Напоминание

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»


Автор: Завгородняя Татьяна Никифоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г. Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: Родительское собрание в подготовительной группе
Тема: Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года

«Ваш ребёнок - будущий школьник»

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-

педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс

воспитания своих детей.

Ход собрания:

Сайд 1:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас, и я благодарю вас за то, что нашли

возможность прийти на наше мероприятие. Хочу вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в

подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши

отправятся в первый класс. Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего

ребенка. Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он

учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

Сейчас я раздам вам тесты. (Приложение 1). С помощью этого теста вы можете достаточно

объективно оценить подготовленность ребёнка к школе.

Ответьте дома на вопросы «ДА» или «НЕТ».

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое готовность ребенка к школе!

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Это, прежде всего мотивационная готовность

Сайд 3

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти

сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть.

Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно

отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут,

потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё

новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические

занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа

привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа»,

«Научусь читать - буду читать маленькому брату»).

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого

запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие дети будут успешно выполнять

задания, но без интереса, а из чувства долга и ответственности, они будут выполнять его небрежно,

наспех, им трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей немного, они вызывают особую

тревогу. Дети говорят: «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят», «Там трудно». Причина такого

отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Намного разумнее - сразу

сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Для

этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, организация книжного

уголка в семье для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим

обсуждением и т.д.

Сайд 4

Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную

готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей

психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе. Что же кроется

под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти,

внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет

зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.

Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и

энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении

какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной

деятельности. А развитие этих процессов происходит во время общения ребенка со взрослыми.

Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды, обращайте

внимание на окружающий мир. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на

некоторых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и

различия (мяч и воздушный шар); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как

правило, сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более трудной

задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов.

Читайте ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и то же прочитать самому или

воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе будет очень кстати. Учите

ребенка пересказывать.

Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать

выводы.

Сайд 5 :

Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность,

которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное

ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства

личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует

учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение

управлять своим поведением.

Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в

определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу.

Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или

геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение

сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Сайд 6:

Следующим показателем готовности к школе является социальная готовность. Не менее, важное

условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами

окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё

поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника

значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и

педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют

общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения

дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников,

разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе,

уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное

мнение.

И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как

оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в

него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования

самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе.

Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его

деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует.

Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все

получиться. Я в этом уверен».

Сайд 7: Физическая готовность - это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота,

сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к Заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая

подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только

потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот

период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе

увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня

(меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и

умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая

готовность ребенка к школе. Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую

очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять

новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние,

тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных

компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

Конкурс «Познавательный»

В этом конкурсе необходимо ответить на все вопросы правильно.

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).

3. Дом автомобиля? (Гараж).

4. Прибор для глажки белья? (Утюг).

5. Номер телефона скорой помощи? (03).

6. Жгучая трава? (Крапива).

7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).

8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).

9. Когда дети идут в школу? (Осенью).

10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).

12. Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).

13. Сколько дней в неделе? (7)

14. Мама телёнка? (Корова).

15. Дом совы? (Дупло).

16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).

17. Номер телефона пожарных? (01).

18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)

19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).

20. Когда листья опадают? (Осенью).

21. Когда появляются подснежники? (Весной).

22. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь).

23. У какого дерева бывают сережки? (Берёза, ольха).

24. Закончите пословицу «Любишь кататься - … » (Люби и саночки возить).

Вывод: Вот видите, даже вы, зная, казалось бы, все, справились не со всеми

заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому

не судите их за это строго, а разъясните и помогите «добыть» недостающие

знания.

Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя его, не смотрите на других, чётко выполняйте

инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.

Итак, возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите

листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните

свои листы и положите на пол перед собой.

Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно? Почему?Вывод: дети все

разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном - в

желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

Сайд 8: Хочется дать несколько советов в конце нашего собрания:

• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;

• приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке;

• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;

• научите ребенка правильно реагировать на неудачи;

• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе;

• приучайте ребенка к самостоятельности;

• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;

• стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Слайд 9:

Помните, что все сложности ребенок преодолеет достаточно быстро и легко, если вы все время будете

поддерживать ребенка, научитесь сопереживать с ребенком тяжелые моменты

Тест для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу

1. Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2. Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги,

новое «взрослое» положение) чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком

привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение, например, по телефону?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относится к игрушкам и личным вещам, всегда ли убирает их или вы устали напоминать об

этом?

8. Умеет ли считать до 10/20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 10/20?.

11. Знает ли простые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах, например, клюв у птиц, перья?.

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например,

словом «обувь» объединить слова «сапоги, туфли, валенки, т. д. ?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (холодно –

жарко)?

15. Умеет ли составлять рассказы по картинкам?

16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (с трудом и без всякого удовольствия).

18. Умеет ли уверенно пользоваться ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезную картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу,

например, дерево – ветки, листья; книга – страница, строка?

24. Считаете ли вы, что ваш ребёнок нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите свои ответы с ключом:

-если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «ДА», то за

каждый ответ начислите по 1 баллу;

-если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «НЕТ», то начислите за каждый ответ ещё по одному

баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет: 20 -24 балла, то поздравляем!

Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь

о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению знаний.

15 -19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему ребёнку, содержание вопросов либо

задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти

готов к школе.

14 баллов и менее –лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут».

Ваш ребёнок ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные

игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет достигнуть успеха и пойти в школу

подготовленным.



В раздел образования