Напоминание

«Основы организации работы тренера по спорту»


Автор: Миронов Алексей Геннадьевич
Должность: педагог
Учебное заведение: "УОР №4"
Населённый пункт: МО г. Руза
Наименование материала: статья
Тема: «Основы организации работы тренера по спорту»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Основы организации работы тренера по спорту».

Говорят, что «театр начинается с вешалки», так и любая спортивная

школа, начинается с ТРЕНЕРА. Задача администрации, директора, учебной

части, хоз.части, организовать работу тренера, создать условия для

творчества.

Чем же работа тренера отличается от работы учителя физкультуры?

Да тем, наверное, что к учителю дети приходят по тому, что этого требует

учебная программа, а к тренеру по ЖЕЛАНИЮ заниматься спортом.

В народе говорят: «Что лечить и учить» может каждый, тогда почему у

одного тренера полный зал, а у другого ни детей, ни спортивного результата?

Спортсмен и тренер, это далеко не одно и тоже. Можно быть великим

спортсменом и очень посредственным тренером, а бывает и на оборот.

Тренера как волка-ноги кормят. Чем больше он наберет детей, тем, больше

спортсменов у него останется. Как снега зимой, чем больше выпало, чем

дольше тает.

Чаще всего детей приводят заниматься тем или иным спортом родители,

иногда дети приходят вместе с друзьями, но всегда решающую роль играет

личность тренера. Если тренер понравился ребенку, значит он будет

заниматься и сумеет преодолеть все трудности спортивной жизни.

Ученик должен «подходить» тренеру, а тренер ученику. Только тогда

будет результат.

Особенности работы детского тренера

Детский тренер должен быть прежде всего ВОСПИТАТЕЛЕМ через спорт.

Основные задачи детского тренера:

-Набрать группу (Пройти по школам, наладить связь с учителями

физкультуры, сделать рекламу в социальных сетях, расклеить листовки о

наборе, посетить родительские собрания и т.п.)

Очень сильно влияет внешний вид тренера, его культура общения.

Нужно понравится не только ребенку, но и его родителям.

- Сохранить группу

(Суметь заинтересовать детей, создать такой климат в группе, что бы при

любых нагрузках хотелось бежать к ребятам, к тренеру.

- Разумная требовательность. Не допустить панибратства и вместе с тем не

«оттолкнуть» ребенка.

-Команды должны быть четкими и понятными. Дети должны СЛЫШАТЬ

ВАС на тренировке, но и старайтесь не допускать крика.

-Тренировки с младшим возрастом должны носит в основном ИГРОВОЙ

характер.

-Тренер должен учитывать возраст и подготовку детей.

-Ни в коем случае не переносить свои тренировки на малышей.

-Тренеру должен быть интересен сам процесс работы с ребенком, его

становление личности, а уж потом спортивный результат.

-Вы должны нести эмоциональный заряд на тренировке. Ни в коем случае

нельзя садится или «зависать» в телефоне, оставлять детей в зале одних.

-Если видите, что у ученика что-то не получается не ругайтесь, он не

«тупой», может вы что-то не так объяснили? Попытайтесь объяснить еще раз.

Если совсем не получается переключитесь на другое действие.

-Методически правильно построить тренировочный процесс

ЕСЛИ ТРЕНЕР СУМЕЕТ СОХРАНИТЬ ГРУППУ И СОЗДАТЬ В НЕЙ

ЗДОРОВЫЙ КОЛЕКТИВ, ТО И СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ.

Самое страшное при работе с детьми БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Знаете, как один старый тренер образно говорил о своей работе:

«Представьте большую гору на вершине горы ПОБЕДА (спортивный

результат)

По склону горы поднимается телега с детишками. В телегу запряжен тренер.

Потом кто-то из детей уже идет рядом с телегой, кто-то помогает тренеру.

Чем выше в гору, ближе к цели тем больше ребят тащат эту телегу, а им

помогает тренер.»

Или еще. «Представьте большое дерево. На вершине ПОБЕДА. Тренер

подводит ученика к дереву и подсаживает на нижние ветви. Чем выше

поднимается юный спортсмен, тем ниже на земле остается детский тренер.

Он уже может только направлять, подсказывать своему ученику за какую

ветку взяться»

Тренер сборной---тренер-менеджер.

Основой его работы является:

-правильное планирование спортивной подготовки

-умение предвидеть спортивный результат

-создать коллектив спортсменов, нацеленный на высокий спортивный

результат

-Тактически грамотно подвести спортсмена или команду к основному старту.

-Иметь «пробивные» качества (уметь согласовывать и находить

дополнительные источники финансирование необходимых сборов, календаря

соревнований, спортивной формы, питания и т.п.)

Основная задача тренера сборной –СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Основной принцип работы тренера должен быть как у врача. НЕ

НАВРЕДИ.

Спортсмен чаще всего безоговорочно верит тренеру.

Часто, слово ТРЕНЕРА для ребенка бывает даже весомей чем слово

родителей, и это накладывает на него очень большую ответственность.

Великий французский писатель Сент Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех,

кого приручили».

Не должно быть в спорте победы ЛЮБОЙ ценой. Ценой здоровья

спортсмена, который тебе верит.

Тренер личность творческая и свободная. Тренер-конструктор побед

ученика, направляющее звено в его работе. Он не может сделать работу за

спортсмена, выйти за него на игру, дистанцию, бой. Но он может и должен

помочь ему настроиться, спланировать спорт.подготовку, выступление,

направить ученика, как в спорте, так и жизни. Кроме отличного знания вида

спорта тренер должен быть высоко порядочным, разносторонним человеком,

хорошим психологом.

Какими качествами должен обладать настоящий тренер?

Это прежде всего ТЕРПЕНИЕ, ДОБРОТА и СТРОГОСТЬ, а также

ЧИСТОЛЮБИЕ в

хорошем смысле этого слова. (Мои первые! Я научил!) Тренер должен уметь

радоваться любой победе своего ученика и прежде всего над собой.

Спорт- это отражение жизни. У каждого в спорте, как и в жизни своя

высота, своя вершина. У кого-то это Олимпийские игры, у кого-то КМС и ли

Мастер спорта, победитель или призер города, области, России, а у кого-то

просто здоровый образ жизни.

Спорт дело молодости. Да и некто не знает какие сюрпризы может

преподнести жизнь самому талантливому спортсмену. Поэтому тренер

должен объяснить ученику, что учеба необходима.

Настоящий тренер не может закрыть зал на ключ и забыть об учениках.

Почти все выходные у тренера соревнования или сборы. Жене, если такая

есть, нужно «памятник ставить», хорошо если муж спать домой приходит.

Спорт явление социальное. Если тренер сумел отвлечь от улицы, от

компьютера 20-30 пацанов он уже сделал очень большое дело.

Само общение с детьми должно приносить удовольствие.

Дети копируют своего тренера, внешний вид, опрятность, речь и ВСЕ

ЕГО ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Если тренер сквернословит, то и ученики его

будут матершинники, если курит, то и ребята будут курить.

И все же это прекрасная профессия! Когда твой ученик преодолел себя,

стал чемпионом или просто спортсменом, хорошим человеком и спустя

много лет привел к тебе своего сына –вот тогда ты тренер!

Есть такая притча: ТРИ МУЖИКА ТАСКАЮТ В ГОРУ КАМНИ.

Путник спрашивает у 1-го: «Что ты делаешь?» «Камни таскаю»,- отвечает он.

«А ты, что делаешь? »,-спрашивает у второго. «На жизнь зарабатываю»,-

отвечает второй. «А ты, что делаешь?» --спрашивает у третьего. «Храм

строю»,- отвечает третий. Делают вроде одно и тоже, а МОТИВАЦИЯ

совершенно разная.

Дети приходят в спортзал с совершенно разной мотивацией.

Одного обижают сверстники и он хочет стать сильнее, другой «просто

посмотреть», третьего отец заставляет, а четвертый хочет стать

ЧЕМПИОНОМ.

А вот кем они станут во многом зависит от тренера.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА тренировочного

занятия по физической подготовке

1.Спортивная подготовка состоит из тренировочных занятий различной

направленности и участия в соревнованиях.

2.Спортивная тренировка—это педагогический процесс, направленный на

достижение наивысшего спортивного результата.

3.Физическая подготовка-процесс направленный на развитие двигательных

качеств спортсмена(силы, выносливости, скорости, ловкости и гибкости).

4.Физическая подготовка делится на ОБЩУЮ и СПЕЦИАЛЬНУЮ.

5. Время(объем) тренировки определяется в астрономических (60 мин) часах

в соответствии с этапом (НП,ТЭ,СС,ВСМ),возрастом спортсменов на

основании Госстандарта по виду спорта и Программы спорт. подготовки по

виду спорта.

6.Тренировочное занятие состоит из 3 частей:

-Подготовительной (Построение, объяснение задач тренировки, какие-то

организационные моменты. Непосредственно разминка. Цель

подготовительной части не просто подготовить организм к предстоящей

физической работе, но и психологически настроится на нее.)

-Основной (Непосредственное выполнение задач тренировки)

-Заключительной (Приведение организма спортсмена в исходное состояние.

Упражнения на расслабление мышц ,растяжка. Возможно какая-то короткая

игра. Подведение итогов занятия.)

В начале ПЛАНА-КОНСПЕКТА отражается:

-Вид спорта

-Этап подготовки(НП, ТЭ,СС,ВСМ)

-Возраст спортсменов

-Вид подготовки) (ОФП, СФП, Техн.п-ка, Такт.п-ка и т.п)

-Тема тренировки (На пример: Плавательная подготовка)

-Задачи тренировки (Основная и дополнительные)

Основная задача должна соответствовать виду подготовки и теме ТЗ.

-Оборудование и инвентарь

-Место проведения (спортзал, стадион, бассейн и т.п.)

План- конспект по вертикали имеет следующие разделы:

-Содержание ТЗ(тренировочного занятия) В нем описывается, какие задания

тренер дает спортсменам.

-Дозировка упражнений (Может быть по времени, обычно в минутах или по

количеству повторений)

-Темп выполнения упр.(Низкий, средний, высокий, максимальный)

-Методические указания( Техника безопасности, страховка, само страховка.

На что нужно обратить внимание при выполнении задания. Организация

работы

группы(фронтальное.выполнениезадания,групповое,поточное,круговое,инди

видуальное)

Содержание основной части тренировочного занятие должно строго

соответствовать ЗАДАЧАМ тренировки.

В тренировочном занятии по физической подготовке желательно

применять все методы(упражнение, игровой и соревновательный) и как

можно более разнообразные средства проведения тренировки. Хотя

иногда,в зависимости от задач тренировки, возможно применение

одного(на пример кросс) или двух (спорт. игра и т.п)метод



В раздел образования