Напоминание

"Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей подготовительной к школе группы"


Автор: Савина Екатерина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ГЦРР д/с№4 "Ёлочка" детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: п. Голышманово, р.п. Голышманово, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема по самообразованию

"Нейроигры - средство активизации межполушарного

взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей подготовительной к школе

группы"

Выполнила воспитатель:

Савина Екатерина Константиновна

2025-2026 уч. г.

Направление: познавательное

Группа: подготовительная

Начало работы: 01.09.2025 г.

Окончание работы: 27.05.2026 г.

Форма самообразования: индивидуальная

Рука является вышедшим наружу головным мозгом

И. Кант

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Актуальность.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в

психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор,

компьютер, телефон, гаджеты, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили

физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям

компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В

настоящее

время

в

образовательной

среде

достаточное

распространение

получил нейропсихологический подход,

базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических

функций.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков

речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую

интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в

ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа

двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное

произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь,

учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать

психические дисфункции у детей в возрасте 3-7 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,

мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному

контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной

энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с дошкольниками.

Задачи:

Работа над проектом профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в подготовительной группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы старших дошкольников.

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

• Развитию межполушарного взаимодействия;

• Повышению умственной работоспособности;

• Оптимизации интеллектуальных процессов;

• Совершенствованию способности к концентрации внимания;

• Стабилизации эмоционального фона;

• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

• Лучше ориентируется в окружающем мире;

• Повышается работоспособность;

• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

• Повышается самооценка ребенка;

• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей по нейропсихологических игр;

- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры»,

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в

соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры–

это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Что такое –

нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для

воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний,

умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные

знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников подготовительной

группы:

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма

• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление.

Этапы реализации самообразования

Первый этап (организационно-теоретический)

Период

Реализация

Сентябрь-Октябрь

изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр в образовательный процесс с младшими

дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

Второй этап (накопительно - практический)

Ноябрь-Май

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр:

(2025-2026 г.г.)

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми.

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и

упражнений .

- Создание авторских нейроигр.

- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических

упражнений для дошкольников».

- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?».

- Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр.

Третий этап (заключительный)

Май(2026г.)

Осуществление распространения опытом.

Мастер-класс «Применение нейроигр в образовательном п процессе».

Доклад о проделанной работе.



В раздел образования