Автор: Гогиберидзе Марина Степановна
Должность: классный руководитель 5 класса
Учебное заведение: МБОУ "Чуварлейская СОШ"
Населённый пункт: Алатырский район Чувашская Республика
Наименование материала: программа развития классного коллектива
Тема: "Воспитание гражданина России"
Раздел: среднее образование
Программа
работы
классного руководителя
с коллективом класса
«Воспитание гражданина
России»
срок реализации программы: 4 года (2017г. – 2021 г.)
год разработки: 2017 год
Автор: Гогиберидзе М.С.,
классный руководитель 5 класса
Пояснительная записка
В современных условиях демократизации правового государства и становления
гражданского
общества
в
России
резко
возрастает
необходимость
гражданского
воспитания
подрастающего
поколения.
Нашему
развивающемуся
обществу
нужны
разносторонне образованные, нравственно и социально устойчивые граждане, которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному
взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за
судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономики, политики и культуры.
Приоритетность гражданского воспитания подрастающего поколения определена в
нормативно-правовых
актах
государства,
документах
Министерства
образования
и
науки России и заложена в основу таких документов, как: Закон РФ «Об образовании»,
«Концепция
модернизации
российского
образования
на
период
до
2010
г.»,
«Национальная
доктрина
образования
в
Российской
Федерации
до
2025
года»,
инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (15.01.04), государственная
программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы и др.
В
них
отмечается
необходимость
усиления
функций
воспитания
в
работе
общеобразовательных
учреждений
и
одним
из
приоритетных
направлений
в
их
деятельности признается гражданское воспитание подрастающего поколения.
В этой связи особую актуальность приобретает деятельность классного руководителя
по гражданскому воспитанию учащихся.
Успешность процесса воспитания напрямую зависит от той атмосферы, в которой
находится ребенок. Ему должно быть так же хорошо и уютно, как в семье, где его
любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен и себе и
другим.
В
благоприятной
атмосфере
проявляются
и
развиваются
способности,
индивидуальное
и
коллективное
творчество,
происходит
раскрытие
и
реализация
каждым учеником своих возможностей. Принятие ребенка, как личности, признании его
индивидуального своеобразия,
его право проявлять свое Я, вот главные принципы
программы «Воспитание гражданина России».
Диапазон работы классного руководителя широк. Мы работаем в своем маленьком
мире (микросоциуме), и учимся общаться в большом, незнакомом мире (макросоциуме)
путем включения ребенка в сферу внеклассной и внешкольной жизни; расширения
границ школьного социума с целью приобретения детьми нового социального опыта;
участия
в
школьных,
районных
конкурсах,
фестивалях;
включения
учащихся
в
деятельность школьной организации. Школьнику нужна интересная, отвечающая его
потребностям
и
особенностям
деятельность:
игровая,
познавательная,
трудовая,
творческая
и
досуговая.
Ведь
только
в
деятельности
укрепляются
и
изменяются
отношения между детьми.
А «место жительства» класса (кабинет) – это та среда, жизненное пространство, в
котором осуществляется совместная деятельность и общение классного коллектива,
развиваются
личностные
отношения,
формируются
индивидуальные
и
групповые
ценностные
ориентиры.
В
нем
происходят
главные
события
классной
жизни,
специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют
на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Это наше будущее.
По мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для
формирования
гражданского
самосознания.
Именно
в
подростковом
возрасте
появляется самопознание, самоосознание и самооценка, возникает потребность познать
себя, как личность, отличную от других людей, обернуться на самого себя.
Сухомлинский
В.
А.
в
своём
труде
«Рождение
гражданина»
говорит:
«Школьник,
сидящий
за
партой,
становится
гражданином,
когда
видит
перед
собой
путь,
по
которому
ему
идти
в
жизнь,
чтобы
ещё
больше
возвеличить
своё
отечество».
Гражданин-это не только человек, уважающий законы своей страны и готовый к труду
на
процветание
и
благо
общества,
но
и
человек,
осознающий
себя
свободным
и
равноправным членом этого общества, участвующий в общественной жизни страны,
обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона. Задача классного
руководителя
-
создать
условия
для
формирования
гражданского
самосознания
подростка-человека и гражданина.
Цель программы:
Создание
условий
для
формирования
социально
активной
личности,
осознающей себя
гражданином и патриотом, обладающей чувством
национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,
малой родине, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи программы:
•
Формирование
гражданского
самосознания
подростков
на
основе
социокультурных и исторических достижений многонационального народа
России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций
родного края.
• Воспитание личности гражданина и патриота России через изучение ее
правовой
и
государственной
систем,
символики,
жизни
и
деятельности
выдающихся личностей.
• Формирование потребности соотносить культурные, социальные нормы с
собственным поведением во всех видах деятельности и жить по законам
нравственных ценностей.
• Создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах
деятельности.
Основные направления воспитательной работы классного руководителя:
•
Разработка
и
реализация
комплекса
мероприятий,
направленных
на
формирование гражданского самосознания подростков на основе бережного
и гуманного отношения к личности ребёнка.
• Изучение психологических особенностей подросткового возраста,
индивидуальных особенностей членов классного коллектива.
• Умение классного руководителя владеть собой, проявление толерантности и
терпимости к детям.
Отличительные особенности программы:
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ
воспитательной работы состоят в возможности воспитания коллектива поэтапно, на
каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям, связанным между
собой логикой формирования гражданина России от воспитания собственного «Я» до
«Я - Гражданин России»:
- Формирование гражданского отношения к коллективу «Мы - сто тысяч Я»;
- Формирование гражданского отношения к школе «Дом, в котором я учусь»;
- Формирование гражданского отношения к своей семье «Мир дому твоему»
- Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я – гражданин России».
Вид программы:
Комплексная, долгосрочная.
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 11 - 15 лет
Сроки и этапы реализации программы:
I этап: проектный – 2017-2018 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданского воспитания.
Задачи:
1.
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.
Разработать,
обсудить
и
утвердить
программу
по
гражданскому
воспитанию.
3.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия
реализации программы.
4.
Подобрать
диагностические
методики
по
основным
направлениям
программы.
II этап: практический – 2018-2019 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданскому воспитанию
Задачи:
1.
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия.
2.
Обогащать содержание гражданского воспитания.
3.
Развивать ученическое самоуправление.
4.
Вовлекать в систему гражданского воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
5.
Проводить мониторинг реализации программы.
6.
Принимать участие в конкурсах по гражданскому воспитанию.
III этап: аналитический – апрель – май 2020 года.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.
Обобщить результаты работы по программе.
2.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Формы и методы работы:
КТД
классные часы
беседы
встречи
экскурсии
наблюдения
походы
трудовые дела
акции
тренинги,
диагностико - аналитическая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Становление общественно-активной, социально компетентной личности,
обладающей
чувством
собственного
достоинства,
знающей
и
уважающей
права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их,
наделенной гражданским самосознанием.
Способы определения результатов:
беседы с воспитанниками
беседы с родителями
беседы с педагогами
наблюдение
анкетирование
тестирование
сочинение
ранжирование
Формы подведения итогов:
классные и родительские собрания
круглые столы
конференции
конкурс «Гражданин года»
Основные программные мероприятия:
1.Формирование гражданского отношения к коллективу
«Мы – сто тысяч « Я»
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность
за коллектив и перед коллективом;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины
в
малом
коллективе,
именуемом
«класс»
и
культуры
поведения,
ответственности друг перед другом, соблюдение Устава школы;
- формировать потребность к самоуправлению, воспитанию своих морально-
волевых качеств, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к
окружающим людям, учителям, друг к другу, толерантности.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень коммуникабельности и самодисциплина;
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости,
бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия,
доброжелательности, способности к сопереживанию, толерантного
отношения, ответственности друг за друга и друг перед другом.
2.Формирование гражданского отношения к школе
«Дом, в котором я учусь»
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; за бережное
отношение к школьному имуществу;
-
воспитывать
у
детей
сознательное
отношение
к
учёбе,
развивать
познавательную
активность,
формировать
готовность
школьников
к
сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
-
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих
знаний, в укреплении своего здоровья;
- способствовать комфортному и бесконфликтному проживанию в общем
«доме».
Предполагаемый результат деятельности:
Осознание
учеником
роли
знаний
в
жизни
человека,
овладение
этикой
взаимоотношений
«ученик-учитель»,
«ученик-ученик»,
выполнение
распорядка работы школы и возложенных на учеников обязанностей, умение
пользоваться
правами
ученика,
выполнение
роли
хозяина
в
школе,
поддерживающего
обстановку
доброжелательности
и
радости
общения,
уважения друг к другу.
3. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Мир дому твоему»
Задачи:
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи;
- воспитывать хорошего семьянина, любящего своих родителей;
- формировать потребность к продолжению и преумножению семейных
традиций.
Предполагаемый результат деятельности:
- Сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает
умом, решительностью, смелостью, благородством;
- Сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается
добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать и
терпеть;
- Сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут
покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я - гражданин России»
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них
сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и
трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность
к защите её свободы и независимости;
- воспитывать у детей политическую культуру, чувство ответственности и
гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится
своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен
своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
План-график реализации программы:
№
п\п
Наименование
мероприятия
Дата
проведения
Контингент
участников
Ответственный
Блок мероприятий по
формированию
гражданского отношения к
коллективу
«Мы – сто тысяч Я»
2017-2018
учебный год
Учащиеся 5
класса,
родители
учащихся
класса
Классный
руководитель
1.
«Я и мы» -
коллективная беседа
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
2.
«Самоуправление.
Ответственность.
Выбор»- классное
собрание
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
3.
«Взаимоотношения в
классе» - опрос
учащихся
Октябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
4.
«Что такое
личность?». «Человек
среди людей» - беседа
Октябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
5.
«О поощрениях и
наказаниях детей в
Ноябрь
Родители
Классный
руководитель
семье» - родительское
собрание
6.
Ступени роста
коллектива» -
анкетирование
Декабрь
Учащиеся
Классный
руководитель
Социальный
педагог
7.
«Учеба? Это личное
дело каждого или
общее дело?» -
коллективная беседа
Декабрь
Январь
Учащиеся
Родители и
учащиеся
Классный
руководитель
8.
«Твоё и наше» -
диспут
Февраль
Учащиеся
Классный
руководитель
9.
«Самоуправление.
Ответственность.
Право» - классное
собрание
Март
Учащиеся
Классный
руководитель
10.
«Ваши права» -
ролевая игра
Апрель
Учащиеся
Классный
руководитель
11.
«Защитим права
детей» - родительское
собрание
Май
Родители
Классный
руководитель
12.
«Наши достижения!»
(определение ступени
развития коллектива)
– составление карты
достижений
Май
Учащиеся
Классный
руководитель
Блок мероприятий по
формированию
гражданского отношения к
школе
«Дом, в котором я учусь»
2018-2019
учебный год
Учащиеся 6
класса,
родители
учащихся
класса
Классный
руководитель
1.
« Мои права и
обязанности» - беседа
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
2.
«Самоуправление.
Ответственность.
Выбор»- классное
собрание
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
3.
«Комфортно ли тебе в
школе?».
«Взаимоотношения в
классе» - тест
Октябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
Социальный
педагог
4.
Конкурс «На лучшее
письмо самому себе»
Ноябрь
Творческие
группы
учащихся
Классный
руководитель
5.
«Семья и школа –
Ноябрь
Родители
Классный
партнёры в
воспитании» -
родительское
собрание
руководитель
6.
«Как вести себя на
переменах» - игра-
экспромт
Декабрь
Учащиеся
Классный
руководитель
7.
«Школа – мой дом и я
хозяин в нем» - беседа
о бережном
отношении к
имуществу школы
Январь
Учащиеся
Классный
руководитель
8.
«Береги здоровье
смолоду. О вреде
шума, громкого
разговора, звуков
мобильных
телефонов»-
практикум
Февраль
Учащиеся
Классный
руководитель
9.
Кто за мной должен
убирать?»- дискуссия
Февраль
Учащиеся
Классный
руководитель
10.
«Самоуправление.
Ответственность.
Право» - классное
собрание
Март
Учащиеся
Классный
руководитель
11.
«Школа в нашей
жизни» - круглый стол
Апрель
Учащиеся
Классный
руководитель,
зам. директора
по ВР
12.
«Листая школьные
страницы»- выставка
достижений класса
Май
Учащиеся и
родители
Классный
руководитель
Блок мероприятий по
формированию
гражданского отношения к
своей семье
«Мир дому твоему»
2019-2020
учебный год
Учащиеся 7
класса,
родители
учащихся
класса
Классный
руководитель
1.
«Знакомьтесь: я и моя
семья» - классный час
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
2.
«Школа – дом – одна
семья» - родительское
собрание
Октябрь
Родители
Классный
руководитель
3.
«День Матери» -
внеклассное
мероприятие
Ноябрь
Учащиеся и
родители
Классный
руководитель
4.
«Что значит быть
хорошим сыном и
Декабрь
Учащиеся
Классный
руководитель
дочерью?»
-коллективная беседа,
анкетирование
5.
«Новый год -
семейный праздник»
-театрализованное
представление.
Декабрь
Учащиеся
Классный
руководитель
6.
«Каково на дому,
таково и самому»
-практикум на
родительском
собрании
Январь
Родители
Классный
руководитель
7.
«Об отце говорю с
уважением»-беседа
Февраль
Учащиеся
Классный
руководитель
8.
«Как научиться
понимать ребенка» -
родительское
собрание
Апрель
Родители
Классный
руководитель
9.
«Дружба, любовь,
семья» - беседа
Май
Учащиеся
Классный
руководитель
Блок мероприятий по
формированию
гражданского отношения к
Отечеству
«Я - гражданин России»
2020 – 2021
учебный год
Учащиеся 8
класса,
родители
учащихся
класса
Классный
руководитель
1.
«Овеянные славою
флаг наш и герб» -
классный час
Сентябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
2.
«Забота о стариках –
дело совести каждого»
Акция «Помоги
ближнему»
Октябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
3.
«Урок гражданина»
-беседа
Ноябрь
Учащиеся
Классный
руководитель
4.
«День Конституции» -
классный час
Декабрь
Учащиеся
Классный
руководитель
5.
«Выпускник школы и
его гражданская
позиция» -
родительское
собрание
Январь
Родители
Классный
руководитель
6.
«Великие сыны
Отечества» -
видеофильм
Февраль
Учащиеся
Классный
руководитель
7.
«Мать солдата»
-праздник
Март
Учащиеся и
родители
Классный
руководитель,
Зам. директора
по ВР
8.
«Можно ли меня
назвать гражданином
России?» - диспут
Апрель
Учащиеся
Классный
руководитель
9.
«Этот день Победы»
-урок мужества
Апрель
Учащиеся
Классный
руководитель
10.
«Ты гражданином
быть обязан» - тест
Май
Классный
руководитель,
социальный
педагог
11.
Конкурс «Гражданин
года»
Май
Учащиеся и
родители
Классный
руководитель,
зам. директора
по ВР
Ресурсное обеспечение программы:
Внутренние:
- все участники образовательного процесса
- учитель истории и обществознания
- методический совет
Технические ресурсы:
- сеть персональных компьютеров
-технические средства
-фотоаппарат
Информационные ресурсы:
- учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского
образования и воспитания;
-Интернет.
Список использованной литературы:
1. Абакумов А.Д. Становление гражданского сознания старшеклассников в
образовательном пространстве школы: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.-
Красноярск, 2007. -162 с.
2. Азариашвили С.Г. Научно-методическая работа педагогов в
совершенствовании образовательной системы в условиях малого города: Дис.
. канд. пед. наук: 13.00.01. — Чебоксары, 2000. — 212 с.
3. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых
социальных условиях: Дис. . д-ра пед. наук. — Якутск, 2002. — 340 с.
4. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания учащейся
молодежи в новых социальных условиях. — М.: Академия, 2001.-190 с.
5. Административная работа в школе, №1, 2007
6.. Классные часы в выпускных классах/Е.П. Сгибнева. Ростов-на-Дону:
Феникс.2005
7. Классный руководитель, №№ 3,4, 2006г.
8. Работа с родителями в средней школе/сост. О.В.Свиридова.- Волгоград:
Учитель, 2008
9. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №8,
2007
10 А.Н. Лутошкин. Как вести за собой.
11. Журнал «Классный руководитель», №3, 2008