Автор: Кракосевич Ольга Анатольевна
Должность: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Тарасковская средняя общеобразовательная школа"
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Тарасковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Кашира
Наименование материала: внеурочная программа " Игры на объединение"
Тема: использование игр в внеурочной деятельности для формирования коллектива
Раздел: начальное образование
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное образование
городской округ Кашира Московской области
МБОУ "Тарасковская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Игры на сплочение»
для обучающихся 2-4 класса
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
Составитель: Кракосевич
Ольга Анатольевна учитель музыки
Тарасково 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________
Пияева О.Н.
« 28 » августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
________________________
Жигалова Л.Ф.
Приказ № 310-ОД от «28» августа 2025
г.
Пояснительная записка
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций является одним из требований к результатам освоения
ФГОС НОО.
Программа « Игры на сплочение» ориентирована на учащихся 2-4
классов. Проблема сплочения детского коллектива и поиск эффективных путей
её
решения
является
особенно
актуальными
в
условиях
сегодняшней
действительности.
В младших классах существуют нигде официально не
зарегистрированные
системы
личностных
взаимоотношений
между
учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью.
Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они
испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим –
безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. По
результатам исследований, 30 % учащиеся первых классов имеют проблемы в
межличностных отношениях. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником
происходит взаимодействие и общение. Именно умение общаться дает ребенку
возможность выстраивать желаемые взаимоотношения, избегая конфликтных
ситуаций. Поэтому младшие школьники нуждаются в навыках взаимодействия,
умению работать в команде, которые закладываются и развиваются в классном
коллективе, так как статус учащегося оказывает сильнейшее влияние на все
сферы жизни, а также на поведение и самосознание ребенка. Важно понимать,
что положение человека в коллективе определяется не только его личностными
особенностями характера, но и развитием коллектива в целом.
Опираясь
на
требования
к
результатам
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО),
можно сделать вывод, что результатом должна быть не только всесторонне
развитая личность, но и личность способная социализироваться в современном
обществе, что становится возможным лишь при формировании навыков
коллективного взаимодействия.
Цель программы: сплочение детского коллектива,
создание атмосферы
психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на
сотрудничество.
Задачи:
1.Формирование благоприятного психологического климата в классе;
2.Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия
между ними;
3.Помочь ученику найти свое место в коллективе. Осознание каждым
участником своей роли, функции в группе;
4.Развитие умения работать в команде; сплочение группы.
5.Профилактика
конфликтного
поведения
в
школьной
среде.
Развитие
взаимоуважения.
Для обучающихся 2-4-х классов продолжительность учебного года составляет
34 недели. Занятия проходят один раз в неделю.
2.Результаты освоения курса
Личностные результаты:
1.
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
2.
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию;
3.
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении;
4.
понимание значения нравственностив жизни человека, семьи и общества;
5.
сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
6.
высокий
уровень
доброжелательности,
отзывчивости,
толерантности,
терпимости, готовности проявить сопереживание по отношению к другим
людям и оказать посильную помощь — моральную, опосредованную,
практическую.
Метапредметные результаты
1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
командной деятельности, поиска средств ее осуществления;
3.Освоение способов решения проблем поискового характера;
4.Определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
7.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
8.Готовность слушать одноклассника и играть с ними;
Предметные результаты
1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию ;
2.Понимание значения сохранения национальных традиций в жизни
человека и общества:
6.Первоначальные представления об командной работе, уважения к
мнению другого человека;
7.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести;
8.Воспитание нравственности, творческой личности;
9.Осознание ценности здоровья и человеческой жизни .
Цель программы: создание условий для формирования и сплочения
коллектива, как один из факторов развития социально адаптированной
личности ребенка, владеющей основами культуры поведения, навыками
коммуникативного общения, толерантностью
.
Задачи:
1.
Формирование благоприятного психологического климата в классе.
2.
Осознание каждым участником своей роли и функции в классе с
применением системы поручений.
3.
Профилактика конфликтного поведения в школьной среде.
4.
Развитие взаимоуважения.
5.
Организация совместной деятельности учащихся.
6.
Создание традиций класса.
7.
Поощрение
сотрудничества
учащихся
при
выполнении
общих
дел,
стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
2-3 класс
№
п/п
Тема занятия
Формы
организации
деятельности
Виды
деятельности
1.
«Заколдованная
тропинка»
сюжетно-ролевых
игра
Научить работать в команде,
оказывать поддержку друг другу.
2.
« Паровозик»
сюжетно-ролевых
игра
Сплочение, установление
доверительного контакта между детьми.
3.
«По тропинкам
вежливых слов»
Игра с элементами
изобразительной
деятельности
Научить согласовывать свои
действия друг с другом.
4.
« Скульптура»
Ролевая игра
Научить работать в парах, согласовывать
свои действия
5.
«Путешествие
Игра-путешествие
Научить договариваться,
согласовывать свои желания общим
интересам.
6.
« Угадай меня»
сюжетно-ролевая
игра
Сплочение. Установление
положительного контакта между детьми
7.
« Броуновское
движение»
Ролевая игра
Научить работать в команде.
8.
« Помоги другу»
сюжетно-ролевая
игра
Развитие
партнерских
отношений,
взаимопомощи
9.
Я сегодня вот
такой!
Общение с
элементами
изобразительной
деятельности
Научить использовать мимику,
пантомимику в общении.
10.
«
Придумай
игру»
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
11.
«Остров
конфликтов»
час с элементами
сюжетно-ролевых
игр
Сплочение, формирование единства.
Воспитывать
вежливость,
воспитанность, отзывчивость.
12.
«Человек без
друзей, что
дерево без
корней»
Классный час с
элементами
проектной
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
13.
Шире-шире-шире
круг.
Слепой
и
повадырь
Игровая программа
на сплочение
детского коллектива
Развитие
чувства
сопереживания,
помощи близкому человеку.
Развитие
внимания друг к другу, социального
доверия.
14.
«К
ты
себя
чувствуешь »
-Ролевая игра
Умение
договариваться,
учитывать
интересы
других
участников,
умеет
сдерживать свои эмоции.
15.
« Отгадай»
Игра-путешествие
Умение договариваться, учитывать
интересы других участников, умеет
сдерживать свои эмоции. Научить
работать в команде, внимательно слушать
друг друга.
16.
«Волшебные
картинки»
Классный час с
элементами
изобразительной
деятельности
Доброжелательно, эмоционально-
нравственно отзывается на чувства
других людей, умение сопереживать.
Сплочение, установление доверительного
контакта между детьми.
17.
«Ты, да я, да мы с
тобой»
Песенный марафон
Развитие чувства сопереживания,
помощи близкому человеку. Сплочение,
установление доверительного контакта
между детьми.
18.
«Радуга добрых
дел»
Классный час с
элементами
проектной
деятельности
Сплочение, установление доверительного
контакта между детьми
19.
Визитная
карточка
проектная
деятельность
Умение проявлять самостоятельность в
разных видах деятельности, оценивать
себя и свои поступки.
20.
Что мы делали не
скажем,
а
покажем»:
Интеллектуальная
игра
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
21.
«Вместе - мы
сила»Рука в руке
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
22.
« Разговор через
стекло»
Час с элементами
изобразительной
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми
Научится
использовать мимику и жесты в общении.
23.
«Мои права и
обязанности»
Классный час с
элементами
театрализованной
деятельности
Формировать ответственного отношения
к учебе, к труду, воспитывать
самоуважение, ответственность за свои
поступки.
24.
«Пойми меня!»
Классный час с
элементами
творческой
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
25.
« Клубочек
дружбы»
сюжетно-ролевая
игра
Развитие внимания к сверстникам,
создание эмоционально положительного
фона.
Развитие
чувства
сопереживания,
помощи близкому человеку.
26.
«Круг доверия»
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
27.
«Связанные
одной целью»
Классный час с
элементами
творческой
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
28.
«Круги дружбы»
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
29.
«ХОР»
Классный час с
элементами
творческой
деятельности
Научить сосредотачиваться на
слуховой информации, научить
согласовывать свои действия с другими
людьми.
Умение проявлять самостоятельность в
разных видах деятельности, оценивать
себя и свои поступки.
30.
Костюм
идеального
лидера
Классный
час
с
элементами
проектной
деятельности
Познание себя как индивида, развитие
индивидуальности.Доброжелательно,
эмоционально-нравственно отзывается на
чувства
других
людей,
умение
сопереживать.
31.
Все на борт
Игротека
Создание эмоционально-
положительного фона.
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
32.
«Счастливый
день в моей
жизни»
Классный час с
элементами
проектной
деятельности
Познание себя как индивида, развитие
индивидуальности.Доброжелательно,
эмоционально-нравственно отзывается на
чувства
других
людей,
умение
сопереживать.
33.
«Тропа доверия»
Интеллектуальная
игра
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
34.
«Что такое
счастье?»
Классный час с
элементами
изобразительной
деятельности
Умение проявлять самостоятельность в
разных видах деятельности, оценивать
себя и свои поступки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности
2-3 класс
Занятие 1. Научить работать в команде, оказывать поддержку друг
другу.
Упражнения:
- «Заколдованная тропинка»:
один из детей - ведущий, он показывает
остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети
должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути,
превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для
этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 2. Сплочение, установление доверительного контакта между
детьми.
Упражнения:
- «Паровозик»: ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают
себе место – это их «станция». Ведущий – «паровозик». Он обходит всех и под
звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…» «прицепляет»
вагончики к поезду.
- «Продолжи движение» (автор Е.О. Смирнова): дети стоят в кругу.
Водящий начинает выполнять какое-нибудь движение. По сигналу водящий
останавливается – замирает, а его движение подхватывает сосед справа. Игра
продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 3. Научить согласовывать свои действия друг с другом.
Упражнения:
- «Гусеница»: дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг
другу. Таким образом, они начинают двигаться по комнате, обходят различные
предметы и преодолевают всякого рода препятствия.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 4. Научить работать в парах, согласовывать свои действия.
Упражнения:
-
«Скульптура»:
участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает им
договориться, кто из них будет скульптором, а кто – «глиной», какого
сказочного персонажа будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает
лепить, бережно прикасаясь к «глине». «Глина» - очень послушный материал,
поэтому во всем слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульптор
закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та начинает двигаться
так, чтобы другие дети смогли догадаться, что это за сказочный герой. Затем
дети меняются ролями.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 5. Научить договариваться, согласовывать свои желания общим
интересам.
Упражнения:
- «Путешествие»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы
отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они
отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают
свое решение. Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в
путешествие…», «Этот предмет …. цвета», «По дороге мы встретили…».
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 6. Сплочение. Установление положительного контакта между
детьми
Упражнения:
-
«Ласковые имена»:
Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа
ласковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно
использовать какой-нибудь предмет (например, игрушку). Передавая его
соседу, ребенок называет того ласковым именем.
- «Угадай меня»: дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами
ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он
угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я…(имя)».
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 7. Научить работать в команде.
Упражнения:
- «Броуновское движение»:
дети сидят в кругу. Ведущий вкатывает в
круг мяч, который дети начинают перекатывать друг другу, не останавливаясь.
Затем постепенно количество мячей увеличивается: одновременно дети катают
в кругу 2, 3, 4, 5 мячей. Примечание: важно, чтобы мячи не выкатились за
пределы круга.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 8. Развитие партнерских отношений, взаимопомощи.
Упражнения:
- «Помоги другу»: дети делятся на пары. Одному из них завязывают
глаза. На полу между двумя стульями расставляют крупные игрушки. Одному
ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от
одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 9. Научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Упражнения:
- «А я сегодня вот такой!»: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит
в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее
каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение (например,
ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это
движение и мимику, произнося: «(ИО) сегодня ВОТ ТАКАЯ!». Затем в круг
выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра
продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 10. Научить взаимодействовать в парах.
Упражнения:
- « Придумай игру» (автор Е.О. Смирнова):
дети делятся на пары: один из
них – заводная игрушка, второй – ее хозяин. Дети по команде педагога
начинают двигаться по комнате. Ребенок-игрушка следит за руками хозяина и в
точности повторяет все его движения. Затем пары меняются местами.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 11. Сплочение, формирование единства.
Упражнения:
- « остров конфликтов»: рассматривается конфликтная ситуация
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 12. Сплочение, формирование единства.
Упражнения:
- « Человек без друзей, что дерево без корней»: из участников игры
выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а
дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно
себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим
становится он.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 13. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.
Упражнения:
- «Слепой и поводырь»: дети делятся на пары. Один – «слепой», другой –
его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные
препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель
«поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не
ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для
повышения интереса можно менять маршрут.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 14. Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать
настроение другого человека.
Упражнения:
- «Как ты себя чувствуешь?»: все дети стоят в кругу. Один из участников
внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается по каким-то внешним
признакам догадаться, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом.
Игрок, настроение которого описывается, слушает и затем соглашается или не
соглашается со сказанным, дополняет участника.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 15. Научить работать в команде, внимательно слушать друг
друга.
Упражнения:
-
«Отгадай»:
дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и
договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие. Затем
возвращается и говорит: «В поезд взяли мы предмет. Угадаете иль нет? Хором
вы не говорите, лучше вы у нас спросите». Команды по очереди начинают
задавать наводящие вопросы: Какого размера этот предмет? Какой формы этот
предмет? Какого цвета этот предмет? Отгадавшая предмет команда становится
водящей.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 16. Сплочение, установление доверительного контакта между
детьми. «Волшебные картинки»
Упражнения:
- «Пересядьте все, кто…»: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы
все очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Предлагает
убедиться в этом, говоря: «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в
реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.)».
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 17. Сплочение, установление доверительного контакта между
детьми.Ты , дая , да мы с тобой….
Упражнения:
-
«Это я, узнай меня»
: дети сидят на стульях. Водящий поворачивается
спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают
его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен
отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый
ребенок.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 18. Сплочение, установление доверительного контакта между
детьми. Радуга добрых дел
Упражнения:
-
«Похлопаем в ладоши»:
дети сидят на стульях. Ведущий говорит:
«Похлопайте в ладоши те, кто: сегодня веселый (грустный, сердитый и т.д.);
любит смеяться, смотреть мультики, слушать сказки; у кого в одежде есть
красный (или любой другой) цвет; у кого светлые (темные) волосы; у кого дома
живет кошка (собака)». Игра « Что я сделал доброго сегодня…»
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 19. Сплочение, установление доверительного контакта между
детьми. Умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности,
оценивать себя и свои поступки.
Упражнения:
-
«Найди свой дом»:
дети сидят на стульях. У них в руках разные
игрушки. На слова ведущего «Пойдем гулять» все дети оставляют игрушки
«дома» (на стульях) и идут за ним. В течении какого-то времени все участники
ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий в это время незаметно
меняет местами игрушки. Затем он говорит: «Дождь пошел!» и все убегают в
свои «домики». Но так как на их стульях сидят не их игрушки, дети должны
найти свою и «переехать» к ней – сесть на стульчик со своей игрушкой.
-Упражнение «Мой проект»
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 20. Научить договариваться.
Упражнения:
-
«Что мы делали не скажем, а покажем»:
вся группа делится на команды
численностью 4-6 человек. Каждой команде взрослый шепотом дает задание –
разыграть сценку, которую затем участники покажут всей группе. Дети в
команде договариваются, кто какое движение будет показывать, репетируют, а
затем все по очереди представляют свои сценки. Задача остальных участников
– угадать, что же им показали. Темы для инсценировок: накрываем на стол,
сажаем цветы, убираем игрушки т.д.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 21. Научить договариваться. «Вместе - мы сила»
Упражнения:
- «Подарок»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На День
рождение Толе подарили…». Дети в паре договариваются и по сигналу
ведущего одновременно называют подарок. Варианты продолжения игры:
«Этот подарок был…»; «Он больше всего любил…».
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 22. Создание положительного эмоционального фона.
Упражнения:
- «Рука к руке»: Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и
все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и
соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе
свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Спина к
спине»; «Нос к носу»; «Плечо к плечу» и т.д.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 23. Научит использовать мимику и жесты в общении.
Упражнения:
- «Разговор через стекло»: дети делятся на пары. Ведущий дает задание:
«Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице,
но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с
помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому
что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно».
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 24. Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего.
«Пойми меня!»
Упражнения:
-
«Разговор на незнакомом языке»:
дети сидят на стульях. Выбирается
ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты
сегодня дома завтракал?», «У тебя дома есть книжка про…», «Хочешь со мной
поиграть?». Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-
мо-мо» и т.д.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий
ребенок мог понять его ответ.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 25. Развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально
положительного фона.
Упражнения:
- «Клубочек»: дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи.
Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:
Покатись клубочек по дорожке
Расскажи клубочек нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу
Про детишек всех красивых наших.
Затем передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему
рассказать о себе: например, какое у него сегодня настроение. Темы для
рассказа могут быть самые разные.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 26. Научить сосредотачиваться на слуховой информации,
подчинять свои желания общим интересам.Круг доверия
Упражнения: Игры на доверие
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 27. Научить сосредотачиваться на слуховой информации.
«Связанные одной целью»
Упражнения:
-
«Угадайка» (автор – В.М. Букатов)
: дети сидят на стульях. Ведущий
задумывает какое-либо слово. Остальные пытаются его угадать, задавая
вопросы. Обязательное условие – формулировать вопросы так, чтобы на них
можно было ответить «да» или «нет». Например:
- Этот предмет живой? – Да.
- Это животное? – Нет.
- Это растение? – Да.
- Это цветок? – Да.
- Это садовый цветок? – Да.
- Это роза? – Да!
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 28. Научит работать сообща, сосредотачиваться на слуховой
информации. Научит работать сообща, сосредотачиваться на слуховой
информации. Круги дружбы.
Упражнения: Сломанный телефон…
- «Кто лучше слышит»: дети делятся на две команды. Дети первой
команды закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди
издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом, барабанят
пальцами, кто-то произносит «Ау» и т.п. Затем дети первой группы открывают
глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды
меняются местами. Примечание: важно, чтобы дети во время игры не
разговаривали и издавали звуки по очереди.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 29. Научить сосредотачиваться на слуховой информации,
научить согласовывать свои действия с другими людьми.
Упражнения:
- «Хор»: дети сидят на стульях. Выбирается несколько игроков, которые
будут произносить загаданную фразу. Их число зависит от количества слов в
задуманной фразе. Они отходят и распределяют между собой слова в
задуманном предложении. Например, ведущий загадал фразу: «Идет бычок,
качается». Первый ребенок будет говорить: «Идет, идет…»; второй: «Бычок,
бычок…»; третий: «Качается, качается…». Дети должны произносить фразу
хором, без остановки, пока слушатели не догадаются, что они говорят.
Использовать можно фразы из известных детям стихотворений, песенок,
потешек.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 30. Научить общаться без слов.
Упражнения:
Костюм идеального лидера
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 31. Создание эмоционально-положительного фона.
Упражнения:Все на борд
Оборудование: любая обозначенная площадка (скамейка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины.
Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд.
Занятие 32. Создание эмоционально-положительного фона.
Упражнения:
- Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее
должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине
волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой
руки и т.д.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 33. Научить сосредотачиваться на слуховой информации.
Упражнения: Тропа доверия»
- «Спрятанное слово» (автор – В.М. Букатов): из числа игроков
выбирается водящий. Он выходит за дверь. Остальные участники загадывают
любое слово (например, машина). Далее игроки делятся на такое количество
групп, сколько слогов в загаданном слове. Когда водящий входит, участники
одновременно начинают петь на мотив какой-нибудь детской песни слоги из
задуманного слова. Например, первая группа поет – «мА-ма-ма»; вторая – «ши-
ши-ши»; третья – «на-на-на». Задача водящего - угадать задуманное слово.
Упражнение гусеница
Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих
приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может
разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как
делает зарядку и т.д.
- Обсуждение и рефлексия.
Занятие 34. Создание положительного эмоционального фона. Научить
сосредотачиваться на слуховой информации. «Что такое счастье?»
Упражнения:
- «Пузырьки»: все дети - маленькие пузырьки, водящий – большой
пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться
до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков – двигаясь легко и
быстро, избегать столкновения как с большим пузырем, так и с остальными
маленькими пузырьками.
- «Животные и детеныши»: дети делятся на пары: один из них «мама», а
второй – «детеныш». Ведущий на ухо каждому из участнику говорит, какое
животное он изображает. «Детенышам » завязывают глаза, «мамы» расходятся
по помещению и начинаю громко звать своего детеныша, издавая
соответствующие звуки: «мяу-мяу», «гав-гав», «бе-бе», «иго-го», «хрю-хрю» и
т.д. Каждому детенышу по звуку необходимо найти свою маму. Когда мама
нашлась, она гладит своего детеныша. Затем дети меняются ролями.
-« Мы строим ДОМ»
- Обсуждение и рефлексия.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
4 класс
№
п/п
Тема занятия
Формы
организации
деятельности
Виды
деятельности
1
Это я.
Знакомство
сюжетно-ролевых
игра
Научить работать в команде,
оказывать поддержку друг другу.
Сплочение, установление
доверительного контакта между детьми.
2
Все вместе
Игра с элементами
изобразительной
деятельности
Научить согласовывать свои
действия друг с другом.
3
Веревочка-1
Игра-путешествие
Научить
работать
в
парах,
согласовывать свои действия
4
Веревочка-2
Игра-путешествие
Научить договариваться,
согласовывать свои желания общим
интересам.
5
В домике
сюжетно-ролевая
игра
Сплочение. Установление
положительного контакта между детьми
6
Всем поровну
Ролевая игра
Научить работать в команде.
7
Капитан
сюжетно-ролевая
игра
Развитие
партнерских
отношений,
взаимопомощи
8
Всех быстрее
Общение с
элементами
изобразительной
деятельности
Научить использовать мимику,
пантомимику в общении.
9
Космическая
скорость
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
10
Кто быстрее
час с элементами
сюжетно-ролевых
игр
Сплочение, формирование единства.
Воспитывать
вежливость,
воспитанность, отзывчивость.
11
Магический
Квадрат
час с элементами
проектной
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
12
Знакомимся
ближе
Игровая программа
на сплочение
детского
коллектива
Развитие
чувства
сопереживания,
помощи близкому человеку.
Развитие
внимания друг к другу, социального
доверия.
13
Играем в кино
-Ролевая игра
Умение
договариваться,
учитывать
интересы
других
участников,
умеет
сдерживать свои эмоции.
14
Наше
общее
состояние
Игра-путешествие
Умение договариваться,
учитывать интересы других участников,
умеет сдерживать свои эмоции. Научить
работать в команде, внимательно
слушать друг друга.
15
Минитренинг на
сближение
тренинг
Доброжелательно,
эмоционально-нравственно отзывается
на чувства других людей, умение
сопереживать. Сплочение, установление
доверительного контакта между детьми.
16
Орлятский круг
Песенный марафон
Развитие чувства
сопереживания, помощи близкому
человеку. Сплочение, установление
доверительного контакта между детьми.
17
Перебежки
игра
Сплочение,
установление
доверительного контакта между детьми
18
Путаница
игра
Умение проявлять самостоятельность в
разных видах деятельности, оценивать
себя и свои поступки.
19
Тренинг
на
внимание
Интеллектуальная
игра
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
20
Связующая нить
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
21
-22
Один за всех и
все за одного…
Час с элементами
изобразительной
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми Научится
использовать
мимику
и
жесты
в
общении.
23
-24
ТИтаник
Час с элементами
театрализованной
деятельности
Формировать ответственного
отношения к учебе, к труду,
воспитывать самоуважение,
ответственность за свои поступки.
25
-26
Ловись рыбка…
Час с элементами
творческой
деятельности
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
27
-28
Веревочный курс
сюжетно-ролевая
игра
Развитие внимания к
сверстникам, создание эмоционально
положительного фона.
Развитие
чувства
сопереживания,
помощи близкому человеку.
29
-30
Человек
к
человеку
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
31
-32
Я вижу и
чувствую тебя…
Круглый стол
Умение проявлять самостоятельность в
разных видах деятельности, оценивать
себя и свои поступки.
33
-34
Я+ты= МЫ
Игротека
Развитие умения взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми
через
участие в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности
2-3 класс
Цель: преодолевать межличностные барьеры в общении и деятельности детей в
классе.
Занятие 1
БЕСЕДУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Игроки делятся на 2, равные по количеству команды и выстраиваются в две шеренги
лицом друг к другу на расстоянии 5 метров. По сигналу ведущего, игроки начинают
медленно сближаться и рассказывать о себе любую информацию, постепенно усиливая
голос. После сближения, по сигналу ведущего, они расходятся, продолжая рассказывать о
себе, но постепенно понижают голос.
Результат - раскрепощение.
БЛИЗНЕЦЫ
Все разбились на пары. Взялись в парах за руки. Стали по кругу. По сигналу
ведущего идем по
часовой стрелке: рука к руке, стопа к стопе, нос к носу. Используйте
музыкальные заставки.
Результат – раскрепощение.
Занятие 2
БОЛОТО
Тоже довольно старая игра. Играющие делятся на команды, но можно и без этого.
Играющим выдается по две картонки (можно обычную бумагу). Задача - по этим картонкам
- "кочкам", передвигаясь с одной на другую, как можно быстрей перебраться через
"болото".
ВДОХ-
ВЫДОХ
Давайте все вместе вдохнем, а теперь – выдохнем. А теперь по сигналу ведущего
топнем ногой, одновременно «выбросив» в пол кулак со всей силы и крикнем «ха».
Занятие 3
ВЕРЁВОЧКА
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было
образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга.
Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку,
построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто- то
из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее
строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат,
звезду, шестиугольник.
ВОДЯНОЙ
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со
словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в
шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не
открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним.
"Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если
водящий угадал, они меняются местами.
Занятие4
ГАЗЕТНЫЕ ТАНЦЫ
Для игры включается музыка, а потом парни и девушки делятся на пары, каждой
паре выдается газетный лист (большой - формат А2). Лист кладут на пол и все начинают
танцевать, каждая пара на своем листе. Вышедшая за предел газеты пара выбывает. Через
несколько минут ведущий складывает лист каждой пары вдвое и все продолжается. Так
повторяется несколько раз. Игра очень "сближает", особенно когда газеты почти не
остается.
ГУСЕНИЦА - 1
Дети становятся в линию. Каждый дает одну руку заднему (между ног), а другой
берется за руку, которую подали ему. Линия движется назад, потом вперед. При этом
задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на
пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
ГУСЕНИЦА - 2
В кругу взять за талию друг друга через одного. Сесть на колени. Сделать три шага.
Занятие 5
ДОМИКИ, ЛЮДИ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Игроки разбиваются на тройки. Люди (1 человек в каждой тройке) – в центре тройки;
двое других – «домики» - держатся за руки. Ведущий подает команды. Когда он говорит
«люди» - то центральные игроки в тройках меняются местами; когда говорит
«домики» - меняются местами игроки, образующие «домики», но руки не расцепляют;
когда говорит «землетрясение» - все игроки в тройках полностью меняются.
Результат – знакомство.
ДОТРОНУТЬСЯ ДО ОДЕЖДЫ … ЦВЕТА
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого
скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться.
Осаленный становиться водящим.
Занятие 6
ЖАДИНА
Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по
очереди откусывают по
кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки
должно хватить на всех игроков.
ИЗБУШКА
Построить избушку так, чтобы пола касалось как можно меньше конечностей.
Занятие 7
КАПИТАН
Как и в предыдущей игре все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан».
Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При
этом сходить со стульев нельзя и говорить имеет право только "капитан". Для старших
можно усложнить: капитан тоже не говорит.
КАРАБАС
На сплочение. Для проведения этой игры дети садятся в круг, вместе с ними садится
воспитатель, который предлагает условия
игры:
«Ребята, вы
все
знаете
сказку
про
Буратино и помните бородатого Карабаса – Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы –
куклы. Я произнесу слово: «КА – РА - БАС» и покажу на вытянутых руках какое – то
количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем
столько человек, сколько я покажу пальцев.
Занятие 8
КЛОУН
Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-
3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю,
выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.
Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек
надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее
передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны
быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.
Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу
коробка быстрее.
Недостатка смеха в этой игре не будет!
КЛУБОК
Та же самая верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или
отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя
живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.
Занятие 9
КОСМИЧЕСКАЯ
СКОРОСТЬ
Цель игры - передать мяч из рук в руки за три секунды. Обязательное условие -
чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать (одновременно
держать мяч два человека не могут).
Занятие 10.
КТО БЫСТРЕЕ?
Команда выполняет задания быстро и четко.
1-
й вариант. Постройте, используя всех игроков
команды: квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
2-
й вариант. Построиться в шеренгу по:
•
росту;
•
цвету волос;
•
алфавиту
имен;
•
размеру
ноги.
ЛАВАТА
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко
напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец – это Лавата".
Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" -
все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может
глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное
напряжение.
Занятие 11
МАГИЧЕСКИЕ
КВАДРАТЫ
Это тренинговое упражнение. Главная его цель: сплочение команды. Упражнение
проводит ведущий. Время упражнения строго ограничено: до 20 минут. Хорошо
упражнение проводить на ровной площадке. Заранее ведущим чертится квадрат (8 клеточек
х 8 клеточек) со стороной
2 м 40 см. У себя, на отдельном листе бумаги, в тайне от
играющих, ведущий продумывает маршрут, на который, в конечном итоге, должна выйти
команда. Ведущий не дает пространных пояснений, а как в случае тренинга, четко читает
условия и повторяет их.
Б
Б
1
2
3
4
5
6
7
8
А
А
Задание для команды: Перед вами квадрат (8х8), состоящий из 64 клеточек. Ваша
задача состоит в том, чтобы всей командой (по очереди) переправиться с одной стороны
квадрата (А) на противоположную (Б). Но
существует единственный
маршрут, который
знаю только я – «ведущий». Ваша
цель: «нащупать» этот маршрут и переправиться по
нему. Игра
начинается по сигналу «БИП». В магическом большом квадрате не должно
быть более 1 человека. Каждый член команды делает попытку проложить маршрут.
Начинать движение нужно с любой клетки горизонтального ряда (первого ряда
стороны А). Далее можно двигаться в любом направлении, но только на одну клетку. Если
клетка выбрана неверно, то ведущий говорит «БИП» и после этого играющий по маршруту,
которым он шел, возвращается назад и становится в конец очереди на прохождение.
Следующий игрок продолжает. Хочется сказать о важном элементе этого упражнения: оно
проходит в абсолютном молчании. Если это условие нарушается, то ведущий
штрафует
временем команду (систему штрафов ведущий разрабатывает перед началом упражнения).
Штраф можно ввести и за то, что после сигнала «БИП» игрок возвращается назад и
наступает на клеточку, которую он не проходил. Штраф временной может быть установлен
до 20 секунд за каждое нарушение.
Упражнение считается выполненным, если все члены команды, учитывая штрафы,
уложились во времени и переправились со стороны А на сторону Б.
Упражнение требует от ведущего внимания, а от играющих – сплоченности,
целеустремленности и быстроты.
Занятие 12
МАМА, НИТОЧКУ РАСПУТАЙ
Все игроки становятся в круг, вытягивают вперед 2 руки. По сигналу ведущего,
каждый должен схватить руки двух людей, причем не своих ближайших соседей. Затем
ведущий проверяет, правильно ли
«связаны» игроки. Для этого он касается любого игрока
и тот пускает «импульс» (т.е. жмет руку одному своему соседу). Сосед передает
«импульс» следующему и т.д., пока «импульс» не дойдет до последнего. Если «импульс»
прошел через всех игроков, значит игроки соединены правильно и их задача, не разрывая
рук, распутаться в
круг. Если «импульс» прошел не через всех игроков, то повторяют
процедуру сцепления заново.
Результат - сплоченность.
МОНЕТКА
Всем игрокам раздаются монеты разного года выпуска. По кругу, игроки по очереди
называют свою
фамилию, имя и событие из истории (своей жизни, России, мира),
связанное с годом выпуска на его монете. Результат-знакомство.
МУХА
Квадрат 3 на 3. Ведущий ставит в какую-либо часть точку (муху). Дети говорят
вправо, влево. Как перемещается муха - не видят. Нельзя делать обратные ходы.
Занятие 13
МЮЛЛЕР И ШТИРЛИЦ
Каждый игрок на листе бумаги, который дал ему ведущий, пишет (рисует) любую
информацию о себе, но, не касаясь ярких
примет своей внешности. Затем все эти листки
вывешиваются на доску. В течение 10 минут каждый подходит к доске и
подписывает
листы по типу «кто есть кто». Затем идет обсуждение и выбирают Мюллера ( человек, кто
больше всех правильно угадал других ) и Штирлица ( кого никто не угадал).
Результат - познание других и себя.
НАСТАЛО ВРЕМЯ
Все игроки делятся на 3 группы. Каждая группа получает роли: дети, мужчины,
женщины. По сигналу ведущего «Настало время…детей», «дети» загадывают игрокам 2-
хругих групп «детские задания», например, показать язык, улыбнуться до ушей. Ведущий
меняет роли и старается придумать задания, соответствующие ролям.
Занятие 14
НАШЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Давайте почувствуем наше общее состояние. Прислушайтесь! Послушайте тишину. А
теперь нам всем очень весело (все смеются). А теперь грустно (холодно, жарко)! А теперь
все дружно крикнем: «Ура!»
Результат – эмоциональный подъем.
НЕ СОБЬЮСЬ
Счет
по
очереди.
Вместо
числа,
которое
имеет
цифру
3
или
делится
на
3,
произносится фраза: «Раз, два, не собьюсь».
Занятие 15
НОСОК-ПЯТКА
(МИНИТРЕНИНГ НА СБЛИЖЕНИЕ И СНЯТИЕ ТАКТИЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди
стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать -
получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно
попробовать так немного продержаться.
О ЧЕМ Я ДУМАЮ…
Все стоят в кругу парами, держа друг друга за руки. Каждый в паре старается угадать,
о чем думает его сосед. Затем они обмениваются своими догадками и выставляют друг
другу оценки по 3-бальной системе:
0
- «не о том»;
1
– «что-то в этом есть»;
2
– «истина где-то рядом»;
3
– «ты меня верно понимаешь».
Результат - нахождение понятийного уровня.
Занятие 16
ОРЛЯТСКИЙ КРУГ
Весь отряд встает в один большой "орлятский" круг (левая рука на плече соседа слева,
правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем
поднять ногу, а дальше ... ваша фантазия.
ПАРОВОЗИК
Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди.
Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у
первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который ведущий
помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками
поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему
«паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок
не возьмет в руки спрятанный предмет.
ПАРОВОЗИК ДРУЖБЫ
Все игроки стали
в шеренгу, плотно друг к другу. По счету ведущего, на
«1» -
прыжок вперед; на «2» - прыжок назад, «3» - вправо, «4» - влево. Результат – общность
движений.
Занятие 17
ПЕРЕБЕЖЕЧКИ
Все игроки стоят в кругу. Ведущий - в центре. Он просит поменять местами тех
игроков в кругу, кто родился в ноябре. Игроки меняются. Задача ведущего – занять
свободное место. Тот, чье место он занял, выходит в круг и рассказывает о себе. Затем этот
игрок становится ведущим и придумывает новый признак, по которому игроки должны
поменяться местами.
ПРОВОДНИК
Дети выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу.
Вожатый объясняет правила:
1.
Нельзя разговаривать.
2.
У всех, кроме последнего, закрыты глаза.
3.
Последний человек — машинист «поезда».
4.
Хлопок по левому (правому) плечу — поворот влево (вправо).
5.
Хлопок по обоим плечам — вперед.
6.
Двойной хлопок по обоим плечам — назад.
7.
Хлопок по обоим плечам дробью — стоп.
Задача машиниста: провести «паровозик» несколько поворотов (о направлении пути
сообщает вожатый). Для продолжения игры последний участник становится впереди всех.
ПРЫЖОК БЕЗ ПАРАШЮТА
Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг
к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к
ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на
край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8
человек ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и
увлекают ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко
держаться друг за друга.
Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём
складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском
коллективе
встречаются
так
называемые
«отверженные».
Эта
игра
будет
более
продуктивной, если вожатый незаметно для ребят сделает так, чтобы на стул почаще
становились «отверженные», а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.
Занятие 18
ПУТАНИЦА
Все участники встают в круг, держась за руки. Выбирается водящий, который
отходит так, чтобы не видеть, что делает остальная группа. Игроки, не размыкая рук,
деформируют круг, запутывают цепочку. После того как цепочка запутана, приглашается
водящий, задачей которого становится распутать всех и восстановить первоначальный круг.
Занятие 19
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они
его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого
выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все
берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем вожатый (или кто-то из детей, выбранный ведущим)
говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или
разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети
правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг.
Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно
просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.
Применение: полезна при агрессивности, застенчивости, тревожности.
РИТМИЧЕСКИЕ
ХЛОПКИ
Все играющие встают широким кругом и закрывают глаза. После того, как ведущий
дает сигнал, каждый должен будет отхлопывать какой-нибудь свой ритм, который ему в
этот момент нравится. Сначала все будут слышать только себя, затем начнут различать
ритмы соседей, и, возможно, получится какой-нибудь общий ритмический рисунок. Игра
продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует, что цель достигнута. Тогда он
открывает глаза и кричит: «Стоп!»
САНДАЛИК
Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются
в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как
команды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и
перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: «Это небольшая весёлая эстафета.
Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою
обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают
умеющие быстро обуваться!»
Занятие 20
СВЯЗУЮЩАЯ
НИТЬ
Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже
держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том,
что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает
взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли
они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и
закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что
каждый из них важен и значим в этом целом.
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует
принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.
СКАЛОЛАЗ
Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под
локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за
стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
СЛОН
Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток
изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.
СПИРАЛЬ
Все игроки берутся за руки и выстраиваются в цепочку. Затем, по сигналу ведущего,
«цепочка» закручивается в «спираль». А затем, коллективно выполняют задание ведущего.
Например, подпрыгнуть. Упражнение применимо для больших групп.
Занятие 21-22
СТИРАЛЬНАЯ
МАШИНА
Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 50 см.
Один
игрок с закрытыми глазами проходит через строй (механизм стиральной машины). Игрок
должен быть расслаблен. Задача других игроков – «постирать» ведущего, касаясь его,
одергивая,
поправляя.
Не
забывайте,
что
машина –
«Indesit»,
а,
следовательно,
«стирка» должна быть щадящей и не приносить неприятных ощущений ведущего.
Результат - раскрепощение.
СЧЕТ ДО ДЕСЯТИ
Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: сосчитать до 10, при
этом каждое число называет кто-то один, не договариваясь между собой. Если
одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.
Занятие 23-24
ТИТАНИК
Ведущий предлагает группе ребят забраться на стулья или лавочку. Затем им
объясняется ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет постепенно.
Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий через каждые 15 -
20 секунд убирает стул или ограничивает длину лавочки.
ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ ...
Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит:
"Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д.».
Занятие 25-26
ТУКАН
Тукан – это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки.
Сейчас мы, подобно тукану, будем «нанизываться» на длинную, около 15 м. длиной
верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены
команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по
очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой
первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью
метрами верёвки, привязанными к ней.
ФИГУРЫ
Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все
держатся двумя руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, не размыкать,
построить квадрат (равносторонний треугольник), используя только устные переговоры.
Сообщается также, что игра – на пространственное воображение и внимательность. Во
время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли
организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы,
ее организованности, выявить организаторов.
Занятие 27-28
ФИКСАЦИЯ
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего
в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен
сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и
зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре
с этим человеком.
Вожатый громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет
выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в отряде, определить
уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести
обсуждение.
ФУТБОЛКА
У всех из нас есть какой-нибудь девиз. Что бы Вы могли написать на своей
футболке, что бы вас сразу поняли? Что бы Вы написали сзади? Каждому вручается
бумажная футболка. Вожатый тоже участвует
Занятие 29-30
ЧЕЛОВЕК К ЧЕЛОВЕКУ
Участники разбиваются на пары и встают в круг. Водящий дает команды, которые
выполняются каждой парой. Например: правая рука к левой руке, спина к спине, ухо к уху,
правая нога к правой ноге и т.д. Выполняя команды одну за другой, фигура все более и
более усложняется, то есть предыдущие команды остаются зафиксированными до команды
“Человек к человеку”. После этой команды каждый участник ищет себе новую пару. Задача
водящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым водящим.
ЧУДОВИЩЕ
Создать чудовище, которое будет передвигаться, но так, чтобы пола касалось как
можно меньше конечностей.
Занятие 31-32
Я ВИЖУ В ТЕБЕ
Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга
внутренний и внешний).
Первый этап игры - “Три пальца”: по команде вожатого, на счет 3 участники
показывают человеку стоящему напротив пальцы от 1 до 3; 1 палец - просто постояли,
посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца - пожали друг другу руки, 3 пальца - обнялись; в
случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие
соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 -
просто пожали друг другу руки). Вожатый после того как участники выполнили действия
дает команду “Переход” и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого
вожатый снова считает: “Раз, два, три. Переход” и так до тех пор пока люди не пройдут
полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком с которым и начинали данный
этап.
Второй этап игры - “Я хочу предложить тебе”. “Я хочу предложить тебе” - коренная
фраза этого этапа. По команде вожатого “Внутренний к внешнему, поехали”, те
кто стоят во внутреннем круге начинают говорить тому кто стоит напротив что они хотят
ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде “Стоп” все разговоры
прекращаются, и после следующей команды: “Внешний к внутреннему, поехали” начинает
говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда “Стоп” прекращает разговоры.
Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза и
подает команду “Переход”, по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного
человека вправо. Очень важно вести строгий учет времени отведенного на предложения
одного круга к другому; промежутки времени должны быть равными (20-30 сек.).
Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженки и
прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа “разговорить” ребят.
Третий этап - “Я вижу в тебе”.
Четвертый этап - “Мне нравится в тебе”.
Пятый этап - “Мне не нравится в тебе”
Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и второй; заменяется
только ключевая фраза.
Шестой этап - “Три пальца” (см. этап 1).
ЯБЛОЧКО
Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами.
Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и
шеей. Руки за спину, итак… Начали!
Если
у
вас
не
оказалось
под
рукой
яблока,
то
с
таким
же
успехом
можно
воспользоваться апельсином или теннисным мячом.
Занятие 33-34
Я + ТЫ=МЫ
Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга.
Вожатый задает критерии по которым команды должны построиться на скорость и на
качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым
темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так
далее. Дополнительным условием может быть - молчание участников во время выполнения
заданий.
Учебно-методическое обеспечение
1.Асмолов А.Г. Бумеранская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя. М.: Просвещение, 2021. - 151с.
2.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание
школьников. М.: Просвещение, 2002-2020. - №1-9.
3.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и
коррекционные программы. М.: Новая школа,1995. - 144с.
4.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2020. – 176
с.
5.Суслов В.Н. Игры для сплочения. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2020. - 68с.
6.Методическое пособие педагогу « Игры на сплочение детского
коллектива»М.Просвещение, 2020.-34с.