Напоминание

Использование стратегий смыслового чтения на уроках естественно-научного цикла


Автор: Косуха Ирина Юрьевна
Должность: студентка 2 курса научного факультета.
Учебное заведение: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева
Населённый пункт: Тобольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование стратегий смыслового чтения на уроках естественно-научного цикла
Раздел: среднее образование





Назад




Использование стратегий

смыслового чтения на

уроках естественно-

научного цикла

Косуха И.Ю.

Студентка 2 курса

Тобольский педагогический институт им. Менделеева

«Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

В.А.Сухомлинский

Проблема «выращивания» (термин

Л.С.Выготского)

смыслового понимания

текста

может претендовать на роль

одной из ключевых в методике

обучения проблемой

совершенствования человека, развитие

его личности.

Работа с текстом: преобразование и

интерпретация информации

Выпускник научится:

структурировать

текст,

используя

нумерацию

страниц,

списки,

ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать

в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать

текст,

используя

новые

формы

представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе

динамические, электронные, в частности в практических задачах),

переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять

имплицитную

информацию

текста

на

основе

сопоставления

иллюстративного

материала

с

информацией

текста, анализа подтекста

(использованных языковых средств и структуры текста).

Виды

текстовой информации

Есть информация, которая содержится в самом написанном тексте и

выражается при помощи словарного состава и грамматических

конструкций;

а. в том же или в соседнем абзаце (в непосредственном контексте)

б. в других частях того же текста (в широком контексте)

Существует также информация, которая лежит за пределами текста

и ее надо искать в общей ситуации.

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить

ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок,

соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти

ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в

косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы,

уточняют их, обсуждают в классе

Другие приемы работы с учебным текстом:

- составление учебного текста из предложений, данных в случайном порядке;

- составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в

учебнике;

-анализ фрагмента текста с целью выявления его главной идеи, а также мыслей,

подтверждающих или разъясняющих эту идею.

Из опыта работы.

Приём «Уголки»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте

доводы

в

подтверждение

выдвинутых

тезисов;

сравнивать

и

противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.

Этот прием можно использовать на

уроках биологии при составлении

характеристики биологических процессов.

Описание приема

Класс

делится

на

две

группы.

Одна

группа

готовит

доказательства

(используя

текст

и

свой

жизненный

опыт)

положительных

сторон,

рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой

ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

Из опыта работы.

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст,

сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить

в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются,

рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают

логическую последовательность всего текста

Прием «Синквейн».

Строгие правила составления синквейна заставляют

анализировать и четко формулировать свои мысли,

использовать емкие понятия, учат обобщать,

выделять главное.

По сути, синквейн – это упражнение,

замаскированное под свободное творчество и

заставляющее размышлять на заданную тему. К

тому же, упражнение интересное и увлекательное.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию,

обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе

имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся

информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию,

и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,

аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту

задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой

переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Алгоритмы»

Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить

в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.

Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания биологии,

физики,

химии

который

позволяет

выделить

в

них

главные

структурные

элементы знаний.

факты понятия законы теории вывод

Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие

общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они

могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений

— физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще,

теории вообще).

Описание приема.

1вариант: учащимся

предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера,

составить ответ об изучаемом понятии.

2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом

понятии.

Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

Ассоциативный куст.

Это один из основных приёмов работы с

информацией до чтения.

Дается ключевое слово или заголовок параграфа,

ученики записывают вокруг него все возможные

ассоциации, обозначая стрелочками смысловые

связи между понятиями. Это позволяет

актуализировать уже имеющиеся знания и

мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать

информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники

информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них,

по их мнению, наиболее точное. Аргументировать

свое мнение и

попробовать сформулировать наиболее точное.

Приём «Набор предложений».

Цель:

сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать

заключённую в тексте информацию

, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается набор предложений, связанных между собой

по смыслу, но записанных вразброс.

Задание: Учащиеся определяют, сколько основных мыслей содержит

текст? В каком предложении эта мысль выражена? Сколько слов в этом

предложении? Какое предложение углубляет эту мысль? Сколько всего

слов затрачено на изложение одной мысли? Затем можно попросить

учащихся изложить эту мысль короче и несколько иначе

.

Прочитанный и несколько раз преобразованный в разном изложении текст и

понимается, и запоминается учащимися лучше и эффективнее, чем просто прочитанный

и зазубренный. Кроме того, данный пример показывает, что одна и та же мысль может

быть изложена как лаконично, так и необоснованно подробно.

Трансформация текста в таблицы и графики и обратно

.

Задание. Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в табличную и

графическую форму.

В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было

выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно

размножаться, затем скорость размножения становится относительно

постоянной, а потом падает.

Покажите на графическом рисунке указанную в

тексте зависимость.

После эксперимента были получены следующие

данные: При 5° кол-во бактерий в единице объема (V), было равно 30; при С° 48° -

140, при 70° - 280, при 80° 279, при 100°- 65.

Отразите эти данные в таблице, на графическом рисунке и на графике.

Обратное задание заключается в письменной интерпретации таблицы или графика

Несплошной текст для разработки заданий на

оценку уровня сформированности

функциональной грамотности чтения

Прием «Перевод с русского на

русский» (на слух).

Один из приемов, развивающий не

только мыслительную деятельность, но

и чувство юмора. Такие упражнения

очень хорошо использовать в качестве

паузы между двумя письменными

видами учебной работы.

Амонашвили писал:

«Надо прогнать с уроков бога

с н а

М о р ф е я

и

ч а щ е

п р и г л а ш а т ь

б о г а

с м е х а

Момуса».

Спасибо за внимание!



В раздел образования