Автор: Крайнова Зоя Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Новоаксубаевская НОШ».
Населённый пункт: Аксубаевский район с. Новое Аксубаево
Наименование материала: Час общения
Тема: "С детства дружбой дорожи!"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Новоаксубаевская НОШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Час общения
С детства дружбой
дорожи!
Разработка
внеклассного мероприятия
учителя начальных классов
Крайновой Зои Петровны
1
2
3
4
6
5
Цели:
расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
развивать речь и мышление учащихся;
воспитывать доброжелательность.
Оборудование:
музыкальный центр;
фонограмма «Песенка кота Леопольда»;
классная стенгазета «Друг, друзья, дружба…»;
памятка «Законы дружбы»;
выставка книг о дружбе;
карточки с пословицами о дружбе;
плакат с нарисованным сердцем, к которому приклеен кармашек.
Ход занятия
Звучит «Песенка кота Леопольда» из мультфильма «Кот Леопольд».
Учитель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема
классного часа. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете
кроссворд. Подсказка: к этому слову подходят определения: «крепкая»,
«долгая», «настоящая»
(слова написаны на доске).
Вопросы:
1.
Отзывчивость,
благожелательность,
стремление
помогать
людям.
(Доброта.)
2.
Так называют человека высоконравственного, самоотверженного,
честного и открытого. (Благородный.)
3.
Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные
советы. (Мудрость.)
4.
Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека,
услышать в его голосе. (Нежность.)
5.
Так называют экономного человека. (Бережливый.)
6.
Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего
порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный.)
Учитель. Какое же слово получилось? (Дружба.)
- Мы продолжаем путешествие в прекрасное королевство Дружбы.
Тема нашего часа общения «С детства дружбой дорожи!». Сегодня будем
обсуждать
несколько
серьёзных
вопросов:
Как
вы
понимаете
слово
«дружба»? Кто такой друг? Что значит дружить?
- Какое прекрасное слово - «дружба». Произнесите это слово. Что вам
вспоминается?
Ученики:
-
Вспоминаю свою подругу, с которой интересно играть в куклы,
раскрашивать комиксы, ходить в кинотеатр.
- Вспоминаю друга, который всегда приходит на помощь в трудную минуту.
- Вспоминаю любимые сказки, весёлых героев мультфильмов.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
(ответы учащихся).
Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуются друг
другом, доверяют и помогают друг другу. Настоящие друзья понимают тебя
и уважают твои интересы.
- Итак, дети, что же такое дружба?
Справочное бюро
(ученик):
Словарь Ожегова дает такое объяснение слову
«дружба» – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
А вот как понимает слово «дружба» ваша одноклассница.
Ученица читает стихотворение «Дружба».
- Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба - что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель. Кого мы можем назвать другом, ребята?
Ученики:
- Друг - это учитель, который помогает заглянуть в тайны неизведанного.
- Друг - это любимая мама, которая поможет в трудную минуту.
- Друг - это интересная книга, которую ты читаешь.
- Друг - это непослушный щенок, милый котёнок.
- Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня.
Учитель. Заглянем в словарь Ожегова.
Справочное бюро
(ученик):
Друг - человек, который связан с кем-нибудь
дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Ученик читает стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья» из цикла
«На задней парте».
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я -
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель. Я думаю, что эти мальчики не совсем понимают, что такое
дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые
игры. Со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной.
- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете
объяснить, почему свои отношения называете дружбой?
(Высказывания
учащихся.)
Ученики зачитывают отрывки из сочинений о дружбе:
1.
Дружба –это самое необходимое в жизни. Истинный друг не только
тот, кто поможет в беде, а и тот, кто искренне порадуется с тобой в
светлые минуты жизни.
2.
Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои
проблемы.
Настоящий
друг
становится
тебе
близким
родственником. Друзья вместе –это сила!
3.
Дружба - одно из самых светлых и значимых чувств для человека.
Настоящая дружба возникает между людьми, которые бережно и
терпеливо относятся друг к другу.
Учитель.
Каждый из вас понимает дружбу по-своему, из
ваших
рисунков, сочинений, фотографий мы оформили стенгазету «Друг, друзья,
дружба…».
- А есть ли в нашем классе дети, которые находятся в ссоре?
Я очень рада, что наш класс - дружный коллектив. Давайте представим,
что может произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся? (
Ответы
учащихся.)
Если все вокруг подружатся -
Улыбнётся вся земля!
Какое надёжное и ёмкое слово… Дружба! дружить можно со всеми и с
кем-то одним, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь
семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Одна
из пословиц гласит: Мама – верный друг. Как вы это понимаете?
(Высказывания учащихся.)
Игра «Подскажи словечко»
(закончи пословицы и поговорки о дружбе)
1.
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
2.
Человек без друзей, что дерево… (без корней).
3.
Друга ищи, а найдёшь… (береги).
4.
Дерево живёт корнями, а человек…(друзьями).
5.
Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).
6.
Друг лучше старый, а платье…(новое).
Учитель.
Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье.
Именно в семье мамы читают вам первые добрые сказки, рассказы о дружбе.
Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали? (
Ответы учащихся.)
Сейчас мы проведём викторину
.
Викторина «Кто с кем дружит?»
1.
Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
2.
Доверчивый Буратино и …(Мальвина).
3.
Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).
4.
Собрались как-то четыре музыканта, подружились. Вместе концерты
давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили.
Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот,
пёс, осёл.)
5.
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда.)
6.
Карлсонупал на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый
больной в мире человек». Малыш дал ему лекарство, на что Карлсон
сказал: «Друг спас жизнь друга!». Какое лекарство дал Малыш
Карлсону? (Малиновое варенье.)
7.
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя -
решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом
Дружбы, а пока его строили - все подружились.)
Учитель. Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба
была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.
У вас на партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете
соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
(Учащиеся читают по цепочке.)
Основные законы дружбы
1.
Один за всех, и все за одного.
2.
В беде не оставляйте друзей, не предавайте, не
обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
3.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4.
Радуйтесь вместе с друзьями.
5.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
6.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг
лучше новых двух.
Учитель. Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате.
Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а
волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас свою вырезанную из
бумаги ладошку с пожеланиями - себе, другу, классу. Мы их откроем через
несколько лет, когда вы будете в 9 или 11 классе.
Звучит музыка. Учащиеся пишут пожелания
.
Учитель. Так давайте, давайте дружить!
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится!
- Вот и подошёл к концу наш час общения. Помогайте друг другу в
трудную минуту, ищите хороших и верных друзей!
- Давайте встанем и произнесем слова известного героя, терпеливого и
добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно!» И мне думается, эту
дружбу вы пронесёте через всю школьную жизнь!
Звучит песня «Настоящий друг».