Авторы: Андреева Анастасия Юрьевна, Кочнева Анастасия Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Сергинская СОШ им. Н. И. Сирина"
Населённый пункт: Сергино
Наименование материала: Доклад на тему:
Тема: «Профилактика плоскостопия у детей школьного возраста»
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СИРИНА»
Доклад на тему:
«Профилактика плоскостопия у детей школьного возраста»
Учитель физической культуры
Андреева А.Ю
Кочнева А.Ю.
Сергино 2025
ВВЕДЕНИЕ
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физкультуры.
Проектно-исследовательская деятельность является актуальным трендом в современном
образовании, ставящим целью формирование у учащихся навыков самостоятельного
анализа, критического мышления и решения реальных проблем. Эта педагогическая
парадигма активно внедряется в различные предметы, включая естественные и
гуманитарные науки. Однако её применение на уроках физкультуры остается не
настолько широко распространённым, хотя потенциал здесь огромен.
Традиционные методы преподавания физкультуры, основанные на заранее определенных
упражнениях и четко структурированных занятиях, далеко не всегда могут привлечь
внимание и интерес учащихся. Многие из них часто воспринимают физкультуру как что-
то обязательное, но не интересное. В связи с этим возникает необходимость обновления
подходов и методик.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физкультуры может стать не просто
«дополнением», но и кардинальным обновлением преподавания этого предмета. Этот
подход позволяет не только разнообразить уроки, но и сделать их более интерактивными
и динамичными, что в свою очередь способствует более глубокому и всестороннему
развитию учащихся.
Что такое проектно-исследовательская деятельность
Основные принципы и определения
Проектно-исследовательская деятельность — это метод обучения, предполагающий
активное взаимодействие и самостоятельную работу учащихся. Она включает в себя
изучение конкретной проблемы или вопроса, который, как правило, имеет практическую
значимость. Данный метод основывается на принципах самостоятельного поиска, анализа
информации и представления результатов.
Применение в контексте физического образования
На уроках физкультуры проектно-исследовательская деятельность может проявляться в
разнообразных формах. Это может быть, например, исследование эффективности
различных типов тренировок для улучшения конкретных физических показателей. Или же
разработка и проверка методик для привлечения студентов к регулярным физическим
нагрузкам.
Применение данного метода на уроках физкультуры дает возможность учащимся не
просто следовать установленным правилам и упражнениям, но и понимать их научные и
практические основы. Это способствует развитию не только физических, но и
когнитивных навыков, таких как аналитическое и критическое мышление.
Таким
образом,
проектно-исследовательская
деятельность
расширяет
рамки
традиционного физического образования и делает его более глубоким и многоаспектным.
Плюсы и минусы метода
К основным преимуществам проектно-исследовательской деятельности можно отнести
повышение
мотивации
учащихся,
развитие
навыков
самостоятельной
работы
и
критического мышления. Однако, не стоит забывать и о возможных минусах, таких как
большие затраты времени на подготовку и необходимость дополнительного обучения
преподавателей.
Примеры проектов на уроках физкультуры
.
Сравнительный анализ различных видов спорта.
В этом проекте ученики могут изучать, как различные виды спорта влияют на
определённые группы мышц и общую физическую подготовленность. Задачей будет
собрать статистические данные, провести анализ и сделать выводы о том, какой вид
спорта является наиболее эффективным для развития определенных физических качеств.
Разработка индивидуальных программ тренировок.
Учащиеся могут создать индивидуальные программы физических упражнений для разных
возрастных групп, учитывая их физиологические особенности и потребности. После
разработки программ, они могут быть протестированы на добровольцах, с последующим
анализом эффективности.
Исследование влияния регулярных физических нагрузок на уровень стресса.
В этом проекте целью является изучение взаимосвязи между регулярным выполнением
физических упражнений и уровнем стресса у учащихся. Ученики могут использовать
различные методы сбора данных, такие как анкетирование, наблюдение или даже
медицинские тесты, для подтверждения или опровержения гипотезы.
Педагогические игры как элемент физического развития.
Педагогические игры могут быть интегрированы в уроки физкультуры как метод
обучения и развития физических навыков.
Здесь можно разработать серию игр, направленных на развитие координации, силы,
скорости и других физических качеств, а затем провести анализ их эффективности.
Оценка и анализ
По завершению каждого проекта, очень важно провести комплексную оценку его
эффективности. Это включает в себя не только измерение физических показателей
участников, но и анализ их отношения к физической культуре, уровня мотивации и
интереса к занятиям.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физкультуры
Выбор темы и постановка гипотез
Выбор темы для проектно-исследовательской деятельности на уроках физкультуры
является одним из ключевых шагов в процессе. Важно выбрать тему, которая будет
интересной и актуальной для учащихся, а также иметь практическую значимость. Вот
несколько этапов для успешного выбора темы:
1. Интересы и потребности учащихся: Первым шагом является опрос учащихся, чтобы
выявить их интересы и потребности. Это поможет определиться с темой, которая будет
наиболее мотивирующей для них.
2. Актуальность: Тема должна быть актуальной и иметь практическое применение.
Например, исследование влияния физической активности на здоровье или разработка
эффективных тренировочных программ.
3. Научная значимость: При выборе темы также стоит учесть, есть ли научные
исследования или теоретические подходы, которые можно использовать в проекте.
После выбора темы, следующим шагом является постановка гипотезы. Гипотеза - это
предположение или утверждение, которое будет подвергнуто тщательному исследованию
в рамках проекта. Гипотеза должна быть ясной, конкретной и проверяемой.
Пример гипотезы: "Регулярные физические упражнения улучшают выносливость у
подростков в возрасте от 14 до 16 лет."
Задачей учащихся будет собрать данные и провести исследование, чтобы подтвердить или
опровергнуть эту гипотезу. Гипотеза является своего рода ориентиром, который помогает
держать проект на правильном пути и обосновать его результаты.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физкультуры
Методы исследования
После выбора темы и постановки гипотезы, учащиеся переходят к следующему этапу
проекта - выбору методов исследования. Методы исследования - это инструменты и
техники, которые позволят собрать данные и ответить на вопросы, связанные с гипотезой.
В контексте уроков физкультуры, методы исследования могут включать в себя
следующие:
1. Физические тесты: Измерение физических показателей, таких как сила, выносливость,
гибкость, скорость и др. Учащиеся могут провести тесты до начала проекта и после его
завершения, чтобы оценить изменения.
2. Анкетирование: Сбор информации с помощью вопросников или опросов. Например,
ученики могут опросить своих одноклассников о их физической активности и отношении
к ней.
3. Наблюдение: Описание и анализ поведения и результатов деятельности. Например,
наблюдение за уровнем энергии и активности, учащихся после проведенных тренировок.
4. Сбор данных из существующих источников: Анализ статистики, научных исследований
и других доступных данных, связанных с выбранной темой.
5. Эксперименты: Проведение контролируемых экспериментов для проверки гипотезы.
Например, учащиеся могут провести эксперимент, изменяя частоту и интенсивность
физических занятий, чтобы определить их влияние на определенные физические
показатели.
Выбор методов исследования зависит от конкретной задачи и доступных ресурсов. Важно,
чтобы методы были точными, надежными и этичными. Учащиеся также должны уделять
внимание сбору и анализу данных, чтобы получить объективные результаты и делать
выводы на основе фактов.
На этом этапе проекта, учащиеся разрабатывают план исследования, определяют какие
инструменты и методы будут использовать, а также определяют бюджет и расписание для
проведения исследования.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физкультуры
Процесс реализации
После того как учащиеся выбрали тему, сформулировали гипотезу и определили методы
исследования, начинается процесс реализации проекта.
Этот этап включает в себя несколько ключевых шагов:
1. Планирование и организация: Учащиеся должны разработать детальный план
выполнения проекта, который включает в себя расписание проведения исследований,
бюджет, список необходимых ресурсов и материалов.
2. Сбор данных: В соответствии с выбранными методами исследования, учащиеся
собирают данные. Это может включать в себя проведение физических тестов,
анкетирование, наблюдение и другие действия, необходимые для получения информации.
3. Анализ данных: После сбора данных учащиеся проводят их анализ. Это включает в
себя обработку статистики, визуализацию результатов и сравнение с гипотезой.
4. Интерпретация результатов: Учащиеся оценивают полученные результаты и пытаются
интерпретировать их с точки зрения гипотезы. Они пытаются понять, подтвердились ли
их ожидания, и если нет, какие выводы можно сделать.
5. Создание отчета: Важной частью процесса является создание отчета или презентации, в
котором учащиеся представляют свои результаты и выводы. Отчет должен быть
структурированным и легко понимаемым, чтобы донести информацию до аудитории.
6. Дискуссия и обсуждение: Учащиеся представляют свой проект и результаты перед
классом или аудиторией. Это открывает возможность для обсуждения и задавания
вопросов.
7. Внесение коррективов: Иногда результаты проекта могут привести к новым вопросам
или идеям. В таком случае учащиеся могут решить внести коррективы в проект и
продолжить исследование.
Важно,
чтобы
процесс
реализации
проекта
был
систематичным
и
хорошо
организованным. Учитывая, что это урок физкультуры, физическая активность также
может быть включена в процесс исследования, например, при проведении физических
тестов.
ПРОЕКТ «Профилактика плоскостопия у детей школьного возраста»
Плоскостопие — это распространённое ортопедическое заболевание, при котором происходит
деформация стопы, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья и качестве
жизни. Профилактика плоскостопия в образовательном процессе имеет большое значение, так
как именно в этот период закладываются основы правильного формирования опорно-
двигательного аппарата у детей. Существует несколько аспектов, через которые можно
интегрировать профилактику плоскостопия в образовательный процесс и развивать
метапредметные умения и проектные навыки.
Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Мы обратились в
Сергинскую врачебную амбулаторию, к педиатру, узнали о результатах медосмотра. Оказалось,
что у 20% обучающихся нашей школы есть проблемы плоскостопия.
Из беседы с врачом мы узнали, что плоскостопие - заболевание ног, постоянно напоминающее
о себе быстрым утомлением, болями в стопах, голени, поясничном отделе при ходьбе и работе
на ногах. Плоскостопие может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного
аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондрозу, радикулиту, артриту, и другим
заболеваниям. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в
раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную
обувь, избыточный вес. Плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь
специальными физическими упражнениями. Но это требует постоянного контроля со стороны
детей, родителей и учителей.
Актуальность нашей темы состоит в том, чтобы обозначить проблему и найти способы ее
решения – рассказать, почему опасно плоскостопие, как его выявить и лечить. Чтобы помочь
обучающимся справиться с проблемой, первое что мы сделали- провели исследование в нашей
школе на плоскостопие. Проанализировали результаты медицинского осмотра за 2024 год.
Выяснили причины возникновения плоскостопия через анкеты, провели тестирование для
выявления плоскостопия у обучающихся 1-11 классов. Совместно с детьми использовали
авторскую методику Новиковой Натальи Константиновны - старший научный сотрудник
отдела Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального государственного
бюджетного учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и
профилактической медицины». Выделили более эффективные упражнения, составили план
работы и сделали буклеты.
1. Введение в образовательную программу
- Образовательные модули: Включение тем о здоровье, анатомии и физиологии в учебные
планы, что поможет детям понимать важность ухода за своими ногами.
- Кросс-дисциплинарный подход: Связывание тем биологии, физической культуры и
здоровья, что способствует формированию целостного подхода к профилактике
заболеваний.
2. Практические занятия
- Физическая культура: Включение специальных упражнений для укрепления мышц стоп
и голени, а также занятий на развитие координации и баланса.
- Динамические перерывы: Организация периодических активностей на уроках для
профилактики статического напряжения в ногах.
3. Проектная деятельность
- Создание проектов: Ученики разрабатывают проекты по созданию рекламных кампаний
или информационных материалов о здоровье стоп и профилактике плоскостопия. Это
развивает навыки исследований, креативности и командной работы.
- Исследовательские работы: Ученики проводят опросы среди сверстников относительно
их знаний и привычек по уходу за ногами, что поможет выявить актуальные проблемы и
найти пути их решения.
4. Взаимодействие с родителями
- Вопросы здоровья в родительских собраниях: Информирование родителей о значении
профилактики плоскостопия, организация просветительских мероприятий.
- Рекомендации по подбору обуви: Обучение родителей, как выбирать правильную обувь
для детей, что снизит риск развития плоскостопия.
5. Использование современных технологий
- Информационные ресурсы: Создание сайтов или блогов, посвящённых здоровью стоп и
методам профилактики плоскостопия, что развивает навыки работы с информационными
технологиями.
- Мультимедиа и приложение: Использование видео-уроков и приложений для
выполнения упражнений дома.
6. Оценка и анализ
- Мониторинг здоровья: Ведение мониторинга состояния стоп у учащихся, что помогает
отслеживать динамику и оценивать эффективность мероприятий по профилактике.
- Индивидуальные подходы: Разработка персонализированных программ физической
активности и коррекции стиля жизни для детей с предрасположенностью к плоскостопию.
Более точные науки:
1. Биология: - Изучение анатомии стопы, её строения и функций. - Влияние плоскостопия
на здоровье человека, возможные последствия.
2. Физика: - Анализ механических свойств стопы, влияние нагрузки на ноги и суставы. -
Рассмотрение законов механики в движении человека и распределении веса.
3. Математика: - Использование статистики для анализа данных о распространенности
плоскостопия. - Моделирование и графическое представление изменений в форме стопы.
4. Здоровье и физическая культура: - Пропаганда здорового образа жизни, обсуждение
методов профилактики плоскостопия. - Разработка физических упражнений для
укрепления сводов стопы.
5. Социальные науки: - Исследование влияния плоскостопия на жизнь людей, в том числе
на их активность и качество жизни. - Вопросы доступности ортопедической помощи и
реабилитации.
Такой подход позволяет ученикам увидеть взаимосвязи между разными учебными
предметами и развивает их критическое мышление и навыки решения проблем. Работа
над темой плоскостопия может быть интегрирована в проектную деятельность, что
способствует более глубокому и практическому усвоению материала.
Профилактика плоскостопия у детей школьного возраста: комплекс мер.
Формирование детской стопы продолжается до 12-ти летнего возраста. Общеизвестно, что
малыш рождается с плоской стопой, плохо приспособленной к ходьбе, поэтому в
обязанности родителей входит контроль за правильным ростом и развитием ноги ребенка
уже с рождения. При недостаточной заботе о здоровье маленьких ножек и при наличии
отягчающих факторов (последствия некоторых болезней, неправильно подобранная обувь,
недостаточная нагрузка на ноги) патология может проявиться у детей старшего возраста
даже в том случае, если ранее плоскостопия у них не наблюдалось.
Таким образом, патология может быть не только врожденной, но и приобретенной. В
отличие от врожденного плоскостопия, плоскостопие, приобретенное является дефектом,
при котором изначально нормальный свод стопы опускается, вызывая при этом
нарушения в распределении нагрузки на мышцы и кости всего тела. В школьном возрасте,
когда вес ребенка увеличивается, плоскостопие может прогрессировать и начать создавать
все больший дискомфорт.
Какие бывают виды плоскостопия? Плоскостопие бывает двух видов: продольное и
поперечное. В самих названиях заключается информация о том, в каком месте развивается
деформация стопы.
Ортопедический коврик для детей (пазл от плоскостопия). Если имеется
диагностированное плоскостопие у детей, лечение в домашних условиях просто
необходимо Продольное плоскостопие характеризуется уплощением свода стопы,
находящегося между пяткой и носком. Если имеется такой вид плоскостопия, то по
оставленному босой ногой следу видно, что почти вся стопа контактирует с полом.
Если плоскостопие поперечное, то плоской становится передняя часть стопы. Данный вид
может появиться не только у школьников, но даже у взрослых, как правило, у людей 35-40
лет.
Почему плоскостопие обязательно надо лечить? Не диагностированное или не
скорректированное вовремя плоскостопие является не просто косметическим дефектом,
но влечет за собой развитие сопутствующих патологических состояний, которые
способны серьезно осложнить активную жизнь школьника. Чем дольше игнорируются
признаки плоской стопы, тем сильнее прогрессирует болезнь, вызывая все больше
побочных эффектов: нарушение осанки; варикоз; пяточную шпору; проблемы с суставами
ног.
В целях профилактики плоскостопия у детей школьного возраста в комплексе
применяются все те же гигиенические факторы, физические упражнения и естественно-
оздоровительные мероприятия, что и у дошкольников.
Что же относится к гигиеническим факторам? Это правильный выбор обуви с самых
первых шагов, а также уход за ней. Также необходимо приучать ребенка перед отходом ко
сну мыть ноги водой комнатной температуры.
Природно-оздоровительные факторы охватывают следующие мероприятия:
1.
В теплое время года хождение босиком по грунтовым дорожкам на улице, а когда
наступают холода – по искусственным;
2.
Применение для стоп закаливающих процедур: хождение по созданной солевой
дорожке, а также поочередное обливание ног водой разной температуры.
Упражнения для школьников в целом аналогичны тем, что применяют для малышей.
Правильное и регулярное выполнение специально разработанных комплексов физических
упражнений укрепляет мышцы ног в районе стопы и голени и поддерживает правильный
свод стопы. Малышам нравятся интересные названия этих упражнений («Утята»,
«Котята» и другие), а также применение мячей, скакалок, обручей. Ребятам школьного
возраста для повышения из заинтересованности в занятиях те же упражнения можно
назвать иначе.
Кроме подобных упражнений, можно предпринять для профилактики данного
заболевания?
1.
Ходить босиком в помещении и на улице. Вне помещения необходимо тщательно
выбирать место проведения занятий, так как, к сожалению, в любом месте где
проживают люди есть риск наткнуться на осколок стекла или другие неприятные
“сюрпризы”. Для того чтобы обезопасить ребенка от таких опасных неприятностей
сделайте, так называемую “дорожку здоровья”, которой можно пользоваться в
домашних условиях и на улице. Для этого нужно сшить из клеенки длинную
дорожку, неплотно заполнив ее горохом, фасолью, каштанами, перловкой.
2.
Лазить по шведской стенке (опять-таки босиком или в носочках).
3.
Привлекать ребенка к различным подвижным играм, прыжкам на скакалке, бегу и
т.д. (конечно же, учитывая физические данные малыша).
4.
Предложить сыну или дочери заняться танцами.
5.
Применять массажный коврик или специальный массажный валик (похожий на
скалку с сильно рифленой поверхностью).
6.
Выполнять несколько раз в неделю следующее упражнение: пальцами ног
захватывать и перекладывать мелкие предметы, для чего можно использовать
маленькие шарики, карандаши, пуговицы и другие изделия.
Профилактические мероприятия.
В общих случаях, чтобы предупредить формирование плоскостопия, необходимо
умеренно нагружать мышцы, ноги и стопы, каждый день принимать холодные ванны,
ходить босиком по земле, траве или камням. Особенно полезно ходить босыми ногами,
например, по рыхлой или неровной поверхности, это объясняется тем, что во время
передвижения ребенку неудобно ставить стопу полностью на землю, и он подгибает
пальцы или становится на наружный край. Такие упражнения помогают укреплять свод
стопы.
Кроме того, для профилактики следует использовать комплекс упражнений и
дополнительных средств, чтобы получить ожидаемый результат. Во-первых, помнить о
гигиенических факторах, значит, правильно выбирать обувь и соблюдать гигиену. Во-
вторых, выполнять физические упражнения, с помощью которых укрепляются мышцы
стопы и голени, а также правильно формируется свод.
Все методы профилактики должны выполняться и соблюдаться периодически,
необходимо каждый год проверять состояние сводов стоп ребенка, создавать
полноценные и развивающие условия для оздоровительной физкультуры. Также,
обеспечивать рекомендуемый специалистами двигательный режим и соблюдать правила
гигиены, не стоит забывать и про физическое воспитание.
Лечебная и профилактическая физкультура
Для того, чтобы создать полноценные условия оздоровительной среды, необходимо
подготовить специальное оборудование и инвентарь для физических упражнений, они
помогут не только укрепить мышцы, но и положительно повлиять на формирование свода
стопы. Например, это может быть доска с ребристой или наклонной стороной, скошенная
поверхность, стенка для физкультуры, лестница из веревки, мячи, скакалки или обручи, а
также другие приспособления для массажа ног, палки для проведения гимнастики, маты и
велосипед. Можно использовать специальные тренажеры, на которых установлены педали
в форме конуса, чтобы, также принимает участие в правильном формировании свода
стопы. Не следует заставлять детей использовать такой инвентарь, у них должно быть
собственное желание, а в летний период можно подготовить природные оздоровительные
тренажеры, например, создать естественные дорожки, на которых можно тренироваться.
Профилактика для школьников
Все родители задаются вопросом, как сделать так, чтобы у ребенка не было плоскостопия,
конечно, об этой проблеме следует думать еще в глубоком детстве, чтобы в школьном
возрасте у ребенка не было нарушений в формировании стопы. Несмотря на то, что
ребенок растет, это не значит, что можно спокойно вздохнуть, следует помнить о
профилактике. Это гигиенические процедуры, лечебная физкультура, а также природные
оздоровительные мероприятия, все те меры, что и назначают детям дошкольного возраста.
Как правило, большинство профилактических мер для детей школьного возраста
аналогичные, как и для детей по младше. Необходимо помнить про разработанные
специалистами, физические упражнения, они помогают укреплять мышцы в области
стопы и голени, а также поддерживают правильное формирование свода. Лечебная
физкультура должна проходить с использованием дополнительных средств, в виде мяча
или скакалки, обручей и других предметов. Не только малышей можно заинтересовать
такими упражнениями, дети школьного возраста охотно занимаются лечебной
физкультурой, если правильно подвести их к этому.
Дополнительные средства профилактики
Ходить босыми ногами можно не только на улице, но и в помещении, на свежем воздухе,
чтобы проводить занятия для профилактики плоскостопия, следует внимательно
подобрать место, потому что людям свойственно везде мусорить и оставлять различные
острые предметы, которыми дети могут пораниться. Поэтому многие родители создают
физические тренажеры собственными руками, так они могут обезопасить своего ребенка,
кроме того, тренироваться можно будет и дома. Например, чтобы сделать своими руками
дорожку, можно сшить длинное полотно из клеенки и наполнить ее различными
небольшими предметами, крупами, отлично подойдет для такой цели горох или фасоль,
перловка или каштан.
Врачи рекомендуют для профилактики плоскостопия выполнять следующее упражнение,
несколько раз в неделю, захватывать мелкие предметы на полу пальцами ног и
передвигать их с одного места на другое. Для таких упражнений подойдут различные
шарики небольшого размера, карандаши или пуговки.
Разминка
Обязательным условием для правильной и эффективной ЛФК при плоскостопии является
тренировка с целью разогрева организма, подготовки мышц к работе.
Разминочные упражнения выполняются в виде лечебной ходьбы по кругу. Движения
осуществляются:
1.
На носках.
2.
На носочках с высоко поднятыми попеременно коленями.
3.
На внутренних и наружных сводах стоп. На носочках и пятках попеременно.
4.
На заметку: Чтобы ребёнок делал упражнения с энтузиазмом, нужно включить
весёлую детскую музыку. Хорошее настроение – гарантия успеха в лечении
плоскостопия.
Далее переходим к основным упражнениям.
Упражнения в положении стоя
1.
На приподнятых носках, медленно опускаться на внешние своды стоп, потом опять
на носки, так делаем несколько подходов.
2.
Ноги чуть врознь, сводим затем опять разводим носки, не отрывая пяток от пола.
3.
Поднимаемся с пяток на носки, потом опускаемся на пятки, делаем так несколько
подходов. Если ребёнку трудно удержаться на месте, можно подставить стул для
опоры.
4.
Делать приседания, стараясь не поднимать пятки вверх.
5.
Дотягиваться руками к носкам, колени при этом не сгибать. Родитель может встать
сзади и держать колени сына или дочки, чтобы он их не сгибал.
6.
Делать попеременные подскоки на правой и на левой ноге. Потом одновременно.
Упражнения в лежачем положении
Лёжа на спине:
1.
Ноги прямые, приподняты. Делать хлопки подошвами ног.
2.
Делать «велосипед».
3.
Колени согнуты, стопы упёрты в пол. Разводим пятки в стороны, сводим вместе.
4.
Из предыдущего положения, поочерёдно приподнимаем сначала пятки от пола,
затем носки.
Лёжа на животе:
Ноги согнуты, прижимаем руками пятки к ягодицам, вытягивая при этом носки. После
этих упражнений можно перейти к занятиям с использованием вспомогательных
средств: мячика, палки, резинки.
Работа с мячом
1.
Сдавить мяч среднего размера между ног, не спеша идти вперёд, чтобы мячик не
выскользнул.
2.
В положении сидя на стуле, ребёнок катает маленький мяч вперёд, потом назад
попеременно сначала правой, затем левой ногой. Вместо мяча можно использовать
скалку.
3.
Сесть на стул, обхватить стопами мяч средней величины и начать приподнимать
его.
4.
Сесть на стул, поставить обе ноги на резиновый мяч, начать надавливать на него
стопами.
5.
Подбрасывать и ловить небольшой мячик стопами в положении сидя на стуле.
Руки при этом должны находиться за спиной.
С гимнастической палкой
Для этого комплекса ЛФК подойдёт любая ровная палка диаметром 3 см произвольной
длины. 1. Шагание поперёк палки. Передвигаться боком от одного края палки до другого.
Это упражнение направлено на лечение поперечного изменения свода стоп.
Шагание вдоль палки. Идти вперёд носками, и назад пятками. Упражнение направлено на
избавление от продольного плоскостопия.
Заключение
Интеграция профилактики плоскостопия в образовательный процесс не только
способствует формированию здоровых привычек у детей, но и развивает важные
метапредметные умения и проектные навыки. Это создает условия для формирования у
детей ответственного подхода к своему здоровью и активного участия в решении
вопросов, касающихся их благополучия.