Автор: Гришина Валентина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Красноволжская СОШ"
Населённый пункт: Республика Марий Эл п. Октябрьский
Наименование материала: Классный час
Тема: Семья и школа
Раздел: начальное образование
КЛАССНЫЙ ЧАС: СЕМЬЯ И ШКОЛА – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОГО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Цель: Формирование у учащихся понимания неразрывной связи
между семьей и школой как ключевых институтов социализации и
развития личности, а также осознание важности их эффективного
взаимодействия для успешной учебной деятельности и личностного
роста.
Задачи:
1. Образовательные:
o
Актуализировать представления учащихся о функциях
семьи и школы в жизни человека.
o
Определить общие цели и задачи семейного и школьного
воспитания.
o
Раскрыть значение сотрудничества семьи и школы для
успешного обучения и адаптации ребенка.
2. Развивающие:
o
Развивать критическое мышление и умение анализировать
информацию.
o
Формировать навыки конструктивного диалога и
аргументации своей точки зрения.
o
Развивать способность к саморефлексии и осознанию
собственной роли в процессе обучения и воспитания.
3. Воспитательные:
o
Воспитывать уважение к семейным ценностям и институту
школы.
o
Формировать чувство ответственности за собственное
обучение и поведение.
o
Побуждать к активному участию в жизни класса и школы.
Целевая аудитория: Учащиеся средней школы (7-9 классы).
Форма проведения: Интерактивная беседа с элементами дискуссии,
мини-тренинга, работой в малых группах.
Продолжительность: 45-60 минут.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово учителя (5-7 минут)
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами поговорим о теме, которая
касается каждого из нас напрямую. Тема нашего классного часа –
“Семья и школа”. На первый взгляд, это два совершенно разных мира:
один – это те, кто дал нам жизнь, кто нас любит и поддерживает, а
другой – это место, куда мы приходим учиться, где мы получаем
знания и навыки. Но так ли они далеки друг от друга? Действительно
ли эти два мира существуют параллельно, или они тесно связаны и
влияют друг на друга?
В психологии и педагогике существует понятие социализация –
процесс, в ходе которого человек усваивает социальные нормы,
ценности, знания и навыки, необходимые для жизни в обществе. И
семья, и школа являются важнейшими институтами социализации.
Сегодня мы попытаемся разобраться, как именно эти институты
взаимодействуют, какую роль они играют в нашей жизни, и как их
сотрудничество может способствовать нашему успешному развитию.
II. Актуализация представлений о семье и школе (10-15 минут)
Вопрос к аудитории:
•
Когда вы слышите слово “семья”, какие ассоциации у вас
возникают? Что для вас означает семья? (Учащиеся отвечают,
учитель фиксирует ключевые понятия на доске: любовь,
поддержка, дом, безопасность, родные люди, забота,
взаимопомощь, традиции).
Вы очень точно подметили! Семья – это, прежде всего, люди, которые
нас любят, поддерживают, дают нам чувство безопасности и
принадлежности. Это место, где формируются наши первые
представления о мире, где мы учимся общаться, где закладываются
основы нашей личности. Семья выполняет множество важных
функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую,
рекреационную, коммуникативную, эмоциональную.
•
А теперь давайте подумаем о школе. Что для вас означает
школа? Какие ассоциации приходят на ум? (Учащиеся отвечают:
учеба, знания, уроки, учителя, друзья, одноклассники, домашние
задания, оценки, развитие, будущее).
Действительно, школа – это место, где мы получаем систематические
знания, развиваем свои интеллектуальные способности, учимся
взаимодействовать в коллективе, находим друзей. Школа выполняет
образовательную, развивающую, воспитательную функции. Она
готовит нас к жизни в обществе, к выбору будущей профессии.
III. Поиск общих целей и задач (10-15 минут)
Итак, мы видим, что и семья, и школа играют огромную роль в нашем
развитии. Но задумывались ли вы, есть ли у них общие цели?
Работа в малых группах (по 3-4 человека):
Предлагаю вам сейчас, работая в группах, подумать и обсудить:
1. Какие общие цели, на ваш взгляд, преследуют семья и школа в
отношении ребенка?
2. В чем могут заключаться задачи семьи и школы, которые
помогают достичь этих общих целей?
(Группы обсуждают 5-7 минут. Затем представители групп озвучивают
свои идеи. Учитель фиксирует их на доске, обобщает и
комментирует).
Возможные ответы учащихся и комментарии учителя:
•
Общая цель: Счастливый и успешный ребенок.
o
Комментарий: Да, и семья, и школа стремятся к тому,
чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя уверенно,
был доволен своей жизнью. Успешность может
трактоваться по-разному: в учебе, в общении, в
самореализации.
•
Общая цель: Формирование гармоничной личности.
o
Комментарий: И семья, и школа работают над тем, чтобы
ребенок вырос разносторонне развитым, нравственным,
социально адаптированным человеком.
•
Задача семьи: Воспитание нравственных качеств, уважения
к старшим, формирование ценностей.
o
Задача школы: Формирование культуры поведения,
уважения к законам и правилам, развитие этических норм.
o
Комментарий: Здесь мы видим явное совпадение. Семья
закладывает фундамент нравственности, а школа его
укрепляет и развивает в контексте более широкого
социального взаимодействия.
•
Задача семьи: Поддержка в учении, создание условий для
занятий.
o
Задача школы: Обучение, передача знаний, развитие
учебных навыков.
o
Комментарий: Семья обеспечивает необходимую базу –
место для учебы, помощь в выполнении домашних
заданий, эмоциональную поддержку. Школа же является
профессиональным институтом, который систематически
передает знания.
•
Задача семьи: Развитие интересов, талантов ребенка.
o
Задача школы: Стимулирование познавательной
активности, выявление и развитие способностей.
o
Комментарий: И семья, и школа заинтересованы в том,
чтобы ребенок нашел себя, раскрыл свои таланты. Школа
часто выступает в роли “первооткрывателя”, а семья
поддерживает и развивает начатый путь.
Вывод: Мы видим, что цели семьи и школы во многом совпадают.
Обе структуры стремятся к тому, чтобы ребенок вырос счастливым,
успешным, нравственным, всесторонне развитым человеком,
способным к самореализации и интеграции в общество.
IV. Значение взаимодействия семьи и школы (15-20 минут)
Теперь, когда мы понимаем общие цели, давайте поговорим о том, как
семьи и школа могут работать вместе, чтобы достичь этих целей.
Почему так важно, чтобы семья и школа сотрудничали?
Мини-тренинг “Мост между домом и школой”:
Представьте, что семья – это один берег реки, а школа – другой. Как
мы можем построить надежный мост между ними? Что для этого
нужно?
(Учитель предлагает учащимся по очереди назвать “кирпичики” этого
моста – элементы взаимодействия).
Возможные “кирпичики” моста:
•
Открытое общение: Регулярный контакт между родителями и
учителями. Это может быть:
o
Индивидуальные беседы: Родительские собрания,
встречи один на один с учителем или классным
руководителем.
o
Обратная связь: Учитель информирует родителей об
успехах и трудностях ребенка, а родители делятся важной
информацией о состоянии здоровья, настроении,
проблемах ребенка.
o
Использование современных средств
связи: Электронные дневники, чаты, электронная почта.
•
Единый подход к воспитанию:
o
Согласование требований: Учителя и родители должны
стараться придерживаться схожих требований к
поведению, дисциплине, режиму дня. Например, если в
школе требуют выполнять домашнее задание после школы,
то и дома важно создать для этого условия.
o
Единые ценности: Обсуждение и трансляция общих
моральных ценностей.
•
Взаимная поддержка:
o
Поддержка учителя со стороны родителей: Доверие к
профессионализму учителя, участие в жизни класса и
школы (например, помощь в организации мероприятий).
o
Поддержка родителей со стороны школы: Понимание
семейных трудностей, оказание методической помощи
родителям в вопросах воспитания и обучения, проведение
консультаций.
•
Информированность:
o
Родители информированы об учебном процессе: О
программах, требованиях, успехах своего ребенка.
o
Школа информирована о ситуации в семье: О
возможных причинах проблем ребенка, о его семейном
окружении.
•
Совместная деятельность:
o
Участие родителей в школьных
мероприятиях: Праздники, конкурсы, экскурсии.
o
Совместные проекты: Например, семейные творческие
конкурсы, спортивные соревнования.
Дискуссия:
•
Почему, на ваш взгляд, отсутствие такого взаимодействия или
его формальный характер могут негативно сказаться на
ребенке? (Учащиеся рассуждают, учитель подводит к выводу о
возможных последствиях: двойные стандарты,
неопределенность для ребенка, снижение мотивации к учебе,
поведенческие проблемы, чувство незащищенности).
•
А как вы думаете, какие позитивные изменения происходят,
когда семья и школа работают сообща? (Учащиеся отмечают:
повышение успеваемости, улучшение поведения, формирование
положительной самооценки, уверенность ребенка в поддержке
взрослых, более полное раскрытие его потенциала).
IV. Роль ученика в системе “семья-школа” (10-15 минут)
Мы много говорили о роли семьи и школы. Но не стоит забывать и о
самом главном участнике этого процесса – о вас, учениках! Какова
ваша роль в построении этого взаимодействия?
Вопрос к аудитории:
•
Что вы можете сделать сами, чтобы наладить контакт между
вашей семьей и вашей школой? Как вы можете помочь этому
“мосту” быть крепче?
(Учащиеся предлагают свои идеи).
Возможные идеи учащихся и комментарии учителя:
•
Быть честным с родителями и учителями: Рассказывать о
своих успехах и неудачах, о своих трудностях.
o
Комментарий: Это основа доверия. Когда вы открыты,
взрослые могут вам помочь.
•
Выполнять домашние задания и требования учителей: Это
показывает вашу ответственность и уважение к труду учителей и
к усилиям родителей.
o
Комментарий: Ваша ответственность – это уже вклад в
эффективность взаимодействия.
•
Передавать информацию: Если родители не могут
присутствовать на собрании, вы можете передать им
информацию от учителя.
o
Комментарий: Вы – связующее звено!
•
Проявлять инициативу: Предлагать родителям вместе
посетить школьное мероприятие, рассказывать им о жизни в
классе.
o
Комментарий: Ваша инициатива показывает вашу
заинтересованность и помогает вовлечь родителей.
•
Уважать и родителей, и учителей: Понимать, что и те, и другие
желают вам добра, хоть и разными путями.
o
Комментарий: Умение видеть позитивное в каждом
институте – признак зрелости.
V. Итоги и рефлексия (5-7 минут)
Подводя итог нашей сегодняшней беседы, хочется еще раз
подчеркнуть: семья и школа – это не просто два разных места, а две
мощные силы, которые вместе способны сотворить настоящее чудо –
помочь каждому из вас стать успешным, счастливым и полноценным
членом общества.
Вопрос для рефлексии:
•
Что сегодня было для вас самым важным и полезным?
•
Изменилось ли ваше представление о роли семьи и школы
после нашего разговора? Если да, то как?
•
Что вы постараетесь сделать в ближайшее время, чтобы ваш
“мост” между домом и школой стал крепче?
(Учащиеся делятся своими мыслями. Учитель благодарит всех за
активное участие).
Заключение учителя:
Помните, что ваше обучение и ваше развитие – это совместный
проект. Ваша семья, ваши учителя – это ваша команда поддержки.
Ваша задача – быть активным участником этого проекта, принимать
ответственность за свою учебу, быть открытыми к диалогу и
использовать ту поддержку, которую вам оказывают. Чем крепче
будет связь между вашей семьей и вашей школой, тем более
уверенно и успешно вы будете идти по жизни. Спасибо за внимание!
Методические рекомендации для учителя:
1. Создание атмосферы доверия: С самого начала классного
часа установите доброжелательный, открытый тон. Дайте понять
учащимся, что их мнение важно и приветствуется.
2. Использование наглядности: При возможности, используйте
на доске или слайдах ключевые понятия, схемы, цитаты,
которые помогут учащимся лучше усваивать материал.
3. Активное вовлечение всех учащихся: Старайтесь задавать
вопросы так, чтобы вовлечь в диалог как активных, так и более
скромных учеников. Поощряйте тех, кто стесняется.
4. Гибкость: Будьте готовы к тому, что ход беседы может немного
отклоняться от намеченного плана. Главное – достичь
поставленных целей.
5. Дифференциация: Если класс неоднородный, предлагайте
разные уровни участия: кто-то может высказаться развернуто,
кто-то – коротко ответить на вопрос, кто-то – просто поддержать
идею группы.
6. Практическая направленность: Фокусируйтесь на том, что
учащиеся могут реально сделать для улучшения
взаимодействия.
Примечание: Данная разработка является примерной. Учитель может
адаптировать ее, добавляя или изменяя задания, исходя из
конкретных особенностей класса, возраста учащихся и имеющихся
ресурсов. Важно, чтобы классный час стал не просто лекцией, а
живым диалогом, побуждающим к осмыслению и действию.