Автор: Балаболина Екатерина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Бугульминского муниципального района РТ
Населённый пункт: город Бугульма, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение практической части ОГЭ по химии
Раздел: среднее образование
Организация и проведение практической части ОГЭ по химии
Подготовка к химическому эксперименту на ОГЭ требует не только теоретических знаний, но и
уверенных практических навыков.
Практическая часть — это ключевой и наиболее динамичный компонент ОГЭ по химии, который
претерпел значительные изменения в 2025 году. Эта часть экзамена призвана проверить не
только умение решать задачи, но и способность безопасно проводить химический эксперимент,
грамотно оформлять его результаты и делать научно обоснованные выводы. В статье подробно
разберем структуру, содержание и критерии оценивания практической части, а также дадим
рекомендации по эффективной подготовке.
1. Актуальная структура практической части в 2025 году
1.1. Ключевые изменения
В 2025 году структура экзамена была существенно пересмотрена Федеральным институтом
педагогических измерений (ФИПИ):
· Сокращение количества заданий: Общее число заданий в работе уменьшилось с 24 до 23. Из
экзаменационного варианта исключено задание №24, которое ранее было частью эксперимента.
· Новая модель задания №23: Теперь именно это задание полностью охватывает проведение
реального химического эксперимента. Ранее эксперимент был разделен между заданиями 23 и
24.
· Изменение системы оценивания: Максимальный первичный балл за всю экзаменационную
работу снижен с 40 до 38 баллов.
1.2. Содержание задания №23
Задание №23 в его текущей форме имеет следующую структуру:
· Цель эксперимента: Учащемуся необходимо провести опыты, которые позволят распознать
вещества в двух пробирках.
· Объем работы: Требуется провести 4 опыта для идентификации предложенных веществ .
· Оформление результатов: Основная часть работы оформляется в табличной форме, куда
заносятся все наблюдения и выводы.
2. Организация эксперимента на экзамене
2.1. Условия проведения
· Продолжительность: На выполнение всей экзаменационной работы, включая практическую
часть, отводится 3 часа (180 минут) .
· Оборудование и реактивы: Каждый участник экзамена обеспечивается индивидуальным
комплектом химических реактивов и оборудования, необходимым для проведения опытов,
предусмотренных КИМ .
· Разрешенные материалы: На экзамене разрешается использовать непрограммируемый
калькулятор, а также справочные таблицы: Периодическую систему химических элементов Д.И.
Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд
напряжений металлов .
2.2. Особенности оценивания
· Максимальный балл: За успешное выполнение задания №23 можно получить 5 первичных
баллов .
· Критерии оценивания:
· 2 балла экзаменуемый получает за выбор правильных реактивов и запись соответствующих
химических реакций (молекулярного, сокращенного и полного ионных уравнений) для
идентификации веществ .
· 3 балла присуждается за правильное заполнение таблицы с результатами эксперимента,
которая позволяет определить, в каких именно пробирках находятся какие вещества .
· Важное изменение: В 2025 году отдельное оценивание экспертами техники выполнения опытов
не предусмотрено. Оценка выставляется исключительно на основе оформленных в бланке
результатов и уравнений реакций .
3. Подготовка к практической части: стратегия и рекомендации
3.1. Формирование практических навыков
· Освоение качественных реакций: Необходимо твердо знать качественные реакции на различные
классы неорганических соединений (кислоты, щелочи, соли), а также на конкретные ионы
(карбонат-ион, сульфат-ион, ионы металлов и т.д.) .
· Отработка оформления: Регулярно тренируйтесь записывать не только молекулярные уравнения
реакций, но и полные и сокращенные ионные уравнения, так как это теперь проверяется в
задании №23 .
· Работа с таблицей: При подготовке следует разработать и заполнять шаблон таблицы,
аналогичный тому, что будет на экзамене. Это поможет на самом ОГЭ быстро и четко внести
результаты наблюдений .
3.2. Типичные сложности и как их избежать
· Проблема: Неумение правильно подобрать реактивы для идентификации внешне схожих
веществ.
· Решение: Систематизировать знания о химических свойствах основных классов соединений и
исключать вещества методом «от противного» — определяя, с чем данное вещество НЕ реагирует.
· Проблема: Ошибки в оформлении ионных уравнений.
· Решение: Дополнительная отработка навыков составления ионных уравнений, акцент на
правилах записи полных и сокращенных форм .
· Проблема: Невнимательность при проведении опытов, ведущая к неправильным выводам.
· Решение: Выработать привычку внимательно следить за изменением цвета, появлением осадка,
выделением газа и другими признаками реакции .
4. Значение практической части
Успешное выполнение практической части ОГЭ по химии демонстрирует, что учащийся не только
усвоил теоретический материал, но и уметь применять его на практике. Как отмечают эксперты,
проведение реального эксперимента положительно влияет на интерес учащихся к предмету и
позволяет оценить сформированность их практических умений . Кроме того, навыки,
приобретенные при подготовке к заданию №23, непосредственно пригодятся при выполнении
заданий высокого уровня сложности как на ОГЭ (например, задание 17), так и в будущем на ЕГЭ
(задание 24).
Практическая часть ОГЭ по химии — это не барьер, а возможность продемонстрировать глубину
понимания предмета. Систематическая подготовка, включающая отработку как теоретической
части (химических свойств веществ и уравнений реакций), так и практических навыков
проведения опытов, является залогом успеха на экзамене.