Автор: Макасеева Диана Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Белгородского государственного национального исследовательского университета
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: высшее образование
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА САМООЦЕНКУ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Шитикова Елена Вячеславовна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, доцент кафедры возрастной и социальной психологии,
город Белгород, Россия
Макасеева Диана Александровна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, студент факультета психологии, город Белгород, Россия
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, направленного на
изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10–11 лет)
в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы.
Ключевые слова: адаптация младших подростков, самооценка и учебная мотивация
младших подростков, взаимосвязь самооценки и учебной мотивации.
THE INFLUENCE OF LEARNING MOTIVATION ON THE SELF-ESTEEM OF
A PRIMARY SCHOOL STUDENT
Shitikova Elena Vyacheslavovna
Belgorod State National Research University, Associate Professor of the Department of
Age and Social Psychology,
Belgorod, Russia
Makaseeva Diana Alexandrovna
Belgorod State National Research University, Student of the Faculty of Psychology,
Belgorod, Russia
Abstract: The article presents the results of a study aimed at studying the relationship
between self-esteem and academic motivation of younger adolescents (10–11 years old) in the
process of their adaptation during the transition from primary to secondary school.
Key words: adaptation of younger adolescents, self-esteem and academic motivation of
younger adolescents, relationship between self-esteem and academic motivation.
Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к данной
проблематике в современной психологии, а также педагогике. Учебная мотивация тесно
переплетается со всеми аспектами жизни в младшем школьном возрасте, особенно с такой
чертой, как самооценка ребенка, ведь учебная деятельность становится центральной
нишей дальнейшего развития.
В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений
человека о себе, которая сформировалась на основе сравнения себя с окружающими. Эти
представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я» [1].
В
психологии
выделяют
две
разновидности
самооценки:
адекватная
и
неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым
обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше
среднего, это скорее норма, нежели отклонение [3].
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста обусловлены новым
этапом в жизни ребенка, так как в возрасте 6–7 лет ребенок идет в школу. Л. И. Божович
отмечает, что: «положение, которое занимает ребенок в начале младшего школьного
возраста, определяется объективными потребностями общества с одной стороны и
существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях
ребенка, о том, каким он должен быть — с другой» [2].
Мотивация определяется А. М. Прихожан как один конкретный мотив, как
целостная система мотивов и как специальная сфера личности, которая включает в себя
потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии [5].
Учебная
мотивация
является
частным
видом
мотивации,
включенным
в
конкретную деятельность, в данном случае — учебную деятельность [4].
В мотивационной сфере младшего школьника происходят большие изменения,
вследствие которых ребенок овладевает общей и познавательной направленностью, что
характеризуется стремлением посещать учебное заведение. Данное стремление должно
быть
удовлетворено
для
поддержания
высокого
уровня
учебной
мотивации
и
формирования дальнейших зрелых мотивов и целей в социальной жизни.
Цель исследования : выявить характер связи самооценки личности и учебной
мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования : существует связь самооценки личности и учебной
мотивации у младших школьников, а именно: чем выше уровень самооценки личности,
тем выше учебная мотивация в младшем школьном возрасте. Выборку эмпирического
исследования составили младшие школьники в возрасте 7–8 лет, всего 30 человек.
Для
определения
уровня
учебной
мотивации
младших
школьников
была
использована «Методика исследования школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова). Для
определения
уровня
самооценки
как
одной
из
личностных
особенностей,
была
использована методика «Лесенка самооценки», разработанная В. Г. Щур.
После проведения исследования уровня школьной мотивации среди 29 младших
школьников были получены следующие результаты (рис. 1).
4%
31%
20%
10%
35%
высокий уровень
хорошая мотивация
преобладание внешних мотивов
негативное отношение
низкий уровень мотивации
Рис. 1. Распределение младших школьников по уровню учебной мотивации (%)
10 % опрошенных детей имеют негативное отношение к школе, у 35 % был
выявлен низкий уровень школьной мотивации. У 20 % учеников имеют в целом
позитивное отношение к школе, однако в учебной мотивации преобладают внешние
мотивы. Также 31 % младших школьников присуща хорошая учебная мотивация, и только
1 ребенок (4 %) обладает высоким уровнем школьной мотивации и учебной активности.
Таким образом, примерно треть учеников в классе имеет хороший и высокий
уровень школьной мотивации. Ученики с высокой, хорошей учебной мотивацией имеют
высокий познавательный мотив и стремятся проявлять активность в учебе. Несколько
человек в классе испытывают негативное отношение к школе.
Перейдем к анализу и интерпретации данных, полученных при изучении уровня
самооценки младших школьников (рис. 2).
10%
43%
14%
33%
Заниженная
Завышенная
Резко заниженная
Адекватная
Рис. 2. Распределение респондентов по уровню самооценки (%)
Проанализировав полученные данные, можно заметить, что большой процент детей
имеют завышенную самооценку (43 %). Это может свидетельствовать о том, что данные
дети проявляют активность и уверенность в учебной деятельности.
Адекватной самооценкой обладает 33 % учеников. Это сидетельствует о наличии у
ребенка сформированного положительного отношения к себе; он умеет оценивать себя и
свою деятельность.
Заниженный уровень самооценки был выявлен у 10 % детей в выборке. Как
правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Такие дети
могут стараться реализовывать себя вдали от школьных уроков.
Резко заниженная самооценка получила чуть большее количество респондентов (14
%). Исследователи упоминают, что обычно в классе можно наблюдать от 8 % до 10 %
детей с таким уровнем самооценки. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка.
На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка и т. д.
Для подтверждения гипотезы о связи уровня мотивации достижения с самооценкой
младших школьников был использован коэффициент корреляции Пирсона. Расчет
коэффициента проводился в программе IBM SPSS Statistics 2021.
Полученные при расчетах данные демонстрируют наличие статистически значимой
связи самооценки, как особенностей личности, и учебной мотивации среди младших
школьников (р
≦
0,01).
Выявлена статистически значимая связь самооценки и учебной мотивации. Было
выявлена прямая связь, показывающая, что у школьников с высокой самооценкой
повышена и мотивация на обучение.
Таким образом, на основании корреляционного анализа, мы можем заключить, что
связь личностных особенностей (в нашем случае самооценки) и учебной мотивации в
младшем школьном возрасте действительно существует.
Библиографический список:
1. Божович, Л. И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович —
Вопросы психологии. 1955. № 1. — с.98–107.
2. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В. Давыдов. М.
— Изд-во «Педагогика», 1990. — 186 с.
3. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А. В. Захарова
— Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. — Таллин, 1980. — с. 90–99.
4. Князева Т. Н. Я учусь учиться: психол. курс развивающих занятий для мл.
школьников / Т. Н. Князева. — Москва: Аркти, 2004– 213 с.
5. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К.
Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 2006. — 112 с.