Автор: Стафорандова Ульяна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №14
Населённый пункт: г.Амурск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логические блоки Дьенеша - универсальное пособие в работе учителя дефектолога
Раздел: начальное образование
Логические блоки Дьенеша - универсальное пособие в работе учителя-
дефектолога
Тема: «Формирование математических представлений у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями посредством
логических блоков Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша — это набор геометрических фигур, которые
различаются
по
форме,
цвету,
размеру
и
толщине.
Они
являются
эффективным средством для развития математических представлений у
младших школьников. Использование блоков Дьенеша позволяет:
•
развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать;
•
формировать представления о геометрических фигурах, свойствах
предметов, отношениях между ними;
•
развивать мышление, внимание, память, речь.
Основная
цель
использования
дидактического
материала
научить
школьников решать
умственные задачи на разбиение
по свойствам.
Основное умение необходимое для решения математических задач - это
умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть, показывать,
удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по
одному, двум трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого
Операции кодирования и декодирования информации
Кодирование и декодирование информации — это важные процессы,
которые способствуют развитию когнитивных функций у детей.
Кодирование — это процесс преобразования информации из одной формы в
другую, более удобную для хранения или передачи. В контексте работы с
блоками Дьенеша кодирование может проявляться в виде задания, где
ребёнку нужно разложить блоки по определённым признакам (например, по
цвету или форме).
Декодирование — это обратный процесс, когда закодированная информация
преобразуется обратно в исходную форму. В работе с блоками Дьенеша
декодирование может быть представлено заданием, где ребёнок должен
найти блок, соответствующий определённому описанию (например, «Найди
блок, который красный и квадратный» , «Найди, не красный, не круглый, не
тонкий»).
Эти операции способствуют развитию:
•
Мышления: дети учатся анализировать и синтезировать информацию,
выявлять закономерности и делать выводы.
•
Внимания:
дети учатся концентрироваться на задаче, выделять
важные признаки и игнорировать несущественные.
•
Памяти: дети запоминают характеристики блоков и их расположение,
что способствует развитию памяти.
•
Речи:
дети
описывают
блоки,
объясняют
свои
действия,
что
способствует развитию речи.
Упражнения и задания с блоками Дьенеша
1.
Сортировка блоков по одному признаку.
o
Задание: разложить блоки на две группы по цвету (например,
красные и синие).
o
Цель: формирование представления о цвете
как признаке предмета.
2.
Сортировка блоков по двум признакам.
o
Задание: разложить блоки на четыре группы по цвету и форме
(например, красные круги, красные квадраты, синие круги, синие
квадраты).
o
Цель:
формирование
представления
о
возможности
классификации предметов по двум признакам одновременно.
3.
Поиск блока по описанию.
o
Задание:
найти
блок,
который
соответствует
описанию
(например, «Найди блок, который красный и квадратный»
«Большой толстый круг» ).
o
Цель: развитие умения анализировать описание и соотносить его
с конкретным предметом.
4.
Составление логических цепочек.
o
Задание: составить цепочку из блоков, соблюдая определённое
правило (например, чередование цветов или форм).
o
Цель:
развитие умения устанавливать закономерности и продолжать их.
5.
Игра «Угадай, какой блок я задумал».
o
Задание: один из участников загадывает блок, а другие задают
ему вопросы, чтобы угадать, какой блок он задумал (например,
«Этот блок красный?», «Этот блок квадратный?», «Этот блок
толстый?»).
o
Цель: развитие умения формулировать вопросы и
анализировать ответы.
6.
Составление геометрических фигур из блоков.
o
Задание: составить из блоков геометрические фигуры (например,
квадрат, прямоугольник, треугольник).
o
Цель: формирование
представлений о геометрических фигурах и их свойствах.
7.
Сравнение блоков по разным признакам.
o
Задание: сравнить два блока и определить, чем они похожи и чем
отличаются (например, «Эти блоки одинаковые по цвету, но
разные по форме»).
o
Цель: развитие умения сравнивать
предметы по разным признакам и делать выводы.
Работа с логическими блоками Дьенеша является эффективным средством
для формирования математических представлений у младших школьников .
Она позволяет развивать мышление, внимание, память и речь, а также
формировать представления о геометрических фигурах, свойствах предметов
и отношениях между ними.