Автор: Косуха Ирина Юрьевна
Должность: студентка 2 курса научного факультета.
Учебное заведение: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева
Населённый пункт: Тобольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование стратегий смыслового чтения на уроках естественно-научного цикла
Раздел: среднее образование
Использование стратегий
смыслового чтения на
уроках естественно-
научного цикла
Косуха И.Ю.
Студентка 2 курса
Тобольский педагогический институт им. Менделеева
«Кто не умеет читать, тот не умеет
мыслить»
В.А.Сухомлинский
Проблема «выращивания» (термин
Л.С.Выготского)
смыслового понимания
текста
может претендовать на роль
одной из ключевых в методике
обучения проблемой
совершенствования человека, развитие
его личности.
Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
Выпускник научится:
•
структурировать
текст,
используя
нумерацию
страниц,
списки,
ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать
в тексте таблицы, изображения;
•
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
Выпускник получит возможность научиться:
•
выявлять
имплицитную
информацию
текста
на
основе
сопоставления
иллюстративного
материала
с
информацией
текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Виды
текстовой информации
Есть информация, которая содержится в самом написанном тексте и
выражается при помощи словарного состава и грамматических
конструкций;
а. в том же или в соседнем абзаце (в непосредственном контексте)
б. в других частях того же текста (в широком контексте)
Существует также информация, которая лежит за пределами текста
и ее надо искать в общей ситуации.
Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить
ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок,
соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Описание приема
Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти
ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в
косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы,
уточняют их, обсуждают в классе
Другие приемы работы с учебным текстом:
- составление учебного текста из предложений, данных в случайном порядке;
- составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в
учебнике;
-анализ фрагмента текста с целью выявления его главной идеи, а также мыслей,
подтверждающих или разъясняющих эту идею.
Из опыта работы.
Приём «Уголки»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых
тезисов;
сравнивать
и
противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
Этот прием можно использовать на
уроках биологии при составлении
характеристики биологических процессов.
Описание приема
Класс
делится
на
две
группы.
Одна
группа
готовит
доказательства
(используя
текст
и
свой
жизненный
опыт)
положительных
сторон,
рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой
ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.
Из опыта работы.
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст,
сравнивать заключённую в тексте информацию.
Описание приема.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить
в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются,
рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают
логическую последовательность всего текста
Прием «Синквейн».
Строгие правила составления синквейна заставляют
анализировать и четко формулировать свои мысли,
использовать емкие понятия, учат обобщать,
выделять главное.
По сути, синквейн – это упражнение,
замаскированное под свободное творчество и
заставляющее размышлять на заданную тему. К
тому же, упражнение интересное и увлекательное.
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе
имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации.
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию,
и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой
переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Алгоритмы»
Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить
в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.
Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания биологии,
физики,
химии
который
позволяет
выделить
в
них
главные
структурные
элементы знаний.
факты понятия законы теории вывод
Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие
общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они
могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений
— физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще,
теории вообще).
Описание приема.
1вариант: учащимся
предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера,
составить ответ об изучаемом понятии.
2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом
понятии.
Задание можно выполнять индивидуально и в парах.
Ассоциативный куст.
Это один из основных приёмов работы с
информацией до чтения.
Дается ключевое слово или заголовок параграфа,
ученики записывают вокруг него все возможные
ассоциации, обозначая стрелочками смысловые
связи между понятиями. Это позволяет
актуализировать уже имеющиеся знания и
мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать
информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них,
по их мнению, наиболее точное. Аргументировать
свое мнение и
попробовать сформулировать наиболее точное.
Приём «Набор предложений».
Цель:
сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать
заключённую в тексте информацию
, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается набор предложений, связанных между собой
по смыслу, но записанных вразброс.
Задание: Учащиеся определяют, сколько основных мыслей содержит
текст? В каком предложении эта мысль выражена? Сколько слов в этом
предложении? Какое предложение углубляет эту мысль? Сколько всего
слов затрачено на изложение одной мысли? Затем можно попросить
учащихся изложить эту мысль короче и несколько иначе
.
Прочитанный и несколько раз преобразованный в разном изложении текст и
понимается, и запоминается учащимися лучше и эффективнее, чем просто прочитанный
и зазубренный. Кроме того, данный пример показывает, что одна и та же мысль может
быть изложена как лаконично, так и необоснованно подробно.
Трансформация текста в таблицы и графики и обратно
.
Задание. Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в табличную и
графическую форму.
В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было
выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно
размножаться, затем скорость размножения становится относительно
постоянной, а потом падает.
Покажите на графическом рисунке указанную в
тексте зависимость.
После эксперимента были получены следующие
данные: При 5° кол-во бактерий в единице объема (V), было равно 30; при С° 48° -
140, при 70° - 280, при 80° 279, при 100°- 65.
Отразите эти данные в таблице, на графическом рисунке и на графике.
Обратное задание заключается в письменной интерпретации таблицы или графика
Несплошной текст для разработки заданий на
оценку уровня сформированности
функциональной грамотности чтения
Прием «Перевод с русского на
русский» (на слух).
Один из приемов, развивающий не
только мыслительную деятельность, но
и чувство юмора. Такие упражнения
очень хорошо использовать в качестве
паузы между двумя письменными
видами учебной работы.
Амонашвили писал:
«Надо прогнать с уроков бога
с н а
М о р ф е я
и
ч а щ е
п р и г л а ш а т ь
б о г а
с м е х а
Момуса».
Спасибо за внимание!