Автор: Задворных Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: " МБОУ ДРУЖНОГОРСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ"
Населённый пункт: гп. Дружная горка. Ленинградская обл.
Наименование материала: Конспект
Тема: " Фруктовый сад"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе
«Фруктовый сад»
Подготовила и провела: Задворных С.В.
Цель: закрепление ранее полученных знаний о фруктах.
Задачи:
Образовательные:
продолжать обогащать представления детей о фруктах;
углублять знания детей об условиях, необходимых для роста растений;
формировать
умение
образовывать
прилагательные
от
существительных;
закрепить умение рассказывать о фруктах по опорной схеме.
Развивающие:
развивать познавательную активность, кругозор детей.
развивать связную речь детей, активизировать словарь,
развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать друг друга.
воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание муляжей, картинок с фруктами и
композиций из них, натюрмортов; беседы о сборе урожая осенью,
загадывание загадок; продуктивные виды деятельности на тему «Фрукты».
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг, ты мой друг
И я твой друг,
Дружно за руки возьмёмся ,
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, я хочу загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чём сегодня
пойдёт речь.
1. Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь. (яблоко)
1.
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовётся? Отвечай! (лимон)
2.
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
В тропиках растет … (банан)
3.
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку - встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок. (груша)
4.
Я и чёрный, я и белый,
Я и ловкий, я и смелый.
Я без лестниц, без ступеньки
Влезу на любые стенки. (виноград)
5.
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растёт среди осин
Круглый, рыжий…(апельсин)
(по мере отгадывания загадок, воспитатель прикрепляет
на доску -
картинку)
Воспитатель: Ребята, как всё это можно назвать одним словом, что это?
Дети: Одним словом это называется фрукты.
Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: Деревья, на которых растут фрукты, называются фруктовые.
(Показ картинки)
Воспитатель: (предлагает сесть на стулья) Давайте присядем и вспомним
их .
Я буду называть фрукт, а вы – на чем он растёт.
Яблоко растёт на яблоне;
Груша растёт на грушевом дереве;
Банан растёт на кусте, который называется банан;
Персик растёт на персиковом дереве;
Киви – лиана – вьющееся растение, которое при помощи усиков цепляется
за любую опору.
Виноград - растёт на кустарнике, побег которого называется – лоза, это
вид лианы.
Мандарин растёт на мандариновом дереве.
Воспитатель: Мы вспомнили, на каких деревьях растут фрукты,
а где растут фруктовые деревья?
Дети: Фруктовые деревья растут в саду.
Воспитатель: Как называется сад, где растут фруктовые деревья?
Дети: Сад, где растут фруктовые деревья называется фруктовый.
Воспитатель: А знаете ли, вы кто ухаживает за фруктовым садом?
Дети: За фруктовым садом ухаживает садовник.
Воспитатель:
Молодцы! Чтобы дерево приносило плоды за ним надо
ухаживать,
защищать
от
вредителей,
рыхлить
землю
около
дерева,
опрыскивать, подрезать старые ветки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, фруктовые деревья – это природа?
Живая или неживая? Докажите, пожалуйста.
Дети: Фруктовые деревья - это живая природа, они растут, питаются,
дышат, размножаются и, к сожалению, погибают.
Воспитатель: Давайте проследим, какой путь проходят плодовые деревья в
своём развитии, прежде, чем мы купим фрукты в магазине.
(показ
иллюстраций)
Семечко или косточку (показывает) сажают в землю. Что нужно для
роста? Земля, богатая микроэлементами, вода, солнце, воздух.
Из семечка появляется росток, который постепенно становится
деревом.
Потом на дереве распускаются цветы, которые опыляют насекомые,
перенося пыльцу с одного дерева на другое. Если насекомые этого
не сделают, плод не завяжется.
Появляется плод, человек съедает плод, а семечко может посадить в
землю.
Воспитатель: Ребята получается, что плодовые деревья в своём развитии
проходят
непрерывный
круг.
Давайте
и
мы
немножко
отдохнём
и
подвигаемся.
Физкультминутка:
Будем мы варить компот. (ходьба на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - много)
Будем яблоки крошить, (пальчиками)
Грушу будем мы рубить, (рубят ребром ладони)
Отожмём лимонный сок, (выжимают, как бельё)
Слив положим и песок.
Виноград добавим, вот. (имитируют, как кладут, насыпают песок)
И получится - компот, (как будто мешают ложкой: одной, потом другой
рукой)
Воспитатель: (предлагает детям пройти к столу и рассмотреть
картинки)
Мы знаем, что фрукты содержат много витаминов, клетчатку, макро – и
микроэлементы, которые нужны человеку для того, чтобы быть здоровым:
Апельсин, лимон и мандарин - богаты витамином С. Особенно нужны
зимой, чтобы бороться с вирусами и бактериями.
Яблоко – богато железом, нужно для того, чтобы кровь была хорошей и
крепкие сосуды. А ещё пектином для работы желудка и кишечника.
Груша – источник витаминов группы В для прекрасного самочувствия и
выносливой нервной системы.
Бананы – богаты калием который необходим для сердца и мозга.
Виноград – содержит фолиевую кислоту для укрепления иммунитета и
природный сахар – глюкозу, которая даёт энергию всему организму.
Киви – источник кальция для крепких костей.
Воспитатель:(предлагает детям присесть на стулья).
Пальчиковая гимнастика.
На базар ходили мы.
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз -
Это самый лучший груз.
Про любой из этих фруктов можно составить небольшой рассказ. А поможет
нам в этом схема. (Показываю детям схему)
Яблоко – это фрукт - красного цвета - круглой формы - растёт на
яблоне - на вкус яблоко сладкое и сочное - оно твёрдое и гладкое - из
него можно приготовить джем или отжать сок, сварить компот.
(Заслушиваем 3 - 4 ребёнка)
Воспитатель: Есть фрукты, которые растут у нас в стране, это …
Дети: У нас в стране растут: яблоко, груша, персик, виноград, мандарин…
Воспитатель: А есть фрукты, которые растут только в жарких странах -
тропиках, у нас они не могут дозреть, им не хватает тепла и солнечного
цвета.
Эти
фрукты
называются
тропические
или,
экзотические.
Экзотические, значит, необычные. Давайте вспомним и назовём их.
Дети: Фрукты, которые растут только в жарких странах – это банан, киви,
манго, ананас.
Воспитатель: Осенью фрукты привозят в магазин, где мы их и покупаем. А
можно фрукты есть в магазине? Почему? А можно фрукты есть, сорвав с
дерева? Почему?
Воспитатель: Фрукты можно есть в сыром виде, так они более полезны. А
что ещё можно из них приготовить?
Дети: Компот, варенье, джем, морс, торт, пирог,
Игра с мячом: «Что из чего сделано?»
сок: из яблок – яблочный;
из груш – грушевый;
из мандаринов–мандариновый;
из апельсинов – апельсиновый;
из персиков – персиковый;
из винограда – виноградный;
из бананов – банановый.
Воспитатель: А ещё можно засушить фрукты и получатся – сухофрукты.
Для чего их используют? Можно также фрукты заморозить, так в них
сохранится много витаминов.
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на
занятии? Где растут фрукты? Как называются деревья, на которых растут
фрукты? Где растут фруктовые деревья? Как называется сад, в котором
растёт много фруктовых деревьев? Какой путь проходят плодовые деревья в
своём развитии?