Автор: Савина Екатерина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ГЦРР д/с№4 "Ёлочка" детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: п. Голышманово, р.п. Голышманово, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование
Тема по самообразованию
"Нейроигры - средство активизации межполушарного
взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей подготовительной к школе
группы"
Выполнила воспитатель:
Савина Екатерина Константиновна
2025-2026 уч. г.
Направление: познавательное
Группа: подготовительная
Начало работы: 01.09.2025 г.
Окончание работы: 27.05.2026 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Рука является вышедшим наружу головным мозгом
И. Кант
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Актуальность.
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в
психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор,
компьютер, телефон, гаджеты, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили
физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям
компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В
настоящее
время
в
образовательной
среде
достаточное
распространение
получил нейропсихологический подход,
базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических
функций.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков
речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую
интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в
ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа
двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:
согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное
произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь,
учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать
психические дисфункции у детей в возрасте 3-7 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,
мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному
контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной
энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с дошкольниками.
Задачи:
Работа над проектом профессионального самообразования поможет мне:
-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы в подготовительной группе;
-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы старших дошкольников.
С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:
• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Повышению умственной работоспособности;
• Оптимизации интеллектуальных процессов;
• Совершенствованию способности к концентрации внимания;
• Стабилизации эмоционального фона;
• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
• Лучше ориентируется в окружающем мире;
• Повышается работоспособность;
• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
• Повышается самооценка ребенка;
• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Основные вопросы:
- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр;
- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;
- цели и задачи нейропсихологических игр в обучении детей дошкольного возраста;
- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр в образовательный процесс;
- особенности нейропсихологических игр для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей по нейропсихологических игр;
- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
• Разработка картотек «Нейропсихологические игры»,
3. Взаимодействие с дошкольниками
• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в
соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Работа с иллюстрированной картотекой.
4. Взаимодействие с родителями
• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры–
это просто и весело»
• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»
• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Что такое –
нейропсихологические игры?»
• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»
5. Ожидаемые результаты
Для
воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний,
умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные
знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников подготовительной
группы:
• Снижение тревожности детей
• Повышение стрессоустойчивости организма
• Высокая способность к произвольному контролю
• Развитая координация движений, точное выполнение движений
• Высокая познавательная активность
• Развитые память, внимание, творческое мышление.
Этапы реализации самообразования
Первый этап (организационно-теоретический)
Период
Реализация
Сентябрь-Октябрь
изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр в образовательный процесс с младшими
дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации
Второй этап (накопительно - практический)
Ноябрь-Май
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр:
(2025-2026 г.г.)
- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми.
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и
упражнений .
- Создание авторских нейроигр.
- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических
упражнений для дошкольников».
- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?».
- Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр.
Третий этап (заключительный)
Май(2026г.)
Осуществление распространения опытом.
Мастер-класс «Применение нейроигр в образовательном п процессе».
Доклад о проделанной работе.