Автор: Долгополова Лариса Ивановна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Детский клуб «Чайка»
«Зимующие птицы»
Номинация «Методическая разработка»
Конспект открытого занятия по экологии
Автор:
Долгополова Лариса Ивановна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Оренбург,2018
Цель занятия
: прививать любовь к природе, формирование экологической
культуры у детей.
Задачи:
образовательная:
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
развивающая:
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
воспитательная:
-
воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам.
Материал:
карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета,
натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки
хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.
Ход занятия:
Дети выходят под музыку. (Голоса птиц)
Влетает сорока.
Педагог: - Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все
птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он
относится
и
где
живет,
какие
у
него
повадки.
В
царстве
полный
беспорядок
и
неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей).
Педагог:- Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве
живут непростые: есть здесь и зимующие, и перелётные. Зимующих птиц мы с вами
посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где
они сейчас находятся настоящее лето.
Педагог: - Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Зимующие.
Педагог: - Правильно, зимующие.
- А кто такие перелётные птицы?
Дети: - Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.
Педагог: - Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по
кругу, игра с гимнастической палочкой).
- Тело птиц покрыто шерстью.
- Скворец живет в дупле.
- В теплые края улетают перелетные птицы.
- Люди делают скворечники для ворон.
- Птицы строят гнезда из досок.
- Птицы собираются в стадо и летят домой.
- Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Конкурс №1.
Педагог: «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и
зимующих».
(дети должны разделить их и назвать)
Педагог:
-
Молодцы.
Вы
сделали
всё
правильно.
Перелётные
птицы
не
приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях.
Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов
улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку.
Педагог:
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А
теперь
наоборот!
(одна
прямая
рука
поднята,
другая
опущена,
рывком
руки
меняются).
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (наклоны влево-вправо, вперёд-назад).
По команде приседаем
- Раз-два-три-четыре-пять.
- Упражненье выполняем.
- Чур, друзья, не отставать! (приседания).
Педагог: - Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами
останемся с нашими зимними друзьями.
- Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите
все хором.
- Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. - Правильно. - А
как ты догадался, что это снегирь?
- У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка
о синице, сороке, кукушке.
Педагог: - Хорошо, ребята.
- Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? (ответы детей).
- А как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей, и рассказ педагога).
Педагог:
-Для
корма
птицам
пригодны
семена
различных
растений:
семечки
подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся
крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало
или
мясо. Вороны
–
всеядные
птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых
шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды
рябины, облепихи, барбариса.
Педагог: - Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в
самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры,
в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки
хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов
птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И
мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Педагог: - А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую для птиц,
выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы
полакомятся нашим угощением.
Конкурс № 2.
2. «Выбери корм для птиц».
Педагог: - Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: -Да.
Педагог: -Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.
- Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка).
Педагог: - Хоть я не молоток,
- По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (Дятел).
Педагог: - Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел).
Педагог: - Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (Снегири).
Педагог: - Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло (Сова).
Педагог: - Прыгает она у дома,
А зовут ее (Ворона).
Педагог: - Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует -
Коноплю ворует (Воробей).
Педагог: - Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет? (Сорока).
Педагог: -Трещала с самого утра: «Пор-р - ра! Пор-р- ра! »
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (Сорока).
Педагог:
-
А
еще,
ребята,
мне
один
знакомый
голубь
рассказал,
что
вы
очень
талантливые и умеете делать птиц из бумаги.
Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?
Педагог: -Давайте подготовим наши пальцы к работе.
(проводится пальчиковая гимнастика «Птицы»).
- Ищет птичка и в траве,
- И на ветках, и в листве,
- И среди больших лугов,
- Мух зелёных и жуков.
Практическая деятельность
(задание выполняют птиц в технике оригами)
Педагог: - Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести
порядок в их царстве?
-Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми
отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями.
(звучат звуки птичьих голосов)
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме материала.