Автор: Миронов Алексей Геннадьевич
Должность: педагог
Учебное заведение: "УОР №4"
Населённый пункт: МО г. Руза
Наименование материала: статья
Тема: «Основы организации работы тренера по спорту»
Раздел: среднее профессиональное
«Основы организации работы тренера по спорту».
Говорят, что «театр начинается с вешалки», так и любая спортивная
школа, начинается с ТРЕНЕРА. Задача администрации, директора, учебной
части, хоз.части, организовать работу тренера, создать условия для
творчества.
Чем же работа тренера отличается от работы учителя физкультуры?
Да тем, наверное, что к учителю дети приходят по тому, что этого требует
учебная программа, а к тренеру по ЖЕЛАНИЮ заниматься спортом.
В народе говорят: «Что лечить и учить» может каждый, тогда почему у
одного тренера полный зал, а у другого ни детей, ни спортивного результата?
Спортсмен и тренер, это далеко не одно и тоже. Можно быть великим
спортсменом и очень посредственным тренером, а бывает и на оборот.
Тренера как волка-ноги кормят. Чем больше он наберет детей, тем, больше
спортсменов у него останется. Как снега зимой, чем больше выпало, чем
дольше тает.
Чаще всего детей приводят заниматься тем или иным спортом родители,
иногда дети приходят вместе с друзьями, но всегда решающую роль играет
личность тренера. Если тренер понравился ребенку, значит он будет
заниматься и сумеет преодолеть все трудности спортивной жизни.
Ученик должен «подходить» тренеру, а тренер ученику. Только тогда
будет результат.
Особенности работы детского тренера
Детский тренер должен быть прежде всего ВОСПИТАТЕЛЕМ через спорт.
Основные задачи детского тренера:
-Набрать группу (Пройти по школам, наладить связь с учителями
физкультуры, сделать рекламу в социальных сетях, расклеить листовки о
наборе, посетить родительские собрания и т.п.)
Очень сильно влияет внешний вид тренера, его культура общения.
Нужно понравится не только ребенку, но и его родителям.
- Сохранить группу
(Суметь заинтересовать детей, создать такой климат в группе, что бы при
любых нагрузках хотелось бежать к ребятам, к тренеру.
- Разумная требовательность. Не допустить панибратства и вместе с тем не
«оттолкнуть» ребенка.
-Команды должны быть четкими и понятными. Дети должны СЛЫШАТЬ
ВАС на тренировке, но и старайтесь не допускать крика.
-Тренировки с младшим возрастом должны носит в основном ИГРОВОЙ
характер.
-Тренер должен учитывать возраст и подготовку детей.
-Ни в коем случае не переносить свои тренировки на малышей.
-Тренеру должен быть интересен сам процесс работы с ребенком, его
становление личности, а уж потом спортивный результат.
-Вы должны нести эмоциональный заряд на тренировке. Ни в коем случае
нельзя садится или «зависать» в телефоне, оставлять детей в зале одних.
-Если видите, что у ученика что-то не получается не ругайтесь, он не
«тупой», может вы что-то не так объяснили? Попытайтесь объяснить еще раз.
Если совсем не получается переключитесь на другое действие.
-Методически правильно построить тренировочный процесс
ЕСЛИ ТРЕНЕР СУМЕЕТ СОХРАНИТЬ ГРУППУ И СОЗДАТЬ В НЕЙ
ЗДОРОВЫЙ КОЛЕКТИВ, ТО И СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ.
Самое страшное при работе с детьми БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Знаете, как один старый тренер образно говорил о своей работе:
«Представьте большую гору на вершине горы ПОБЕДА (спортивный
результат)
По склону горы поднимается телега с детишками. В телегу запряжен тренер.
Потом кто-то из детей уже идет рядом с телегой, кто-то помогает тренеру.
Чем выше в гору, ближе к цели тем больше ребят тащат эту телегу, а им
помогает тренер.»
Или еще. «Представьте большое дерево. На вершине ПОБЕДА. Тренер
подводит ученика к дереву и подсаживает на нижние ветви. Чем выше
поднимается юный спортсмен, тем ниже на земле остается детский тренер.
Он уже может только направлять, подсказывать своему ученику за какую
ветку взяться»
Тренер сборной---тренер-менеджер.
Основой его работы является:
-правильное планирование спортивной подготовки
-умение предвидеть спортивный результат
-создать коллектив спортсменов, нацеленный на высокий спортивный
результат
-Тактически грамотно подвести спортсмена или команду к основному старту.
-Иметь «пробивные» качества (уметь согласовывать и находить
дополнительные источники финансирование необходимых сборов, календаря
соревнований, спортивной формы, питания и т.п.)
Основная задача тренера сборной –СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Основной принцип работы тренера должен быть как у врача. НЕ
НАВРЕДИ.
Спортсмен чаще всего безоговорочно верит тренеру.
Часто, слово ТРЕНЕРА для ребенка бывает даже весомей чем слово
родителей, и это накладывает на него очень большую ответственность.
Великий французский писатель Сент Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех,
кого приручили».
Не должно быть в спорте победы ЛЮБОЙ ценой. Ценой здоровья
спортсмена, который тебе верит.
Тренер личность творческая и свободная. Тренер-конструктор побед
ученика, направляющее звено в его работе. Он не может сделать работу за
спортсмена, выйти за него на игру, дистанцию, бой. Но он может и должен
помочь ему настроиться, спланировать спорт.подготовку, выступление,
направить ученика, как в спорте, так и жизни. Кроме отличного знания вида
спорта тренер должен быть высоко порядочным, разносторонним человеком,
хорошим психологом.
Какими качествами должен обладать настоящий тренер?
Это прежде всего ТЕРПЕНИЕ, ДОБРОТА и СТРОГОСТЬ, а также
ЧИСТОЛЮБИЕ в
хорошем смысле этого слова. (Мои первые! Я научил!) Тренер должен уметь
радоваться любой победе своего ученика и прежде всего над собой.
Спорт- это отражение жизни. У каждого в спорте, как и в жизни своя
высота, своя вершина. У кого-то это Олимпийские игры, у кого-то КМС и ли
Мастер спорта, победитель или призер города, области, России, а у кого-то
просто здоровый образ жизни.
Спорт дело молодости. Да и некто не знает какие сюрпризы может
преподнести жизнь самому талантливому спортсмену. Поэтому тренер
должен объяснить ученику, что учеба необходима.
Настоящий тренер не может закрыть зал на ключ и забыть об учениках.
Почти все выходные у тренера соревнования или сборы. Жене, если такая
есть, нужно «памятник ставить», хорошо если муж спать домой приходит.
Спорт явление социальное. Если тренер сумел отвлечь от улицы, от
компьютера 20-30 пацанов он уже сделал очень большое дело.
Само общение с детьми должно приносить удовольствие.
Дети копируют своего тренера, внешний вид, опрятность, речь и ВСЕ
ЕГО ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Если тренер сквернословит, то и ученики его
будут матершинники, если курит, то и ребята будут курить.
И все же это прекрасная профессия! Когда твой ученик преодолел себя,
стал чемпионом или просто спортсменом, хорошим человеком и спустя
много лет привел к тебе своего сына –вот тогда ты тренер!
Есть такая притча: ТРИ МУЖИКА ТАСКАЮТ В ГОРУ КАМНИ.
Путник спрашивает у 1-го: «Что ты делаешь?» «Камни таскаю»,- отвечает он.
«А ты, что делаешь? »,-спрашивает у второго. «На жизнь зарабатываю»,-
отвечает второй. «А ты, что делаешь?» --спрашивает у третьего. «Храм
строю»,- отвечает третий. Делают вроде одно и тоже, а МОТИВАЦИЯ
совершенно разная.
Дети приходят в спортзал с совершенно разной мотивацией.
Одного обижают сверстники и он хочет стать сильнее, другой «просто
посмотреть», третьего отец заставляет, а четвертый хочет стать
ЧЕМПИОНОМ.
А вот кем они станут во многом зависит от тренера.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА тренировочного
занятия по физической подготовке
1.Спортивная подготовка состоит из тренировочных занятий различной
направленности и участия в соревнованиях.
2.Спортивная тренировка—это педагогический процесс, направленный на
достижение наивысшего спортивного результата.
3.Физическая подготовка-процесс направленный на развитие двигательных
качеств спортсмена(силы, выносливости, скорости, ловкости и гибкости).
4.Физическая подготовка делится на ОБЩУЮ и СПЕЦИАЛЬНУЮ.
5. Время(объем) тренировки определяется в астрономических (60 мин) часах
в соответствии с этапом (НП,ТЭ,СС,ВСМ),возрастом спортсменов на
основании Госстандарта по виду спорта и Программы спорт. подготовки по
виду спорта.
6.Тренировочное занятие состоит из 3 частей:
-Подготовительной (Построение, объяснение задач тренировки, какие-то
организационные моменты. Непосредственно разминка. Цель
подготовительной части не просто подготовить организм к предстоящей
физической работе, но и психологически настроится на нее.)
-Основной (Непосредственное выполнение задач тренировки)
-Заключительной (Приведение организма спортсмена в исходное состояние.
Упражнения на расслабление мышц ,растяжка. Возможно какая-то короткая
игра. Подведение итогов занятия.)
В начале ПЛАНА-КОНСПЕКТА отражается:
-Вид спорта
-Этап подготовки(НП, ТЭ,СС,ВСМ)
-Возраст спортсменов
-Вид подготовки) (ОФП, СФП, Техн.п-ка, Такт.п-ка и т.п)
-Тема тренировки (На пример: Плавательная подготовка)
-Задачи тренировки (Основная и дополнительные)
Основная задача должна соответствовать виду подготовки и теме ТЗ.
-Оборудование и инвентарь
-Место проведения (спортзал, стадион, бассейн и т.п.)
План- конспект по вертикали имеет следующие разделы:
-Содержание ТЗ(тренировочного занятия) В нем описывается, какие задания
тренер дает спортсменам.
-Дозировка упражнений (Может быть по времени, обычно в минутах или по
количеству повторений)
-Темп выполнения упр.(Низкий, средний, высокий, максимальный)
-Методические указания( Техника безопасности, страховка, само страховка.
На что нужно обратить внимание при выполнении задания. Организация
работы
группы(фронтальное.выполнениезадания,групповое,поточное,круговое,инди
видуальное)
Содержание основной части тренировочного занятие должно строго
соответствовать ЗАДАЧАМ тренировки.
В тренировочном занятии по физической подготовке желательно
применять все методы(упражнение, игровой и соревновательный) и как
можно более разнообразные средства проведения тренировки. Хотя
иногда,в зависимости от задач тренировки, возможно применение
одного(на пример кросс) или двух (спорт. игра и т.п)метод