «Ухо-нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия

(мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают

левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное

ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять

положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного

взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля,

элиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги.

Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать

одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При

выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

9. Дыхательные упражнения. Цель: активизация работы стволовых

отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом

для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки,

остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют

мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через

левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга,

способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую

ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга,

способствует решению рациональных задач.

2-ий вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-

пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На

выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза.

На выдохе: мо-ме-мэ-му.

10. Глазодвигательные упражнения. Цель: развитие межполушарного

взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования

пространства.

1-ый вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.

Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз,

направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по

диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала

на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около

переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с

фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным

по длительности предшествующему движению. При отработке

глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка

рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки

и т. д. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание"

взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их

несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

2-ой вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.

Отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо,

налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям);

сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием.

На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем

удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки

дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным

выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или

плотно сжатыми челюстями.

11. «Постукивание». Цель: энергетизация мозга, активизация

нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в области вилочковой железы

(отвечает за иммунитет в организме -на грудине) в форме легкого

постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.

12. Дыхательное упражнение. Цель: активизация работы стволовых

отделов мозга, ритмирование правого

полушария, энергетизация мозга. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь

большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с

усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение

повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает

эффект. Упражнение так же помогает в точном запоминании важной и

сложной информации.

13. Дыхательное упражнениеДж. Эверли (Everly G. S.). Цель: активизация

работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого

полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения,

ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных

сокращений. Регулярное систематичное (1-2 недели) выполнение данного

упражнения сформирует своего рода антистрессовую установку.

Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и

менее разрушительно для Вас. Закрыть глаза, положить левую руку на пупок,

а правую руку сверху так, как Вам удобно. Вообразить внутри себя надувной

резиновый шарик (визуализация). На вдохе представлять, как воздух входит

через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом

руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области живота, должно

переходить в среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность

вдоха должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее

можно увеличить до 3 секунд. Задержать дыхание (не более 2 секунд).

Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох.

Продолжать повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно».

Продолжительность выдоха должна длиться не менее 3-4 секунд. Повторить

это четырехфазовое упражнение не более 3-5 раз. При головокружении

необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз сократить

продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять

утром, днем и вечером, а также в стрессовой ситуации.

14. Методика стирания стрессовой информации из памяти

(визуализация). Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед

собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку.

Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо

забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.

д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно

«стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до

тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите

проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если

картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и «стирайте» до

ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно

повторить.

Данные исследований

Многочисленные исследования (Ж. М. Глозман( центр детской психологии)

и А. Е. Павлов психолог -

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ НА КОГНИТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

) достоверно подтвердило,

что один год занятий музыкой влияет на развитие пространственных и

кинетических функций у детей младшего школьного возраста. Обучение игре

на музыкальном инструменте стимулирует развитие внимания, функций

программирования и контроля произвольной деятельности. Важность этих

качеств ни у кого не вызывает сомнений! В контексте музыкальных занятий -

практически все выдающиеся музыканты-исполнители отмечают важнейшую

роль этих функций. Например, известный музыкальный педагог Г. Г. Нейгауз

считал, что исполнение музыки в первую очередь требует сосредоточенности

на цели, навыков постановки таких целей, планирования и контроля их

достижения,

сформированных

критериев

качества

результатов.

Таким

образом, занятия музыкой активизируют у детей развитие большинства

психических функций и межполушарных

(межфункциональных) связей,

особенно в период до 9–10 лет, пока мозг ребенка пластичен, пока не

завершены процессы костно-мышечного формирования. Т. Б. Юдовина-

Гальперина( детский педагог с мировым именем), автор уникальной

методики

музыкального

обучения,

учитывающей

особенности

физиологического развития детей и отклонений этого развития, в течение

многих лет занималась музыкой с детьми с различными патологиями и

получала очевидные коррекционные результаты.

Согласно результатам, автоматизация движений происходит у детей,

занимающихся музыкой, в 1,5 раз быстрее, и в отличие от детей контрольной

группы у них не было зафиксировано случаев упрощения программы. Кроме

того,

дети

из

КГ

в

4

раза

чаще

допускали

кинестетические

и

пространственные ошибки (обратное положение ребра, недоведение позы до

нужного положения, например, неплотное сжимание кисти в кулак). Анализ

выполнения графической пробы «забор», в которой необходимо было

дорисовать строку по образцу, показал, что все дети- «музыканты»

выполнили эту пробу до конца, тогда как 15% первоклассников из КГ,

нарисовали только часть строки, что указывает на слабость у них функции

программирования и контроля. В качестве дополнительного критерия

сравнения рассматривалось относительное увеличение высоты строчки от

первого

элемента

к

последнему,

которое

служит

компенсацией

для

переключения с одного элемента на другой.

Количественный анализ

результатов пробы на восприятие и воспроизведение ритмических структур,

направленной на определение уровня сформированности слуховой сферы,

слухо-моторных координаций, показал достоверно лучшее ее выполнение

детьми-«музыкантами». Задание на определение количества ударов в

ритмическом конструкте и исполнение ритмов по речевой инструкции

выполнялось

одинаково

первоклассниками

из

обеих

групп.

Задача

воспроизведения ритмических структур по слуховому образцу значительно

успешнее решалась детьми, занимающимися музыкой. Из них 30% учащихся

допустили всего по одной ошибке, тогда как в контрольной группе 50%

детей не смогли воспроизвести около половины ритмов. Российские

психологи( специалисты в нейропсихологии) Н. Корсакова, Н. Ю. Микадзе

считают

эту

пробу

очень

информативной

в

диагностическом

и

прогностическом (прогноз) смысле.

Заключение

Общепризнанным является тот факт, что особую роль в созревании мозга

играют движения пальцев рук. Практически в каждую коррекционно-

развивающую программу включены упражнения для развития мелкой

моторики с целью ускорения развития сенсомоторных и речевых зон, памяти,

интеграционных мозговых процессов. Каждое прикосновение пальцев к

предметам вызывает возбуждение в коре головного мозга, прикосновение же

в различных аппликатурных комбинациях к клавишам, струнам, при котором

рождается большое разнообразие звуков, гармоний, вызывает значительно

большее эмоциональное возбуждение за счет комплексности сенсорных

притоков. Кинезиологические упражнения очень схожи с упражнениями при

занятиях в классе фортепиано! Причем при обучении игре на музыкальных

инструментах это происходит каждый день в течение многих лет.

Одной из особенностей большинства детей с задержкой психического

развития

является

недостаточная

координация

движений.

Любое

произвольное действие обеспечивается сложной функциональной системой,

включающей такие процессы, как синтез информации о предстоящем

действии,

формирование

двигательной

задачи,

выбор

двигательных

автоматизмов для ее реализации, постоянная сенсорная коррекция. Игра же

на любом музыкальном инструменте (в том числе на фортепиано) требует

участия практически всех уровней построения движения. При этом точность,

своевременность, синхронность движений, в которых задействованы опорно-

двигательная система, большое количество мышц, обеспечивается за счет

мультимодальной сенсорной коррекции (поступающих от сенсорных органов

в мозг) сигналов. Например, проблема ритма в музыкальном исполнении –

это проблема сотых и тысячных долей секунды. В процессе занятий музыкой

у детей активно развивается музыкальный слух, включающий такие

специфические

компоненты,

как

звуковысотный,

мелодический,

полифонический, темброво-динамический, ритмический. Это то ли не

взаимодействие

всех

систем

межполушарных

связей?

Результаты

исследований

свидетельствуют

о

том,

что

объем

слуховой

коры,

активирующийся при восприятии музыки, у музыкантов на 30% больше, чем

у немузыкантов. Ритмический слух играет значимую роль в развитии памяти

и интеллекта. Ритм является существенной характеристикой не только

музыки, но и речи, которая требует способности разделять поток звуков на

перцептивные

единицы.

Понимание

структуры

ритма

аналогично

пониманию структуры дробей и пропорций в математике. Сравнительные

исследования зрительной и вербальной (словесной) памяти у детей,

занимающихся музыкой, и детей-«немузыкантов» показали, что обучение

музыке улучшает вербальную память. Ребенок с музыкальным слухом легче

и быстрее овладевает устной и письменной речью.

Доказано, что занятия музыкой положительно влияют на развитие речи и

навыки чтения у детей с дислексией.

Качественный

анализ

исследований

показал

тенденцию

к

более

интенсивному

формированию

межполушарного

взаимодействия

у

первоклассников, занимающихся музыкой, влияние занятий музыкой на

когнитивное развитие детей младшего школьного возраста.

Список используемой литературы

1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика,

обследование письма и чтения младших школьников. Москва: В. Секачев,

2008.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения:

нейропсихологический подход. С.-Петербург: Питер, 2008.

3. Глозман Ж. М., Павлов А. Е. Влияние занятий музыкой на развитие

пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного

возраста // Психологическая наука и образование. 2007.

4. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети:

нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших

школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2001.

5. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта / пер. с англ. Л. М. Щукин. Минск: Попурри,

1999.

6. Маляренко Г. Ю. Музыка и мозг ребенка. Тамбов: Тамбовский

государственный университет им. Г. Р. Державина, 1988.

7. Маляренко Т. Н., Кураев Г. А., Маляренко Ю. Е. Развитие электрической

активности мозга у детей 4-х лет при пролонгированном усилении

сенсорного притока с помощью музыки // Физиология человека, 1996.

8. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. С.-

Петербург: Питер, 2008.

9. Панюшева Т. Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных

исследований // Асимметрия. 2008.

10. Пермякова М. Е. Влияние занятий музыкой на психическое развитие

ребенка // Психологический вестник Уральского федерального университета:

сб. статей: вып. 10. Екатеринбург: УрГУ, 2013.

11. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов.

Москва: Академический проект; Трикста, 2008.

12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в

детском возрасте. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / отв. ред. Э. А.

Голубева и др. Москва: Наука, 2003.

14. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. С.-

Петербург: Союз художников.2002г.



В раздел образования