Напоминание

Логические блоки Дьенеша - универсальное пособие в работе учителя дефектолога


Автор: Стафорандова Ульяна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №14
Населённый пункт: г.Амурск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логические блоки Дьенеша - универсальное пособие в работе учителя дефектолога
Раздел: начальное образование





Назад




Логические блоки Дьенеша - универсальное пособие в работе учителя-

дефектолога

Тема: «Формирование математических представлений у младших

школьников с интеллектуальными нарушениями посредством

логических блоков Дьенеша».

Логические блоки Дьенеша — это набор геометрических фигур, которые

различаются

по

форме,

цвету,

размеру

и

толщине.

Они

являются

эффективным средством для развития математических представлений у

младших школьников. Использование блоков Дьенеша позволяет:

развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать;

формировать представления о геометрических фигурах, свойствах

предметов, отношениях между ними;

развивать мышление, внимание, память, речь.

Основная

цель

использования

дидактического

материала

научить

школьников решать

умственные задачи на разбиение

по свойствам.

Основное умение необходимое для решения математических задач - это

умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть, показывать,

удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по

одному, двум трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого

Операции кодирования и декодирования информации

Кодирование и декодирование информации — это важные процессы,

которые способствуют развитию когнитивных функций у детей.

Кодирование — это процесс преобразования информации из одной формы в

другую, более удобную для хранения или передачи. В контексте работы с

блоками Дьенеша кодирование может проявляться в виде задания, где

ребёнку нужно разложить блоки по определённым признакам (например, по

цвету или форме).

Декодирование — это обратный процесс, когда закодированная информация

преобразуется обратно в исходную форму. В работе с блоками Дьенеша

декодирование может быть представлено заданием, где ребёнок должен

найти блок, соответствующий определённому описанию (например, «Найди

блок, который красный и квадратный» , «Найди, не красный, не круглый, не

тонкий»).

Эти операции способствуют развитию:

Мышления: дети учатся анализировать и синтезировать информацию,

выявлять закономерности и делать выводы.

Внимания:

дети учатся концентрироваться на задаче, выделять

важные признаки и игнорировать несущественные.

Памяти: дети запоминают характеристики блоков и их расположение,

что способствует развитию памяти.

Речи:

дети

описывают

блоки,

объясняют

свои

действия,

что

способствует развитию речи.

Упражнения и задания с блоками Дьенеша

1.

Сортировка блоков по одному признаку.

o

Задание: разложить блоки на две группы по цвету (например,

красные и синие).

o

Цель: формирование представления о цвете

как признаке предмета.

2.

Сортировка блоков по двум признакам.

o

Задание: разложить блоки на четыре группы по цвету и форме

(например, красные круги, красные квадраты, синие круги, синие

квадраты).

o

Цель:

формирование

представления

о

возможности

классификации предметов по двум признакам одновременно.

3.

Поиск блока по описанию.

o

Задание:

найти

блок,

который

соответствует

описанию

(например, «Найди блок, который красный и квадратный»

«Большой толстый круг» ).

o

Цель: развитие умения анализировать описание и соотносить его

с конкретным предметом.

4.

Составление логических цепочек.

o

Задание: составить цепочку из блоков, соблюдая определённое

правило (например, чередование цветов или форм).

o

Цель:

развитие умения устанавливать закономерности и продолжать их.

5.

Игра «Угадай, какой блок я задумал».

o

Задание: один из участников загадывает блок, а другие задают

ему вопросы, чтобы угадать, какой блок он задумал (например,

«Этот блок красный?», «Этот блок квадратный?», «Этот блок

толстый?»).

o

Цель: развитие умения формулировать вопросы и

анализировать ответы.

6.

Составление геометрических фигур из блоков.

o

Задание: составить из блоков геометрические фигуры (например,

квадрат, прямоугольник, треугольник).

o

Цель: формирование

представлений о геометрических фигурах и их свойствах.

7.

Сравнение блоков по разным признакам.

o

Задание: сравнить два блока и определить, чем они похожи и чем

отличаются (например, «Эти блоки одинаковые по цвету, но

разные по форме»).

o

Цель: развитие умения сравнивать

предметы по разным признакам и делать выводы.

Работа с логическими блоками Дьенеша является эффективным средством

для формирования математических представлений у младших школьников .

Она позволяет развивать мышление, внимание, память и речь, а также

формировать представления о геометрических фигурах, свойствах предметов

и отношениях между ними.



В раздел образования