Напоминание

«Путь к Байкалу»


Автор: Сонжонова Нина Валерьяновна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ «Сотниковская СОШ»
Населённый пункт: с. Сотниково, Иволгинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Учебная экскурсия по экологической тропе
Тема: «Путь к Байкалу»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Что интересного в лесу?»

Предмет: биология, география, экология

Класс: 8

Формат: Исследовательский квест с элементами игры и практическими заданиями.

Место проведения: экологическая тропа «Путь к Байкалу», Байкальский заповедник.

Цели:

1. Образовательная: Сформировать представление о лесном биоценозе как о комплексной

системе, изучить взаимосвязи между его компонентами (растениями, животными,

грибами, бактериями), определить ярусы леса и выявить следы антропогенного

воздействия.

2. Развивающая: Развивать навыки наблюдения, анализа, работы с полевым

оборудованием (лупа, определитель растений, бинокль), умение вести полевой дневник.

3. Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к

природе, чувство ответственности за окружающую среду.

Время года: Весна/Лето/Ранняя осень (наибольшая биологическая активность).

Продолжительность: 2-2.5 академических часа. Место: Любая оборудованная или

подготовленная экотропа в лесопарковой зоне.

Оборудование для группы:

· Блокноты (полевые дневники) и карандаши (ручки могут закончиться).

· Простые определители растений и насекомых.

· Лупы.

· Бинокль (1-2 на группу).

· Фотоаппарат или телефон для фотофиксации (по разрешению).

· Мешок для мусора (на всякий случай).

· Аптечка.

Оборудование для учителя: План тропы, карточки с заданиями для станций, инструктаж

по ТБ.

Ход экскурсии:

I. Вводная часть (15 минут)

· Сбор и приветствие. Знакомство с маршрутом, правилами поведения в лесу (главное: не

шуметь, не срывать растения, не ловить животных, не отклоняться от тропы).

· Инструктаж по технике безопасности (клещи, комары, возможность встречи с дикими

животными, что делать, если отстал от группы).

· Постановка проблемы: «Сегодня мы не просто гуляем по лесу. Мы - команда

исследователей-экологов. Наша задача: изучить жизнь этого леса, как единого организма,

и найти доказательства того, что человек — не сторонний наблюдатель, а часть этой

системы. Результатом нашей работы станет заполненный полевой дневник и небольшой

отчет».

· Деление на малые группы (3-4 человека) для выполнения заданий.

II. Основная часть (Движение по станциям экотропы, 60-75 минут)

На каждой остановке дается краткая информация и практическое задание для групп.

Станция 1: «Вход в экосистему. Ярусность леса»

· Задача: Определить тип леса (лиственный, хвойный, смешанный). Изучить его ярусное

строение.

· Теория: Кратко о 4-5 ярусах: древостой, подлесок (кустарники), травяно-кустарничковый

ярус, мохово-лишайниковый ярус, лесная подстилка.

· Практическое задание для групп: Зарисовать в дневнике схему ярусов данного леса и

подписать 1-2 самых ярких представителя каждого яруса (например: древостой — береза,

сосна, осина, лиственница; подлесок — боярышник, можжевельник, брусника, черника;

травянистые растения- иван-чай, богородская трава, хвощи, папоротники; моховой ярус

— грибы, мох-сфагнум).

· Вопрос для размышления: Почему растения растут ярусами? (борьба за свет, воду,

питательные вещества).

Станция 2: «Диво-дерево»

· Задача: Изучить одно из интересных деревьев (желательно с дуплом, лишайниками,

следами жизнедеятельности животных).

· Теория: Дерево как отдельная экосистема и индикатор состояния окружающей среды.

Роль лишайников как биоиндикаторов чистоты воздуха.

· Практическое задание: Осмотреть дерево с помощью лупы. Найти и

зарисовать/сфотографировать следы других организмов: лишайники на коре, паутину,

грибы-трутовики. Обсудить в группе, какие взаимосвязи здесь видны.

Станция 3: «Лесная подстилка — лаборатория под ногами»

· Задача: Исследовать самый нижний ярус экосистемы.

· Теория: Лесная подстилка — это не просто опавшие листья. Это целый мир редуцентов

(грибов, бактерий, червей, насекомых), которые превращают органические остатки в

неорганические вещества, доступные растениям. Круговорот веществ.

· Практическое задание: Аккуратно палочкой приподнять немного лесной подстилки. С

помощью лупы рассмотреть ее состав. Найти не менее 3-х организмов (дождевой червь,

многоножка, жучок, остатки грибницы). Описать их роль в экосистеме.

Станция 4: «Следы человека»

· Задача: Оценить антропогенную нагрузку на данный участок леса.

· Теория: Человек — часть экосистемы. Его воздействие может быть как негативным

(мусор, вытаптывание, шум), так и позитивным (обустройство тропы, кормушек, уборка

мусора).

· Практическое задание: Осмотреть участок вокруг тропы. Найти и записать в дневник:

1. 2-3 примера негативного воздействия (пластиковый мусор, протоптанные вне тропы

дорожки).

2. 1-2 примера позитивного воздействия (например, информационный щит, скамейка,

кормушка для птиц).

Дискуссия: Как мы можем минимизировать наш негативный след?

III. Заключительная часть (20-30 минут)

· Сбор всех групп в заранее оговоренном месте.

· Подведение итогов в формате «круглого стола»:

1. Каждая группа кратко делится одним самым интересным открытием.

2. Обсуждение главного вопроса: «Какие взаимосвязи в лесном биоценозе мы сегодня

увидели?» (Учитель помогает навести на мысли о цепях питания, конкуренции, симбиозе

— например, грибы и деревья (микориза), птицы и распространение семян).

3. Обсуждение проблемы мусора: почему он так опасен именно для лесной экосистемы?

· Рефлексия: «Изменилось ли ваше отношение к лесу после сегодняшней экскурсии?»

· Заключительное слово учителя: Подчеркнуть важность полученных знаний и бережного

отношения к природе.

· Возможное творческое домашнее задание (на выбор):

· Написать небольшой отчет-эссе на тему «Как человек должен взаимодействовать с

лесной экосистемой?».

· Создать памятку «Правила поведения в лесу для туриста».

· Сделать коллаж из фотографий, сделанных во время экскурсии, с подписями-

описаниями.

Такая экскурсия будет не только познавательной, но и полезной, позволит ребятам

почувствовать себя настоящими исследователями и применит теоретические знания из

курса биологии на практике.

Сонжонова Н.В., учитель химии и биологии МАОУ «Сотниковская СОШ»



В раздел образования