Напоминание

"Тексты с агрокомпонентом для подготовки к ВПР по русскому языку"


Автор: Гаврильева Феодосия Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Антоновская СОШ имени Н.Н.Чусовского"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, с.Антоновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тексты с агрокомпонентом для подготовки к ВПР по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Тексты с агрокомпонентом для подготовки к ВПР за курс 5 класса по

русскому языку.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,

пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните обозначенный цифрами в

тексте

языковой анализ

слов и предложения:

1  — фонетический анализ слова;

3  — морфологический анализ слова;

4  — синтаксический анализ предложения.

Текст 1.

Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение

в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн..

пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-

в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и

снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).

Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.

(4)

Вот и ш..рокая п..ляна

(1)

,

где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их

сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т

(2)

днём: выб..гут на п..лянку и

гре..т..ся на ласковом

(3)

солнышк.. .

Текст 2.

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной

(1)

лес.

Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то

д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по

снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная

л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых

(3)

норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в

мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают

(2)

в б..рлогах

р..дившиеся з..мой м..двежата.

Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему

ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).

(4)

Текст 3.

Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа

в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков

(2)

.

Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие

лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с

липой.

Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул.

(4)

И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил

вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий

(3)

луч.. и осв..тил

в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми

(1)

кра(з/с)ками

ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засыB

пали землю и последние гр..бы но я наш..л

подб..рёзовики и подосинов..ки.

Текст 4.

Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый

моро(з/с)

(1)

. Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т

Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает

(2)

по п..лян.. с..ребряные х..лсты.

Но солнеч..ный

(3)

луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное

м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго

сохр..ня..т..ся бел..нький клочок.

На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш.., что творит..ся.

То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р

заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т.

(4)

Даже в ч..ще

осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка.

Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.

Текст 5.

Поз..ней ос..н..ю иногда быва..т так же, как ранней в..сной: белый сне(г/к)

и ч..рная з..мля. Тол..ко в..сной из проталин паB

хн..т з..млёй а ос..н..ю  — снегом.

Ре(д/т)ко проглян..т луч.. со..нца осветит землю. Тогда бол..ш..Bе удовольствие

доставят уц..левшие лист..я на стар..й иве или маленький цв..ток под н..гой.

Наклоня..ш..ся к г..лубому цв..тку и с уд..влением зам..раеш..

(2)

. Иван один

остался от всем извес..ного р..стения иван-да-марья. Иван-да-марья двойной

цв..ток. Природа сл..жила его из ф..олетовых листоч..ков и ж..лтого цв..точ..ка.

Иван перенёс первый м..ро(з/с)

(1)

и поменял цвет.

(4)

Я (не)отв..жу грус..ных гла(з/с)

от од..нокого

(3)

цв..тка. Где же т..перь твоя любимая (М,м)арья

Текст 6.

Х..р..шо

в..сной

в

горах.

Все

радуют..ся

теплу.

Каждый

цв..ток

ра(з/с)крылся навстречу со..нцу каждая птич..ка поёт, п..дняв к со..нцу

(1)

ра(з/с)крытый клю(в/ф).

Но вдру(г/к) из-за серых

(3)

скал выб..рают..ся синие тучи. Вн..зу тучи едва

(не)з..крыли землю. В тиш..не слышно, как прибл..жает..ся что-то с ш..пением и

воем. И вот нак..тилось: всё смешалось зар..вело завыло заухало. Сверка..т

молния гр..хоч..т гром а из туч.. над г..л..вой хлещ..т гра(д/т) и сне(г/к).

Прол..та..т

(2)

буран а вокру(г/к) б..лым-б..ло! П..хрустыва..т под н..гами

сне(г/к) а сзади по склону тян..т..ся ц..поч..ка чьих-то сл..дов. Из-под снега торчат

цв..ты и з..лёная тра(в/ф)ка.

(4)

Текст 7.

Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые

тр..винки. Сразу и (не)различиш.., какое р..стение проклюнулось пок..залось из

влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..ся ра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки.

(4)

И

уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и

к..локольчик.

Но

самое

настоящее

ч..до

прои(з/с)ход..т

тогда,

когда

р..стения

зацв..тают

(2)

. И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки

(1)

к..согоры п..ляны

необыкновенными цв..точ..ными

(3)

узорами. Ж..лтые одуван..чики белые р..машки

синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки

крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем

неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой

разд..ют..ся птич..и трели.

Текст 8.

Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон..

пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов

(1)

осин.

Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.

(4)

От дер..ва к

дер..ву

прот..нулись

бл..стящие

с..р..бристые

нити

лё(г/х)кой

паутины.

Отцв..тают

(2)

поз..ние цв..ты.

Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах

овра(ж/ш)ках и руч..ях. Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая

листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница

(3)

пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).

Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся

ух..дить из него.

Текст 9.

Причина нашего праз..нич..ного настр..ения краски ру(с,сс)кого леса.

Бе(з/с)конеч..но р..знообразны они летом. Со всех ст..рон в..днеют..ся

оранжевые

(3)

ств..лы сосен соч..ная зел..нь елей и б..лоснежный наря(д/т)

(1)

б..рёзок. Проступают снизу г..лубые полутона мха.

(4)

Гл..за ск..льзят по

гла(д/т)кой тр..ве п..лянк.. и вдру(г/к) на барх..тном её к..вре вспыхива..т яркая

бусинка. З..мл..ника!

Алый цвет яго(д/т) сразу броса..т..ся в гл..за. Соб..ра..шь з..мл..нику и

вид..шь, что много неспелой. Если бы вся она была з..лёной, мы бы прошли

мимо. З..лёные ягоды на з..лёном фон.. (не)найдёшь. А спелая яго(д/т)ка

(2)

сама

прос..т..ся в к..рзинку. Как р..зумно всё устроено в природ..!

Текст 10.

Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т

(2)

. С..сновая ветка заскр..пит снежная

ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки

(1)

. Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.

С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они

осматрива..т кажд.. трещинку

(3)

в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.

С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко

перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит

птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу

с..ниц.. прил..тают к избам.

(4)

Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки

п..дсолнуха.



В раздел образования