Напоминание

Методы активизации работы учащихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин.


Автор: Киреева Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" №5
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Методы активизации работы учащихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Киреева Ирина Григорьевна

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. МБОУ ДО

"ДШИ" №5 г.Томска.

«

Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому

развитию учащихся, их стремлению к самостоятельному мышлению…»

Д.Б.Кабалевский.

Методы обучения играют большую роль в учебном процессе. Грамотное

их применение на уроках музыкально-теоретического цикла способствует

более глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений,

навыков. Многие методы позволяют не только повысить результативность

обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоционально

открытыми, способствуют более глубокому проникновению в суть музыки,

дают

возможность

размышлять,

слушая

или

исполняя

музыкальное

произведение. Методы, используемые педагогом, должны соответствовать

конкретно

поставленным

задачам,

зависеть

от

характера

музыкальной

деятельности, учебной или творческой деятельности. В конечном итоге, любые

формы работы должны способствовать активизации работы учащихся на уроке,

повысить интерес учащихся к предметам музыкально-теоретического цикла,

сделать занятия как можно эффективнее, создать атмосферу, при которой

учащиеся будут максимально внимательны и активны.

Вот

некоторые

методы,

которые

можно

использовать

на

уроках

музыкально-теоретического цикла и являются наиболее актуальными:

«Метод сравнительного анализа» Например, творчество Ф.Шуберта

сравнить с творчеством Л.Бетховена (Эпоха, стиль, характер музыкального

языка).

Также

можно

сравнить

жизненный

путь

того

или

иного

композитора .Например, Й.Гайдн- В.Моцарт(зависимое положение от знатных

вельмож).

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает

связи между темами программы, между музыкальными произведениями, между

темами четверти.

«Метод сочинения и импровизации» дает возможность учащимся на

основе полученных выразительных средств и интонаций создавать свой

определенный музыкальный образ. Этот метод можно использовать и на уроках

сольфеджио, и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.

«Отображение

музыкальных

впечатлений»

-

еще

одна

из

форм

творческого проявления

личности учащегося, где дети отражают свои

впечатления от изучаемых музыкальных произведениях в рисунках, стихах,

рассказах, в движениях, характеризующих тот или иной образ. Различные

движения, танцевальные импровизации, мимические сценки помогают детям

неосознанно

переходить

к

изучению

теоретического

материала.

Если

непринужденно руководить творческим процессом, то учащиеся более активно

и

непринужденно

будут

осваивать

певческие

интонации.

Формируется

слуховой контроль над своим исполнением.

«Метод игровой деятельности», несомненно, развивает музыкально-

творческие способности учащихся, и активизируют процессы запоминания

учебного материала. Так ,например, по теме «Музыкальная форма» ученики

сочиняют

ритмическое

рондо,

придумывают

сказки,

действие

которых

развивается в форме рондо. Использование иллюстраций, видеоматериалов по

различным темам тоже делает уроки более увлекательными.

«Метод жизненных ассоциаций» направлен на создание у учащихся

эмоционального состояния, близкого к характеру изучаемого произведения с

привлечением смешанных видов искусств или эмоционального рассказа,

введение в особую атмосферу. Так эпоха, знание драмы Й.Гете «Эгмонт» дает

возможность глубже прочувствовать образ борьбы и победы в увертюре

Л.Бетховена «Эгмонт».

«Метод цвет-образ» - дает эффект близости различных искусств. Зная

значение цвета, можно придать окраску любому музыкальному произведению.

Учащиеся могут выражать свои эмоции при помощи цвета и потом переносить

свои впечатления на лист бумаги разными карандашами или фломастерами.

«Метод проектного обучения» используется для реализации развития

личности

учащегося.

Этот

метод

создает

условия,

при

которых

дети

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников, развивают у себя исследовательские умения (обозначить проблему,

собрать информацию, анализировать, делать обобщение). Педагог должен

отслеживать

весь

процесс

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных

особенностей учащихся. Положительные эмоции, испытываемые детьми в

процессе обучения, стимулируют их познавательную активность. Увлекаясь и

погружаясь в работу такого рода, учащиеся с удовольствием принимают

участие в различных конференциях, конкурсах разного уровня.

В современном мире уже нельзя представить уроки

музыкально-

теоретического цикла без использования «информационно-коммуникативных

технологий». Основной целью использования информационных технологий на

уроках слушания музыки, музыкальной литературы является активизация

познавательной и творческой деятельности учащихся и делает обучение более

ярким, запоминающимся. Демонстрация видеофрагментов опер, балетов,

фильмы

о

творчестве

композиторов,

известных

исполнителей,

сольфеджирование

упражнений

под

аккомпанемент

различных

видеороликов ,презентации, участие в дистанционных олимпиадах – вот не

полный перечень «информационно-коммуникативных технологий», которые

становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Грамотное

использование ИКТ формирует эмоционально положительное отношение к

предмету, повышает качество усвоения материала.

Применение различных методов выводит учащихся на новый уровень

музыкального

развития.

Разнообразие

форм

пробуждает

творческую

активность, самостоятельно мыслить, более тонко воспринимать и понимать

другие виды искусства. Умело и своевременно примененный метод всегда

несет только пользу всему учебному процессу в целом.

Список литературы:

1.Виденеева Н.Как сделать урок эффективнее. – М.: Классика ХХIв.,2007.

2.Филиппова И. Методы активизации. – М.: Классика ХХIв.,2007.

3.Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. М., 2003.

4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение.,1986.



В раздел образования