Напоминание

Методический сборник


Автор: Коскова Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Двинская СОШ №28
Населённый пункт: с. Трошково
Наименование материала: Сборник текстов для проведения диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка
Тема: Методический сборник
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Двинская средняя общеобразовательная школа №28

(МБОУ Двинская СОШ №28)

Сборник текстов

для проведения диагностики уровня сформированности

коммуникативных УУД обучающихся

на уроках русского языка

Автор-составитель:

Коскова Галина Владимировна

учитель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.

УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1. Что такое умения коммуникации 5

1.2. Условия формирования умений коммуникации 5

1.3.

Содержание общих умений коммуникации 8

1.4.

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие

общих умений коммуникации 9

1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся 10

2.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОММУНИКАЦИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 12

2.1. Порядок проведения диагностики. 12

2.2. Оценивание работ. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

ЛИТЕРАТУРА 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (ТЕКСТЫ) 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ) 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Кодификатор умений коммуникации) 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Шкала оценки сформированности

общих умений коммуникации) 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Критерии шкалы оценки)

40

2

ВВЕДЕНИЕ

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют

и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ОГЭ и ЕГЭ,

разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные

стандарты для ООО и СОО. Одним из важнейших направлений модернизации

российского

образования

является

обновление

его

содержания.

Федеральные

государственные образовательные стандарты основного общего образования ориентируют

на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не

только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

Сегодня важно не

столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать

у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей

практической жизни. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к

ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся

умения учиться. Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется

анализировать и перерабатывать информацию.

На протяжении всего курса обучения

школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой

задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Качество усвоения знаний определяется именно многообразием и характером видов

универсальных действий. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается

по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения,

которые развиваются в результате этой деятельности. Учебные предметы гуманитарного

цикла, на мой взгляд, особенно русский язык и литература, наиболее благоприятны для

формирования универсальных учебных действий.

Каковы способы формирования и отслеживания в учебном процессе важнейших

социальных умений? Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать

предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации,

универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас стоит остро и перед

педагогической наукой, и перед учителями – предметниками.

Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место

занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом

передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим

3

условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного,

плодотворного общения в целом.

Считаю, что данная работа может являться методическим инструментарием как для

молодых педагогов, так и для педагогов, работающих над проблемой развития

коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

4

1

.

УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1. 1. Что такое умения коммуникации

Умения коммуникации рассматриваются как необходимый компонент содержания

современного образования. Необходимо уметь отличать умения коммуникации от

коммуникативных умений, коммуникативных способностей, коммуникативных навыков,

в понятие которых, как правило, включаются умения, связанные с правильным

выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека (умение выбрать

нужную

интонацию,

умение

сопереживать

собеседнику,

предугадать

реакцию

собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный

способ

обращения

и

т.

п.),

а

также

умения

исполнения

речи,

общительность(коммуникабельность).

Под умениями коммуникации в процессе обучения ребенка в школе понимаются

такие способы деятельности, которые позволяют человеку оформлять свои мысли в

тексты и понимать содержание чужих текстов. Отталкиваясь от видов речи (говорение и

письмо) и способов их восприятия (слушание и чтение), выделяют следующие общие

умения коммуникации:

умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;

умение оформить свои мысли в письменный текст;

умение

слушать,

вникать

в

суть

услышанного

и

поставить

вопрос

к

услышанному;

умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

Задача формирования умений коммуникации обучающихся стоит прежде всего

перед начальной школой, то есть к окончанию четвертого года обучения у каждого

ребенка умения слушать и читать с пониманием, а также излагать свои мысли устно и

письменно должны быть в целом сформированы, и в основной школе речь идет уже о

совершенствовании навыков, о мастерстве.

1.2. Условия формирования умений коммуникации

В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия

формирования умений. Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова–Меллер, И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин и другие ученые показали, что всякое умение формируется в деятельности,

причем в совместной деятельности обучающихся и учителя. На деятельностный характер

5

приобретения умения указывает и теория поэтапного формирования умственных действий

П.Я.Гальперина.

В.К.Дьяченко, М.А.Мкртчян, Г.А.Цукерман, развивая идеи о необходимости

сотрудничества в обучении, показали, что для всестороннего развития школьников и

успешного освоения ими знаний, умений и навыков крайне важную роль играет также

сотрудничество учащихся между собой.

Первое условие формирования какого-либо умения: необходимо ученика регулярно,

последовательно включать в совместную с другими обучающимися деятельность по

овладению данным умением. Ребенку недостаточно быть простым наблюдателем за

действиями другого, ему нужно знать, «как это делается».

Важным условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

Это доказали в своих работах Б.З.Вульфов, В.В.Давыдов, Т.Ф.Ушева, Г.А.Цукерман.

только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает

связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека.

Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что

и делает возможным освоение новых знаний и умений.

Вторым условием формирования умений является создание в учебном процессе

возможности для осуществления рефлексии каждого обучающегося над ходом освоения

им того или иного умения.

Усвоение целостного умения от частного к общему является третьим условием для

успешного формирования умения. Чтобы обеспечить процесс формирования умения,

необходимо проанализировать его структуру, четко представить, из каких элементов

(операций) оно складывается, определить наиболее целесообразную последовательность

отдельных элементов.

Умения осваиваются регулярно и распределены по времени. Освоение умений

происходит путем многократного повторения упражнений. Выполнять упражнения

необходимо до тех пор, пока умения не будут доведены до автоматизма, затем можно

переходить к более сложным действиям. Это четвертое условие формирования умения.

Наконец, в качестве пятого условия

называют положительную мотивацию к

выполнению, применению умения. У обучающихся должна быть внутренняя мотивация и

внешняя инструкция, создающая установку. Для создания мотивации важно, чтобы

тренируемое умение было включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для

обучающегося, ученик должен знать результаты выполнения действий, понимать общий

принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие.

6

Данные условия могут быть сформулированы и как руководство к деятельности

учителя. Опираясь на понятие умений коммуникации, необходимо уточнить специфику их

формирования. Сущность процесса формирования умений коммуникации заключается в

целенаправленном последовательном обеспечении:

- регулярной, распределенной по времени деятельной включенности учащегося в

различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками

учебно-воспитательного процесса (каждый учащийся регулярно включен в ситуации,

когда он должен слушать, читать, излагать определенные вопросы письменно или устно);

-регулярной

рефлексии

деятельности

учащегося

в

ситуациях

коммуникации

(осознание связи между умениями коммуникации школьника и успешностью его действий

в ситуациях коммуникации);

- постановки в соответствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных

задач по развитию умений коммуникации учащегося – в совместном обсуждении

учащегося со специалистом.

Таким образом, формирование умений коммуникации, по сути, не связано с

определенным предметным содержанием и может осуществляться на всех предметах за

счет особой организации учебно-воспитательного процесса.

1.3. Содержание общих умений коммуникации

1.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к

услышанному включает следующие микроумения:

- ставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание

слушаемого текста);

- выделять смысловые части текста;

- выделять главную мысль (мысли) текста;

- понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и

адекватно реагировать;

- извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

- высказывать свое мнение относительно слушаемого текста.

7

2. Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)

складывается из следующих микроумений:

- читать словами, бегло вслух, бегло про себя;

- читать осознанно;

- читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от речевой

ситуации;

- ставить цель чтения;

- выделять в тексте ключевые слова;

- выделять непонятные слова;

- толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

- выделять в тексте понятное и непонятное;

- отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста;

- отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание

текста);

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

- находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- подтверждать свое суждение примерами из текста;

- выделять главную мысль (мысли) текста;

- выделять смысловые части текста;

- озаглавливать абзацы (смысловые части) текста, составлять план текста;

- извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде;

- формулировать выводы на основе прочитанного;

- выполнять краткий и подробный пересказ прочитанного.

3. Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения

включает в себя следующие микроумения:

- выбирать объем высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

- определять границы содержания темы4

- формулировать название (тему0 своего текста четко, компактно;

- при изложении мыслей

придерживаться определенного плана и темы;

- грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения – в текст;

- излагать мысли тезисно;

- формулировать выводы из собственного текста;

- подбирать к тезисам соответствующие примеры, аргументы, факты;

8

- пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

4. Умение оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без

искажения складывается из следующих микроумений:

-писать; формулировать название (тему) своего текста четко, компактно;

-определять границы содержания темы;

- выбирать объем текста в зависимости от ситуации и цели общения;

- составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

- при изложении мыслей придерживаться темы и определенного плана;

- излагать мысли тезисно;

- подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

- имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщать и оформлять выводы;

- пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

- грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

1.4. Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие общих

умений коммуникации

1. Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения

слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному:

-

интерпретация услышанного (в форме плана текста, конспекта, собственного

текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста;

выполнить краткий или подробный пересказ и т.п.), схемы, таблицы, рисунки и т.п.);

- поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста;

- поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;

- анализ устного ответа товарища;

- критика устного ответа товарища;

-постановка вопросов, направленных на понимание и обсуждение слушаемого

текста;

- формулировка собственных выводов на основе услышанного и формулировка

собственного отношения к услышанному.

2. Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения

самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием):

- поабзацное чтение и изучение текстов с составлением плана в постоянных парах и

парах сменного состава;

9

- интерпретация прочитанного (в форме плана текста, конспекта, собственного

текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста;

выполнить краткий или подробный пересказ и т.п.), схемы, таблицы, рисунки и т.п.);

- поиск верных и неверных утверждений по содержанию прочитанного текста;

- поиск ответов на заданные вопросы в читаемом тексте;

- анализ прочитанного текста;

- критика прочитанного текста;

-

постановка вопросов, направленных на понимание и обсуждение прочитанного

текста;

- формулировка собственных выводов на основе прочитанного;

- формулировка собственного отношения к прочитанному.

3. Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения

оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения:

- выступление с докладом от малой группы; анализ и коррекция доклада;

-выступление заданного объема на определенную тему, анализ и коррекция

выступления;

- устный пересказ текста, краткий или подробный; анализ и коррекция пересказа;

- устный анализ текста (ответа, сочинения товарища, художественного, научно-

популярного текста и т.п.);

- высказывание собственного отношения к прочитанному или прослушанному

тексту, факту, событию и т.п.

4. Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения

оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения:

- составление предложений, текстов, по опорным словам, и (или) по вопросам;

- письменный пересказ (изложение) текста, краткий или подробный; последующий

анализ и коррекция написанного;

- письменное изложение доклада малой группы; последующий анализ и коррекция

доклада;

- письменное изложение определенного вопроса заданного объема; последующий

анализ и коррекция написанного;

- письменный анализ текста (ответа, сочинения товарища, художественного, научно-

популярного текста и т.п.); последующий анализ и коррекция написанного.

1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:

10

- осознанно и бегло читать различные виды текстов;

- составлять различные виды планов текста;

- составлять конспекты текста (лекции, текста учебника и т.п.)

- выделять главную мысль текста, определять тему текста;

- извлекать информацию, содержащуюся в тексте в явном и неявном виде;

- интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию; формулировать

выводы на основе явной и скрытой информации;

- производить анализ языковых средств, элементов текста;

- формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение текста;

- самостоятельно создавать различные виды текстов, письменных и устных.

11

2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ

Умения коммуникации – особый компонент содержания образования, и его освоение

требует иных процедур, чем, например, освоение предметных знаний. Ученик осваивает

умения коммуникации не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как

правильно работать с учебником или конспектировать лекцию, а за счет включенности в

соответствующую

деятельность

и

последующее

рефлексивное

переосмысление

собственных действий. Для успешного формирования умений коммуникации каждый

школьник регулярно должен оказываться в специально организованных ситуациях, когда

ему необходимо: самостоятельно (в паре /в малой группе) изучать текст; излагать

определенные темы другому устно; получать некоторые темы из рассказа другого;

излагать

определенные

темы

письменно.

Но

учитель

не

может

одновременно

присутствовать в каждой паре или группе, и тогда его могут заменить специальные

учебно-дидактические средства: вопросники, алгоритмы, памятки, особым образом

оформленные тексты. (Приложение 1)

Данные учебно-диагностические средства, по сути дела, заменяют учителя как

носителя предметного содержания и организатора коммуникации, они регламентируют

порядок действий, задают ход мышления, указывают, какие операции необходимо

выполнять школьникам при работе с текстом, организуют понимание, оформление

учащимися текстов.

Работа по формированию умений коммуникации происходит на учебном занятии не

вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навыков, за счет специальных

форм и видов работы с предметным содержанием.

В своей работе хочу более подробно остановиться на проводимой мною диагностике

умений читать с пониманием и излагать мысли письменно. Данную диагностику я

провожу в течение пяти лет, т.е., когда в пятый класс приходят дети, освоившие ФГОС

начального общего образования.

2.1. Порядок проведения диагностики.

В первую очередь была сформулирована цель данной диагностики – выявление

уровня сформированности общих умений коммуникации (умения самостоятельно изучать

литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в письменной форме)

учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки дальнейших

12

образовательных задач. Данную диагностику я провожу два раза в год: в начале учебного

года (сентябрь – октябрь) и ближе к его завершению (апрель – май).

Во-вторых, мне был необходим инструментарий, позволяющий проводить данную

диагностику. Поэтому я воспользовалась работой кандидата педагогических наук Ольги

Валентиновны Запятой «Образовательный мониторинг», но, к сожалению, в ее

методических рекомендациях представлены примерные тексты только для 5-7 классов.

Поэтому для дальнейшей работы тексты я подбирала самостоятельно. При выборе текстов

для старшеклассников также использовала тексты публицистического и научного стилей,

так как стиль речи и тип текста влияет на формулировку заданий. Например, если выбрать

для работы текст – описание, то могут возникнуть затруднения с формулировкой заданий,

проверяющих умение находить в тексте информацию, заданную в неявном виде

(определение темы, главной мысли). С особой осторожностью также следует отбирать

отрывки из художественных произведений, поскольку они не адаптированы для подобной

работы. Возможно использование фрагментов учебников по разным предметам (история,

биология, физика и т.п.).

Оптимальный объем текста для двухчасовой (2 урока) работы в 5-х классах – от 90-

110 слов, в 6-7-х классах – от 120-150 слов, и в 8-9-х классах – 160-200 слов. Как показала

практика, в течение отведенного времени ученики успевают выполнить весь объем

заданий, не испытывая при этом значительной учебной усталости.

При составлении серии диагностических работ, которые выполнялись одними и

теми же учениками, учитывала, что задания входной и итоговой работ должны быть

однотипными, так как цель анализа полученных результатов – увидеть степень изменения

уровня

сформированности

определенного

умения

у

отдельно

взятого

ученика.

(Приложение2)

При явно выраженной положительной динамике для последующих работ

целесообразно выбирать более сложные тексты и видоизменять задания.

В

ходе

диагностики

выполняемых

учениками

работ

проверяется

уровень

сформированности следующих умений:

- находить в тексте информацию, заданную в явном виде;

- делить текст на смысловые части;

- находить информацию, заданную в неявном виде;

- определять тему, главную мысль текста;

- озаглавливать текст и смысловые части текста;

13

- объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информацию, найденную в

тексте;

- формулировать собственное мнение по проблемам, поднимаемым в тексте,

привлекая для аргументации дополнительные сведения;

-воспроизводить письменно прочитанный текст: подробно, с соблюдение авторской

логики, не искажая фактов, без речевых ошибок.

При проверке письменного текста рекомендуется исправлять орфографические и

пунктуационные ошибки, но не оценивать за это работу, так как в текстах могут

встречаться слова и предложения с еще не изученными орфограммами и пунктограммами.

Перед началом выполнения работы учитель проводит краткий инструктаж с

обучающимися, где знакомит их с условиями и порядком проведения работы. В

частности, необходимо пояснить, что работа выполняется самостоятельно, можно задать

учителю вопросы по ее оформлению, но не по содержанию. Каждый ученик для

выполнения работы получает два бланка. Бланк №1 – это бланк с текстом и заданиями к

нему. Бланк №2 – это чистый лист для письменного воспроизведения текста. К заданию

на письменное воспроизведение текста ученик приступает лишь после сдачи бланка №1

учителю. Перед сдачей ученик может записать в бланке №2 составленные им заголовок и

план.

По результатам проверки заполняется специальная таблица – кодификатор умений

коммуникации, к которому прилагается шкала оценки сформированности общих умений

коммуникации (Приложение 3).

Она позволяет отследить уровень сформированности

общих умений коммуникации каждого ученика (сумма баллов в столбце), уровень

сформированности отдельных умений, образовательные дефициты каждого ученика. Если

у педагога нет возможности на этапе планирования и на самом занятии работать с каждым

учеником, анализ данной схемы позволяет условно объединить учеников в одноуровневые

группы для более эффективной работы над конкретными умениями. Сумма баллов в

строке показывает, на какие умения в первую очередь необходимо обратить внимание в

данной учебной группе.

2.2. Оценивание работ.

Хочу внести некоторые дополнения к оцениванию заданий.

Каждое верно выполненное задание в работе оценивается от 1 до 3 баллов,

выполненное частично – в 1-2 балла невыполненное, неверно выполненное - 0 баллов.

Исключение составляют задания на разделение текста на смысловые части и их

озаглавливание, где допускается одна неточность (при этом ученик получает 1 балл).

14

Неточность – это когда при делении текста на части ученик не нарушил логику, но его

ответ отличается от предложенных в примерных вариантах ответов.

Особые трудности вызывает проверка задания по озаглавливанию текста и его

смысловых частей, а также задания на формулирование главной мысли текста. заголовок

текста и заголовки абзацев могут отражать либо тему (о чем текст?), либо главную мысль

текста (с какой целью автор создавал текст? Что хотел сказать?). допускается

односложный заголовок текста. односложный заголовок абзаца считается ошибочным, он

носит формальный характер и не отражает главного в содержании микротекста.

Допускаются заголовки абзацев в вопросительной форме либо в виде цитаты из текста

(если в ней заключена главная мысль абзаца). Поскольку задание на озаглавливание

смысловых частей текста весьма сложное, при его выполнении допускается одна

неточность (недостаточная информативность в заголовке, некорректно построенное

высказывание).

На вопросы задания на нахождение в тексте информации, заданной в явном виде,

учащийся может дать верный ответ как своими словами, так и словами текста.

Особые критерии оценивания могут применяться к заданиям, требующим не только

ответов на вопрос, но и подбора доказательств, подтверждающих верность суждения (с

опорой на текст). В таком задании помимо одного балла за ответ на вопрос, по одному

дополнительному баллу выставляется за каждое верное доказательство. Задание на

объяснение значения слова или фразы предполагает, что дать правильный ответ ученик

должен на основе анализа контекста. Это задание не направлено на проверку умения

пользоваться словарем.

При оценивании письменного воспроизведения текста учитываются степень

подробности, логика изложения, отсутствие фактических и речевых ошибок. Каждый

критерий оценивается в 1 балл. По нормам воспроизведения текста подробным следует

считать пересказ, при котором сохранены все основные события или основная

информация и объем полученного текста составляет не менее 70% исходного. Если в

работе не ставилась задача внесения изменений (например, пересказ от другого лица), то

авторский стиль должен быть сохранен.

При проверке работы первоначально баллы выставляются на полях работы в бланке

№1 и под написанным изложением в бланке №2. По результатам диагностики

выставленные баллы заносятся в схему анализа работы, которая составлена таким

образом, что в ней уже частично присутствуют критерии оценивания каждого задания, а

15

также прописывается максимальное количество баллов, которое можно набрать, выполняя

работу.

На основании полученных результатов (суммы баллов по столбцам) делается вывод

об уровне сформированности у каждого ученика общих умений коммуникации. Можно

говорить о трех уровнях (низкий, средний, высокий) сформированности общих умений

коммуникации; умений понимать текст; умений воспроизводить текст письменно без

искажений. В основе характеристики уровней

лежит степень выраженности умения. В

количественном отношении уровни определяются следующим образом:

- высокий (устойчивый) уровень – 80% заданий и выше

- средний (неустойчивый) уровень – 45-80% заданий

- низкий (начальный) уровень – менее 40% заданий

Сравнение схем анализа входной и итоговой диагностики позволяет отследить

динамику формирования общих умений коммуникации и микроумений за прошедший

период

Создание условий для эффективного развития коммуникативных учебных действий

требует

существенных

изменений

в

программно-методическом

обеспечении

и

в

организации учебного процесса. Для того чтобы любой учитель – предметник мог

осуществлять деятельность по формированию умений коммуникации школьников,

необходимы:

- соответствующие учебные программы и учебно-дидактические средства;

- технологии учебного процесса и предметные методики, позволяющие организовать

взаимодействие обучающихся на занятии, включать каждого школьника в процессы

коммуникации;

-

разработанные

и

апробированные

процедуры

отслеживания

динамики

формирования умения (учета, контроля, рефлексии).

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

является

неотъемлемой

частью

языкового

образования

в

школе.

Именно

языковая

и

коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого

общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме,

аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. В ходе

наблюдений и ведения мониторинга выработались определенные рекомендации по

развитию коммуникативных универсальных учебных действий, которыми хотела бы

поделиться с коллегами:

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос

задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий

и групповой работы для освоения материала.

3. Составьте для учеников различные алгоритмы и памятки по работе с текстом.

4. Организовывая любой вид работы на уроке, напомните ребятам о правилах

ведения дискуссий, беседы, о нормах и правилах составления собственных текстов.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу,

переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности

развития.

Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы

какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи,

чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»,

ручейки живой мысли. И действительно, мы не вбиваем знания в головы детей, а

стараемся

пробудить

ученика,

раскрыть

его

личность,

вовлечь

в

раздумье,

познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только

одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы

уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом, несомненно,

помогут сформированные коммуникативные УУД.

17

ЛИТЕРАТУРА

1.

Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал

«Народное образование» № 4/2012 г., с.153

2.

Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий

у учащихся 5-7 классов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 71 с.

3.

М.А.Мкртчян, Запятая О.В., Лебединцев В.Б. и др. Теория и технология

коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанц. учеб. пособие.

Красноярск: Гротеск, 2005.

4.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

5.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273 от

29.12.2013.

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

5 класс

ТЕКСТ 1 (входная работа)

1.

Прочитай текст.

Первые

владения

богатых

людей

на

Руси

назывались

вотчинами,

имели

хозяйственное значение и обеспечивали хозяев всеми необходимыми продуктами.

Помещик жил в деревянном доме. Посуда и мебель были достаточно простыми. Со

временем жизнь помещиков изменилась. Они стали строить модные особняки, разбивали

сады и парки, копали пруды и каналы, строили беседки, заводили новую мебель, покупали

посуду и книги. Имения крупных помещиков стали называться усадьбами. В центре

усадьбы строился барский дом, к нему примыкали хозяйственные постройки, их называли

флигелями. Там размещались кухни, кладовые, погреба, жилые помещения для прислуги,

мастерские и даже псарни и конюшни. В каждой усадьбе была своя церковь. Большое

внимание уделялось парку. Перед домом была его открытая часть с клумбами и газонами,

а дальше по аллеям можно было углубиться в самый настоящий лес. В парках ставили

беседки, павильоны, мостики.

2.

Озаглавь текст и запиши заголовок.

3.

Раздели текст на четыре смысловые части.

4.

Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.

5.

Найди в тексте и дай толкование следующих слов:

А) Что такое вотчина?

Б) Что такое усадьба?

В) Что такое флигеля?

6. найди в тексте ответы на вопросы и запиши их:

А) Зачем нужны были флигеля?

Б) Перечисли, из чего состояли усадьбы помещиков.

В) Чем парк отличался от обычного леса?

7. Что общего между вотчинами и усадьбами, а чем они различаются?

8. Сформулируй и запиши тему текста.

9. Как ты думаешь, что нам хотел автор сказать этим текстом?

10. Перечитай текст и подготовься к подробному письменному пересказу с

соблюдением абзацев.

19

5 класс

ТЕКСТ 2 (итоговая работа)

1.Прочитай текст.

В старые времена жизнь простых крестьян была тяжелой. Они рубили лес, сеяли

овес, пшеницу, ходили на охоту, ловили рыбу. Зимой занимались подготовкой к летним

работам. Жилище крестьян в разных районах строилось из разного материала. На юге это

были мазанки – домики, построенные из веток, обмазанных глиной. На севере – избы,

чтобы уберечься от лютых морозов, их строили из дерева. Чтобы уберечь тепло в зимнюю

стужу, дом делали низким, наполовину врытым в землю. Центральное место занимала

печь. Она давала тепло, в ней готовили пищу. Посуда была деревянной. Шкафов у

крестьян не было, вещи лежали на широких полках под потолком, которые называли

полати. Вечером комнату освещала лучина или свеча. Проходили годы, столетия.

Менялась жизнь крестьян, но она всегда оставалась связана с землей и природой. Отсюда

и традиционные народные праздники, любимые всем народом.

2. Озаглавь текст и запиши заголовок.

3. Раздели текст на 4 смысловые части.

4. Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.

5. Найди в тексте и дай толкование следующих слов:

А) Что такое мазанка?

Б) Что такое полати?

В) Что такое изба?

6. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши:

А) В чем разница между жилищами крестьян, живших на юге и на севере?

Б) При помощи чего крестьянские жилища освещались по вечерам?

В) Что делали крестьяне, жившие на севере, чтобы сохранить лютой зимой

тепло в домах?

7. Как ты понимаешь высказывание: «…Жизнь крестьян… всегда оставалась

связана с землей и природой»? как с этим связаны традиционные народные

праздники? Назови, если знаешь, такие праздники.

8. Сформулируй и запиши тему текста.

9. Как ты думаешь, что нам хотел автор сказать этим текстом?

10. Перечитай текст и подготовься к подробному письменному пересказу с

соблюдением абзацев.

20

6 класс

ТЕКСТ 1 (входная работа)

1.

Прочитай текст.

Совокупность всех неровностей земной поверхности называется рельефом. Вы уже

знаете, что есть рельеф всей Земли – возвышенности материков и впадины океанов.

Каждая из этих частей тоже обладает своим рельефом. Есть рельеф и у каждой страны.

Изучение рельефа страны очень важно. Во-первых, от него зависит природа тех или иных

районов. Вы, наверное, сами видели, как весной на южном склоне холма уже цветут

цветы, а на северном еще лежит снег. Это тем более верно для больших территорий,

природные зоны которых в значительной степени зависят от их рельефа. Во-вторых,

изучение рельефа позволяет определить, где и какие искать полезные ископаемые – те,

самой

природой

созданные

вещества,

которые

мы

перерабатываем

в

изделия

промышленности. Например, в горах часто находят рудные месторождения. Из добытой

там руды выплавляют металлы. На равнинах чаще встречаются нерудные полезные

ископаемые, прежде всего нефть, уголь, торф. Эти полезные ископаемые образовались из

остатков древних растений и животных, которые по большей части жили на равнинах.

2.

Озаглавь текст и запиши заголовок.

3.

Раздели текст на смысловые части.

4.

Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по

порядку.

5.

Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их.

А) Что такое рельеф?

Б) Что входит в рельеф всей Земли?

В) какие месторождения чаще всего находят в горах?

Г) Где чаще всего встречаются нерудные полезные ископаемые?

6. Опираясь на данные текста и собственные сведения, напиши, почему важно

изучать рельеф?

7. Сформулируй и запиши тему текста.

8. Сформулируй и запиши главную мысль текста.

9. Перечитай текст и подготовься к подробному письменному пересказу с

соблюдением абзацев.

21

6 класс

ТЕКСТ 2 (итоговая работа)

1.

Прочитай текст.

На политических картах мира изображены все имеющиеся на Земле государства и

территории. Каждое из них раскрашено красками особого цвета. Если собрать карты

разных лет, то по ним можно проследить историю человечества. Можно встретить карты,

где современные крупные государства раздроблены на десятки мелких. Достаточно

однотонные карты отражают времена, когда свыше половины стран находились в

колониальной зависимости. А карты последних лет будут особенно пестрыми, потому что

в мире сейчас более ста шестидесяти независимых государств, среди которых есть

большие и малые, высокоразвитые промышленные и развивающиеся. Считается, что все

они обладают равными правами во взаимоотношениях. На деле же это не так. Все

особенности развития стран отражены на политических картах. Политические карты

отражают процессы и явления, которые происходят во внутренней жизни отдельных

стран, частей света, и отношения между различными странами. Интересно, что сами эти

процессы и явления относятся к истории, экономике и другим общественным наукам, а

результаты отражаются в географии.

2.

Озаглавь текст и запиши заголовок.

3.

Раздели текст на смысловые части.

4.

Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по

порядку.

5.

Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их.

А) Что изображено на политических картах мира?

Б) Какие времена отражены на достаточно однотонных картах?

В) Почему карты последних лет будут достаточно пестрыми?

Г) Что отражают политические карты мира?

6. Как ты понимаешь фразу: «…сами эти процессы и явления относятся к

истории, экономике и другим общественным наукам, а результаты отражаются в

географии»?

7. Сформулируй и запиши тему текста.

8. Сформулируй и запиши главную мысль текста.

9. Перечитай текст и подготовься к подробному письменному пересказу с

соблюдением абзацев.

22

7 класс

ТЕКСТ 1 (входная работа)

1.Прочитай текст.

Редкая скрипка поет, как скрипки, изготовленные более трехсот лет назад великим

итальянским мастером Антонио Страдивари. Первый музыкальный инструмент он сделал

в тринадцать лет, а последний изготовил в девяносто с лишним лет. За свою долгую

трудовую жизнь Страдивари сделал больше тысячи скрипок, а это значит, что он работал

невероятно быстро, изготовляя каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Главной

особенностью

этих

инструментов

был

мощный,

глубокий

звук.

Пели

скрипки

удивительным, неподражаемым голосом, который очень напоминал человеческий голос с

его бесконечными, неожиданными оттенками. Многие замечательные музыкальные

мастера пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари.

получались скрипки-близнецы, как две капли похожие на скрипки великого мастера.

Сходство было во всем, кроме звука. Разгадку этой тайны надо искать не только в дереве,

из которого изготовлены бесценные, удивительные скрипки Страдивари, не только в

многочисленных секретах мастера. Главный секрет Страдивари в том, что внутри него

жила музыка, жил голос его скрипки. И этот голос просился наружу, как просится голос

певца. Из сотен звучащих оттенков поющего дерева он выбирал те, которые складывались

в певучий, неповторимый тон его скрипок. Наверное, он слышал, как прекрасным,

завораживающим голосом еще не сделанная скрипка поет музыку Баха, Вивальди,

Генделя. Может, он даже слышал в ее голосе музыку, которая еще не была написана.

Такой музыки ждала его скрипка и дождалась. Этот таинственный сильный голос внутри

мастера и называется талантом.

Выполни задания 2,3, 4 в паре

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

4.Перескажи напарнику подробно текст. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

5. Раздели текст на пять абзацев, озаглавь полученные части и запиши их.

6. Найди в тексте единственно правильный ответ на каждый вопрос.

1) Кто такой Страдивари?

23

А) Великий итальянский мастер Б) Великий мастер

В) Итальянский скрипач Г) Великий музыкант

2) Во сколько лет он сделал свой первый инструмент?

А) 10 лет Б) 12 лет В) 14 лет Г) 13 лет

3) Что было главной особенностью инструментов Страдивари?

А) Пели удивительным голосом Б) Бесконечные оттенки

В) Мощный, глубокий звук Г)Готовились целый месяц

4) Имена каких известных композиторов называются в тексте?

А) Бах, Вивальди, Гендель Б) Бах, Моцарт, Бетховен

В) Свиридов, Мендельсон, Шопен Г) Бах, Вивальди, Лист

7а) Прочитай выражение: «…Внутри него жила музыка, жил голос его

скрипки… Этот таинственный сильный голос внутри мастера называется

талантом». Выбери верное утверждение.

А) является основной мыслью текста Б) Не является основной мыслью

текста

В) такой мысли нет в тексте Г) Главная мысль выражается в

другом предложении

7б) обоснуй свой выбор в п.7а письменно

8.

Выпиши из текста ключевые слова.

9.

Придумай и запиши вопрос на понимание одной из мыслей, заключенных

в тексте.

10.

Изложи письменно близко к тексту отрывок текста, начиная со слов:

«Разгадку этой тайны…»

24

7 класс

ТЕКСТ 2 (итоговая работа)

1.

Прочитай текст

Вот на сцене театра поднялся занавес, и вы увидели цветы, деревья, домик, а вдали –

горные вершины, небо, облака… конечно, все это не настоящее, это декорации. В глубине

сцены – огромная картина, расписанная на голубом холсте масляными красками, - задник.

Между задником и передним краем сцены – рампой – размещаются подвесные декорации

– падуги. Они могут быть из фанеры и изображать деревья, скалы, колонны, стены домов.

Может быть на сцене и почти настоящий дом с лестницами, дверями, балконами. Это

архитектурная декорация. Декорации, даже очень сложные и громоздкие, меняют быстро,

за несколько минут, в перерыве между действиями спектакля. Задник и падуги

поднимаются вверх или опускаются вниз, архитектурные декорации отъезжают в

стороны, а на их месте появляются новые. Все это делают специальные механизмы. На

сцене вы можете увидеть свет луны, восход солнца, блеск молнии, мягкий свет старинных

фонарей. Эти и другие световые эффекты достигаются при помощи многочисленных

осветительных приборов. Театр существует очень давно. Но в разные времена у разных

народов сцена выглядела по-разному. Были сцены вообще без всяких декораций, без

занавеса, без специального освещения. Актеры своей игрой показывали, где они

находятся – в лесу, во дворце или в лодке, качающейся на волнах. Или место действия

условно обозначалось каким-нибудь предметом. В старину в некоторых театрах были

постоянные декорации. Они не менялись, какую бы пьесу ни ставили. А потом появились

сменные декорации и сложные театральные машины, которые могли менять место

действия прямо на глазах у публики: превращать хижину во дворец, пустыню – в

цветущий сад, изображать бурю, землетрясение. Современный театр использует все самые

интересные

и

выразительные

способы

оформления

сцены,

которые

придумали

художники-декораторы и театральные машинисты за долгую историю театра. А иногда

актеры играют на сцене без декораций, как было в театре Шекспира.

Выполни задания 2,3, 4 в паре

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

25

4.Перескажи напарнику подробно текст. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

5. Раздели текст на пять абзацев, озаглавь полученные части и запиши их.

6. Найди в тексте единственно правильный ответ на каждый вопрос.

1) Что такое декорация?

А) Театр Б) Место действия В) Оформление сцены Г) Световой эффект

2) Найди ошибочное утверждение: Декорации бывают:

А) Постоянные Б) Сезонные В) Архитектурные Г) Задник

3) Как актеры без декораций показывают место действия?

А) Своей игрой Б) Словами В) Никак не показывают Г) Рисуют

4) Чем отличается театр Шекспира от других театров?

А) В нем были сменные декорации Б) В нем были постоянные декорации

В) В нем не было световых эффектов Г) В нем не было декораций

7а)

Прочитай

выражение:

«Современный

театр

использует

все

самые

интересные и выразительные способы оформления сцены, которые придумали

художники-декораторы и театральные машинисты за долгую историю театра».

Выбери верное утверждение:

А) Является основной мыслью театра

Б) Не является основной мыслью текста

В) Такой мысли нет в тексте

Г) Главная мысль выражается в другом предложении

7б) Обоснуй свой выбор в п.7а письменно.

8. Выпиши из текста ключевые слова.

9. Придумай и запиши вопрос на понимание одной из мыслей, заключенных в

тексте.

10.

Изложи письменно близко к тексту отрывок текста, начиная со слов:

«Театр существует очень давно» до слов «… изображать бурю, землетрясение».

26

8 класс

ТЕКСТ 1 (входная работа)

1.

Прочитай текст.

Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и

особенно усердно занимался итальянским и французским языками и для практики

пробовал

переводить.

Случайно

попалась

ему

тоненькая

книжка

знаменитого

французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и

дубе, которая ему очень нравилась. Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец.

Пришлось ему поступать на службу в тверской губернский суд. В одиннадцать лет он был

в чине подканцеляриста. У него было свое место за столом, заваленным бумагами, и его

уже называли Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил

пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник-

повытчик не раз бил его. Крылов уже перечитал все, что было в отцовском сундуке.

Жадно читал все, что попадалось под руку, что можно было достать. Приходили в Тверь и

журналы, в них говорилось иногда о трудной жизни крепостных крестьян, высмеивалось

невежество, чванство дворян, их тупое безразличие к наукам. Умный, наблюдательный

мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он видел, как его сослуживцы

обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а виноватым оказывался

бедняк. Службу и своего начальника Крылов возненавидел. Ему шел уже четырнадцатый

год. Широкоплечий, рослый подросток с умными серыми глазами, он казался гораздо

старше своих сверстников. Оставаться в Твери он больше не хотел и уговорил мать уехать

в Петербург, где надеялся еще поучиться, познакомиться с писателями, увидеть

настоящий театр. «В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех

талантов, всех искусств». Природа сказала ему: «выбирай любое», — так много лет

спустя писал о нем один из его друзей. И действительно, Крылов мог бы стать

замечательным актером, быть выдающимся художником: он прекрасно рисовал,

мастерски играл на скрипке. У него были большие способности к математике. Но Крылов

решил стать писателем.

(Н. Шер)

Выполни задания 2,3, 4 в паре

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

27

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

4.Перескажи напарнику подробно текст. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

5. Раздели текст на смысловые части, озаглавь их.

6. Выпиши из текста ключевые слова.

7. Сформулируй и запиши основную мысль текста.

8. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их:

А) Что свидетельствовало о трудолюбии маленького Крылова?

Б) Какие обязанности выполнял Ванюша в губернском суде?

В) О чем поведали ему книги?

Г) За что возненавидел Крылов службу?

Д) Почему Крылов уезжает в Петербург?

Е) Что автор пишет о способностях Ивана Андреевича?

9. Придумай и запиши вопрос на понимание основной мысли текста.

10. Прочитай текст еще раз и подготовься к подробному изложению.

28

8 класс

ТЕКСТ 2 (итоговая работа)

1.

Прочитай текст.

Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружен

множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Книги встречают нас в

самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно

совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми –

гражданами своей страны. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к

нам в комнату со страниц любимых книг. Мы пересекаем экватор на фрегате «Паллада» и

вместе с бесстрашным адмиралом Беллинсгаузеном слышим зловещий гул прибоя о

ледяной материк Антарктиды. Мы сталкиваемся с Пугачевым во время бурана и,

взволнованные, видим слезы дикарей Новой Гвинеи, когда они провожают своего

великого защитника и друга Миклухо-Маклая. Мы слышим громовой залп «Авроры» по

Зимнему дворцу… Всего не перечислишь и не расскажешь. Поэтому каждый из нас

волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и

новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? Читайте, читайте и

читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания

книг. Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со

страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая,

представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга,

делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда

перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. Читайте, но

умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы. Сначала учение –

потом чтение… Мощь, мудрость и красота литературы открывается во всей широте перед

человеком просвещенным и знающим. Учитесь у героев книг любить нашу родную

землю. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной

страницы из новой книги.

(по К.Г.Паустовскому)

Выполни задания 2,3, 4 в паре

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

29

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

4.Перескажи напарнику подробно текст. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

5. Раздели текст на смысловые части, озаглавь их.

6. Выпиши из текста ключевые слова.

7. Сформулируй и запиши основную мысль текста.

8. а) Какие факты приводятся для доказательства основной мысли?

б) В каких словах автора содержится вывод?

9. Придумай и запиши вопрос на понимание основной мысли текста.

10. Прочитай текст еще раз и подготовься к подробному изложению.

30

9 класс

ТЕКСТ 1 (входная работа)

1.

Прочитай текст.

Земля, словно гигантское хранилище, таит в себе следы деятельности давно

исчезнувших поколений. Несомненно, где-то сохранились и остатки стеклодеятельных

мастерских. Но где их искать? Очевидно, самые древние из них помещались в Египте, в

Вавилоне, в Ассирии, то есть в странах, издавна знавших секреты изготовления стекла.

Здесь-то их и искали. И в конце концов нашли. Неподалеку от старинной египетской

столицы

Тель–Эль–Амарны

при

раскопках

глубоко

в

земле

была

обнаружена

полуразрушенная стеклодеятельная мастерская. Здесь, под обломками камней, нашли

оборудование: глиняные чаши, глубокие сковороды, тигли с прилипшими ко дну

остатками недоваренного стекла; ложки, которыми мастера брали пробы, стеклянные

палочки разных цветов. Рассматривая все это, ученые могли представить себе, как велась

работа. Стеклянные палочки служили как бы полуфабрикатами. Захватив ложкой немного

огненно-горячего стекла, мастер бросал его на каменный пол и принимался раскатывать

железной скалкой так же, как хозяйка раскатывает тесто. Но хозяйка может не торопиться,

а у мастера – стеклодела времени было очень мало: даже не минуты, а краткие секунды!

Важно было еще не успевшие остыть стеклянные палочки намотать на глиняные стержни.

Мастер укладывал палочки в самых различных сочетаниях, придавая изделию ту форму,

которую он задумывал. Затем он помещал все это вместе с глиняным стержнем в огонь.

Палочки сплавлялись между собой, и создавалось впечатление, что вещь вылеплена из

целого куска стекла. Иногда сверх готового сосуда накладывался узор из цветных

палочек, и снова изделие подогревалось, чтобы припаять палочки к сосуду. Работа

стеклодела требовала мастерства и высокого художественного вкуса. Египетский мастер

тратил много лет, чтобы научиться лепить из стеклянного теста. И чаще всего мастерами

становились люди, имеющие способности художника, скульптора. Они быстро и ловко

создавали прекрасные стеклянные вещи. Вот голубой кувшинчик с желто-коричневыми

волнообразными линиями, а вот сосуд в форме рыбы, ваза, похожая на яйцо… Вероятно,

все же первые стеклянные изделия были грубоватыми, несовершенными. Мастерство

приобреталось опытом многих поколений.

(Б.Дижур)

Выполни задания 2,3, 4 в паре

31

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

4.Перескажи напарнику текст. Выставь балл, поставленный тебе напарником.

5. Раздели текст на смысловые части, озаглавь их.

6. Выпиши из текста ключевые слова.

7. Сформулируй и запиши основную мысль текста.

8. Придумай и запиши вопрос на понимание основной мысли текста.

9. Прочитай текст еще раз и подготовься к подробному изложению части

текста

от

слов:

«

Рассматривая

все

это…»

до

слов:

«Работа

стеклодела

требовала…» .

32

9 класс

ТЕКСТ 2 (итоговая работа)

1.

Прочитай текст.

Галактика – это наш огромный звездный дом. В ней есть Солнце и еще сотни

миллиардов (а может быть, даже триллион!) других звезд. Выходит, что их в Галактике во

много раз больше, чем людей на Земле. И вот такое громадное свое жилище люди

обнаружили не сразу и с немалым трудом. В общих чертах открытие Галактики

завершилось в двадцатом веке. А началом открытия можно, пожалуй, считать те далекие

времена, когда люди обратили внимание на таинственную святящуюся полосу на небе.

Это Млечный Путь. Древнегреческий философ Демокрит высказал гениальную догадку о

том, что Млечный Путь – это множество неярких звезд, которые нам кажутся слившимися

в светящуюся полосу. Потом – такое нередко случалось в истории науки – догадка

Демокрита оказалась забытой на многие века. Млечный Путь «открывали» вновь и вновь:

то объявляли его отражением солнечного света, то говорили, что это светящиеся в небе

земные газы или какое-то скопление звездных паров. Однако постепенно накапливались

точные наблюдения и описания Млечного Пути. Великий астроном Клавдий Птолемей,

живущий во втором веке, оставил потомкам и каталог «неподвижных звезд», содержащий

более тысячи звезд, и подробное описание Млечного Пути. О том, что Млечный Путь –

это действительно множество звезд, твердо заявил Галилео Галилей, когда навел на

светящуюся полосу в небе построенный им первый телескоп. Это было уже в 1610 году.

Однако ни первые телескопические наблюдения, ни многие другие наблюдения,

последовавшие за ними, не прояснили природу Млечного Пути. Еще долго астрономы не

могли разобраться, какое отношение звезды Млечного Пути имеют к нашему Солнцу и

тем ярким звездам, что находятся вблизи него. Затем последовали наблюдения Канта,

Сведенберга и других астрономов. Чрезвычайно большой вклад в открытие Галактики

внес английский астроном Вильям Гершель. С тех пор прошло несколько веков, но много

«темных пятен» было открыто учеными, в том числе и российскими. Но еще не все тайны

раскрыла Галактика: пытливым умам она дает возможность проявить себя.

(по Е.Левитану)

Выполни задания 2,3, 4 в паре

2.Прочитай выразительно текст напарнику. Выставь балл, поставленный тебе

напарником.

33

3. А) Придумай заголовок к тексту Б) Объясни устно свой выбор напарнику.

Выставь балл, поставленный тебе напарником.

4.Перескажи напарнику текст. Выставь балл, поставленный тебе напарником.

5. Раздели текст на смысловые части, озаглавь их.

6. Выпиши из текста ключевые слова.

7. Сформулируй и запиши основную мысль текста.

8. Придумай и запиши вопрос на понимание основной мысли текста.

9. Прочитай текст еще раз и подготовься к письменному пересказу о том, как

открывали Галактику.

34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Алгоритм самостоятельного изучения темы

1.

Запиши название темы в тетрадь.

2.

Прочитай первый абзац текста. Все ли слова тебе знакомы? Если ты не знаешь

значение какого-либо слова, посмотри его в словаре.

3.

Ответь на вопросы первой группы после абзаца. А какие вопросы ты бы задал к

этому абзацу?

4.

Подумай, как можно озаглавить этот абзац? Запиши свой заголовок в тетрадь.

5.

Изучи следующий абзац. Далее действуй по пунктам 2,3,4 этого алгоритма, пока не

изучишь всю тему.

6.

Ответь на вопросы второй группы.

7.

Отложи карточку с темой. Пользуясь только своим планом, попробуй пересказать

изученную тему.

8.

Если ты уверенно можешь ответить на вопросы первой и второй группы и

рассказать тему, пользуясь планом, значит, ты готов рассказать ее учителю.

Алгоритм работы обучающего словарного диктанта (в паре)

1.

Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами

произношения.

2.

Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет – скажи, что оно

означает.

3.

Выслушай, как напарник произнесет слово по слогам орфографически. Если слово

произнесено правильно, твой напарник может записывать его в тетрадь. Если

слово произнесено неправильно - поправь, добивайся правильного произношения.

4.

Проследи, как напарник записывает слово в тетрадь. Записывая, он должен

проговаривать его по словам орфографически.

5.

Теперь поменяйтесь ролями. Поочередно продиктуйте друг другу все слова из

своих карточек.

Алгоритм изучения абзаца в паре (по А.Г.Ривину)

1.

Прочитай напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на

вопрос: «О чем говорится в абзаце?»

2.

Перечитай абзац, объясняя значение каждого нового слова, словосочетания,

предложения.

3.

Какова основная мысль абзаца?

4.

Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.

5.

Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?

6.

Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.

7.

Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?

8.

Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.

35

9.

Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко

отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

ПАМЯТКА

«Как составить план рассказа»

1.

Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

2.

О чем говорится в начале рассказа?

3.

Какие события описаны дальше?

4.

Чем заканчивается рассказ?

5.

Раздели рассказ на смысловые части.

6.

Определи главное в каждой части, отметь в тексте основные предложения.

7.

Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами,

о чем там говорится.

8.

Подбери и запиши заголовок к каждой части.

9.

Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяются

ли заголовки, не пропущено ли что-то важное?

ПАМЯТКА

«Как писать сочинение»

1.

Вдумайтесь в формулировку темы. «Расшифруй» для себя значение каждого слова

темы.

2.

Определи свой замысел.

3.

Реши вопрос стиле и типе (типах) речи.

4.

Собери материал для сочинения.

5.

Составь план будущего сочинения.

6.

Реши, какие средства языка тебе потребуются, подбери ключевые слова.

7.

Напиши сочинение.

8.

Проверь работу по пунктам памятки

9.

Проверь грамотность написанной работы.

ПАМЯТКА

«Как работать с текстом (редактировать)

1.

Прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение в стиле автора.

2.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

3.

Замени в тексте повторяющиеся слова синонимами.

4.

Прочитай предложения. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения.

Исправь ошибки.

5.

Найди в тексте лексические ошибки.

6.

Прочитай работу. Определи, раскрыта ли тема.

7.

Разбей текст на части. Составь план.

8.

Найди в тексте повторяющуюся мысль. Запиши текст в исправленном виде.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кодификатор умений коммуникации, проверяемых в ходе диагностики

5-6 класс

Понимание

Умение читать с пониманием

5 класс

6 класс

Озаглавить текст, смысловые части текста

Разделить текст на смысловые части

Находить в тексте информацию, данную в

явном виде

Находить в тексте информацию, заданную в

неявном

Аргументировать свой ответ, опираясь на

понимание текста

Выделять тему текста

Ответить на вопрос на понимание текста

Воспроизведение

Умение излагать текст письменно

(воспроизводить прочитанный текст

письменно)

Кодификатор умений коммуникации, проверяемых в ходе диагностики 7-9 класс

Воспроизведе

ние

Умение работать с текстом

7 класс

8 класс

9

класс

(нача

ло

года)

Выразительно читать, соблюдая

орфоэпические нормы, выделяя голосом

логические ударения и паузы

Находить в тексте информацию, данную в

явном виде

Понимание

Подбирать заголовок к тексту, частям текста

Обосновать собственное мнение

Высказать оценочное суждение

Обосновать собственное мнение

(письменно)

Находить в тексте ключевые слова

Применять текст для установки причинно-

следственных связей (задать вопрос на

понимание текста)

Воспроизводить прочитанное (устно)

Передача

Излагать текст без искажения в письменном

виде

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации

9 класс

Уровень

сформированности

умений

Понимающие

умения

(задания 2-9)

Умения

воспроизведения

(задание 10)

Общие умения

коммуникации

Высокий

8-11 баллов

6-8 баллов

14-19 баллов

Средний

5-7 баллов

4-5 баллов

8-13 баллов

Низкий

0-4 балла

0-3 балла

0-7 баллов

КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ КОММУНИКАЦИИ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ХОДЕ

ДИАГНОСТИКИ

9 класс

Умение работать с текстом

Номер

задания

Вариант 1

(входная

работа)

Вариант 2 (итоговая

работа)

Восп

роиз

еде

ние

Выразительно читать,

соблюдая орфоэпические

нормы, выделяя голосом

логическое ударение и паузы

(1 балл)

2

Находить информацию,

заданную в явном виде (2

балла)

Пони

мани

е

Подбирать заголовок к тексту,

частям текста (2 балла)

5

Обосновать собственное

мнение (устно) (1 балл)

Высказать оценочное

суждение (1 балл)

7

Обосновать собственное

мнение (письменно) (1 балл)

7

Находить в тексте ключевые

слова (2 балла)

6

Применять текст для

установки причинно-

следственных связей (задать

вопрос на понимание) (1 балл)

8

Пере

дача

Воспроизводить прочитанное

(устно) (2 балла)

4

Излагать текст без искажения

в письменном виде(6 баллов) :

Подробное изложение (2

балла)

Соблюдение логики

изложения (2 балла)

Верное изложение фактов (1

балл)

Отсутствие речевых ошибок (1

балл)

9

38

Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации

8 класс

Уровень

сформированности

умений

Понимающие

умения

(задания 2-9)

Умения

воспроизведения

(задание 10)

Общие умения

коммуникации

Высокий

8-11 баллов

6-8 баллов

14-19 баллов

Средний

5-7 баллов

4-5 баллов

8-13 баллов

Низкий

0-4 балла

0-3 балла

0-7 баллов

КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ КОММУНИКАЦИИ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ХОДЕ

ДИАГНОСТИКИ 8 класс

Умение работать с текстом

Номер

задания

Вариант 1

(входная

работа)

Вариант 2

(итоговая работа)

Восп

роиз

еде

ние

Выразительно читать, соблюдая

орфоэпические нормы, выделяя

голосом логическое ударение и

паузы (1 балл)

2

Находить информацию, заданную

в явном виде (2 балла)

3а,6

Пони

мани

е

Подбирать заголовок к тексту,

частям текста (2 балла)

5

Обосновать собственное мнение

(устно) (1 балл)

Высказать оценочное суждение

(1 балл)

Обосновать собственное мнение

(письменно) (1 балл)

Находить в тексте ключевые

слова (2 балла)

8

Применять текст для установки

причинно-следственных связей

(задать вопрос на понимание) (1

балл)

9

Пере

дача

Воспроизводить прочитанное

(устно) (2 балла)

4

Излагать текст без искажения в

письменном виде(6 баллов) :

Подробное изложение (2 балла)

Соблюдение логики изложения (2

балла)

Верное изложение фактов (1

балл)

Отсутствие речевых ошибок (1

балл)

10

39

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Критерии шкалы оценки

7-9 классы:

Низкий уровень: 0-7 баллов

- чтение текста (менее 90 слов в минуту вслух);

составление простого плана текста; воспроизведение текста только по плану, сохраняя

основную мысль текста (выраженную в явном виде, его стиль и тип, ответы на наводящие

вопросы; нахождение необходимой информации и усвоение ее; выражение своего

отношения к высказыванию.

Средний уровень: 8-13 баллов – выразительное, беглое чтение текста (более 120 слов в

минуту вслух); умение ориентироваться в дополнительной литературе; умение понять и

сформулировать различные виды вопросов на понимание основной мысли текста; умение

аргументировать

свой

ответ,

опираясь

на

понимание

текста

с

привлечением

дополнительной информации.

Высокий уровень: 14-19 баллов – правильное чтение текста (более 140 слов в минуту

вслух); составление различных видов планов (простой, сложный, тезисный) текста, схем,

таблиц и умение пользоваться ими при воспроизведении текста, с сохранением его

основной мысли (выраженной в явном и неявном виде),

нахождение в тексте

необходимой информации и ее систематизация; самостоятельное осмысление содержания

текста; анализ, пересказ текста (подробный, сжатый, выборочный).

Критерии шкалы оценки 5-6 классы:

Низкий уровень: 0-7 баллов

- чтение текста (менее 90 слов в минуту вслух);

составление простого плана текста; воспроизведение текста только по плану, сохраняя

основную мысль текста (выраженную в явном виде, его стиль и тип, ответы на наводящие

вопросы; нахождение необходимой информации и усвоение ее; выражение своего

отношения к высказыванию.

Средний уровень: 8-18 баллов – выразительное, беглое чтение текста (более 120 слов в

минуту вслух); умение ориентироваться в дополнительной литературе; умение понять и

сформулировать различные виды вопросов на понимание основной мысли текста; умение

аргументировать

свой

ответ,

опираясь

на

понимание

текста

с

привлечением

дополнительной информации.

Высокий уровень: 19-23 баллов – правильное чтение текста (более 140 слов в минуту

вслух); составление различных видов планов (простой, сложный, тезисный) текста, схем,

таблиц и умение пользоваться ими при воспроизведении текста, с сохранением его

основной мысли (выраженной в явном и неявном виде),

нахождение в тексте

необходимой информации и ее систематизация; самостоятельное осмысление содержания

текста; анализ, пересказ текста (подробный, сжатый, выборочный).

40

41



В раздел образования