Автор: Белякова Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ д. Охона"
Населённый пункт: гор. Пестово Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Белякова Любовь Васильевна, учитель математики
филиала МБОУ «СШ д.Охона»Пестовского района
Новгородской области, педагогический стаж-40 лет
Развивающемуся
обществу
нужны
современно
образованные,
предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения,
прогнозировать их возможные последствия.
Из наблюдений, бесед, из опыта трудоустройства выпускников известно
что, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности
адаптации к жизни:
-
временные
представления
данной
категории
детей
формируются
значительно
позже,
чем
у
нормальных
школьников,
и
качественно
отличаются;
- нет реального представления о мерах массы, длины, площади, периметра
- не все дети представляют размен купюр;
- мал опыт расчёта стоимости покупок, заполнения квитанций для оплаты
услуг, расчёта финансов и материалов для элементарного ремонта;
- не могут рассчитать семейный бюджет
-на
уроках
труда,
выполняя
задания
практического
содержания,
испытывают большие трудности при переводе одних единиц измерения в
другие;
- нет полного понимания телевизионной, радиоинформации (например:
«скидки», «распродажа»);
- не могут рассчитать количество семян, удобрения для посева на участке и
т.д.
Задачей обучения детей с нарушением интеллекта является максимальное
преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в
общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития такие
дети не имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином
учебном заведении (есть дети, которые учатся в ПУ), но у многих на этом
образование заканчивается. Поэтому знания, которые учащиеся получают в
условиях коррекционной школы VIII
вида, должны иметь законченный
характер. Обучающиеся должны овладеть некоторыми теоретическими
знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические
умения
и
навыки.
Подготовка
обучающиеся
к
жизни,
к
трудовой
деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Основное
внимание
надо
уделять
формированию
у
учащихся
важнейших
в
практическом отношении, необходимых для успешной адаптации умений и
навыков, являющихся основой их будущих производственных обязанностей
по доступным профессиям, расширению кругозора учащихся за счёт
сведений, имеющих отношение к жизненной, повседневной практике.
В «Методике преподавания математики во вспомогательной школе»
И.М.Перовой
говорится: «Школа должна дать такие знания, умения и
навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей
жизни математические знания к решению конкретных практических задач,
которые повседневно ставит жизнь». Существуют различные определения
адаптации. Из всех имеющихся, в нашей школе приемлема адаптация как
состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования
среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между
индивидом и природной или социальной средой. «Социальная адаптация»
используется также для обозначения процесса, посредством которого
индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле
отсутствия переживания конфликта со средой. В меняющихся условиях
жизни нашим детям особенно трудно адаптироваться, осуществлять перенос,
обобщение знаний с учётом ситуации. Они испытывают трудности в
актуализации имеющихся знаний, по выражению: Ж.И. Шиф
у них
«отсутствует «гибкость ума». Социализация выпускников коррекционной
школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом. В литературе
всё чаще учёные, педагоги-практики (Выготский Л.С., Зенков Л.В., А.М.
Щербаков, Г.М. Дульнев «Основы трудового обучения в школах», С.Л.
Мирский)
поднимали
проблему
социальной
адаптации
учащихся
с
нарушением интеллекта. Задача коррекционной школы помочь в составлении
и реализации личного профессионального плана учащихся, скоригировать
имеющиеся у них дефекты и т.о. подготовить их к социальной адаптации, к
жизни
в
обществе.
Формирование,
совершенствование
навыков
обслуживания
и
самообслуживания
происходит
на
уроках
труда,
домоводства, изо. Обучение математике играет большую роль в адаптации к
жизни, в социализации учащихся, овладению элементарными навыками.
Формируются
такие
необходимые
личностные
качества,
как
самостоятельность
и
чувство
хозяина.
Формирование
элементов
экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них
жизненно важным условием. Для успешной интеграции выпускников в
социум необходимо умение применять полученные знания на практике.
Очень
важно
для
человека
умение
ориентироваться
во
времени,
«чувствовать время». Это пригодится в самостоятельной жизни. Важно
потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии
со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на
транспорт, на работу, на встречу и так далее, то есть быть пунктуальным.
Учащиеся с нарушением интеллекта с трудом воспринимают десятичные
дроби и выражения чисел, полученные при измерении длины, массы и
стоимости десятичной дробью. А ведь, в основном, числа, полученные при
измерении, записываются в виде десятичной дроби.
Старшеклассники
должны научиться оперировать десятичными дробями и в итоге
грамотно, математически верно заполнять квитанции по оплате услуг,
вести расчёт элементарного бюджета. Большое значение имеет знание
пространственных отношений и умение ориентироваться. Изучая темы
периметр, площадь квадрата и прямоугольника, используем полученные
знания при решении задач практического содержания. Условия задач тесно
связаны с материалом, изучаемым на уроках труда. Проверку правильности
выполнения
можно
осуществить
практическим
образом:
во
время
косметического ремонта в летний период, на уроках труда. Изучая тему
«Проценты», учащиеся нашей школы учатся находить один процент от
числа, несколько процентов от числа. Эти знания в дальнейшем необходимы
для реального представления суммы: при подсчёте налогов, в том числе
подоходного; при выплате ссуды; при вложении денег по вкладам;при
покупке товара со скидкой;при подсчёте пенсионных отчислений и т.д.
Связывая обучение с жизнью, школьники учатся высчитывать проценты на
основе известных им рекламных плакатов, которые они наблюдают в
реальности. Это всё помогает связать математику с конкретной жизнью,
показать детям, что она не оторвана, а тесно связана с ней. Такой подход
затрагивает личностные смыслы учащихся. Решение таких задач позволяет
раскрыть смысл знаний, конкретизировать их, связывать математические
умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций.