Напоминание

«Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»


Автор: Захарова Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством

дидактических игр»

Актуальность темы над которой я работала в течении нескольких лет заключается в том, что

процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный

фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной

адаптации в детском коллективе. Успешность познавательного развития определяется уровнем

развития сенсорных процессов.

Игры по сенсорному развитию способствуют умственному, эстетическому и нравственному

воспитанию детей.

:

Прежде чем приступить к работе по данной теме мной была проведена работа в следующих

направлениях:

1.

Научно-исследовательское направление:

Я подобрала и изучила методическую литературу, которая непосредственно относится к выбранной

теме. Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие

сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью

Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны,

дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного

действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что

основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование

восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической

деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на

сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это

является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Изучение работ отечественных исследователей и педагогов (Е.И.Тихеевой, В.П. Зинченко, Э.Г.

Пилюгиной) по теме «Дидактические игры» подвели меня к выводу, что одним из основных средств

сенсорного развития являются именно дидактические игры.

2. Методические условия.

ЯИзучила опыт реализации данной темы коллег из других дошкольных организаций с помощью

интернет - источников;

Поставила цель, составила план работы;

Занималась поиском наиболее эффективных способов и методов работы с детьми.

3. Организационно - педагогические условия.

Я принимаюактивное участие в методической работе учреждения:участвую в педсоветах, семинарах;

мастер – классах, где я делюсь своим опытом и перенимаю опыт коллег

являюсь активным слушателем различных педагогических курсов, посещаю методические

объединения.

Мной организована просветительская работа с педагогами и родителями, через информационные

стенды, уголки родителей и в сети интернет.

|

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного

осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей,

готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от

уровня сенсорного воспитания, то есть от того,

насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически

включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей

жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет

первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра -

самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры

имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная

форма воспитания. Игра

для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять,

сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и

познает мир.

В процессе работы в данном направлении я столкнулась со следующими препятствиями:

-

недостаточная педагогическая грамотность родителей о важности сенсорного развития детей; у детей

наблюдались

нарушения познавательной деятельности, недостатки в особенности восприятия,

ощущений и представлений; у детей наблюдались нарушения познавательной деятельности, недостатки

в особенности восприятия, ощущений и представлений; бессистемность знаний детьми формы, цвета,

величины, количества; недостаточное развитие навыков обследования предмета

Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, я для себя сделала вывод, что

сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей

целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и

свойствах отдельных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все

виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Цель моей работы в данном направлении «Формирование сенсорного развития детей младшего

дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В соответствии с целью были определены основные задачи:

-обогащать чувственный опыт детей, развивая умение фиксировать это в речи и активно включая все

органы чувств

- направлять детей на выполнение постепенно усложняющихся правил

-развивать умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов и умение

группировать их по сенсорным признакам

- формировать у детей устойчивый интерес к дидактическим играм

- воспитывать самостоятельность и инициативу

Ведущая педагогическая идея

Систематическое и последовательное использование дидактических игр будет способствовать

качественному, всестороннему сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Через дидактические игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются

сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые

способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре

не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться

результата.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной, содержательной, интересной для них

деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра -

самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей

осуществляю через игровую деятельность. Работу по сенсорному развитию осуществляю

систематически и последовательно, включаю в разные формы воспитательно-образовательной

работы

Организация работы происходила в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.

На подготовительном этапе я изучала литературу, провела мониторинг детей, составила

перспективный план работы с родителями, пополнила РППС.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и

приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические

приемы

Словесный: (Беседа, объяснение, указания ,вопросы, напоминания, использование художественного

слова –стихов, загадок, песенок)

Наглядный: (использование дид. материала, картинок, предметов с ярко выраженными цветом,

формой, величиной, показа образца, показа способа действия )

Практический: (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием

различных рецепторов,продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Игровой: (использование игровой обстановки и сюрпризных моментов

Особое значение для успешного решения поставленных задач имеет правильная организация

дидактической игры педагогом.

Проведение дид. игры включает:

-Ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре

(показ предметов, картинок, краткая беседа в ходе которой уточняются знания и представления о

них)

- Объяснение хода и правила игры. Показ игровых действий, в процессе которого я учу детей

правильно выполнять действия Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному

результату. Участвуя в игре я направляю действия играющих (советом, вопросом, напоминанием)

Подведение итогов игры это ответственный момент в руководстве ею т.к. по результатам , которых

дети добиваются игре, можно судить об эффективности, о том будет ли она с интересом

использоваться в самостоятельной и совместной игровой деятельности детей

Играя ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. И моя задача

заключается в том, чтобы обратить внимание на данные свойства предметов а затем предложить

выполнить ряд заданий на подбор ( соотнесение, группировка, сортировка) по сходству или

различию и т.п.

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые

предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры:

«Какой мяч больше», «Большие и маленькие », «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди мишке

мячик (большой или маленький) » и другие способствуют развитию таких психических процессов

как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

- подбор одинаковых величин по образцу;

- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий»,

«длинный», «узкий», «широкий».

Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью операции

сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?».

Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю

детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические

действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура,

ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры,

которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно: - на

первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу

однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такую

же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый

раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная

игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие

выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного

предмета к другому.

На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий,

желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики).

На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»;

«Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок».

Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для

заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение

занятия. На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь

одинаковый цвет.

Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет

предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только

желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Разноцветные улитки».

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай

фигуру», «Чудесный мешочек», «Занимательный куб», «Таинственный слон», «Волшебная баночка»

Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы,

которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети сидели спиной, а мы

за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был

произведен звук.

Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для

этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др.

игрушки, звук которых можно имитировать).

Для развития слухового ощущения использовались аудиозаписи детских песенок и загадок.

Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

Работая над проблемой сенсорного развития младших дошкольников посредствам дидактической

игры я поняла что этот процесс невозможен без участия родителей

Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного

воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в

вопросах сенсорного воспитания осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей

работе я использую следующие формы:

размещение информации в уголках для родителей,

анкетирование родителей;

групповые и индивидуальные консультации;

родительские собрания

индивидуальные беседы.

В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование

дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».

В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки,

прибаутки, сказки; пальчиковые игры, способствующие развитию фонематического восприятия,

слухового внимания, мелкой моторику рук.

Одной из наиболее эффективных форм считаю родительские собрания. На родительских собраниях

«Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка» (форма проведения семинар –

практикум); «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» - родители познакомились с содержанием

работы по сенсорному воспитанию в детском саду, познакомились с играми на развитие сенсорных

представлений, родители поделились опытом семейного воспитания, приняли участие в презентации

пособий. Очень приятно, что родители с удовольствием приняли участие в пополнении развивающей

среды группы. Ими изготовлены дидактические пособия на развитие мелкой моторики рук:

«Сенсорные ширмы», «Сенсорные коврики», «Занимательный куб», «Чудо-книга».

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорного развития должно

осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно при использовании дидактических

игр и пособий, в том числе сделанных своими руками

В ходе работы накоплен огромный опыт не только теоретических знаний по данной теме, но и

большой практический материал в виде конспектов, различных картотек, консультативного

материала, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий.

После проведенной планомерной и систематической работы по использованию дидактических игр

для формирования у младших дошкольников сенсорных эталонов, мною был проведен повторный

мониторинг сенсорного развития воспитанников.

Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей

младшего дошкольного возраста - это положительные данные диагностического обследования.

Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной

системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного

возраста.

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность,

развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память,

воображение, упорядочиваются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с

внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной

деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие

познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся

окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А

быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ

его полноценного развития

Для распространения и популяризации своего педагогического опыта я использую все возможности

современного мира. Делюсь своим опытом:

С педагогами ДОО на педагогических советах, мастер – классах, открытых занятиях

С родителями на родительских собраниях, консультациях, тренингах.

Публикую статьи в различных электронных изданиях и активно использую для трансляции своего

опыта возможности сети Интернет



В раздел образования