Автор: Потеюк Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УМКА" 424
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Блокада Ленинграда: 900 дней мужества»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска "Детский сад № 424"
«Блокада Ленинграда: 900 дней мужества»
(Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
для старшей группы)
Составитель:
Потеюк Анастасия Владимировна (воспитатель)
Новосибирск
2025
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
для старшей группы (5-6 лет)
Тема: «Блокада Ленинграда: 900 дней мужества»
Дата проведения: 27 января
Продолжительность: 25-30 минут
Цели:
1.
Образовательная:
o
Познакомить с понятием «блокада», «Дорога жизни»,
«блокадный хлеб».
o
Формировать представление о героизме и стойкости
ленинградцев.
2.
Развивающая:
o
Развивать эмоциональную отзывчивость, умение слушать и
анализировать.
o
Активизировать словарь: блокада, метроном, паёк, эвакуация,
Ладожское озеро.
3.
Воспитательная:
o
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за
историю страны.
o
Формировать чувство сопереживания и благодарности.
Материалы и оборудование:
Проектор.
Видеозаписи интервью жителей, переживших блокаду.
Аудиозаписи: звук метронома, отрывок из 7-й симфонии Шостаковича.
Образец блокадного пайка хлеба (125 г).
Фотографии и иллюстрации: «Дорога жизни», дети блокадного
Ленинграда, карта блокады.
Копия странички из дневника Тани Савичевой (адаптированный
вариант).
Символическая свеча памяти (безопасная).
Материал для творческой работы: заготовки для открыток, карандаши,
клей.
Ход занятия:
1. Вводная часть (5 минут)
Организационный момент.
Дети заходят под звук метронома.
Воспитатель: «Ребята, этот звук называли сердцем блокадного
Ленинграда. Он звучал в городе все 900 дней блокады и поддерживал
людей».
Введение в тему:
«Сегодня мы узнаем о том, как люди, и особенно дети, жили в
блокадном городе, как они помогали друг другу и не сдавались».
2. Основная часть (15 минут)
Рассказ о блокаде (с использованием карты и фотографий):
«Блокада — это когда город окружили враги, чтобы никто не мог
войти или выйти. В Ленинграде остались люди, и им было очень
трудно: не было еды, тепла, света. Но они продолжали работать,
учиться и защищать свой город».
Просмотр интервью жителей, переживших блокаду. Короткие
видеоролики разных людей.
Знакомство с дневником Тани Савичевой (адаптированный
вариант):
Показ копии дневника:
«Девочка Таня вела дневник, где записывала, как теряла близких. Но
город выжил, и мы помним её историю».
«125 блокадных грамм»:
Демонстрация образца пайка хлеба:
«Это весь хлеб на целый день. Его пекли не только из муки, но и из
опилок, жмыха. Люди делились этим хлебом с детьми и слабыми».
«Дорога жизни»:
Показ фотографий:
«Ледовая дорога через Ладожское озеро стала спасением для
ленинградцев. По ней везли хлеб, а обратно увозили детей».
Физкультминутка «Машины едут по льду»:
«По льду Ладоги машины мчались, (бег на месте)
Хлеб в блокадный город привозили. (имитация руля)
Шофёры смелые спешили, (шаги с высоким подниманием колен)
Чтоб жизнь ленинградцев сохранить» (прижать ладони к груди).
3. Творческая часть (5 минут)
Изготовление открытки «Свеча памяти»:
Дети делают открытки с символом памяти — свечой и голубем мира.
4. Заключительная часть (5 минут)
Минута молчания под звук метронома.
Рефлексия:
«Что вам запомнилось? Какими словами можно описать людей,
переживших блокаду?»
(Смелые, сильные, стойкие).
Зажжение символической свечи.
Методические рекомендации:
Дозированная подача информации, без излишней драматизации.
Акцент на героизме, взаимопомощи, сострадании.
Использование музыки и визуального ряда для создания
эмоционального настроя.
Занятие соответствует ФГОС ДО и способствует:
Формированию первичных представлений об исторических событиях.
Развитию нравственных качеств: эмпатия, уважение, благодарность.
Воспитанию патриотизма в доступной для детей форме.