Автор: Васютин Николай Александрович
Должность: учитель Труда (Технологии)
Учебное заведение: МКОУ "СШ №9"
Населённый пункт: город Ефремов
Наименование материала: «Пути реализации преподавания учебного предмета Труд (технология)»
Тема: Преподавание учебного предмета Труд (технология)»
Раздел: среднее образование
«Пути реализации преподавания учебного предмета Труд (технология)»
Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или
интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его
материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные
силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у
учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности,
нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности
С 1 сентября 2024 года школе был внедрен обновленный предмет «Труд»,
который позволит каждому школьнику освоить первичные навыки самообслуживания,
а в ряде случаев дать предпрофессиональныйц опыт.
Основные отличия и ценности новой учебной программы заключаются в
следующем:
-Акцент на практическую часть и прикладные знания.
Это получение учащимися базовых умений работы и введение в мир профессй,
помощь в самоопределение и выборе будущего пути в профессиональной среде.
Обучающиеся получают хорошие навыки по выполнению проектных продуктов и
оформлению проектной документации.
В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное
место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если
ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную
радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». А.С. Макаренко говорил
о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача
воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к
работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и
необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления
личности и таланта» . По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно
заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе
полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда».
Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному
воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду
(трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого),
скромность, терпение и целеустремлённость;
Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от
выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от
обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными
к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к
элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе не менее важен,
чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех
учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к
самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной
комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной
территории .
Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От
умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается
интерес к ней (мотивация).
Этап подготовки к работе является не менее важным. На этом этапе у детей
развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее
участниками, то есть, умение планировать работу. Навык простого сотрудничества
предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто
нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он
формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более
сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого
навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и
инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно
предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в
коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы
должен педагог. Именно его труд, как организатора, развивает активность и
инициативность школьников, ответственность за результат труда.
По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария.
Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и
бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке
рабочее место . Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть,
благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством
результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его
выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и
самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладении
организационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится
всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает
навыками организации труда.
-Как мы видим, реализации преподавания труд является значимой частью общей
системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории
педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания актуален и
в наши дни. Эффективность и результативность преподавания в школе во многом
зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств. Перед
ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую
роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников,
ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной
деятельности.
Но с какими бы трудностями мы не сталкивались в процессе реализации новых
программ по предмету «Труд (технология) в своей практической деятельности, ясно
одно: предмет должен приобрести качественно новый более приорететный уровень в
школьных программах.
Учитель: Васютин Николай Александрович.