Напоминание

Преподавание учебного предмета Труд (технология)»


Автор: Васютин Николай Александрович
Должность: учитель Труда (Технологии)
Учебное заведение: МКОУ "СШ №9"
Населённый пункт: город Ефремов
Наименование материала: «Пути реализации преподавания учебного предмета Труд (технология)»
Тема: Преподавание учебного предмета Труд (технология)»
Раздел: среднее образование





Назад




«Пути реализации преподавания учебного предмета Труд (технология)»

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или

интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его

материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные

силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у

учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности,

нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности

С 1 сентября 2024 года школе был внедрен обновленный предмет «Труд»,

который позволит каждому школьнику освоить первичные навыки самообслуживания,

а в ряде случаев дать предпрофессиональныйц опыт.

Основные отличия и ценности новой учебной программы заключаются в

следующем:

-Акцент на практическую часть и прикладные знания.

Это получение учащимися базовых умений работы и введение в мир профессй,

помощь в самоопределение и выборе будущего пути в профессиональной среде.

Обучающиеся получают хорошие навыки по выполнению проектных продуктов и

оформлению проектной документации.

В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное

место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если

ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную

радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». А.С. Макаренко говорил

о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача

воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к

работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и

необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления

личности и таланта» . По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно

заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе

полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда».

Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному

воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду

(трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого),

скромность, терпение и целеустремлённость;

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от

выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от

обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными

к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к

элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе не менее важен,

чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех

учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к

самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной

комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной

территории .

Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От

умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается

интерес к ней (мотивация).

Этап подготовки к работе является не менее важным. На этом этапе у детей

развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее

участниками, то есть, умение планировать работу. Навык простого сотрудничества

предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто

нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он

формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более

сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого

навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и

инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно

предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в

коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы

должен педагог. Именно его труд, как организатора, развивает активность и

инициативность школьников, ответственность за результат труда.

По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария.

Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и

бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке

рабочее место . Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть,

благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством

результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его

выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и

самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладении

организационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится

всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает

навыками организации труда.

-Как мы видим, реализации преподавания труд является значимой частью общей

системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории

педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания актуален и

в наши дни. Эффективность и результативность преподавания в школе во многом

зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств. Перед

ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую

роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников,

ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной

деятельности.

Но с какими бы трудностями мы не сталкивались в процессе реализации новых

программ по предмету «Труд (технология) в своей практической деятельности, ясно

одно: предмет должен приобрести качественно новый более приорететный уровень в

школьных программах.

Учитель: Васютин Николай Александрович.



В раздел образования