Напоминание

"Принципы работы над музыкальным произведением"


Автор: Гибадуллина Флюра Зуфаровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "МЦДТ г. Челябинска"
Населённый пункт: Город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы работы над музыкальным произведением"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Принципы работы над музыкальным произведением

Разучивание

музыкального

произведения

это

многогранный

и

увлекательный процесс, который требует от обучающегося не только

технических навыков, но и глубокого понимания музыкального языка. На

первых этапах обучения ученики нередко сталкиваются с трудностями в

интерпретации и исполнении, и здесь важную роль играет структура подхода

к освоению материала.

Основные этапы работы над произведением

Процесс работы над произведением можно условно разделить на несколько

ключевых этапов:

Знакомство с произведением: На этом этапе важно не только прочитать

нотный

текст,

но

и

прочувствовать

его.

Изучение

минимальных

исторических и стилистических аспектов произведения может помочь

обучающемуся лучше понять эмоции, которые оно должно передавать.

Разбор нотного текста: Обучающемуся необходимо освоить основные

компоненты музыкальной ткани, такие как мелодия, гармония, ритм и

динамика. Важно проанализировать исполнение каждого инструмента, а

также понять структуру произведения в целом.

Работа над техническими деталями: Это этап, на котором обучающиеся

сосредотачиваются на преодолении технических сложностей, включая

аппликатуру и певучесть исполнения. Обучающиеся должны учиться

осознанно выбирать аппликатурные сочетания, которые лучше всего

подходят для их стиля игры.

Подготовка к исполнению: Это завершающий этап, где обучающийся

готовится к выступлению. Важно, чтобы он смог передать свой

музыкальный замысел, используя все выученные навыки.

Роль педагогического руководства

Для начинающих обучающихся четкое представление о стадиях работы над

произведением часто отсутствует. Поэтому задача педагога состоит в том,

чтобы

организовать

обучение

так,

чтобы

каждая

фаза

максимально

сближалась. Ознакомление с произведением, проводимое педагогом с

активным вовлечением ученика в процесс, создает прочную базу для

дальнейшей работы.

В процессе ознакомления с произведением педагог должен учитывать

уровень музыкальной восприимчивости ребенка и адаптировать подход к его

индивидуальным потребностям. Например, на начальном этапе важно яркое

исполнение преподавателем, которое будет сопровождаться доступными

пояснениями. Это позволит обучающемуся лучше понять выразительность

музыкального языка и подготовит его к более глубокому анализу.

Развитие навыков чтения с листа

Чтение с листа является важным навыком, который следует развивать

параллельно с работой над произведением. Это включает в себя способность

быстро

интерпретировать

ноты,

комбинируя

зрительное

восприятие,

внутреннее слышание и звуковое воплощение. Важно, чтобы обучающиеся

начали осваивать этот навык еще в начале своего обучения, чтобы они могли

свободно читать не только простые мелодии, но и более сложные

композиции.

Чтобы облегчить процесс чтения и восприятия, педагог может использовать

разнообразные упражнения, включая быстрое восприятие типичных нотных

фигур, развитие внутреннего слышания и связи между зрительным и

слуховым восприятием. Например, на первых этапах обучающимся хорошо

помогают мелодии, знакомые им со слуха; это позволит осознать структуру и

ритмику.

Заключение

Работа над музыкальным произведением — это многослойный процесс,

который требует терпения и времени. Успех в этом деле зависит не только от

технических навыков ученика, но и от грамотного педагогического подхода,

который включает в себя старательное и последовательное развитие каждого

аспекта музыкального исполнения. Тем самым, шаг за шагом, обучающийся

сможет достичь гармонии в своем музыкальном звучании и уверенности в

публичном исполнении.

Список литературы:

Заграшев, В.Н. Основы музыкальной интерпретации. – Москва: Музыка,

2005.

Бенедиктова, Д. Музыкальное творчество и его особенности. – Санкт-

Петербург: Композитор, 2010.

Калинина, Е. Техника исполнения и музыкальная выраженность. –

Москва: Искусство, 2008.

Розен, Ч. Музыка и смысл. – Москва: Музыка, 2002.

Сарранин,

И. Анализ

музыкального

произведения:

от

замысла

к

исполнению. – Киев: Киевская школа музыки, 2015.

Лебедев, П. Эстетические аспекты музыкального исполнения. – Москва:

Издательство РГГУ, 2018.

Григорьев,

А. Музыкальная

интерпретация:

теории

и

практики.

Екатеринбург: Уралмарт, 2013.

Яковлева, Н. Методика работы над музыкальным произведением. –

Новосибирск: Сибирское воспитание, 2016.



В раздел образования