Напоминание

Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в умственном развитии»


Автор: Филина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 78 Центрального района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в умственном развитии»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в

умственном развитии»

В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую

значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка,

страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он

воспитывается.

Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка,

значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Это происходит

вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи

аномального ребенка. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации

оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как

внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Вследствие того что рождение больного ребенка, а затем его воспитание,

обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно

воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери,

предполагается, что она, в силу тяжести переживаемого, может быть

предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития,

находится в условиях психотравматической ситуации.

Это характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха.

Неотступно преследует вопрос: "Почему это случилось именно со мной?" Нередко

родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает

чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние

трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза.

Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями

как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную

функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень

надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить

привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной

подавленности и тревоги.

Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и

проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители,

многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть

установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления".

Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его

смысл, они погружаются в глубокую печаль -"хроническую печаль".

Подход к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения

обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием

преемственности является установление доверительного делового контакта

между семьей и школой, в ходе которого корректируются позиции родителей и

педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа

не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с

семьей, если в образовательном учреждении не созданы условия для

привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс

осуществляется поэтапно, прежде всего, родителей познакомив с результатами

диагностики психофизического развития детей и содержанием коррекционно-

педагогической работы.

Прежде всего изменить в лучшую сторону отношение родителей к детям, чтобы

появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения

коррекционной работы с ним.

Родители должны овладеть приемами коррекционно-педагогической работы с

ребенком. Между педагогами и родителями установить доверительные

отношения..

Кроме методической помощи, родители нуждаются в психокоррекционной

помощи, содержание которой зависит от их личностных особенностей. При оценке

родительско -детских отношений выделенные психологические особенности

матерей являются определяющими.

Работая с матерями невротичного типа, педагог в первую очередь тонизирует их

психическую активность и стимулирует педагогические усилия по оказанию

помощи ребенку. Педагог проявляет эмпатическое сочувствие к пониманию

тяжести переживаемых матерями эмоций, обучает их конструктивному

взаимодействию с детьми, формирует педагогическую компетентность матерей,

позволяет почувствовать уверенность в собственных силах, дает возможность

реальнее смотреть в будущее ребенка.

Весьма важным этапом в работе педагога с детьми, имеющими

двигательные нарушения, и их матерями является использование традиционных

психокоррекционных приемов и методов.

Кроме педагогического воздействия на ребенка, указанные приемы осуществляют

и собственно психокоррекционную помощь матерям, так как десенсибилизируют

их депрессивные состояния и способствуют снятию внутренних зажимов и

скованности. Одновременно совместные формы работы матерей с детьми

являются исходным моментом в процессе установления адекватных контактов

между ними. По свидетельствам матерей, в эти минуты возникает ощущение

освобождения от тревоги и раздражения, рождается чувство радости, которую

дарят друг другу мама и ее ребенок. В итоге обучающая и воспитательная

деятельность матери содействует перестройке ее личности на принятие больного

ребенка и объективную оценку его достоинств и недостатков.

Следует отметить, что одним из центральных вопросов семьи, имеющей

ребенка с нарушениями в развитии, является создание оптимальных

микросоциальных условий. Для этого необходимо решить следующие проблемы:

• создание государственной системы психологической помощи семье ребенка с

отклонениями в развитии;

• осуществление комплексного психологического изучения семей, воспитывающих

детей с отклонениями в развитии;

• дальнейшая разработка методов психокоррекционной помощи различным

категориям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

• популяризация знаний среди родительской общественности об особенностях

развития детей с отклонениями и их потребностях;

• создание специальной службы психологической помощи семьям воспитанников в

структуре специальных коррекционных образовательных учреждений;

• подготовка специалистов (специальных психологов, социальных педагогов) для

работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии;

• введение в учебные планы факультетов специальной психологии и специальной

педагогики вузов обязательных, а не дополнительных дисциплин, раскрывающих

проблематику семей данной категории.

1. Агавеляп О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Дис. д-ра

психол. наук. М, 1989.

2. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери М., 1998

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

4. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности

глухого школьника. М., 1997.



В раздел образования