Автор: Шёлк Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Плоскошская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: п.Плоскошь Торопецкий р-он
Наименование материала: доклад
Тема: "Эстетическое воспитание в коррекционной школе-интернат"
Раздел: среднее профессиональное
«Эстетическое воспитание в коррекционной школе-интернат»
Шёлк Ольга Алексеевна
ГКОУ Плоскошская специальная школа-интернат
В настоящее время возросло внимание к проблемам теории и практики этетического воспитания,
как важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и
умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой
личности.
А формировать личность и эстетическую культуру,- особенно важно в наиболее благоприятном
для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы , окружающих людей, вещей создает в
ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к
жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю, и другие психические
процессы.
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования
умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе,
искусстве и обществе, а так же способность создавать «прекрасное».
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его
познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие задания детей с ОВЗ
способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности.
Рукавицын М.М. так отразил цель эстетического воспитания: «Конечная цель( эстетического
воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек…… образованный,
прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить,
понимающий красоту жизни и красоту искусства».
Эстетическое воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого
коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с
интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в развитии художественно-
эстетического восприятия мира.
Работа педагога вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в
себя, в свои способности. Предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческого
воображения.
Формирование у ребенка с интеллектуальной недостаточностью эстетических чувств, знаний и
представлений осуществляется комплексно в несколько взаимосвязанных направлениях- это
экскурсии, прогулки, беседы, праздники, занятия ручным трудом.
Особое значение приобретают внеклассные занятия, которые дают возможность воспитателю
более широко использовать богатый арсенал различных жанров искусства в работе с детьми. В
коррекционной работе с учащимися специальных учреждений особое значение уделяется тем
видам деятельности, которые вызывая положительные эмоции, способствуют развитию
интеллектуальных возможностей, коррекции эмоционально-волевой сферы.
Эстетические возможности играют большую роль в плане развития эмоциональной
отзывчивости, культуры чувств детей.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться в раннем
детстве в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.
В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической
культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия. А также представлений,
суждений, понятий, потребностей, интересов, чувств, художественной деятельности и развитие
творческих способностей. С учетом своеобразия детей с интеллектуальной недостаточностью и
особой роли коррекционной школы, как специального учреждения, эстетическое воспитание
направлено на решение следующих задач:
1. Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические
чувства и переживания ( восхищение, радость, удовольствие).
2. Корригировать дефекты психического и физического развития умственно отсталых
школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и
подготавливать его к самостоятельной жизни.
3. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве,
природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к
воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями, развивать эстетический вкус,
приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.
Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются
между собой. На основе задач разрабатываются содержания, формы и методы эстетического
воспитания.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно
отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач.
Замедленная восприимчивость детей с нарушением интеллекта сочетается со значительным
сужением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же
обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов , чем нормальные дети, т.е
участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми
воспринимается, как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают им
ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если
нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо
ориентируется в окружающем, то умственно отсталый долго не может уловить смысл происходящего
и зачастую оказывается дезориентированным.
Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса.
Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным,
физическим развитием детей. Работа по эстетическому воспитанию детей в коррекционной школе
тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень
разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: в игре, занятиях, быту,
труде, на праздниках и в развлечениях.
Эстетическое воспитание в нашей коррекционной школе-интернате 8 вида - неотъемлемая часть
единого коррекционно-воспитательного процесса.
У педагогов коррекционной школы вошла в поговорку фраза: «Эстетическое воспитание
школьника начинается с входа в школу». Красивое оформление всех школьных помещений- классов
( стенды, комнатные растения, красивые шторы на окнах, современная удобная мебель, ж/к
телевизоры и т.д.), спален, залов, столовой поддержание в них чистоты и порядка; опрятная и
скромная одежда учащихся и педагогов воспитывают аккуратность, бережное отношение к школе,
вещам. Ведь и «стены могут воспитывать», и «одежда может свидетельствовать о культуре
человека».
Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые картины, игрушки,
комнатные растения- все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако, лишь созерцательное
отношение к удобствам и красоте окружающего, мало способствует воспитанию вкуса человека. Мы
стараемся включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений-
классов, спальных комнат, кабинетов, мастерких, коридоров, и т.д. Большое значение педагоги
нашей школы придают внешнему содержанию дворов, пришкольных скверов и земельных участков,
игровых площадок.
Педагоги нашей школы постоянно заботятся о том, чтобы дети следили за своей одеждой и
обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к
состоянию рабочего места ( парте, станку, верстаку ), учебным принадлежностям, инструментам,
изготовленным изделиям.
В общем, гармоническом развитии личности важнейшее место мы отводим формированию
эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его
образованности. Очень важно, чтобы выпускники коррекционной школы умели обратиться с
просьбой к окружающим людям, культурно поздороваться, попрощаться, войти и выйти из
помещения. Не менее важно, чтобы воспитанники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в
общественных местах.
Воспитание у детей с ОВЗ эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем
необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы наша школа формирует у детей с
интеллектуальной недостаточностью соответствующие навыки, умения, привычки.
Считаю, что задача воспитателя в том, чтобы доказать детям целесообразность и
необходимость соблюдения ими принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтобы дети
глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно суметь показать на конкретных
примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими
людьми.
Личный пример педагога- самое эффективное средство воспитания привычек поведения.
Соблюдая необходимую требовательность, педагоги нашей школы тактично и благожелательно
направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.
Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание
занятия, как четко и ясно формируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько
интересны практические задания. Закрепления таких умений и навыков у детей с ОВЗ процесс
очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны воспитателя. Для
этого стараюсь, как можно чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создаю
для этого различные педагогические ситуации. Во время проведения занятий или самоподготовок
большое внимание уделяю проведению физкультминуток. В школе дети, кроме психологической,
получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их
расширяется. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и
физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому
способствуют физкультминутки.
В процессе эстетического воспитания огромную роль играет наблюдение за природой. Для этого
мы используем прогулки и экскурсии на природу. В своей работе использую прогулку, как метод
наблюдения. Ее содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников
за сезонными изменениями природы, особенностями растительного и животного мира.
Во время экскурсий обращаю внимание детей на яркое, приметное, наглядное, стараюсь дать им
возможность испытать удовольствие от восприятия природы. В процессе своей работы стараюсь
создавать благоприятный микроклимат в коллективе.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии учащихся коррекционной школы 8 вида, в
целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала,
оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в
творческий комплекс личности.
Моя работа основана на изучении работ ведущих дефектологов, психологов, ученых и
собственном практическом опыте, что подтверждает значимость развития эстетических качеств
через учебную, кружковую работу, которая заключается в том, что: именно эстетические качества
позволяют наиболее активно решать проблемы подготовки к жизни школьников со сниженным
интеллектом, особенно те из них, которые обладают низкой способностью к саморегуляции и
недостаточной активацией деятельности.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-
воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека,
но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов,
личных и общественных представлений мировоззрения.