Напоминание

Адаптация к жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Белякова Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ д. Охона"
Населённый пункт: гор. Пестово Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Белякова Любовь Васильевна, учитель математики

филиала МБОУ «СШ д.Охона»Пестовского района

Новгородской области, педагогический стаж-40 лет

Развивающемуся

обществу

нужны

современно

образованные,

предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения,

прогнозировать их возможные последствия.

Из наблюдений, бесед, из опыта трудоустройства выпускников известно

что, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности

адаптации к жизни:

-

временные

представления

данной

категории

детей

формируются

значительно

позже,

чем

у

нормальных

школьников,

и

качественно

отличаются;

- нет реального представления о мерах массы, длины, площади, периметра

- не все дети представляют размен купюр;

- мал опыт расчёта стоимости покупок, заполнения квитанций для оплаты

услуг, расчёта финансов и материалов для элементарного ремонта;

- не могут рассчитать семейный бюджет

-на

уроках

труда,

выполняя

задания

практического

содержания,

испытывают большие трудности при переводе одних единиц измерения в

другие;

- нет полного понимания телевизионной, радиоинформации (например:

«скидки», «распродажа»);

- не могут рассчитать количество семян, удобрения для посева на участке и

т.д.

Задачей обучения детей с нарушением интеллекта является максимальное

преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в

общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития такие

дети не имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином

учебном заведении (есть дети, которые учатся в ПУ), но у многих на этом

образование заканчивается. Поэтому знания, которые учащиеся получают в

условиях коррекционной школы VIII

вида, должны иметь законченный

характер. Обучающиеся должны овладеть некоторыми теоретическими

знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические

умения

и

навыки.

Подготовка

обучающиеся

к

жизни,

к

трудовой

деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Основное

внимание

надо

уделять

формированию

у

учащихся

важнейших

в

практическом отношении, необходимых для успешной адаптации умений и

навыков, являющихся основой их будущих производственных обязанностей

по доступным профессиям, расширению кругозора учащихся за счёт

сведений, имеющих отношение к жизненной, повседневной практике.

В «Методике преподавания математики во вспомогательной школе»

И.М.Перовой

говорится: «Школа должна дать такие знания, умения и

навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей

жизни математические знания к решению конкретных практических задач,

которые повседневно ставит жизнь». Существуют различные определения

адаптации. Из всех имеющихся, в нашей школе приемлема адаптация как

состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования

среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между

индивидом и природной или социальной средой. «Социальная адаптация»

используется также для обозначения процесса, посредством которого

индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле

отсутствия переживания конфликта со средой. В меняющихся условиях

жизни нашим детям особенно трудно адаптироваться, осуществлять перенос,

обобщение знаний с учётом ситуации. Они испытывают трудности в

актуализации имеющихся знаний, по выражению: Ж.И. Шиф

у них

«отсутствует «гибкость ума». Социализация выпускников коррекционной

школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом. В литературе

всё чаще учёные, педагоги-практики (Выготский Л.С., Зенков Л.В., А.М.

Щербаков, Г.М. Дульнев «Основы трудового обучения в школах», С.Л.

Мирский)

поднимали

проблему

социальной

адаптации

учащихся

с

нарушением интеллекта. Задача коррекционной школы помочь в составлении

и реализации личного профессионального плана учащихся, скоригировать

имеющиеся у них дефекты и т.о. подготовить их к социальной адаптации, к

жизни

в

обществе.

Формирование,

совершенствование

навыков

обслуживания

и

самообслуживания

происходит

на

уроках

труда,

домоводства, изо. Обучение математике играет большую роль в адаптации к

жизни, в социализации учащихся, овладению элементарными навыками.

Формируются

такие

необходимые

личностные

качества,

как

самостоятельность

и

чувство

хозяина.

Формирование

элементов

экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них

жизненно важным условием. Для успешной интеграции выпускников в

социум необходимо умение применять полученные знания на практике.

Очень

важно

для

человека

умение

ориентироваться

во

времени,

«чувствовать время». Это пригодится в самостоятельной жизни. Важно

потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии

со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на

транспорт, на работу, на встречу и так далее, то есть быть пунктуальным.

Учащиеся с нарушением интеллекта с трудом воспринимают десятичные

дроби и выражения чисел, полученные при измерении длины, массы и

стоимости десятичной дробью. А ведь, в основном, числа, полученные при

измерении, записываются в виде десятичной дроби.

Старшеклассники

должны научиться оперировать десятичными дробями и в итоге

грамотно, математически верно заполнять квитанции по оплате услуг,

вести расчёт элементарного бюджета. Большое значение имеет знание

пространственных отношений и умение ориентироваться. Изучая темы

периметр, площадь квадрата и прямоугольника, используем полученные

знания при решении задач практического содержания. Условия задач тесно

связаны с материалом, изучаемым на уроках труда. Проверку правильности

выполнения

можно

осуществить

практическим

образом:

во

время

косметического ремонта в летний период, на уроках труда. Изучая тему

«Проценты», учащиеся нашей школы учатся находить один процент от

числа, несколько процентов от числа. Эти знания в дальнейшем необходимы

для реального представления суммы: при подсчёте налогов, в том числе

подоходного; при выплате ссуды; при вложении денег по вкладам;при

покупке товара со скидкой;при подсчёте пенсионных отчислений и т.д.

Связывая обучение с жизнью, школьники учатся высчитывать проценты на

основе известных им рекламных плакатов, которые они наблюдают в

реальности. Это всё помогает связать математику с конкретной жизнью,

показать детям, что она не оторвана, а тесно связана с ней. Такой подход

затрагивает личностные смыслы учащихся. Решение таких задач позволяет

раскрыть смысл знаний, конкретизировать их, связывать математические

умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций.



В раздел образования