Автор: Киреева Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" №5
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Методы активизации работы учащихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин.
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
Киреева Ирина Григорьевна
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. МБОУ ДО
"ДШИ" №5 г.Томска.
«
Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому
развитию учащихся, их стремлению к самостоятельному мышлению…»
Д.Б.Кабалевский.
Методы обучения играют большую роль в учебном процессе. Грамотное
их применение на уроках музыкально-теоретического цикла способствует
более глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений,
навыков. Многие методы позволяют не только повысить результативность
обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоционально
открытыми, способствуют более глубокому проникновению в суть музыки,
дают
возможность
размышлять,
слушая
или
исполняя
музыкальное
произведение. Методы, используемые педагогом, должны соответствовать
конкретно
поставленным
задачам,
зависеть
от
характера
музыкальной
деятельности, учебной или творческой деятельности. В конечном итоге, любые
формы работы должны способствовать активизации работы учащихся на уроке,
повысить интерес учащихся к предметам музыкально-теоретического цикла,
сделать занятия как можно эффективнее, создать атмосферу, при которой
учащиеся будут максимально внимательны и активны.
Вот
некоторые
методы,
которые
можно
использовать
на
уроках
музыкально-теоретического цикла и являются наиболее актуальными:
«Метод сравнительного анализа» Например, творчество Ф.Шуберта
сравнить с творчеством Л.Бетховена (Эпоха, стиль, характер музыкального
языка).
Также
можно
сравнить
жизненный
путь
того
или
иного
композитора .Например, Й.Гайдн- В.Моцарт(зависимое положение от знатных
вельмож).
«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает
связи между темами программы, между музыкальными произведениями, между
темами четверти.
«Метод сочинения и импровизации» дает возможность учащимся на
основе полученных выразительных средств и интонаций создавать свой
определенный музыкальный образ. Этот метод можно использовать и на уроках
сольфеджио, и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.
«Отображение
музыкальных
впечатлений»
-
еще
одна
из
форм
творческого проявления
личности учащегося, где дети отражают свои
впечатления от изучаемых музыкальных произведениях в рисунках, стихах,
рассказах, в движениях, характеризующих тот или иной образ. Различные
движения, танцевальные импровизации, мимические сценки помогают детям
неосознанно
переходить
к
изучению
теоретического
материала.
Если
непринужденно руководить творческим процессом, то учащиеся более активно
и
непринужденно
будут
осваивать
певческие
интонации.
Формируется
слуховой контроль над своим исполнением.
«Метод игровой деятельности», несомненно, развивает музыкально-
творческие способности учащихся, и активизируют процессы запоминания
учебного материала. Так ,например, по теме «Музыкальная форма» ученики
сочиняют
ритмическое
рондо,
придумывают
сказки,
действие
которых
развивается в форме рондо. Использование иллюстраций, видеоматериалов по
различным темам тоже делает уроки более увлекательными.
«Метод жизненных ассоциаций» направлен на создание у учащихся
эмоционального состояния, близкого к характеру изучаемого произведения с
привлечением смешанных видов искусств или эмоционального рассказа,
введение в особую атмосферу. Так эпоха, знание драмы Й.Гете «Эгмонт» дает
возможность глубже прочувствовать образ борьбы и победы в увертюре
Л.Бетховена «Эгмонт».
«Метод цвет-образ» - дает эффект близости различных искусств. Зная
значение цвета, можно придать окраску любому музыкальному произведению.
Учащиеся могут выражать свои эмоции при помощи цвета и потом переносить
свои впечатления на лист бумаги разными карандашами или фломастерами.
«Метод проектного обучения» используется для реализации развития
личности
учащегося.
Этот
метод
создает
условия,
при
которых
дети
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников, развивают у себя исследовательские умения (обозначить проблему,
собрать информацию, анализировать, делать обобщение). Педагог должен
отслеживать
весь
процесс
с
учетом
индивидуальных
и
возрастных
особенностей учащихся. Положительные эмоции, испытываемые детьми в
процессе обучения, стимулируют их познавательную активность. Увлекаясь и
погружаясь в работу такого рода, учащиеся с удовольствием принимают
участие в различных конференциях, конкурсах разного уровня.
В современном мире уже нельзя представить уроки
музыкально-
теоретического цикла без использования «информационно-коммуникативных
технологий». Основной целью использования информационных технологий на
уроках слушания музыки, музыкальной литературы является активизация
познавательной и творческой деятельности учащихся и делает обучение более
ярким, запоминающимся. Демонстрация видеофрагментов опер, балетов,
фильмы
о
творчестве
композиторов,
известных
исполнителей,
сольфеджирование
упражнений
под
аккомпанемент
различных
видеороликов ,презентации, участие в дистанционных олимпиадах – вот не
полный перечень «информационно-коммуникативных технологий», которые
становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Грамотное
использование ИКТ формирует эмоционально положительное отношение к
предмету, повышает качество усвоения материала.
Применение различных методов выводит учащихся на новый уровень
музыкального
развития.
Разнообразие
форм
пробуждает
творческую
активность, самостоятельно мыслить, более тонко воспринимать и понимать
другие виды искусства. Умело и своевременно примененный метод всегда
несет только пользу всему учебному процессу в целом.
Список литературы:
1.Виденеева Н.Как сделать урок эффективнее. – М.: Классика ХХIв.,2007.
2.Филиппова И. Методы активизации. – М.: Классика ХХIв.,2007.
3.Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. М., 2003.
4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение.,1986.