Напоминание

Формирование у обучающихся потребности здорового образа жизни и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения;


Автор: Пушкарева Татьяна Александровна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Старошайговская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Старошайговского муниципального района
Наименование материала: Интерактивная игра «Я – жизнь, желающая жить»
Тема: Формирование у обучающихся потребности здорового образа жизни и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения;
Раздел: среднее образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

для участия во Всероссийском конкурсе методических материалов по

профилактике употребления наркотических средств, психотропных и

иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни среди обучающихся

«Здоровье и безопасность: методические ресурсы» в 2023 г.

Автор проекта: Пушкарева Татьяна Александровна

Место работы автора: МОУ «Старошайговская СОШ» Старошайговского

муниципального района Республики Мордовия

Место

реализации

проекта:

МОУ

«Старошайговская

СОШ»

Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Тема проекта: интерактивная

игра «Я – жизнь, желающая жить»

(профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ),

Предметное

или

внепредметное

направление:

химия,

биология,

психология, литература, история.

Целевая аудитория: 10+, родители.

Процесс реализации: краткосрочный проект продолжительностью в два

урока (90 минут).

Пояснительная записка

В системе образования игровые технологии занимают особое место.

Игровая деятельность бесконечна и обладает большим педагогическим

потенциалом,

весьма

актуально

и

востребовано

в

настоящее

время,

дидактическая игра может быть использована как при изучении нового

материала, так и при повторении и систематизации знаний, отработке навыков,

при организации воспитательных мероприятий.

Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод

обучения

и

воспитания,

обладающий

образовательной,

развивающей

и

воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В

современном

мире

у

молодого

поколения

есть

множество

возможностей для своего духовного и физического развития, но случается так,

что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а

бывает, что проводит его и во вред самому себе.

Интерактивная игра «Я – жизнь, желающая жить» состоит из заданий,

упражнений, лабораторных опытов, которые дают информацию, побуждающую

к размышлению о различных аспектах влияния ПАВ (психоактивные вещества)

на жизнь человека, а также способствуют выработке навыков ответственного

поведения, позволяющих сохранить здоровье в современных условиях

Цель интерактивной игры: формирование у обучающихся потребности

здорового образа жизни и воспитание здорового физически и нравственно

молодого поколения; формирование самосознания, самооценки, картины мира

и мировоззрения воспитанников через постановку образа духовно развитой

личности

с

чёткими

нравственными

эстетическими

принципами,

не

допускающими употребления ПАВ.

Задачи:

Образовательные:

1) выявить причины употребления ПАВ;

2) опытным путем доказать губительность веществ, входящих в состав

ПАВ на клетки внутренних органов и всего организма в целом;

Развивающие:

1) развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать

выводы;

2) продолжить формирование исследовательских навыков учащихся и при

выполнении лабораторных опытов;

3) развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу

учащихся.

Воспитательные:

1) формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в

отношении охраны своего здоровья;

2) развивать творческие способности, социальную активность учащихся

через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией,

медициной, историей;

3) воспитывать общую культуру при неформальнои общении.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: формирование умений ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания; овладение понятийным

аппаратом; развитие умений пользоваться изученными понятиями при решении

ситуационных задач; развитие умений добывать новые знания: находить ответы

на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на

уроке, внеклассных занятиях.

Метапредметные:

регулятивные:

развитие

умений

планировать

и

осуществлять

деятельность, направленную на решение проблем различного характера;

развитие умения анализировать и делать выводы; развитие умений определять

взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

коммуникативные: развитие умения вступать в диалог с собеседником

и умение поддерживать диалог, учитывая особенности общения с различными

группами людей; формирование умений осуществлять взаимоконтроль и

взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

познавательные: формирование умений в процессе реальной ситуации

использовать

и

обрабатывать

информацию;

формирование

умений

представлять информацию;

– личностные: понимание смыла поставленной цели; развитие мотивации

к учебной деятельности; осознание своих возможностей; формирование умений

контролировать процесс и результат деятельности.

Методы обучения:

частично-поисковый, эвристический, лабораторная

работа, мозговой штурм.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование и реактивы: а) карточки с заданиями

б) компьютер, проектор; доку-камера,

в) оборудование для опытов: химические стаканы, реактивы: этиловый

спирт, глицирин, куриный белок, куриная печень, смесь для запрвки

электронных сигарет.

Ход игры:

1. «Я - жизнь, желающая жить», тема нашей игры. По – вашему мнению,

что такое жизнь (участники игры высказывают свои мнения).

А хотите ли вы увидеть, как выглядет ваша жизнь? Предлагаю вам

взглянуть по-очереди в эту каробку. (на дне коробке лежит зеркало).

Правила игры:

1. Вытяните вслепую каждый по одной карте из колоды (приложение 1).

2.

Ответьте

по

очереди

максимально

искренне

на

вопрос,

написанный на вашей карточке.

3. После ответа оставьте карточку у себя.

4. В конце игры сложите все цифры, указанные на карточках. У кого

сумма чисел получится больше, тот и выиграл.

5. Если участник ошибается или отказываетмя отвечать, он получает

штрафную карточку «Не сработали мозги? Поработай мышцами!» и выполняет

действие, описанное в ней. Если игрок не смог выполнить действие, то

карточки изымаются.

В процессе игры вам могут попасться карты со специальным

обозначением:

а) Если на карточке изображён знак

, то вам нужно

ответить

на

этот

вопрос

с

помощью

жестов, без слов.

б)

Если

вам

попалась

карточка

с

картинкой,

то

ее нужно

описать по следующей схеме:

Что изображено на карточке?

Что чувствует изображённый персонаж

О чем он думает?

Что самое трудное для него сейчас? Что ему помогает?

в) Если на карточке изображён знак

, провести химический опыт.

Объяснить полученные результаты (задание карточки оценивается в 7 баллов).

2. Определение победителя

3.Рефлексия «Дерево возможностей»

Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без вредных привычек, без

ПАВ и других веществ?

Что взамен этого вы получите? (долгую и счастливую жизнь).

Давайте представим себе, что наша жизнь – это дерево. Пусть плоды

этого дерева ваши решения. И каждый из вас примет свое решение, снимая эти

плоды с ветви нашего дерева жизни (и сделает свой правильный выбор).

На ветвях этого дерева висят яблоки, а на них надписи (наркотик, семья,

любовь, работа, радость, удача, горе, слезы и т.д). Сорвите тот плод, который

будет являтся частичкой счастливой жизни. Можно выбрать один плод.

Объясните, почему вы выбрали этот плод.

4. Заключение.

ЖИВИ!

В наше время люди потеряли интерес к жизни: они не скучают, не плачут, лишь

ждут, когда пройдет время. Они отказались от борьбы, а жизнь отказалась от

них. Это грозит и тебе: действуй, смело иди вперед, но не отказывайся от

жизни. ЖИВИ!

5.

Какой герой

мультфильма или фильма

похож на тебя? Почему?

3.

Какое блюдо на завтрак

ты бы выбрал(а) на всю

жизнь?

3.

Что такое

наркомания?

4

6.

Никотин – один из самых

опасных ядов растительного

происхождения.

Продолжите

поговорку: Капля никотина

убивает.....

6.

Рекламодатели говорят, что после того, как

вы выкурили сигарету, вам необходимо съесть два

апельсина: одна сигарета разрушает в организме

столько витамина С, сколько его содержится в 2

апельсинах. Но на самом деле ядовитые вещества,

находящиеся в сигаретах, разрушают не только

витамин С.

Что написано на каждой пачке

сигарет?

4

5

Каким животным

ты

хотел(а) бы

стать? Почему

4

6.

При курении часть

гемоглобина крови соединяется с

этим ядовитым газом.

4

3.

Для чего человеку

нужна семья?

6.

Что происходит с зубами

человека под воздействием

клейких смол, образующихся при

курении?

5.

Что тебе хочется сделать прямо

сейчас?

3.

Что такое совесть?

6.

«Пассивное курение»

Что это?

5.

Если бы каждый из членов

твоей семьи был

животным, то

каким?

4

4

6

.

Склонность к алкоголизму зависит от

наследственности. Если в семье родители

злоупотребляют алкоголем, то вероятность

того, что дети станут алкоголиками возрастает.

Продолжите: муж пьет – полдома горит, жена

пьет - …

6.

Известный хирург

Ф. Углов утверждал, что после

приема спиртного в коре

головного мозга остается … Что

имел в виду Федор Углов?

5.

Что делать,если нет

энергии?

3.

Что ты

считаешь

чудом?

6.

Наркотики – это химические

вещества, оказывающие пагубное

воздействие на организм человека.

Назовите, на что в первую очередь они

оказывают влияние

3.

Зачем нужны

друзья?

4

3.

Что хорошего

есть в твоей

жизни?

6.

Опасно даже разовое

употребление наркотиков?

Почему?

4

3.

Почему люди

обманывают?

6.

Склонение к потреблению

наркотических или психотропных веществ –

наказывается либо арестом на срок до 6

месяцев, либо лишением свободы на срок от 2

до 5 лет (ст. 230 УК РФ).

Во сколько раз увеличилась смертность детей

от передозировки наркотиками?

3.

Что круче:

учиться или

работать?

3.

Кто из людей в твоём

окружении приносит тебе

радость?

4

3.

Почему дети не

слушаются родителей?

6.

Курение отрицательно влияет на

успеваемость школьников, замедляет их

физическое и психическое развитие. Курение

подростков в первую очередь сказывается на

этих системах организма. Назовите их

3.

Скажи себе пять

комплементов

6.

Китайский император Ву Вонг в

1220 году издал закон о пьянстве. Что

делали по закону, который издал

китайский император Ву Вонг в 1220

году, уличенным в пьянстве?

5.

Есл и бы у тебя была

волшебная палочка, что

бы ты сделал(а)?

4

3.

Кого ты считаешь лучшим

другом? Почему?

4

3.

Если бы ты стал(а)

учителем завтра, чему

бы ты учил(а) детей?

4

3.

Чего ты больше всего

боишься?

3.

Где тебе хорошо?

6.

Длительность жизни человека,

выкуривающего пачку и более сигарет за один

день, уменьшается на несколько лет по

сравнению с некурящим. Сколько вредных

веществ попадает в организм человека при

курении?

3.

Почему люди

обижаются?

Что может тебя обидеть?

6.

Алкоголизм — тяжелая

хроническая болезнь, в большинстве

своем трудноизлечимая!

Какое воздействие оказывает алкоголь

на ЦНС?

3.

Почему люди плачут?

6.

В России живет много семей,

где есть пьющий родитель или

родители.

Во сколько раз

смертность детей в пьющих семьях

выше, чем в непьющих?

3.

Что родители могли бы

сделать для тебя, чтобы ты

был(а) счастливее?

6.

Алкоголь является

нарковеществом! Объясните

почему это высказывание верно?

3.

Как ты можешь

поднять себе

настроение?

6.

Назовите основную причину

по которой подростки пробуют

наркотики?

3.

Если бы ты мог(ла)

помочь другим людям, что

бы ты сделал(а)?

6.

В наши дни наркомания является одной

из ведущих проблем мирового сообщества.

Последствия этой болезни могут привести к

глобальной катастрофе.

Назовите последствия наркотиков для

человека?

3.

Зачем ходить в школу?

6.

Какие заболевания считаются

наиболее связанными с зависимостью от

курения?

3.

Что ты считаешь чудом?

3.

Чего взрослые про

тебя не понимают?

6.

Какой вред наносит своему

будущему ребёнку пьющая

беременная женщина?

3.

Каким/какой ты

видишь себя через

десять лет

6.

Если твой друг попал в беду и

стал употреблять наркотики.

Как ему можно помочь?

3.

Если бы ты мог(ла),

что-то поменять в себе,

что бы это

было?

6.

“Наркотик” - греческое

слово. Что оно означает?

3.

Когда в последний

раз кто- то ранил твои

чувства?

Как ты отреагировал(а)?

5.

Придумай, как бы ты

мог(ла)сказать родителям,

что любишь их, не используя

слов?

6

.

Что вы понимаете под

психической или эмоциональной

зависимостью?

6.

«

Анаграммы»

Из букв составьте слова (болезни),

связанные с курением:

ш а к ь е л

р а с т г и т

3.

Продолжи фразу:"Для

меня идеальная семья-это

когда..."

6.

«Анаграммы»

Из букв составьте слова (болезни),

связанные с курением:

ш o д к ы a

у б т е к р л е у з е

6.

«Анаграммы»

Из букв составьте слова (болезни),

связанные с курением:

а л ё к и х р г к

р и к е с а

6.

«

Анаграммы»

Из букв составьте слова (болезни),

связанные с курением:

л а и я г л е

т а м с а

В Ницце юноши устроили состязание на

выносливость к табаку. Молодого человека,

выкурившего табака больше, чем другие

ждал специальный приз. Но победитель не

получил его. Почему?

Структура нашего мозга напоминает

структуру яичного белка.

1. В химический стакан разбейте яйцо.

2. Прилейте к нему этиловый спирт., который входит в

состав алкогольных напитков .

Объясните, что происходит с белком Тоже самое

происходит с нашим мозгом, когда мы употребляем

алкоголь.

Сделайте вывод

6.

«

Анаграммы»

Из букв составьте слова (болезни),

связанные с курением:

а в з я

р о б х н и т

6.

Какое количество россиян

ежегодно уносит “эпидемия” моды

курения?

Глицирин- многоатомный спирт,

который входит в состав смеси

компонентов электронной сгареты.

Поместите белок куриного яйца в

химический стакан и прилейте глицирин.

Интенсивно встряхните. Что наблюдаете.

Сделайте вывод.

В химический стакан поместите

куриную печень и добавьте пиво

Что наблюдаете. Сделайте вывод

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Дыхание одной ноздрей

Очень полезное упражнение для

улучшения работы мозга. Всаньте прямо,

тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю

пальцем, сделать глубокий,

продолжительный вдох. Открыть ноздрю

и закрыть правую, медленно выдохнуть.

Затем сделать в обратном порядке и

повторить 5-6 раз

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Поднимите стул одной рукой за

одну ножку

Попробуйте попеременно одной

рукой легонько себя постукивать, а

другой — гладить. Упражнение

улучшает умственную

работоспособность и снимает

эмоциональное напряжение.

Левой рукой беремся за кончик носа, а

правой в этот же момент за

противоположное ухо. Теперь

одновременно отпускаем ухо и нос,

хлопаем в ладоши, меняем положение

рук с точностью «до наоборот»

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Сделать 10 присяданий с карандошом

на носу

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Сделай 10 поворотов. На каждом

повороте сделай хлопок и называй

овощи. Не повторяйся

Попробуйте попеременно одной

рукой легонько себя постукивать, а

другой — гладить. Упражнение

улучшает умственную

работоспособность и снимает

эмоциональное напряжение.

Левой рукой беремся за кончик носа, а

правой в этот же момент за

противоположное ухо. Теперь

одновременно отпускаем ухо и нос,

хлопаем в ладоши, меняем положение

рук с точностью «до наоборот»

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Встаньте, потянитесь и представьте

себя

дирижёром,

который

руководит

большим оркестром.

Вслушивайтесь в музыку и начинайте в

такт ей двигать руками, как будто вы

управляете оркестром

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Положите карандаш на

указательный палец и начните

присядать, не менее 10 раз.

Карандаш не должен упасть

Подними с пола рассыпавшиеся

карандаши, не сгибая ноги в

коленях.

Положите самый толстый учебник

себе на голову . И держите его там,

до следуещей вашей попытки

ответить

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!

Штрафная карточка

Не сработали мозги?

Попробуй мышцами!



В раздел образования