Автор: Мельниченко Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №8 "Тополёк"
Населённый пункт: г. Кыштым, Челябинская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в старшей группе Тема: «В гости к кузнецу».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Тополёк».
Конспект занятия
по познавательному развитию (окружающий мир)
в старшей группе
Тема: «В гости к кузнецу».
Конспект составлен:
воспитателем МДОУ «Д/с №8»
Мельниченко Л.А.
г. Кыштым.
2025г.
Образовательная деятельность по
познавательному развитию
с элементами экспериментирования в старшей
группе
«В гости к кузнецу»
Программное содержание:
1.
Познакомить детей с профессией кузнеца, развивать интерес к этой
профессии.
2.
Формировать знания детей о ремеслах наших предков.
3.
Обогатить и расширить словарный запас детей: кузнец, кузница, ковка,
куёт, наковальня, очаг, клещи, подкова.
4.
Развивать интерес к эксперементированию, способствовать
самостоятельности мышления.
5.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, взаимопомощь.
Методы:
1. Словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ);
2. Наглядно-демонстрационный;
3. Проблемно-поисковый метод (умственная деятельность детей - как
открыть сундук).
4.Практический метод.
Оборудование и материалы: демонстрационный материал, сундук,
старинные кованые предметы, ключи, ёмкость с водой, магнит, для
поощрения изделия из фольги.
Ход занятия:
Организационный момент: воспитатель в костюме хозяйки с сундуком и
ухватом входит к детям.
Хозяйка: Доброго утречка всем! Шла к кузнецу за новым ухватом мимо
вашего детского сада, смотрю, сундук стоит, интересно, чей он? Не вы его
оставили? Заходите все в группу, рассмотрим, что это за сундук, (дети
заходят в группу и встают вокруг сундука, обращает внимание на гостей.)
Хозяйка: Да, я смотрю у вас гости. Давайте доброго утра пожелаем и нашим
гостям. Но, что же, вернёмся к нашему сундуку. Да, здесь замок, а как
открыть нам его? (выслушиваем ответы детей).
Дети: Нам нужен ключ.
Хозяйка: Как вы думаете, из чего сделан замок?
Дети: из железа
Воспитатель: Если он сделан из железа, Значит он какой?
Дети: Железный.
Воспитатель: А железо что это.....?
Дети: Железо- это металл.
Воспитатель: - Кто нам может помочь? Как вы думаете? У кого получиться
сделать металлический ключ?
Проблемная ситуация
Дети: (ответы, предположения)
Хозяйка: А в далекие времена ключ из металла мог только кузнец
выковать. А вы знаете, кто такой кузнец и чем он занимается?
Идёмте я вам расскажу. (дети усаживаются на стульчики)
Хозяйка: Кузнец - это такая профессия, которая считается одной из
древнейших и необычных профессий.
Кузнецу необходимы физическая сила, умелые руки, осторожность,
внимательность, организованность и терпение.
Обратите внимание на одежду кузнеца. В кузнице очень жарко, поэтому
одежда у кузнецов очень легкая, но обязательно он надевает фартук и
рукавицы - это чтоб не обжечься.
Вот здесь кузнец работает – это кузница. Посмотрите, в кузнице есть очаг и
наковальня. Чтоб металл приобрёл нужную форму, его сначала надо над
огнём раскалить, а на наковальне выковать. (Дети повторяют новые слова за
хозяйкой: кузница, кузнец, очаг, наковальня). Голыми руками к
раскалённому металлу не прикоснуться, поэтому нужны специальные
инструменты: щипцы, клещи, молотки разного размера, с помощью молотка
определяют хороша ли наковальня, если молоток отскакивает со звоном,
значит наковальня хорошая.
Кузнец имеет дело с огнём и раскаленным металлом, а это всегда опасно.
Поэтому кузницу строили на краю деревни возле реки или озера. Как вы
думаете почему? (выслушиваем ответы детей).
- Строили для того, чтобы в момент возгорания огонь не перебрался на
соседние дома, а водой из реки можно было потушить пожар, да ещё и
раскаленный металл охладить.
Хозяйка: Кузнецы занимаются обработкой металлических заготовок и
производством металлических изделий.
-Видите, ребята, как кузнецам не легко, какими они должны быть
сильными.
- Я хочу вам показать старинные изделия, которые выковал кузнец, (показ
изделий, дети по очереди берут, рассматривают. В это время звучит русская
народная музыка).
- Кузницы умеют делать не только подковы, гвозди, колёса для телег, но и
украшения, ворота, замки и ключи.
Хозяйка: Посмотрите ребята, кузнец выковал ключи и положил остужаться,
да и наверно забыл про них, а может там есть подходящий ключ, чтоб
открыть замок на сундуке, но как их достать, чтоб руки не замочить?
(выслушивает ответы детей).Что может притянуть ключ из металла?
- Ну, конечно это магнит, а у меня есть такой. (Дети с помощь магнита
вытаскивают первый ключ, а он не подходит).
- Чтоб второй (и последующий) вытащить ключ, нужно ответить на вопрос.
- Чем занимается кузнец? (Кузнецы занимаются обработкой металлических
заготовок и производством металлических изделий).
- Где работает кузнец? (в кузнице).- Почему кузницу строили около воды?
- Что нужно кузнецу для работы?
(дети закрепляют полученную информацию).
Хозяйка: Ну, что же ребята последний ключ вытащили, попробуем открыть
замок. (Открывают сундук, а там подарки для детей).
И под песню «Во кузнице» и раздаёт подарки.
А, мне пора к кузнецу за новым ухватом, была рада вам помочь. До
свидание!!!