Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ


Авторы: Горбатовская Наталья Валентиновна, Цыба Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель, зам.директора
Учебное заведение: ГБПОУ "Горловский колледж промышленных технологий"
Населённый пункт: Горловка
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

РОСТ

ПЕДАГОГА

В

УСЛОВИЯХ

ВНЕДРЕНИЯ

ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Цыба

Ольга

Юрьевна,

зам.

директора,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории,

Горбатовская

Наталья

Валентиновна,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории,

ГБПОУ

«Горловский

колледж

промышленных технологий», г. Горловка

Аннотация. В статье исследуется влияние внедрения демонстрационного экзамена по

стандартам

Ворлдскиллс

на

профессиональное

развитие

педагогов

системы

среднего

профессионального образования Российской Федерации. На основе анализа нормативно-правовой

базы и российского опыта реализации демонстрационного экзамена выявляются ключевые

вызовы и перспективы для профессионального роста педагогических работников. Определены

основные направления трансформации профессиональной деятельности педагога в контексте

реализации федерального проекта "Профессионалитет".

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, профессиональный рост педагога, среднее

профессиональное

образование,

профессиональные

компетенции,

федеральный

проект

"Профессионалитет".

Актуальность.

В

рамках

реализации

федерального

проекта

"Профессионалитет"

произошло масштабное внедрение новой формы итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен

становится не только инструментом оценки компетенций студентов, но и катализатором

изменений в профессиональной деятельности педагогов СПО. Исследование проблем адаптации

педагогических работников к новым требованиям представляет значительный научный и

практический интерес.

Объектом данного исследования является профессиональная деятельность педагогических

работников образовательных организаций среднего профессионального образования.

В основу предмета исследования положен процесс профессионального роста педагогов в

условиях внедрения и проведения демонстрационного экзамена в Российской Федерации.

В ходе данного исследования были поставлены и реализованные следующие задачи:

Проанализировать

нормативно-правовые

основания

проведения

демонстрационного

экзамена и их влияние на профессиональную деятельность педагога.

Выявить ключевые вызовы и трудности, возникающие у педагогических работников в

процессе подготовки и проведения демонстрационного экзамена.

Определить возможности профессионального роста и развития компетенций педагогов в

контексте внедрения демонстрационного экзамена.

Внедрение демонстрационного экзамена в систему СПО регламентировано рядом

нормативных документов. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от

29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 59 и в соответствии с пунктами 13 и 20 Порядка проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

образовательным

программам

среднего

профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 08.11.2021

N 800 предусматривает различные формы государственной итоговой аттестации.

Для педагогов это означает необходимость освоения новых профессиональных ролей

(эксперт

демонстрационного

экзамена,

главный

эксперт);

соответствия

требованиям

к

квалификации, предъявляемым к экспертам демонстрационного экзамена; пересмотра подходов к

проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных

государственных образовательных стандартов СПО обновленного поколения.

Основные

трудности,

с

которыми

сталкиваются

российские

педагоги,

можно

систематизировать следующим образом:

Технологический вызов. Перед педагогами стоит необходимость освоения современного

оборудования и технологий, используемых на демонстрационном экзамене.

Методический вызов. Трансформация сложившейся системы обучения. Подготовка к

демонстрационному экзамену требует перехода от знаниевого подхода к компетентностному.

Организационный вызов. Увеличение нагрузки, связанной с подготовкой материальной

базы, оформлением документации и организацией тренировочных мероприятий.

Психологический

вызов.

Стресс,

связанный

с

объективной

оценкой

результатов

педагогического труда через успешность прохождения студентами демонстрационного экзамена.

Однако,

внедрение

демонстрационного

экзамена

открывает

для

педагогов

новые

перспективы профессионального развития:

Развитие экспортной компетенции, которая заключается в том, что сертификация в

качестве эксперта демонстрационного экзамена позволяет педагогу войти в профессиональное

сообщество, участвовать в региональных и национальных чемпионатах "Профессионалы".

Совершенствование предметно-методической компетенции заключается в необходимости

подготовки студентов к демонстрационному экзамену, что стимулирует педагогов к освоению

новых технологий, современного оборудования, актуализации содержания образования.

Развитие

сетевого

взаимодействия

проявляется

в

том,

что

подготовка

к

демонстрационному экзамену способствует установлению партнерских отношений с другими

образовательными организациями, центрами проведения экзаменов, работодателями. Пример: в

рамках

проекта

"Профессионалитет"

созданы

образовательно-производственные

центры

(кластеры), объединяющие колледжи и предприятия-партнеры.

Участие в организации и проведении демонстрационного экзамена рассматривается как

показатель профессиональной успешности педагога и учитывается при проведении аттестации

педагогических работников.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что внедрение демонстрационного экзамена в

Российской Федерации оказывает комплексное влияние на профессиональное развитие педагогов

СПО. С одной стороны, педагоги сталкиваются с серьезными вызовами, связанными с

необходимостью быстрой адаптации к новым требованиям. С другой стороны, демонстрационный

экзамен

создает

систему

объективных

стимулов

для

непрерывного

профессионального

совершенствования.

Успешность профессионального роста педагогов в этих условиях зависит от комплекса

факторов:

готовности

к

непрерывному

обучению,

доступности

программ

повышения

квалификации, материально-технического оснащения образовательной организации и уровня

методической поддержки.

Выводы. Нормативно-правовая база проведения демонстрационного экзамена формирует

новые требования к профессиональной деятельности педагога, обусловливая необходимость

освоения дополнительных компетенций и новых профессиональных ролей.

Ключевыми

вызовами

для

педагогов

являются

технологическое

отставание,

необходимость

методической

перестройки

образовательного

процесса,

увеличение

организационной нагрузки и психологическая адаптация к новой системе оценки результатов

труда.

Внедрение

демонстрационного

экзамена

создает

значительные

возможности

для

профессионального роста, включая развитие экспертной компетенции, совершенствование

предметно-методической подготовки, расширение сетевого взаимодействия и перспективы

карьерного роста.

Список использованной литературы:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"

2.

Блинов В.И. Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки

качества подготовки кадров // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4.

С. 15-23.

3.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 411 с.

4.

Олейникова О.Н. Развитие системы среднего профессионального образования:

российский и международный опыт. М.: ФИРО, 2020. 278 с.

5.

Павлова А.В. Профессиональный рост педагога в условиях внедрения новых

образовательных стандартов // Педагогика. 2021. № 8. С. 45-52.

6.

Романцев Г.М. Теоретические основы современного профессионального

образования. Екатеринбург: РГППУ, 2019. 304 с.

7.

Факторович А.А. Сущность и структура профессионального роста педагога //

Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 156-164.



В раздел образования