Автор: Титова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение «Газпром школа Санкт-Петербург»
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей в современной школе: актуальные проблемы и основные пути решения
Раздел: среднее образование
Воспитание детей в современной школе:
актуальные проблемы и основные пути решения
Воспитательная работа в школе оказывает значительное влияние на социальное развитие
ребенка.
Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из ключевых задач
общества. Однако в условиях современной школы, сталкивающейся с быстрыми
социальными, технологическими и культурными изменениями, актуальные проблемы
воспитания требуют особого внимания и поиска эффективных решений.
Далее мы рассмотрим, с какими проблемами сталкиваются современные школы:
Шаблонный подход. Система воспитания в школе часто основана на устоявшихся
методиках и ограничениях, которые позволяют легче контролировать поведение ребенка.
Однако такие рамки могут сдерживать его полноценное развитие, препятствуя
проявлению творческих способностей, креативности и самостоятельности.
Воспитание — это сложный и многогранный процесс, включающий сочетание наказаний
и поощрений, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Тем не менее, реализовать такой индивидуальный подход становится затруднительным,
особенно при работе с большим количеством детей.
Разнообразие воспитательных методов. Каждый педагог имеет свое представление о
том, как и чему следует обучать детей. В результате одни воспринимаются как чересчур
строгие, другие — как слишком лояльные, а третьи — как равнодушные.
Отсутствие единых требований к поведению учащихся.
В России отсутствует единый нормативный документ, устанавливающий правила
поведения для учащихся. Согласно Федеральному закону «Об образовании», учебным
учреждениям предоставлено право самостоятельно разрабатывать уставы и другие
внутренние документы, где прописаны требования к школьникам.
В связи с этим ученик, который меняет школу сталкивается с разным набором правил и
норм поведения.
Отсутствие общепринятой системы санкций. Под санкциями понимаются эффективные
меры воздействия на поведение учащихся. К таким мерам могут относиться: замечания,
обсуждения поступков в коллективе или на педагогическом совете.
Каждый преподаватель самостоятельно определяет меру наказания по своему
усмотрению, это может негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, так как
не будет сформировано четкое представление о границах того, что разрешено, а что нет.
Обособленность.
Недостаток сплочённости среди учащихся является актуальной проблемой, особенно в
крупных учебных заведениях. В таких школах студенты редко взаимодействуют друг с
другом, и их общение часто ограничивается небольшими группами в составе класса.
Дети все больше предпочитают проводить время, играя в видео игры, нежели заводить
новые знакомства.
Некоторые пути решения актуальных проблем воспитания детей в современной
школе:
Создание единой системы санкций и стимулирующей среды для развития
мотивации учащихся.
Важно, чтобы все преподаватели имели единую систему санкций по отношению к
учащимся, так ребенок будет точно понимать границы и следовать нормам и
правилам.
Также важно признавать достижения каждого ученика и поощрять его
старания. Это может быть достигнуто через систему поощрений и наград.
Организация общешкольных мероприятий, в которых будут задействованы все
учащиеся. Положительное влияние оказывает и введение школьного
самоуправления и общешкольных собраний, на которых учащиеся совместно будут
решать разнообразные вопросы, касающиеся жизни школы.
Форрмирование нравственных качеств таких как доброта, милосердие,
сострадание, честность, справедливость. Необходимо создавать в школе атмосферу
взаимоуважения, поддержки и взаимопомощи, где каждый ребенок чувствует себя
ценным и значимым. Важно учить детей различать добро и зло, принимать
правильные решения в сложных ситуациях, нести ответственность за свои
поступки.
Привлечение родителей к воспитанию детей. Усиление роли семьи в
воспитательном процессе. Необходимо наладить тесное сотрудничество между
школой и родителями, проводить совместные мероприятия, консультации и
тренинги, направленные на повышение педагогической компетентности родителей.
Важно, чтобы семья и школа действовали в едином ключе, придерживаясь общих
ценностей и принципов воспитания.
Использование гуманистического подхода.
Развитие у детей творческих способностей, умения мыслить критически и
самостоятельно, адаптироваться к изменяющимся условиям. Необходимо создавать
в школе условия для развития творческой активности детей, вовлекать их в
проектную деятельность, исследовательскую работу, участие в конкурсах и
олимпиадах. Важно учить детей не бояться ошибок, экспериментировать и искать
новые решения.