Автор: Гетьманенко Елена Владимировна
Должность: Преподаватель по классу сольного пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Постановка голоса юного вокалиста. Проблемы и пути решения
Раздел: дополнительное образование
3
Постановка голоса юного вокалиста. Проблемы и пути решения.
Постановка голоса – очень кропотливый и сложный труд, требующий
внимания и большой самоотдачи как от педагогов, так и от учеников. Для
становления, развития и закрепления навыков грамотного вокала необходима
постоянная тренировка, систематичность занятий с педагогом, обязательное
выполнение домашних заданий.
Голос
–
это
не
просто
инструмент,
это
отражение
нашей
индивидуальности,
средство
самовыражения
и
мощный
канал
коммуникации.
Но
чтобы
он
звучал
по-настоящему
естественно
и
полноценно, требуется нечто большее, чем просто природный дар. Это
результат кропотливой, систематической работы, основанной на глубоком
понимании вокальной техники и индивидуальных особенностей каждого
человека.
Наиболее естественное и полноценное развитие голоса обеспечивается,
прежде всего,
систематической работой над дыханием. Правильное
дыхание – это основа всего вокального процесса. Оно обеспечивает опору
звука,
его
стабильность
и
продолжительность.
Без
глубокого
и
контролируемого дыхания невозможно добиться силы, выносливости и
чистоты звучания.
Большое внимание следует уделять звукообразованию - процессу
формирования звука в голосовом аппарате. Здесь важна правильная
артикуляция, расслабление гортани, оптимальное положение языка и мягкого
нёба. Именно от качества звукообразования зависит тембр голоса, его
окраска и выразительность.
Дикция – это чёткость и ясность произношения звуков, слов и фраз.
Хорошая дикция делает пение понятным и доступным для слушателя,
позволяя донести до него всю глубину и смысл исполняемого произведения.
Важно понимать, что развитие всех этих аспектов – дыхания,
звукообразования и дикции – происходит не изолированно, а комплексно,
единовременно. Эти навыки тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Улучшение одного аспекта неизбежно приводит к прогрессу в других.
Именно этот комплекс знаний и специальных приёмов
составляет
вокальную технику. Благодаря ей мы обретаем способность управлять
своим голосом, раскрывая его потенциал.
Сроки
достижения
каких-либо
результатов
и
утверждения
необходимых певческих навыков
в значительной степени зависят
от
способностей и первоначального развития обучающегося. Каждый человек
уникален, и его голосовой аппарат имеет свои особенности. Поэтому
универсального рецепта успеха не существует.
Вокальная
педагогика
располагает
огромным
количеством
методических приёмов формирования вокальных навыков учащихся. Однако,
несмотря на их разнообразие, все они выполняют одну главную задачу –
развитие голоса. Каждый педагог, опираясь на свой опыт и знания, предельно
индивидуально отбирает наиболее удобные и полезные приёмы для каждого
4
ученика.
Эти приёмы подсказывает неповторимая природа голосового
аппарата ребёнка и вся физиология певческого организма. Именно такой,
чуткий и персонализированный подход позволяет максимально раскрыть
природные данные ученика и построить прочный фундамент для его
вокального роста.
Рассмотрим подробнее каждый аспект вокальной техники, и проблемы,
с которыми сталкиваются юные вокалисты.
Певческое
дыхание
следует
рассматривать
как
основу
звукообразования. «Нельзя сделать искусным певцов, не овладев искусством
управления дыханием»,
- отмечал педагог Мануэль Гарсиа – сын. И
действительно, атака и филировка звука, фразировка, все виды вокальной
техники тесно связаны со степенью владения дыханием.
На начальном этапе обучения, когда юный артист только начинает свой
путь,
именно
освоение
верной
дыхательной
техники
должно
стать
первостепенной задачей. Упражнения для развития дыхания – это не просто
формальность,
а
полноценная
гимнастика
и
эффективная
разминка,
подготавливающая
голосовой
аппарат
к
предстоящей
работе.
Чтобы научиться дышать правильно, необходимо прежде всего понять,
как работают наши дыхательные мышцы. Предлагаем ученику положить
ладонь на живот, чуть ниже ребер, сделать несколько спокойных вдохов и
выдохов. А потом просим представить, что в животе спрятался воздушный
шарик и нам необходимо его надуть. Следим за движением живота: при
вдохе живот должен плавно подниматься, а при выдохе – опускаться. Это
происходит потому, что в процессе участвует диафрагма
– мощная
куполообразная
мышца,
расположенная
между
грудной
и
брюшной
полостями. От названия этой мышцы такой тип дыхания получил название
диафрагмальный. Его ключевая особенность заключается в активном участии
не только диафрагмы, но и межреберных мышц, которые расширяют
грудную клетку, и нижних стенок живота. Именно эта слаженная работа
обеспечивает глубокий, наполненный воздух вдох, который затем плавно и
контролируемо выдыхается
Диафрагмальное дыхание позволяет:
Максимально
наполнить
легкие
воздухом:
Это
дает
нам
необходимый запас для продолжительных нот и сложных вокальных
фраз.
Создать стабильную опору для голоса: Диафрагма действует как
поршень, поддерживая постоянное давление воздуха, что обеспечивает
ровное и сильное звучание.
Снизить
напряжение
голосовых
связок:
Правильное
дыхание
снимает излишнюю нагрузку с горла, позволяя связкам работать в
оптимальном режиме.
К сожалению, многие начинающие певцы неосознанно прибегают к
«ключичному»
или
поверхностному
дыханию.
Этот
тип
дыхания
5
характеризуется тем, что в работе участвуют лишь верхушки легких. При
таком
дыхании
плечи
поднимаются,
а
живот
остается
практически
неподвижным.
Последствия «ключичного» дыхания для вокала разрушительны:
Недостаток воздуха:
Легкие наполняются лишь
частично,
что
приводит к быстрой одышке и невозможности спеть длинные фразы.
Чрезмерное напряжение голосовых связок: Воздух, стремящийся
выйти из ограниченного объема легких, создает избыточное давление
на голосовые связки. Одновременно с этим, мышцы, контролирующие
дыхание, пассивны, что усугубляет ситуацию. Это приводит к
хрипому,
слабому
голосу,
быстрой
утомляемости
и
даже
к
повреждению связок.
Отсутствие опоры: Голос становится неустойчивым, лишенным
силы
и выразительности.
Схема певческого дыхания:
Вдох - фиксация дыхания - звук поставлен на выдох, он должен быть
включен в поток воздуха. Выдох должен быть плавным, без толчков и
максимально
продолжительным.
Достижение
экономного
«опорного»
дыхания требует систематической и осознанной тренировки. Следует
отметить, что в певческом дыхании заложены богатейшие исполнительские
возможности.
В
зависимости
от
характера
произведения,
его
художественного содержания, с помощью подачи дыхания можно добавить
новые краски в исполнении: эмоциональный вздох подчеркнет волнение или
страсть, плавный – умиротворение и спокойствие.
Работать над развитием певческого дыхания следует на каждом уроке.
Важно понимать, что дети не в состоянии брать глубокий вдох ввиду
меньшей жизненной ёмкости легких. Поэтому необходимо четко проработать
интервалы вдоха и выдоха в зависимости от фразировки произведения и
физических возможностей ребенка. Также следует помнить, что естественное
и свободное дыхание в сочетании с эмоционально художественными
задачами, как правило, дает отличный результат в процессе приобретения
навыков певческого дыхания.
Недостатки певческого звукообразования.
К таким недостаткам относится: горловое пение, тусклое или глубоко
«задавленное» звучание, крикливое, форсированное пение, «гнусавый» звук,
носовой призвук и неоднородное звучание гласных.
Горловое пение связано с тем, что голос ребенка при отсутствии слуховой и
вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.
Причиной горлового пения могут являться следующие факторы:
- высоко поднятая голова (смотрит на учителя);
- перенапряженная гортань;
6
-неумение перейти из речевого в певческий регистр (координационная работа
связок), а также может быть скованна нижняя челюсть.
При таких недостатках необходимо:
- постоянный контроль постановки корпуса учащегося педагогом;
- стабилизация гортани; освобождение нижней челюсти;
- координирование певческого дыхания и звукообразования;
- использование мягкой и придыхательной атаки звука;
- формирование певческого зевка, резонаторных ощущений.
Горловой звук образуется из-за напряженности, «скованности» нижней
челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно
высоком положении. С помощью гласных «А», «О», «У» следует добиться
открытия рта в вокальных упражнениях.
Спазматические
рефлексы
на
перенапряженное
звукообразование
хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой,
например, в сочетании с гласной «ГА».
Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор -
формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба
способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для
округлённого звучания используют различные сочетания согласных с
гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.).
Г.П.
Стулова
в
своем
исследовании
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
отмечает важность
формирования звука сначала в фальцетном регистре с последующим
переходом к легкому миксту. «По-настоящему поет тот, кто умеет
переносить звучание голоса в голову» - подчеркивали итальянские мастера
пения.
«Дыхание, гортань и резонаторы, - пишет В.П. Морозов, - это, как известно,
три
основные
части
голосового
аппарата,
работающие
в
тесном
взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему».
Глубокое, «задавленное» звучание. Учащиеся чрезмерно округляют звук, в
связи с чем, он становится слишком глубоким.
Причиной этому могут быть: чрезмерно низкое положение гортани; в голосе
отсутствует высокая певческая форманта.
При этом необходимо:
- формировать правильный певческий зевок;
- формировать в голосе обертонов высокой певческой форманты;
Для активизации головного резонатора и близкого звукообразования хорошо
помогает
рекомендация
Л.Б.
Дмитриева.
Классическое
положение
артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной
7
улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая
глотка, поднятое мягкое нёбо». При таком положении после пропевания
гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.
Распевание лучше всего начинать с «немого звука» или на слог«НГА».
Для того чтобы придать звуку яркость, блеск, полётность, хорошо
использовать близкие по образованию гласные и согласные («И», «Ю»,
«ДИ», «ЗИ», «ЛИ», «МИ», «ЛЮ», «РИ»).
Крикливое, форсированное, напряженное пение.
Учащиеся, поющие форсированным звуком, как правило, фальшивят, не
умеют петь кантилену.
Причиной может быть: постоянное употребление твёрдой атаки; отсутствие
навыков легатного звуковедения; напряженная гортань; чрезмерно крупный
вдох; гиперактивность юного вокалиста.
При таких недостатках нужно использовать:
- исключительно мягкую и придыхательную атаку звука; работать над
кантиленой;
- удалить гортанный зажим, переключая внимание ребенка с горлового
ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения;
исключить в распевках и произведениях громкое звучание, которое
провоцирует крикливость.
Организация мягкой атаки хорошо достигается использованием сонорных
согласных «Л», «М», «Н».
Тусклое, вялое, безтембренное пение.
Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть
связан со следующими причинами:
- отсутствует навык певческой опоры; не сформированы резонаторные
ощущения; вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата;
пассивный тонус поющего.
При этих недостатках необходимо формирование певческой опоры, работа
над формированием резонаторных ощущений, развитие смешанного типа
голосообразования, активизация артикуляционного аппарата.
Пестрое звучание гласных
Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие
единства в произношении гласных. Единая манера пения предполагает
формировать гласные «открытые» (а, я, э, е, и, ы) по образцу «прикрытых»
способом округления. Поем «А» с ощущением «О»; поем «И» с ощущением
«Ю», поём Е с ощущением «Э» и т.д.
8
Необходимо
активизировать
в
звукообразовании
мягкое
нёбо,
использовать
в
упражнениях
для
выравнивания
гласных
следующие
сочетания: а-е-и; и-э-а; у-о-а, а также слоги «ДУ», «КУ», «ЛЁ», «ГНО».
Пример - распевки на одном звуке на гласные А-Э-И-О-У, в сочетании с
согласным звуком БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ, ДА-ДЭ - ДИ-ДО-ДУ.
«Гнусавый» звук, носовой призвук.
Причина его образования - низко опущенная нёбная занавеска, которая
перекрывает доступ звука в полость рта. С наилучшим результатом
исправляются на гласной «у», при которой нёбная занавеска значительно
сокращается.
Для устранения этого недостатка следует: формировать правильный
певческий зевок, формировать в звуке высокую певческую форманту,
активизировать головной резонатор.
Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений
лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО».
Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную
занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для
исправления
этого
недостатка
хорошо
активизировать
мягкое
нёбо
использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.
Одно из частых требований, предъявляемых к ученику - это требование
«близкого звука». Поэтому педагог должен проявить выдержку и терпение,
чтобы добиться естественного тембрового металла путём развития опоры
певческого дыхания.
В
заключение,
хотелось
бы
отметить,
что
для
достижения
положительного результата вокалисту необходим здоровый голосовой
аппарат и постоянные занятия. Преподаватель должен в совершенстве знать
и понимать механику и природу физиологических особенностей органов
звукообразования, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика,
подбирая для каждого алгоритм постановки голоса, опираясь на научную и
методическую базу музыкальной педагогики. С самого начала обучения
необходимо
требовать
от
учащихся
четкого,
технически
грамотного
выполнения основных приемов вокальной работы (правильная певческая
установка, или позиция; стойка вокалиста, правильное певческое дыхание,
звукообразование и др.) до тех пор, пока они не станут навыками,
отработанными до автоматизма.
9
Приложение
Упражнения для тренировки певческого дыхания
Данные игровые дыхательные упражнения можно применять на
занятиях в начале занятия.
Упражнения на тренировку вдоха
1.
«Надуть шарик» – ровный, активный вдох в живот, как будто внизу живота
надувается шарик, затем – задержать дыхание: шарик надулся.
2.
Вдох поочередно то одной, то другой ноздрей.
3.
«Цветок» – вдохнуть, как будто вдыхаешь аромат цветка, на внутренней
улыбке.
4.
Вдох с поворотом головы вправо – влево, вверх – вниз (выдох в исходном
положении – голова прямо).
Упражнения на тренировку выдоха
1.
«Лопнуть шарик» – ровный, медленный выдох на свистящие согласные «с»,
«ш», «ф», затем – резкий сброс воздуха по руке преподавателя.
2.
«Дозированный выдох» – то же, что и в упражнении 2, но выдох
производится дозировано, порциями, без добора воздуха.
3.
«Свеча» – ровный, медленный выдох, чтобы воображаемое пламя свечи
ровно отклонялось в одну сторону, но свеча не гасла максимально
длительное время, затем резко задуть свечу.
4.
«Елочные свечи» – резко задуть несколько воображаемых елочных свечей по
очереди, не добирая воздуха (3, 5, 7 и т.д.). Данное упражнение напоминает
упражнение 3.
5.
«Трубач» – произвести энергичный выдох на «пф», имитируя игру трубача.
6.
«Забей мяч в ворота» – резкий, отрывистый выдох, как бы забивая мяч в
ворота.
7.
«Джакузи» – ровный, долгий выдох через соломинку в стакан воды
(добиваться, чтобы пузырьки были максимально ровными, без толчков).
Начальные вокальные упражнения
1.
Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям.
Напевание
(мычание)
звука
“м”,
чтобы
привыкнуть
к
правильному
положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и
длительно тянуть звук “м”. Должно быть дрожание и щекотание на
поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.
После этого переходим на открытый рот, пропеваем гласную «У».
2. Поем слог: “ва”, “ма” или “да”. На удобной тесситуре взять один звук и
держать его, пока есть дыхание (не “выжимать” дыхание до конца). По мере
10
ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и
ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это
упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать
ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной
координации.
3.
Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание – на
ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание
подается ровно, активно, без толчков – legato. Контролировать правильное
положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной
гортанью.
4.
На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на
одном
дыхании.
Контролировать
качество
звука,
его
ровность.
Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая
те случаи, когда на “а” гортань зажата. В этом случае надо начинать с
удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически
против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения,
так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на
качестве звука.
5.
Пение на одной ноте слогов: “ма, мэ, ми, мо, му”. Неторопливый темп.
Первый звук “м” произносится способом мычания (как в предыдущем
упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние
зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта,
свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить
опору, “выдвигает вперед” звук.
6.
Очень хороша для начинающих согласная “л”. На одной ноте или на
маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло.
В заключение,
путь к естественному и полноценному звучанию голоса – это увлекательное
путешествие, требующее терпения, дисциплины и грамотного руководства. Систематическая
работа над дыханием, звукообразованием и дикцией, объединенная в рамках вокальной техники,
в
сочетании
с
индивидуальным
подходом
педагога,
открывает
двери
к
безграничным
возможностям вашего голоса