Автор: Терещенко Дарья Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Приморская СОШ
Населённый пункт: с. Приморка
Наименование материала: Факультативный курс "Индивидуальный проект"
Тема: РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Раздел: дополнительное образование
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ
КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
3.1 Особенности программы
Элективный курс «Индивидуальный проект», предназначенный для
пятиклассников Приморской СОШ, занимает 34 академических часа, по
одному часу в неделю.
Цель
программы
факультатива
«Индивидуальный
проект»
–
воплощение в жизнь требований образовательного стандарта в отношении
формирования личностных и метапредметных результатов обучения. Её
задача: стимулировать творческий потенциал учеников, заложить фундамент
культуры исследовательской и проектной работы, сформировать целостное
представление
о
методах
и
технологиях
проектно-исследовательской
деятельности, а также приобрести положительный опыт их использования в
обществе, и развивать самостоятельность в определении целей и результатов
проектной работы.
Актуальность данного курса определяется тем, что современные
образовательные стандарты переносят фокус с простого запоминания
информации на развитие универсальных учебных компетенций, являющихся
залогом успешной учебы. Ученик должен осознанно использовать все
компоненты
учебной
деятельности:
ориентироваться
на
поиск
универсальных
способов
решения
задач,
владеть
набором
действий,
необходимых для решения этих задач, самостоятельно контролировать ход
работы и реалистично оценивать ее качество.
Участие
в
проектно-исследовательской
деятельности
является
эффективным способом превращения школьника в активного участника
образовательного процесса. Она помогает познавать мир, развивать навыки
работы с информацией и формировать исследовательский тип мышления.
Результатом становится повышение познавательной мотивации, развитие
исследовательских
навыков,
приобретение
новых
знаний
и
способов
деятельности, имеющих значение для учащихся.
Значимость проектной работы подкрепляется требованиями ФГОС
нового
поколения,
которые
подразумевают
использование
технологий
деятельностного типа в образовательном процессе. Методы проектно-
исследовательской деятельности обозначены как одно из ключевых условий
реализации
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Предлагаемая
программа
факультативного
курса
имеет
методологическую и практическую ценность. Полученные знания и навыки
станут крепкой базой для дальнейшей научно-исследовательской работы в
высших и средних специальных учебных заведениях.
Программа курса реализует современные подходы: компетентностный,
личностно-ориентированный и деятельностный. Основные принципы состоят
из: научности, доступности, а также добровольности и субъектности, и
конечно же деятельностного и личностного подходов, преемственности и
результативности. А также партнерства, творческого и успешного развития.
Формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД)
у
обучающихся через:
–
Освоение социальных ролей, необходимых для исследовательской и
проектной деятельности.
–
Развитие
личностных
качеств,
актуальных
для
проектной
деятельности: умение учиться, самостоятельность, целеустремленность,
самосознание и готовность преодолевать трудности.
–
Формирование научного мировоззрения, понимание роли науки в
обществе,
значимости
исследовательской
и
проектной
работы,
инновационной деятельности. Овладение методами познания и развитие
продуктивного воображения.
–
Развитие коммуникативных навыков.
2. Овладение продуктивно-ориентированной деятельностью через:
–
Последовательное освоение основных этапов исследования и
проектной работы.
–
Освоение
методов
определения
целевой
аудитории
продукта
(результата) проекта и исследования.
–
Освоение технологий анализа инновационного потенциала продукта
до начала его создания.
3. Развитие творческих способностей и инновационного мышления
на основе:
–
Предметного, метапредметного и научного содержания.
–
Овладения приемами и методами исследовательской и проектной
деятельности,
творческого
поиска
решений
структурированных
и
неструктурированных задач.
4. Развитие навыков общения и сотрудничества
обучающихся с
одноклассниками, учителями и специалистами посредством разнообразных
целей, задач и видов исследовательской и проектной деятельности.
Задачи проектной деятельности:
–
Обучение целеполаганию, планированию и контролю.
–
Овладение приемами работы с информацией: сбор, обработка,
анализ,
интерпретация,
оценка
достоверности,
аннотирование,
реферирование.
–
Обучение простым формам анализа данных.
–
Обучение методам творческого решения проектных задач.
–
Формирование умений представления результатов в различных
формах.
–
Формирование конструктивного отношения к работе.
Цели элективного курса:
–
Познакомить обучающихся с основными приемами учебной научно-
исследовательской деятельности.
–
Сформировать начальные навыки проведения учебного научного
исследования.
–
Развивать
исследовательские
умения
учащихся
для
развития
творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
–
Обеспечить
теоретическую
и
практическую
подготовку
обучающихся к выполнению итогового проекта в основной школе.
Задачи факультативного курса:
–
Сформировать
понимание
сущности
учебной
научно-
исследовательской деятельности.
–
Обучить
планированию
(обучающиеся
должны
уметь
четко
определять цель и описывать шаги по ее достижению).
–
Научить работать с научной литературой, осуществлять поиск и
обработку информации (обучающиеся должны уметь выбирать и правильно
использовать информацию).
–
Способствовать
овладению
методологией
научного
познания,
развивать навыки анализа (креативность и критическое мышление).
–
Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной
работе над проектом (составление плана работы, презентация информации,
оформление сносок, знание библиографии).
Программа факультативного курса «Индивидуальный проект» включает
в себя как теоретическую, так и практическую подготовку. Обучающиеся
знакомятся
с
основами
методики
исследовательской
и
проектной
деятельности, а также приобретают навыки работы с документами и
научными текстами. Это позволяет им углубить свои знания в конкретной
предметной области и научиться применять их для решения практических
задач.
1.2Содержание факультативного курса «Индивидуальный проект».
Содержание факультативного курса «Индивидуальный проект» для 5
класса.
1. Введение в проектную деятельность
В этом разделе мы познакомимся с методом проектов: его историей,
возможностями и значением в образовательном процессе. Мы обсудим, чем
проект отличается от исследовательской работы, а также рассмотрим
различные виды исследовательских работ, такие как доклад, тезисы,
стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный
отчет,
реферат
и
проект.
Также
мы
классифицируем
проекты
на
информационные, игровые, ролевые, прикладные, социальные, учебно-
исследовательские и инженерные.
2. Организация научного труда
Здесь мы обсудим важные аспекты гигиены умственного труда и
готовности
к
исследовательской
деятельности.
Мы
рассмотрим
периодичность и интенсивность умственной работы, систематичность, смену
форм деятельности, режим дня и питания. Также мы поговорим о
рациональном планировании рабочего времени и организации рабочего места,
включая
использование
технических
средств
для
эффективной
исследовательской деятельности.
3. Методология научного творчества
В этом разделе мы познакомимся с основными понятиями научно-
исследовательской работы, такими как аспект, гипотеза, дедукция, индукция,
концепция и другие. Мы изучим общую схему научного исследования,
включая обоснование актуальности темы, постановку целей и задач, выбор
методов и методики, а также обсуждение результатов и формулирование
выводов. Также мы рассмотрим методы научного познания, такие как
наблюдение, сравнение, эксперимент и другие, а также логические законы и
правила, которые помогут в построении логических определений. Мы
обсудим виды информации и методы ее поиска.
4. Этапы работы над проектом
Мы разберем, что такое проектный продукт, требования к целям и
содержанию проекта, его структуру и оформление. Мы обсудим выбор темы
проекта, определение ожидаемого результата, составление плана работы,
работу с научной литературой и понятийным аппаратом, а также опытно-
экспериментальную работу. Важными этапами будут подготовка черновика и
предварительная защита проекта.
5. Оформление проекта
В этом разделе мы изучим структуру содержания проекта, включая
титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список
литературы. Мы также обсудим общие правила оформления текста проекта:
формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерацию страниц, заголовки, сноски
и примечания, а также приложения.
6. Представление результатов научно-исследовательской работы
Мы рассмотрим психологические аспекты готовности к выступлению и
требования к докладу и презентации. Важным моментом будет культура
выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к
оппонентам, ответы на вопросы и заключительное слово.
Этот курс поможет учащимся развить навыки проектной деятельности и
научного мышления, что станет основой для их дальнейшего обучения и
исследований.
Тематическое планирование по факультативу курса
«Индивидуальный проект» для 5 класса
(с указанием количества часов, отводимых на каждую тему)
№ Дата
Тема занятия
1. Введение в проектную деятельность (6 часов)
1
Предмет, содержание, задачи и структура факультативного
курса «Индивидуальный проект»».
2
Что такое метод проектов. История развития проектного метода.
Возможности и смыслы проектной деятельности.
3
Отличия проекта от исследовательской работы. Специфические
черты
(различия)
проектной и учебно-исследовательской
деятельности.
4
Виды исследовательских работ.
5
Виды проектов.
6
Виды проектов.
2. Организация научного труда (2 часа)
7
Гигиена умственного труда
8
Рациональное планирование рабочего времени и оборудование
рабочего места. Технические средства для организации
исследовательской деятельности.
3. Методология научного творчества (10 часов)
9
Основные понятия научно – исследовательской работы.
10
Основные понятия научно – исследовательской работы.
11
Общая схема хода научного исследования.
12
Общая схема хода научного исследования.
13
Методы научного познания.
14
Методы научного познания.
15
Применение логических законов и правил.
16
Применение логических законов и правил.
17
Виды информации.
18
Методы поиска информации.
4. Этапы работы в рамках научного исследования над проектом (16
часов)
19
Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
20
Что такое проектный продукт.
21
Требования к целям и содержанию проекта.
22
Структура проекта.
23
Требования к оформлению проекта.
24
Работа над содержанием проекта.
25
Календарный план работы над проектом.
26
Выбор темы проекта, определение результата.
27
Составление плана работы над проектом.
28
Работа с научной литературой, с понятийным аппаратом.
29
Работа с научной литературой, с понятийным аппаратом
30
Опытно – экспериментальная работа.
31
Опытно – экспериментальная работа.
32
Подготовка черновика и предварительная защита проекта.
33
Подготовка черновика и предварительная защита проекта.
34
Защита индивидуального проекта
Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект»:
– Планировать и реализовывать учебные исследования и проекты,
используя соответствующее оборудование, модели, методы и приемы,
адекватные исследуемой проблеме.
– Выбирать и применять методы, релевантные рассматриваемой теме.
– Формулировать и ставить вопросы, на которые можно получить
ответы с помощью научного исследования, а также отбирать подходящие
методы исследования и делать выводы на основе полученных данных.
– Использовать
математические
методы
и
приемы,
такие
как
абстракция, идеализация, доказательство, доказательство от противного,
аналогия,
опровержение,
контрпример,
индуктивные
и
дедуктивные
рассуждения, а также разрабатывать и реализовывать алгоритмы.
– Применять
естественно-научные
методы
и
приемы,
включая
наблюдение, формулирование проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,
экспериментирование,
моделирование,
использование
математических
моделей, теоретическое обоснование и установление границ применимости
модели или теории.
– Осваивать методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук, такие как формулирование проблемы, проведение
опросов, описание, сравнительное историческое исследование, объяснение,
использование статистических данных и интерпретация фактов.
– Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя
языковые средства, соответствующие обсуждаемой теме.
– Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к ним и реконструировать их основания.
– Осознавать
связь
между
научным
знанием
и
ценностными
установками, а также моральными суждениями в процессе получения,
распространения и применения научного знания.
Данный курс предоставляет педагогам-руководителям проектов
инструменты для организации работы с учащимися. Занятия представлены в
виде рабочих листов, содержащих необходимый теоретический материал и
задания, которые помогут ученикам в написании проектов и подготовке к их
защите (Приложение 1).