Напоминание

"Ассирийская держава"


Автор: Сайгина Гульнара Дамировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Чердаклинская СШ№2
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Наименование материала: методическая разработка урока истории в 5 классе
Тема: "Ассирийская держава"
Раздел: среднее образование





Назад




5 класс. История.

Ассирийская держава.

Цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели

Ассирии.

Задачи:

Образовательные:

- формирование понятия «держава»;

- способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии;

- способствовать пониманию возможностей хозяйственного освоения

территории;

- проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские

правители;

- способствовать формированию представлений об ассирийском войске,

культурных достижениях ассирийцев.

Развивающие:

- создание условий для развития умений анализировать причины быстрого

роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную

державу;

- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, картой;

- продолжить формирование умения работать с иллюстрацией;

- продолжить формирование умений: критического анализа исторических

источников,работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего

мнения.

Воспитательные:

- способствовать пониманию культурного многообразия мира;

- способствовать формированию уважения к культуре других народов.

Форма урока: урок смешанного типа с элементами беседы

Формы контроля на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная

Основные термины: Ассирия, держава, таран, осадная башня, Ниневия,

Синахериб,Ашшурбанапал.

Оборудование: проектор,меловая доска, карта.

Даты: VIII-VII вв до н.э., 612г. до н.э.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками;

- высказывание отношения к завоевательной политике ассирийцев;

- сравнение своих оценок исторических событий с оценками других;

- понимание ценности и значения культурного наследия древних людей.

Предметные

- показывают на карте территорию Ассирийской державы;

-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывают армию ассирийцев;

-характеризуют самого известного правителя Ассирии.

Метапредметные:

Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными

целями урока;

- самоорганизация.

Познавательные:

- обрабатывают разные источники учебной информации;

- выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию;

- определяют понятия; ориентируются по исторической карте;

- делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные :

-дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах;

- принимают на себя роль путешественников;

- выслушивают мнения других.

Ход урока

1. Организационнный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнееврейское

царство».

Учитель: Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Древнееврейское

царство». Для вас подготовила тест по пройденной теме. (раздает тест)

Задача.

Учитель: Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян и

вавилонян? Что между ними общего?

Ученики:

Религия древних евреев отличалась от религии египтян и

вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам.

Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов –

храмы,служители богов – жрецы,изображения богов

3. Переход к новой теме (на доске тема и д/з)

Учитель: Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского

народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на

мир,на появление человека, на то, кем они представляли своих героев,

познакомились с библийскими заповедями, по которым можно жить и

сегодня.

На

территории

восточного

Средиземноморья

кроме

древних

ереев

проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать

сильное и мощное государство.

1 слайд:

Записываем в тетради дату и тему «Ассирийская держава».

4. Изучение новой темы.

2 слайд:

План:

1. Освоение железа

2. Ассирийское войско

3. Завоевания ассирийских царей.

4. Царский дворец

5. Библиотека глиняных книг

3 слайд:

Мы сегодня в конце урока должны ответить на проблемный вопрос урока

«Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?

Учитель: Перед тем чтобы начать изучать новую тему, решим историческую

задачу:

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс.лет

назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много

предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный

жук.

Как вы думаете, почему железных изделий было так мало?

Ученики: Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.

4 слайд:

Обрабатывать железо научились около 10 века до н.э. Запишите к себе в

тетрадь дату и запомните!

Ещё раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличии от

этих металлов железо было прочнее.

Откройте учебник на странице 86 пункт 1,прочитайте последний абзац

пункта и ответьте мне на вопрос «Как это открытие могло повлиять на

жизнь людей»

Ученики: Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью

железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы,

копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе

топор,лопату,наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и

оружие для армии.

5 слайд:

Учитель: В верхнем течении Тигра была расположения Ассирия. На её

территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды.

Ассрийцы занимались охотой и скотоводстовом. В 8 веке до н.э. их армия

стала самой сильной в мире.

Почему она стала самой сильной в мире?

6-7 слайд:

Найдите ответ на страницах 86-87 в пункте 2 и заполните таблицу

8 слайд:

Заполненная таблица

9 слайд:

Ассирийцы впервые стали широко использовать конницу.

10 слайд:

Всадники вооружены длинными копьями и луками.

11 слайд:

Ассрийская армия реку переплывала надув кожаные мешки

12 слайд:

Использовали таран, его раскачивали тяжелое бревно,подвешенное на

кожаных ремнях к деревянной раме. Бревно с железным наконечником

крошило и дробило крепостную стену.

13 слайд: Запишите что такое таран- это стенобитное орудие.

Учитель: Чем была вооружена армия Ассирии?

Ученики: Железными мечами,боевыми топорами,круглыми щитами,обитым

металлическими бляхами, остроконечными шлемами,панцирями и тугими

луками.

Учитель:

Почему

армия

ассирийцев

была

маневренной,

быстро

передвигающейся?

Ученики: Ассирийцы широко использовали конницу

Учитель: Какие новые технические средства они использовали во время

боя?

Ученики: Они использовали таран,при форсировании реки воины надували

кожаные мешки,на которых можно было перебраться плавь.

Учитель: Какие территории были завоеваны ассирийцами? В 8-7 веках до

н.э завоевали Вавилон, Библ,Тир,Сидон,часть Палестины. Совершали походы

на юг – в Египет и на север – в горное царство Урарту. Таким образом,

образовалась Ассирийская держава.

14 слайд: Держава – это большое и сильное государство. Запишите к себе в

тетрадь

15 слайд: У вас на партах лежат листочки с контурной картой. Вам

нужно выполнить задания по карте, в помощь карта в учебнике на

странице 86 и после выполнения мы вместе проверим.

16 слайд: парная работа с картой и контурной картой

Учитель: В завоеванных территориях ассирийцы,чтобы никто не осмелился

восстать против них, устраивали казни, пытали местных жителей и т.д.

Разрушали храмы,уводили в плен целые народы, грабили и увозили всё

ценное к себе.

Учитель: Где находится государство Ассирия?

Ученики: Севернее Вавилонии в верхнем течении реки Тигр

17 слайд:

Учитель:

На территории каких государств совершали военные походы

древние правители Ассирии?

Ученики: На территории Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля,

Египта.

18 слайд:

Учитель: Как возращались победители домой мы с вами рассмотрим

картину на странице 88 учебника и ответим на следующие вопросы:

Учитель:Кто изображён в центре картины?

Ученики: Правители завоёванных государств

Учитель: Как вооружены воины?

Ученики: Копьями, плетками.

Учитель: Как обращались с пленными обидателями?

Ученики: Пытали, казнили

У нас с вами осталось немного времени, давайте прочитаем пункт 4 на

странице 88 (вслух), про царские дворцы и ответим на вопросы

(развитие функциональной грамотности – чтения):

Учитель: В какой местности были построены царские дворцы?

Ученики: На искусственном холме и походил на крепости

Учитель: Опишите внешний вид дворца.

Ученики: Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у

ворот стояли огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с

человеческим лицом.

Учитель: Чем были покрыты стены комнат?

Ученики:

Росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и

раскрашенными.

Учитель: Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был

человеком образованным. Он приказывал привозить во дворец не только

драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека.

Подробнее с библиотекой Ашшурбанапала познакомимся просмотрев

видеоролик (просмотр видео)

Учитель: Почему дожила до наших дней библиотека Ашшурбанапала?

Ученики: Книги были из глины, они после пожара стали прочнее.

После смерти Ашурбанапала против ассирийского владычества восстали

вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-

востоку от Двуречья. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена вражескими

войсками и захвачена.

19 слайд:

Запишите в тетради, 612 г. до н.э – гибель Ассирии.

Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь,чтобы не

попасть в плен, сам бросился в огнь пожара. Великая Ассирийская держава

погибла. А библиотека уцелела – ведь глиняные книги не горят, они

становятся прочнее от обжига.

5. Закрепление изученного материала.

20 слайд: Давайте вместе закрепим материал и заполним пропуски в

предложениях

Ответ: (верхнем,Тигр,железа,восьмом)

21 слайд: Ответ: (железа,таран,кожаные мешки, Ниневия)

Учитель: Ребят, ответьте на вопросы про пройденной теме:

«Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?»

Ученики:

Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа

оружие,создали сильную армию, широку начали применять конницу,жестоко

подавляли воостания,на захваченных территориях им помогали править

наместники,которые подчинялись только ассрийским царям.

Учитель:

Почему такая мощная и сильная держава в 612 году до н.э.

распалась?

Ученики: Силу её подточили восстания народов покоренных территорий.

22 слайд:

Учитель: Вернемся к началу уроку «Какое значение в судьбе Ассирийской

державы играло открытие железа?»

Ученики: Железо имело преимущество перед медью и бронзой как в смысле

качества (прочнее), так и в смысле количества (залежи больше). Его было

легче добыть.Железо ассирийцы могли использовать для изготовления

орудий труда и оружия.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Итак, что вы узнали нового, интересного на сегоднейшнем уроке?

Ученики: Делятся впечатлениями

23 слайд:

7. Домашнее задание

Учить §18

Ответить на вопросы 1-3 из рубрики «Проверьте себя» на стр. 90.



В раздел образования