Напоминание

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»


Автор: Терещенко Дарья Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Приморская СОШ
Населённый пункт: с. Приморка
Наименование материала: Факультативный курс "Индивидуальный проект"
Тема: РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ

КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

3.1 Особенности программы

Элективный курс «Индивидуальный проект», предназначенный для

пятиклассников Приморской СОШ, занимает 34 академических часа, по

одному часу в неделю.

Цель

программы

факультатива

«Индивидуальный

проект»

воплощение в жизнь требований образовательного стандарта в отношении

формирования личностных и метапредметных результатов обучения. Её

задача: стимулировать творческий потенциал учеников, заложить фундамент

культуры исследовательской и проектной работы, сформировать целостное

представление

о

методах

и

технологиях

проектно-исследовательской

деятельности, а также приобрести положительный опыт их использования в

обществе, и развивать самостоятельность в определении целей и результатов

проектной работы.

Актуальность данного курса определяется тем, что современные

образовательные стандарты переносят фокус с простого запоминания

информации на развитие универсальных учебных компетенций, являющихся

залогом успешной учебы. Ученик должен осознанно использовать все

компоненты

учебной

деятельности:

ориентироваться

на

поиск

универсальных

способов

решения

задач,

владеть

набором

действий,

необходимых для решения этих задач, самостоятельно контролировать ход

работы и реалистично оценивать ее качество.

Участие

в

проектно-исследовательской

деятельности

является

эффективным способом превращения школьника в активного участника

образовательного процесса. Она помогает познавать мир, развивать навыки

работы с информацией и формировать исследовательский тип мышления.

Результатом становится повышение познавательной мотивации, развитие

исследовательских

навыков,

приобретение

новых

знаний

и

способов

деятельности, имеющих значение для учащихся.

Значимость проектной работы подкрепляется требованиями ФГОС

нового

поколения,

которые

подразумевают

использование

технологий

деятельностного типа в образовательном процессе. Методы проектно-

исследовательской деятельности обозначены как одно из ключевых условий

реализации

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования.

Предлагаемая

программа

факультативного

курса

имеет

методологическую и практическую ценность. Полученные знания и навыки

станут крепкой базой для дальнейшей научно-исследовательской работы в

высших и средних специальных учебных заведениях.

Программа курса реализует современные подходы: компетентностный,

личностно-ориентированный и деятельностный. Основные принципы состоят

из: научности, доступности, а также добровольности и субъектности, и

конечно же деятельностного и личностного подходов, преемственности и

результативности. А также партнерства, творческого и успешного развития.

Формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД)

у

обучающихся через:

Освоение социальных ролей, необходимых для исследовательской и

проектной деятельности.

Развитие

личностных

качеств,

актуальных

для

проектной

деятельности: умение учиться, самостоятельность, целеустремленность,

самосознание и готовность преодолевать трудности.

Формирование научного мировоззрения, понимание роли науки в

обществе,

значимости

исследовательской

и

проектной

работы,

инновационной деятельности. Овладение методами познания и развитие

продуктивного воображения.

Развитие коммуникативных навыков.

2. Овладение продуктивно-ориентированной деятельностью через:

Последовательное освоение основных этапов исследования и

проектной работы.

Освоение

методов

определения

целевой

аудитории

продукта

(результата) проекта и исследования.

Освоение технологий анализа инновационного потенциала продукта

до начала его создания.

3. Развитие творческих способностей и инновационного мышления

на основе:

Предметного, метапредметного и научного содержания.

Овладения приемами и методами исследовательской и проектной

деятельности,

творческого

поиска

решений

структурированных

и

неструктурированных задач.

4. Развитие навыков общения и сотрудничества

обучающихся с

одноклассниками, учителями и специалистами посредством разнообразных

целей, задач и видов исследовательской и проектной деятельности.

Задачи проектной деятельности:

Обучение целеполаганию, планированию и контролю.

Овладение приемами работы с информацией: сбор, обработка,

анализ,

интерпретация,

оценка

достоверности,

аннотирование,

реферирование.

Обучение простым формам анализа данных.

Обучение методам творческого решения проектных задач.

Формирование умений представления результатов в различных

формах.

Формирование конструктивного отношения к работе.

Цели элективного курса:

Познакомить обучающихся с основными приемами учебной научно-

исследовательской деятельности.

Сформировать начальные навыки проведения учебного научного

исследования.

Развивать

исследовательские

умения

учащихся

для

развития

творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Обеспечить

теоретическую

и

практическую

подготовку

обучающихся к выполнению итогового проекта в основной школе.

Задачи факультативного курса:

Сформировать

понимание

сущности

учебной

научно-

исследовательской деятельности.

Обучить

планированию

(обучающиеся

должны

уметь

четко

определять цель и описывать шаги по ее достижению).

Научить работать с научной литературой, осуществлять поиск и

обработку информации (обучающиеся должны уметь выбирать и правильно

использовать информацию).

Способствовать

овладению

методологией

научного

познания,

развивать навыки анализа (креативность и критическое мышление).

Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной

работе над проектом (составление плана работы, презентация информации,

оформление сносок, знание библиографии).

Программа факультативного курса «Индивидуальный проект» включает

в себя как теоретическую, так и практическую подготовку. Обучающиеся

знакомятся

с

основами

методики

исследовательской

и

проектной

деятельности, а также приобретают навыки работы с документами и

научными текстами. Это позволяет им углубить свои знания в конкретной

предметной области и научиться применять их для решения практических

задач.

1.2Содержание факультативного курса «Индивидуальный проект».

Содержание факультативного курса «Индивидуальный проект» для 5

класса.

1. Введение в проектную деятельность

В этом разделе мы познакомимся с методом проектов: его историей,

возможностями и значением в образовательном процессе. Мы обсудим, чем

проект отличается от исследовательской работы, а также рассмотрим

различные виды исследовательских работ, такие как доклад, тезисы,

стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный

отчет,

реферат

и

проект.

Также

мы

классифицируем

проекты

на

информационные, игровые, ролевые, прикладные, социальные, учебно-

исследовательские и инженерные.

2. Организация научного труда

Здесь мы обсудим важные аспекты гигиены умственного труда и

готовности

к

исследовательской

деятельности.

Мы

рассмотрим

периодичность и интенсивность умственной работы, систематичность, смену

форм деятельности, режим дня и питания. Также мы поговорим о

рациональном планировании рабочего времени и организации рабочего места,

включая

использование

технических

средств

для

эффективной

исследовательской деятельности.

3. Методология научного творчества

В этом разделе мы познакомимся с основными понятиями научно-

исследовательской работы, такими как аспект, гипотеза, дедукция, индукция,

концепция и другие. Мы изучим общую схему научного исследования,

включая обоснование актуальности темы, постановку целей и задач, выбор

методов и методики, а также обсуждение результатов и формулирование

выводов. Также мы рассмотрим методы научного познания, такие как

наблюдение, сравнение, эксперимент и другие, а также логические законы и

правила, которые помогут в построении логических определений. Мы

обсудим виды информации и методы ее поиска.

4. Этапы работы над проектом

Мы разберем, что такое проектный продукт, требования к целям и

содержанию проекта, его структуру и оформление. Мы обсудим выбор темы

проекта, определение ожидаемого результата, составление плана работы,

работу с научной литературой и понятийным аппаратом, а также опытно-

экспериментальную работу. Важными этапами будут подготовка черновика и

предварительная защита проекта.

5. Оформление проекта

В этом разделе мы изучим структуру содержания проекта, включая

титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список

литературы. Мы также обсудим общие правила оформления текста проекта:

формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерацию страниц, заголовки, сноски

и примечания, а также приложения.

6. Представление результатов научно-исследовательской работы

Мы рассмотрим психологические аспекты готовности к выступлению и

требования к докладу и презентации. Важным моментом будет культура

выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к

оппонентам, ответы на вопросы и заключительное слово.

Этот курс поможет учащимся развить навыки проектной деятельности и

научного мышления, что станет основой для их дальнейшего обучения и

исследований.

Тематическое планирование по факультативу курса

«Индивидуальный проект» для 5 класса

(с указанием количества часов, отводимых на каждую тему)

№ Дата

Тема занятия

1. Введение в проектную деятельность (6 часов)

1

Предмет, содержание, задачи и структура факультативного

курса «Индивидуальный проект»».

2

Что такое метод проектов. История развития проектного метода.

Возможности и смыслы проектной деятельности.

3

Отличия проекта от исследовательской работы. Специфические

черты

(различия)

проектной и учебно-исследовательской

деятельности.

4

Виды исследовательских работ.

5

Виды проектов.

6

Виды проектов.

2. Организация научного труда (2 часа)

7

Гигиена умственного труда

8

Рациональное планирование рабочего времени и оборудование

рабочего места. Технические средства для организации

исследовательской деятельности.

3. Методология научного творчества (10 часов)

9

Основные понятия научно – исследовательской работы.

10

Основные понятия научно – исследовательской работы.

11

Общая схема хода научного исследования.

12

Общая схема хода научного исследования.

13

Методы научного познания.

14

Методы научного познания.

15

Применение логических законов и правил.

16

Применение логических законов и правил.

17

Виды информации.

18

Методы поиска информации.

4. Этапы работы в рамках научного исследования над проектом (16

часов)

19

Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

20

Что такое проектный продукт.

21

Требования к целям и содержанию проекта.

22

Структура проекта.

23

Требования к оформлению проекта.

24

Работа над содержанием проекта.

25

Календарный план работы над проектом.

26

Выбор темы проекта, определение результата.

27

Составление плана работы над проектом.

28

Работа с научной литературой, с понятийным аппаратом.

29

Работа с научной литературой, с понятийным аппаратом

30

Опытно – экспериментальная работа.

31

Опытно – экспериментальная работа.

32

Подготовка черновика и предварительная защита проекта.

33

Подготовка черновика и предварительная защита проекта.

34

Защита индивидуального проекта

Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект»:

– Планировать и реализовывать учебные исследования и проекты,

используя соответствующее оборудование, модели, методы и приемы,

адекватные исследуемой проблеме.

– Выбирать и применять методы, релевантные рассматриваемой теме.

– Формулировать и ставить вопросы, на которые можно получить

ответы с помощью научного исследования, а также отбирать подходящие

методы исследования и делать выводы на основе полученных данных.

– Использовать

математические

методы

и

приемы,

такие

как

абстракция, идеализация, доказательство, доказательство от противного,

аналогия,

опровержение,

контрпример,

индуктивные

и

дедуктивные

рассуждения, а также разрабатывать и реализовывать алгоритмы.

– Применять

естественно-научные

методы

и

приемы,

включая

наблюдение, формулирование проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,

экспериментирование,

моделирование,

использование

математических

моделей, теоретическое обоснование и установление границ применимости

модели или теории.

– Осваивать методы получения знаний, характерные для социальных и

исторических наук, такие как формулирование проблемы, проведение

опросов, описание, сравнительное историческое исследование, объяснение,

использование статистических данных и интерпретация фактов.

– Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя

языковые средства, соответствующие обсуждаемой теме.

– Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически

относиться к ним и реконструировать их основания.

– Осознавать

связь

между

научным

знанием

и

ценностными

установками, а также моральными суждениями в процессе получения,

распространения и применения научного знания.

Данный курс предоставляет педагогам-руководителям проектов

инструменты для организации работы с учащимися. Занятия представлены в

виде рабочих листов, содержащих необходимый теоретический материал и

задания, которые помогут ученикам в написании проектов и подготовке к их

защите (Приложение 1).



В раздел образования