Автор: Сонжонова Нина Валерьяновна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ «Сотниковская СОШ»
Населённый пункт: с. Сотниково, Иволгинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Учебная экскурсия по экологической тропе
Тема: «Путь к Байкалу»
Раздел: среднее образование
Тема: «Что интересного в лесу?»
Предмет: биология, география, экология
Класс: 8
Формат: Исследовательский квест с элементами игры и практическими заданиями.
Место проведения: экологическая тропа «Путь к Байкалу», Байкальский заповедник.
Цели:
1. Образовательная: Сформировать представление о лесном биоценозе как о комплексной
системе, изучить взаимосвязи между его компонентами (растениями, животными,
грибами, бактериями), определить ярусы леса и выявить следы антропогенного
воздействия.
2. Развивающая: Развивать навыки наблюдения, анализа, работы с полевым
оборудованием (лупа, определитель растений, бинокль), умение вести полевой дневник.
3. Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к
природе, чувство ответственности за окружающую среду.
Время года: Весна/Лето/Ранняя осень (наибольшая биологическая активность).
Продолжительность: 2-2.5 академических часа. Место: Любая оборудованная или
подготовленная экотропа в лесопарковой зоне.
Оборудование для группы:
· Блокноты (полевые дневники) и карандаши (ручки могут закончиться).
· Простые определители растений и насекомых.
· Лупы.
· Бинокль (1-2 на группу).
· Фотоаппарат или телефон для фотофиксации (по разрешению).
· Мешок для мусора (на всякий случай).
· Аптечка.
Оборудование для учителя: План тропы, карточки с заданиями для станций, инструктаж
по ТБ.
Ход экскурсии:
I. Вводная часть (15 минут)
· Сбор и приветствие. Знакомство с маршрутом, правилами поведения в лесу (главное: не
шуметь, не срывать растения, не ловить животных, не отклоняться от тропы).
· Инструктаж по технике безопасности (клещи, комары, возможность встречи с дикими
животными, что делать, если отстал от группы).
· Постановка проблемы: «Сегодня мы не просто гуляем по лесу. Мы - команда
исследователей-экологов. Наша задача: изучить жизнь этого леса, как единого организма,
и найти доказательства того, что человек — не сторонний наблюдатель, а часть этой
системы. Результатом нашей работы станет заполненный полевой дневник и небольшой
отчет».
· Деление на малые группы (3-4 человека) для выполнения заданий.
II. Основная часть (Движение по станциям экотропы, 60-75 минут)
На каждой остановке дается краткая информация и практическое задание для групп.
Станция 1: «Вход в экосистему. Ярусность леса»
· Задача: Определить тип леса (лиственный, хвойный, смешанный). Изучить его ярусное
строение.
· Теория: Кратко о 4-5 ярусах: древостой, подлесок (кустарники), травяно-кустарничковый
ярус, мохово-лишайниковый ярус, лесная подстилка.
· Практическое задание для групп: Зарисовать в дневнике схему ярусов данного леса и
подписать 1-2 самых ярких представителя каждого яруса (например: древостой — береза,
сосна, осина, лиственница; подлесок — боярышник, можжевельник, брусника, черника;
травянистые растения- иван-чай, богородская трава, хвощи, папоротники; моховой ярус
— грибы, мох-сфагнум).
· Вопрос для размышления: Почему растения растут ярусами? (борьба за свет, воду,
питательные вещества).
Станция 2: «Диво-дерево»
· Задача: Изучить одно из интересных деревьев (желательно с дуплом, лишайниками,
следами жизнедеятельности животных).
· Теория: Дерево как отдельная экосистема и индикатор состояния окружающей среды.
Роль лишайников как биоиндикаторов чистоты воздуха.
· Практическое задание: Осмотреть дерево с помощью лупы. Найти и
зарисовать/сфотографировать следы других организмов: лишайники на коре, паутину,
грибы-трутовики. Обсудить в группе, какие взаимосвязи здесь видны.
Станция 3: «Лесная подстилка — лаборатория под ногами»
· Задача: Исследовать самый нижний ярус экосистемы.
· Теория: Лесная подстилка — это не просто опавшие листья. Это целый мир редуцентов
(грибов, бактерий, червей, насекомых), которые превращают органические остатки в
неорганические вещества, доступные растениям. Круговорот веществ.
· Практическое задание: Аккуратно палочкой приподнять немного лесной подстилки. С
помощью лупы рассмотреть ее состав. Найти не менее 3-х организмов (дождевой червь,
многоножка, жучок, остатки грибницы). Описать их роль в экосистеме.
Станция 4: «Следы человека»
· Задача: Оценить антропогенную нагрузку на данный участок леса.
· Теория: Человек — часть экосистемы. Его воздействие может быть как негативным
(мусор, вытаптывание, шум), так и позитивным (обустройство тропы, кормушек, уборка
мусора).
· Практическое задание: Осмотреть участок вокруг тропы. Найти и записать в дневник:
1. 2-3 примера негативного воздействия (пластиковый мусор, протоптанные вне тропы
дорожки).
2. 1-2 примера позитивного воздействия (например, информационный щит, скамейка,
кормушка для птиц).
Дискуссия: Как мы можем минимизировать наш негативный след?
III. Заключительная часть (20-30 минут)
· Сбор всех групп в заранее оговоренном месте.
· Подведение итогов в формате «круглого стола»:
1. Каждая группа кратко делится одним самым интересным открытием.
2. Обсуждение главного вопроса: «Какие взаимосвязи в лесном биоценозе мы сегодня
увидели?» (Учитель помогает навести на мысли о цепях питания, конкуренции, симбиозе
— например, грибы и деревья (микориза), птицы и распространение семян).
3. Обсуждение проблемы мусора: почему он так опасен именно для лесной экосистемы?
· Рефлексия: «Изменилось ли ваше отношение к лесу после сегодняшней экскурсии?»
· Заключительное слово учителя: Подчеркнуть важность полученных знаний и бережного
отношения к природе.
· Возможное творческое домашнее задание (на выбор):
· Написать небольшой отчет-эссе на тему «Как человек должен взаимодействовать с
лесной экосистемой?».
· Создать памятку «Правила поведения в лесу для туриста».
· Сделать коллаж из фотографий, сделанных во время экскурсии, с подписями-
описаниями.
Такая экскурсия будет не только познавательной, но и полезной, позволит ребятам
почувствовать себя настоящими исследователями и применит теоретические знания из
курса биологии на практике.
Сонжонова Н.В., учитель химии и биологии МАОУ «Сотниковская СОШ»