Автор: Сайгина Гульнара Дамировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Чердаклинская СШ№2
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Наименование материала: методическая разработка урока истории в 5 классе
Тема: "Ассирийская держава"
Раздел: среднее образование
5 класс. История.
Ассирийская держава.
Цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели
Ассирии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понятия «держава»;
- способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии;
- способствовать пониманию возможностей хозяйственного освоения
территории;
- проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские
правители;
- способствовать формированию представлений об ассирийском войске,
культурных достижениях ассирийцев.
Развивающие:
- создание условий для развития умений анализировать причины быстрого
роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную
державу;
- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, картой;
- продолжить формирование умения работать с иллюстрацией;
- продолжить формирование умений: критического анализа исторических
источников,работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего
мнения.
Воспитательные:
- способствовать пониманию культурного многообразия мира;
- способствовать формированию уважения к культуре других народов.
Форма урока: урок смешанного типа с элементами беседы
Формы контроля на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная
Основные термины: Ассирия, держава, таран, осадная башня, Ниневия,
Синахериб,Ашшурбанапал.
Оборудование: проектор,меловая доска, карта.
Даты: VIII-VII вв до н.э., 612г. до н.э.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
- высказывание отношения к завоевательной политике ассирийцев;
- сравнение своих оценок исторических событий с оценками других;
- понимание ценности и значения культурного наследия древних людей.
Предметные
- показывают на карте территорию Ассирийской державы;
-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;
- описывают армию ассирийцев;
-характеризуют самого известного правителя Ассирии.
Метапредметные:
Регулятивные:
- осуществляют целеполагание;
-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными
целями урока;
- самоорганизация.
Познавательные:
- обрабатывают разные источники учебной информации;
- выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию;
- определяют понятия; ориентируются по исторической карте;
- делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные :
-дискутируют; осуществляют смысловое чтение;
-сотрудничают в парах;
- принимают на себя роль путешественников;
- выслушивают мнения других.
Ход урока
1. Организационнный момент
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнееврейское
царство».
Учитель: Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Древнееврейское
царство». Для вас подготовила тест по пройденной теме. (раздает тест)
Задача.
Учитель: Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян и
вавилонян? Что между ними общего?
Ученики:
Религия древних евреев отличалась от религии египтян и
вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам.
Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов –
храмы,служители богов – жрецы,изображения богов
3. Переход к новой теме (на доске тема и д/з)
Учитель: Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского
народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на
мир,на появление человека, на то, кем они представляли своих героев,
познакомились с библийскими заповедями, по которым можно жить и
сегодня.
На
территории
восточного
Средиземноморья
кроме
древних
ереев
проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать
сильное и мощное государство.
1 слайд:
Записываем в тетради дату и тему «Ассирийская держава».
4. Изучение новой темы.
2 слайд:
План:
1. Освоение железа
2. Ассирийское войско
3. Завоевания ассирийских царей.
4. Царский дворец
5. Библиотека глиняных книг
3 слайд:
Мы сегодня в конце урока должны ответить на проблемный вопрос урока
«Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?
Учитель: Перед тем чтобы начать изучать новую тему, решим историческую
задачу:
В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс.лет
назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много
предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный
жук.
Как вы думаете, почему железных изделий было так мало?
Ученики: Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.
4 слайд:
Обрабатывать железо научились около 10 века до н.э. Запишите к себе в
тетрадь дату и запомните!
Ещё раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличии от
этих металлов железо было прочнее.
Откройте учебник на странице 86 пункт 1,прочитайте последний абзац
пункта и ответьте мне на вопрос «Как это открытие могло повлиять на
жизнь людей»
Ученики: Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью
железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы,
копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе
топор,лопату,наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и
оружие для армии.
5 слайд:
Учитель: В верхнем течении Тигра была расположения Ассирия. На её
территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды.
Ассрийцы занимались охотой и скотоводстовом. В 8 веке до н.э. их армия
стала самой сильной в мире.
Почему она стала самой сильной в мире?
6-7 слайд:
Найдите ответ на страницах 86-87 в пункте 2 и заполните таблицу
8 слайд:
Заполненная таблица
9 слайд:
Ассирийцы впервые стали широко использовать конницу.
10 слайд:
Всадники вооружены длинными копьями и луками.
11 слайд:
Ассрийская армия реку переплывала надув кожаные мешки
12 слайд:
Использовали таран, его раскачивали тяжелое бревно,подвешенное на
кожаных ремнях к деревянной раме. Бревно с железным наконечником
крошило и дробило крепостную стену.
13 слайд: Запишите что такое таран- это стенобитное орудие.
Учитель: Чем была вооружена армия Ассирии?
Ученики: Железными мечами,боевыми топорами,круглыми щитами,обитым
металлическими бляхами, остроконечными шлемами,панцирями и тугими
луками.
Учитель:
Почему
армия
ассирийцев
была
маневренной,
быстро
передвигающейся?
Ученики: Ассирийцы широко использовали конницу
Учитель: Какие новые технические средства они использовали во время
боя?
Ученики: Они использовали таран,при форсировании реки воины надували
кожаные мешки,на которых можно было перебраться плавь.
Учитель: Какие территории были завоеваны ассирийцами? В 8-7 веках до
н.э завоевали Вавилон, Библ,Тир,Сидон,часть Палестины. Совершали походы
на юг – в Египет и на север – в горное царство Урарту. Таким образом,
образовалась Ассирийская держава.
14 слайд: Держава – это большое и сильное государство. Запишите к себе в
тетрадь
15 слайд: У вас на партах лежат листочки с контурной картой. Вам
нужно выполнить задания по карте, в помощь карта в учебнике на
странице 86 и после выполнения мы вместе проверим.
16 слайд: парная работа с картой и контурной картой
Учитель: В завоеванных территориях ассирийцы,чтобы никто не осмелился
восстать против них, устраивали казни, пытали местных жителей и т.д.
Разрушали храмы,уводили в плен целые народы, грабили и увозили всё
ценное к себе.
Учитель: Где находится государство Ассирия?
Ученики: Севернее Вавилонии в верхнем течении реки Тигр
17 слайд:
Учитель:
На территории каких государств совершали военные походы
древние правители Ассирии?
Ученики: На территории Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля,
Египта.
18 слайд:
Учитель: Как возращались победители домой мы с вами рассмотрим
картину на странице 88 учебника и ответим на следующие вопросы:
Учитель:Кто изображён в центре картины?
Ученики: Правители завоёванных государств
Учитель: Как вооружены воины?
Ученики: Копьями, плетками.
Учитель: Как обращались с пленными обидателями?
Ученики: Пытали, казнили
У нас с вами осталось немного времени, давайте прочитаем пункт 4 на
странице 88 (вслух), про царские дворцы и ответим на вопросы
(развитие функциональной грамотности – чтения):
Учитель: В какой местности были построены царские дворцы?
Ученики: На искусственном холме и походил на крепости
Учитель: Опишите внешний вид дворца.
Ученики: Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у
ворот стояли огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с
человеческим лицом.
Учитель: Чем были покрыты стены комнат?
Ученики:
Росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и
раскрашенными.
Учитель: Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был
человеком образованным. Он приказывал привозить во дворец не только
драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека.
Подробнее с библиотекой Ашшурбанапала познакомимся просмотрев
видеоролик (просмотр видео)
Учитель: Почему дожила до наших дней библиотека Ашшурбанапала?
Ученики: Книги были из глины, они после пожара стали прочнее.
После смерти Ашурбанапала против ассирийского владычества восстали
вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-
востоку от Двуречья. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена вражескими
войсками и захвачена.
19 слайд:
Запишите в тетради, 612 г. до н.э – гибель Ассирии.
Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь,чтобы не
попасть в плен, сам бросился в огнь пожара. Великая Ассирийская держава
погибла. А библиотека уцелела – ведь глиняные книги не горят, они
становятся прочнее от обжига.
5. Закрепление изученного материала.
20 слайд: Давайте вместе закрепим материал и заполним пропуски в
предложениях
Ответ: (верхнем,Тигр,железа,восьмом)
21 слайд: Ответ: (железа,таран,кожаные мешки, Ниневия)
Учитель: Ребят, ответьте на вопросы про пройденной теме:
«Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?»
Ученики:
Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа
оружие,создали сильную армию, широку начали применять конницу,жестоко
подавляли воостания,на захваченных территориях им помогали править
наместники,которые подчинялись только ассрийским царям.
Учитель:
Почему такая мощная и сильная держава в 612 году до н.э.
распалась?
Ученики: Силу её подточили восстания народов покоренных территорий.
22 слайд:
Учитель: Вернемся к началу уроку «Какое значение в судьбе Ассирийской
державы играло открытие железа?»
Ученики: Железо имело преимущество перед медью и бронзой как в смысле
качества (прочнее), так и в смысле количества (залежи больше). Его было
легче добыть.Железо ассирийцы могли использовать для изготовления
орудий труда и оружия.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Итак, что вы узнали нового, интересного на сегоднейшнем уроке?
Ученики: Делятся впечатлениями
23 слайд:
7. Домашнее задание
Учить §18
Ответить на вопросы 1-3 из рубрики «Проверьте себя» на стр. 90.