Авторы: Горбатовская Наталья Валентиновна, Цыба Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель, зам.директора
Учебное заведение: ГБПОУ "Горловский колледж промышленных технологий"
Населённый пункт: Горловка
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
РОСТ
ПЕДАГОГА
В
УСЛОВИЯХ
ВНЕДРЕНИЯ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Цыба
Ольга
Юрьевна,
зам.
директора,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории,
Горбатовская
Наталья
Валентиновна,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории,
ГБПОУ
«Горловский
колледж
промышленных технологий», г. Горловка
Аннотация. В статье исследуется влияние внедрения демонстрационного экзамена по
стандартам
Ворлдскиллс
на
профессиональное
развитие
педагогов
системы
среднего
профессионального образования Российской Федерации. На основе анализа нормативно-правовой
базы и российского опыта реализации демонстрационного экзамена выявляются ключевые
вызовы и перспективы для профессионального роста педагогических работников. Определены
основные направления трансформации профессиональной деятельности педагога в контексте
реализации федерального проекта "Профессионалитет".
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, профессиональный рост педагога, среднее
профессиональное
образование,
профессиональные
компетенции,
федеральный
проект
"Профессионалитет".
Актуальность.
В
рамках
реализации
федерального
проекта
"Профессионалитет"
произошло масштабное внедрение новой формы итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен
становится не только инструментом оценки компетенций студентов, но и катализатором
изменений в профессиональной деятельности педагогов СПО. Исследование проблем адаптации
педагогических работников к новым требованиям представляет значительный научный и
практический интерес.
Объектом данного исследования является профессиональная деятельность педагогических
работников образовательных организаций среднего профессионального образования.
В основу предмета исследования положен процесс профессионального роста педагогов в
условиях внедрения и проведения демонстрационного экзамена в Российской Федерации.
В ходе данного исследования были поставлены и реализованные следующие задачи:
Проанализировать
нормативно-правовые
основания
проведения
демонстрационного
экзамена и их влияние на профессиональную деятельность педагога.
Выявить ключевые вызовы и трудности, возникающие у педагогических работников в
процессе подготовки и проведения демонстрационного экзамена.
Определить возможности профессионального роста и развития компетенций педагогов в
контексте внедрения демонстрационного экзамена.
Внедрение демонстрационного экзамена в систему СПО регламентировано рядом
нормативных документов. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 59 и в соответствии с пунктами 13 и 20 Порядка проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 08.11.2021
N 800 предусматривает различные формы государственной итоговой аттестации.
Для педагогов это означает необходимость освоения новых профессиональных ролей
(эксперт
демонстрационного
экзамена,
главный
эксперт);
соответствия
требованиям
к
квалификации, предъявляемым к экспертам демонстрационного экзамена; пересмотра подходов к
проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов СПО обновленного поколения.
Основные
трудности,
с
которыми
сталкиваются
российские
педагоги,
можно
систематизировать следующим образом:
Технологический вызов. Перед педагогами стоит необходимость освоения современного
оборудования и технологий, используемых на демонстрационном экзамене.
Методический вызов. Трансформация сложившейся системы обучения. Подготовка к
демонстрационному экзамену требует перехода от знаниевого подхода к компетентностному.
Организационный вызов. Увеличение нагрузки, связанной с подготовкой материальной
базы, оформлением документации и организацией тренировочных мероприятий.
Психологический
вызов.
Стресс,
связанный
с
объективной
оценкой
результатов
педагогического труда через успешность прохождения студентами демонстрационного экзамена.
Однако,
внедрение
демонстрационного
экзамена
открывает
для
педагогов
новые
перспективы профессионального развития:
Развитие экспортной компетенции, которая заключается в том, что сертификация в
качестве эксперта демонстрационного экзамена позволяет педагогу войти в профессиональное
сообщество, участвовать в региональных и национальных чемпионатах "Профессионалы".
Совершенствование предметно-методической компетенции заключается в необходимости
подготовки студентов к демонстрационному экзамену, что стимулирует педагогов к освоению
новых технологий, современного оборудования, актуализации содержания образования.
Развитие
сетевого
взаимодействия
проявляется
в
том,
что
подготовка
к
демонстрационному экзамену способствует установлению партнерских отношений с другими
образовательными организациями, центрами проведения экзаменов, работодателями. Пример: в
рамках
проекта
"Профессионалитет"
созданы
образовательно-производственные
центры
(кластеры), объединяющие колледжи и предприятия-партнеры.
Участие в организации и проведении демонстрационного экзамена рассматривается как
показатель профессиональной успешности педагога и учитывается при проведении аттестации
педагогических работников.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что внедрение демонстрационного экзамена в
Российской Федерации оказывает комплексное влияние на профессиональное развитие педагогов
СПО. С одной стороны, педагоги сталкиваются с серьезными вызовами, связанными с
необходимостью быстрой адаптации к новым требованиям. С другой стороны, демонстрационный
экзамен
создает
систему
объективных
стимулов
для
непрерывного
профессионального
совершенствования.
Успешность профессионального роста педагогов в этих условиях зависит от комплекса
факторов:
готовности
к
непрерывному
обучению,
доступности
программ
повышения
квалификации, материально-технического оснащения образовательной организации и уровня
методической поддержки.
Выводы. Нормативно-правовая база проведения демонстрационного экзамена формирует
новые требования к профессиональной деятельности педагога, обусловливая необходимость
освоения дополнительных компетенций и новых профессиональных ролей.
Ключевыми
вызовами
для
педагогов
являются
технологическое
отставание,
необходимость
методической
перестройки
образовательного
процесса,
увеличение
организационной нагрузки и психологическая адаптация к новой системе оценки результатов
труда.
Внедрение
демонстрационного
экзамена
создает
значительные
возможности
для
профессионального роста, включая развитие экспертной компетенции, совершенствование
предметно-методической подготовки, расширение сетевого взаимодействия и перспективы
карьерного роста.
Список использованной литературы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2.
Блинов В.И. Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки
качества подготовки кадров // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4.
С. 15-23.
3.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 411 с.
4.
Олейникова О.Н. Развитие системы среднего профессионального образования:
российский и международный опыт. М.: ФИРО, 2020. 278 с.
5.
Павлова А.В. Профессиональный рост педагога в условиях внедрения новых
образовательных стандартов // Педагогика. 2021. № 8. С. 45-52.
6.
Романцев Г.М. Теоретические основы современного профессионального
образования. Екатеринбург: РГППУ, 2019. 304 с.
7.
Факторович А.А. Сущность и структура профессионального роста педагога //
Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 156-164.