Напоминание

"Эстетическое воспитание в коррекционной школе-интернат"


Автор: Шёлк Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Плоскошская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: п.Плоскошь Торопецкий р-он
Наименование материала: доклад
Тема: "Эстетическое воспитание в коррекционной школе-интернат"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Эстетическое воспитание в коррекционной школе-интернат»

Шёлк Ольга Алексеевна

ГКОУ Плоскошская специальная школа-интернат

В настоящее время возросло внимание к проблемам теории и практики этетического воспитания,

как важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и

умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой

личности.

А формировать личность и эстетическую культуру,- особенно важно в наиболее благоприятном

для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы , окружающих людей, вещей создает в

ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к

жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю, и другие психические

процессы.

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования

умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе,

искусстве и обществе, а так же способность создавать «прекрасное».

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его

познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие задания детей с ОВЗ

способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности,

дисциплинированности.

Рукавицын М.М. так отразил цель эстетического воспитания: «Конечная цель( эстетического

воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек…… образованный,

прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить,

понимающий красоту жизни и красоту искусства».

Эстетическое воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого

коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с

интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в развитии художественно-

эстетического восприятия мира.

Работа педагога вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в

себя, в свои способности. Предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,

художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческого

воображения.

Формирование у ребенка с интеллектуальной недостаточностью эстетических чувств, знаний и

представлений осуществляется комплексно в несколько взаимосвязанных направлениях- это

экскурсии, прогулки, беседы, праздники, занятия ручным трудом.

Особое значение приобретают внеклассные занятия, которые дают возможность воспитателю

более широко использовать богатый арсенал различных жанров искусства в работе с детьми. В

коррекционной работе с учащимися специальных учреждений особое значение уделяется тем

видам деятельности, которые вызывая положительные эмоции, способствуют развитию

интеллектуальных возможностей, коррекции эмоционально-волевой сферы.

Эстетические возможности играют большую роль в плане развития эмоциональной

отзывчивости, культуры чувств детей.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться в раннем

детстве в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.

В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической

культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия. А также представлений,

суждений, понятий, потребностей, интересов, чувств, художественной деятельности и развитие

творческих способностей. С учетом своеобразия детей с интеллектуальной недостаточностью и

особой роли коррекционной школы, как специального учреждения, эстетическое воспитание

направлено на решение следующих задач:

1. Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические

чувства и переживания ( восхищение, радость, удовольствие).

2. Корригировать дефекты психического и физического развития умственно отсталых

школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и

подготавливать его к самостоятельной жизни.

3. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве,

природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к

воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями, развивать эстетический вкус,

приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются

между собой. На основе задач разрабатываются содержания, формы и методы эстетического

воспитания.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно

отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач.

Замедленная восприимчивость детей с нарушением интеллекта сочетается со значительным

сужением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же

обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов , чем нормальные дети, т.е

участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми

воспринимается, как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают им

ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если

нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо

ориентируется в окружающем, то умственно отсталый долго не может уловить смысл происходящего

и зачастую оказывается дезориентированным.

Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса.

Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным,

физическим развитием детей. Работа по эстетическому воспитанию детей в коррекционной школе

тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень

разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: в игре, занятиях, быту,

труде, на праздниках и в развлечениях.

Эстетическое воспитание в нашей коррекционной школе-интернате 8 вида - неотъемлемая часть

единого коррекционно-воспитательного процесса.

У педагогов коррекционной школы вошла в поговорку фраза: «Эстетическое воспитание

школьника начинается с входа в школу». Красивое оформление всех школьных помещений- классов

( стенды, комнатные растения, красивые шторы на окнах, современная удобная мебель, ж/к

телевизоры и т.д.), спален, залов, столовой поддержание в них чистоты и порядка; опрятная и

скромная одежда учащихся и педагогов воспитывают аккуратность, бережное отношение к школе,

вещам. Ведь и «стены могут воспитывать», и «одежда может свидетельствовать о культуре

человека».

Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые картины, игрушки,

комнатные растения- все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако, лишь созерцательное

отношение к удобствам и красоте окружающего, мало способствует воспитанию вкуса человека. Мы

стараемся включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений-

классов, спальных комнат, кабинетов, мастерких, коридоров, и т.д. Большое значение педагоги

нашей школы придают внешнему содержанию дворов, пришкольных скверов и земельных участков,

игровых площадок.

Педагоги нашей школы постоянно заботятся о том, чтобы дети следили за своей одеждой и

обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к

состоянию рабочего места ( парте, станку, верстаку ), учебным принадлежностям, инструментам,

изготовленным изделиям.

В общем, гармоническом развитии личности важнейшее место мы отводим формированию

эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его

образованности. Очень важно, чтобы выпускники коррекционной школы умели обратиться с

просьбой к окружающим людям, культурно поздороваться, попрощаться, войти и выйти из

помещения. Не менее важно, чтобы воспитанники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в

общественных местах.

Воспитание у детей с ОВЗ эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем

необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы наша школа формирует у детей с

интеллектуальной недостаточностью соответствующие навыки, умения, привычки.

Считаю, что задача воспитателя в том, чтобы доказать детям целесообразность и

необходимость соблюдения ими принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтобы дети

глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно суметь показать на конкретных

примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими

людьми.

Личный пример педагога- самое эффективное средство воспитания привычек поведения.

Соблюдая необходимую требовательность, педагоги нашей школы тактично и благожелательно

направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.

Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание

занятия, как четко и ясно формируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько

интересны практические задания. Закрепления таких умений и навыков у детей с ОВЗ процесс

очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны воспитателя. Для

этого стараюсь, как можно чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создаю

для этого различные педагогические ситуации. Во время проведения занятий или самоподготовок

большое внимание уделяю проведению физкультминуток. В школе дети, кроме психологической,

получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их

расширяется. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и

физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому

способствуют физкультминутки.

В процессе эстетического воспитания огромную роль играет наблюдение за природой. Для этого

мы используем прогулки и экскурсии на природу. В своей работе использую прогулку, как метод

наблюдения. Ее содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников

за сезонными изменениями природы, особенностями растительного и животного мира.

Во время экскурсий обращаю внимание детей на яркое, приметное, наглядное, стараюсь дать им

возможность испытать удовольствие от восприятия природы. В процессе своей работы стараюсь

создавать благоприятный микроклимат в коллективе.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии учащихся коррекционной школы 8 вида, в

целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала,

оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в

творческий комплекс личности.

Моя работа основана на изучении работ ведущих дефектологов, психологов, ученых и

собственном практическом опыте, что подтверждает значимость развития эстетических качеств

через учебную, кружковую работу, которая заключается в том, что: именно эстетические качества

позволяют наиболее активно решать проблемы подготовки к жизни школьников со сниженным

интеллектом, особенно те из них, которые обладают низкой способностью к саморегуляции и

недостаточной активацией деятельности.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-

воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека,

но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов,

личных и общественных представлений мировоззрения.



В раздел образования