Напоминание

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ


Автор: Григорьевская Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида 223"
Населённый пункт: город саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

Введение

Современная система дошкольного образования, ориентированная на

реализацию требований Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС), ставит в приоритет развитие

познавательной активности и самостоятельности ребенка. Одним из

наиболее эффективных и естественных для детей младшего возраста

методов познания окружающего мира является экспериментирование.

Детское экспериментирование – это не просто игра, а

целенаправленный процесс исследования, в ходе которого ребенок,

опираясь на имеющиеся у него представления, самостоятельно

получает новые знания, делает открытия, формулирует собственные

выводы. Этот вид деятельности способствует формированию

ключевых компетенций, прописанных в ФГОС: любознательности,

самостоятельности, способности к решению проблем, а также

развитию критического мышления и логики. Данная методическая

разработка посвящена систематизации опыта работы по организации

детского экспериментирования в условиях дошкольной

образовательной организации, представлению его теоретических

основ, методологических подходов и практических аспектов.

1. Теоретические основы детского экспериментирования

Детское экспериментирование как метод познания имеет глубокие

исторические и психологические корни. Отмечая значимость этого

подхода, выдающийся педагог и психолог Л.С. Выготский

подчеркивал, что развитие ребенка происходит в процессе

деятельности, в которой он активно взаимодействует с окружающей

средой. А.Н. Леонтьев, развивая теорию деятельности, указывал на

важность исследования как ведущего способа освоения мира.

В контексте дошкольного образования, экспериментирование

рассматривается как:

Метод познания: Позволяет ребенку активно воздействовать на

предмет или явление, наблюдать за изменениями, выявлять

скрытые свойства, устанавливать причинно-следственные связи.

Вид исследовательской деятельности: Включает в себя

постановку проблемы (или наблюдение за явлением),

выдвижение гипотезы (предположения), проведение

эксперимента, фиксацию результатов и формулирование

выводов.

Средство развития личности: Способствует формированию

самостоятельности, любознательности, настойчивости,

уверенности в себе, умения принимать решения, преодолевать

трудности.

Инструмент развития познавательных психических

процессов: Стимулирует развитие восприятия, внимания,

памяти, мышления (аналитического, синтетического,

логического), воображения.

Ключевые характеристики детского экспериментирования:

Самостоятельность: Ребенок выступает как активный субъект

познания, а не пассивный объект воздействия.

Наглядность: Результаты эксперимента доступны для

непосредственного восприятия.

Практическая направленность: Исследование связано с

реальными объектами и явлениями.

Эмоциональная окрашенность: Экспериментирование

вызывает у детей яркие положительные эмоции, интерес,

восторг от открытия.

Наличие цели: Ребенок понимает, что он хочет выяснить или

проверить.

Возможность получения неожиданных результатов: Это

стимулирует дальнейшее исследование.

1.1. Функции детского экспериментирования:

Познавательная функция: Формирование конкретных знаний

об окружающем мире, свойствах предметов, явлениях природы.

Развивающая функция: Стимулирование развития высших

психических функций: мышления, речи, памяти, восприятия,

воображения.

Воспитательная функция: Формирование таких личностных

качеств, как самостоятельность, инициативность,

целеустремленность, аккуратность, бережное отношение к

природе и материалам.

Коррекционная функция: В некоторых случаях, направленная

организация экспериментирования может способствовать

коррекции некоторых особенностей развития (например,

улучшение внимания, речи).

2. Организация детского экспериментирования в дошкольной

образовательной организации

Успешное внедрение детского экспериментирования требует

целенаправленной и систематической работы педагога, создания

соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и

грамотного методического сопровождения.

2.1. Создание условий для экспериментирования:

Центр экспериментирования (уголок, лаборатория):

o

Местоположение: Должен быть доступен детям, хорошо

освещен, с возможностью легко убирать и поддерживать

порядок.

o

Оборудование:

Емкости: Различные сосуды (пластиковые и

стеклянные стаканчики, колбы, баночки, лотки,

подносы) разной формы и объема.

Инструменты: Мерные ложки, пипетки, сита, воронки,

лупы, магниты, термометры (безопасные), линейки,

весы (детские), емкости с водой разной температуры.

Природные материалы: Песок, глина, камни,

ракушки, перья, семена, листья, вода, лед.

Искусственные материалы: Бумага, ткань, пластик,

металл, резина.

Вещества: Соль, сахар, сода, уксус, лимонная

кислота, пищевые красители, мыло, масло.

Предметы для наблюдения: Зеркала, фонарики,

цветные стекла.

Оборудование для опытов с

растениями: Горшочки, земля, лейка, семена,

луковицы, живые растения.

Материалы для опытов с животными (при

наличии): Террариумы, аквариумы, корм (если это

предусмотрено программой и осуществляется под

строгим контролем).

o

Правила безопасности: Четкое ознакомление детей с

правилами поведения в центре экспериментирования: не

пробовать вещества на вкус, работать аккуратно, не

разбрасывать материалы, убирать за собой, использовать

все материалы по назначению.

o

Доступность: Все материалы должны быть размещены

так, чтобы дети могли самостоятельно брать их и убирать,

что способствует развитию самостоятельности и

ответственности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе:

o

Наглядные материалы: Иллюстрации, схемы, модели,

отражающие изучаемые явления.

o

Книги: Детская научная и познавательная литература,

книги с описанием опытов.

o

Макеты и модели: Например, модель солнечной системы,

модель круговорота воды в природе.

2.2. Методика проведения опытов:

Этап постановки проблемы/наблюдения:

o

Педагог привлекает внимание детей к интересующему их

явлению природы или свойству предмета.

o

Формулируется проблемный вопрос: “Почему?”, “Что

произойдет, если?”, “Как это работает?”.

o

Важно, чтобы вопрос возникал из естественного интереса

детей, а не был искусственно навязан.

Этап выдвижения гипотезы (предположения):

o

Педагог стимулирует детей к выдвижению собственных

предположений о том, как можно ответить на проблемный

вопрос.

o

“Как вы думаете, что произойдет?”, “Что мы можем сделать,

чтобы это проверить?”.

o

Гипотезы могут быть самыми разнообразными, важно

поощрять любую попытку мыслить.

Этап проведения эксперимента:

o

Дети под руководством педагога проводят опыт, используя

различные материалы и инструменты.

o

Педагог выступает в роли помощника, консультанта,

направляет детей, но не делает все за них.

o

Важно, чтобы дети сами выполняли действия, наблюдали,

фиксировали.

Этап фиксации результатов:

o

Обсуждение того, что произошло во время эксперимента.

o

Сравнение полученных результатов с выдвинутой

гипотезой.

o

Фиксация результатов может быть разной:

Устная: Рассказ ребенка о том, что он увидел.

Визуальная: Рисование, составление схем, моделей,

использование фотографий.

Письменная (для старших детей): Запись

наблюдений.

Этап формулирования выводов:

o

Совместное с детьми подведение итогов: “Что же мы

сегодня узнали?”, “Почему это произошло?”.

o

Сравнение с первоначальной гипотезой: “Верным ли было

наше предположение?”.

o

Объяснение явления простыми словами.

2.3. Роль педагога в процессе детского экспериментирования:

Организатор: Создает условия, подбирает материалы,

планирует деятельность.

Наблюдатель: Следит за действиями детей, их интересами,

трудностями.

Консультант: Отвечает на вопросы, помогает в

затруднительных ситуациях, направляет, но не дает готовых

ответов.

Фасилитатор: Помогает детям формулировать гипотезы,

выводы, стимулирует их мыслительную деятельность.

Модель поведения: Демонстрирует любознательность,

аккуратность, уважение к результатам детей.

Эксперт: Объясняет научные понятия простыми словами, если

это необходимо.

3. Основные виды детского экспериментирования

В зависимости от возраста детей, их опыта и целей исследования,

детское экспериментирование можно классифицировать по

различным признакам.

3.1. По степени самостоятельности:

Демонстрационные опыты (с участием педагога): Педагог

демонстрирует явление, дети наблюдают, задают вопросы,

высказывают предположения. Используется на начальных

этапах знакомства с методом.

Опыты с участием детей: Педагог руководит процессом, дети

выполняют часть действий, наблюдают, делают выводы.

Самостоятельные опыты: Дети самостоятельно ставят опыты,

опираясь на предыдущий опыт и знания. Педагог выступает в

роли консультанта.

3.2. По характеру объекта исследования:

Экспериментирование с объектами неживой природы:

o

Вода: Свойства воды (прозрачность, текучесть, вязкость,

без запаха и вкуса, растворяет вещества), изменение

агрегатных состояний (таяние льда, испарение воды),

круговорот воды в природе (пар, конденсация).

o

Воздух: Невидимость воздуха, его присутствие (ветер,

движение предметов), воздух нужен для дыхания.

o

Свет: Распространение света, появление теней,

преломление света (игра с цветом).

o

Звук: Источники звука, распространение звука, громкость,

высота звука.

o

Магнетизм: Свойства магнита, притяжение и отталкивание.

o

Электричество (безопасное): Свойства статическое

электричество (прилипание бумаги к воздушному шарику).

Экспериментирование с объектами живой природы:

o

Растения: Рост и развитие растений (влияние света, воды,

почвы), условия, необходимые для жизни растений,

строение растения (корень, стебель, лист, цветок, плод),

опыление.

o

Животные (наблюдение): Поведение животных

(изменение поведения в зависимости от условий), условия,

необходимые для жизни (питание, вода, воздух).

Экспериментирование с веществами:

o

Смешивание веществ: Растворимость (соль, сахар в

воде), нерастворимость (песок, масло в воде).

o

Реакции веществ: Реакция соды и уксуса (получение

углекислого газа), создание «вулканов».

o

Свойства материалов: Сравнение свойств бумаги, ткани,

пластика, дерева (прочность, водопроницаемость,

горючесть – безопасно!).

3.3. По направленности исследования:

Исследование свойств предметов: Изучение формы, размера,

цвета, веса, текстуры, температуры.

Исследование явлений природы: Наблюдение за погодой,

сменой дня и ночи, сезонами.

Исследование причинно-следственных связей: Выявление

закономерностей, прогнозирование результатов.

4. Этапы внедрения детского экспериментирования в

педагогическую практику

Внедрение детского экспериментирования в педагогический процесс

должно быть поэтапным и системным.

4.1. Первый этап: Вводный. Формирование первичных

представлений.

Цель: Познакомить детей с понятием “опыт”, “эксперимент”,

продемонстрировать его безопасность и увлекательность.

Формы работы:

o

Демонстрационные опыты: Педагог проводит простые,

наглядные опыты, вызывающие удивление (например,

“вода не имеет запаха”, “цветы пьют воду”, “воздух

невидим, но существует”).

o

Беседы: Обсуждение увиденного, формулирование

простых выводов.

o

Игры: Дидактические игры, направленные на развитие

наблюдательности.

Акцент: На формирование положительного эмоционального

отношения к процессу исследования.

4.2. Второй этап: Освоение базовых навыков. Исследовательская

деятельность под руководством педагога.

Цель: Научить детей основным элементам исследования:

постановке вопроса, наблюдению, фиксации результатов,

формулированию выводов.

Формы работы:

o

Опыты с участием детей: Дети выполняют отдельные

действия под руководством педагога (например, добавляют

вещество, наблюдают за изменением, зарисовывают

результат).

o

Простые самостоятельные опыты: Педагог предлагает

детям исследовать свойства одного предмета (например,

“какой песок – мокрый или сухой”, “какие камни тонут, а

какие нет”).

o

Работа с моделями и схемами: Помощь в фиксации

результатов.

Акцент: На формирование умения следовать инструкции,

наблюдать, сравнивать.

4.3. Третий этап: Развитие самостоятельности.

Исследовательская деятельность детей.

Цель: Стимулировать самостоятельное выдвижение гипотез,

проведение опытов, формулирование выводов.

Формы работы:

o

Проектная деятельность: Тематические

исследовательские проекты, где дети сами ставят цель,

выдвигают гипотезы, планируют ход исследования.

o

Самостоятельные опыты: Дети по собственному

побуждению или по предложенной теме проводят опыты,

используя материалы из центра экспериментирования.

o

Ведение “Дневника наблюдений”: Дети зарисовывают

или записывают результаты своих опытов.

Акцент: На развитие самостоятельности, инициативности,

умения делать выводы и анализировать.

4.4. Четвертый этап: Интеграция и обобщение. Применение

исследовательских умений.

Цель: Использовать полученные знания и навыки в других видах

деятельности, связывать результаты экспериментов с

реальными явлениями.

Формы работы:

o

Исследовательские проекты: Комплексные проекты,

затрагивающие разные аспекты темы.

o

Решение проблемных ситуаций: Использование знаний,

полученных в ходе экспериментов, для объяснения

явлений в повседневной жизни.

o

Создание продуктов деятельности: Изготовление

поделок, рисунков, моделей, которые отражают результаты

исследований.

5. Примеры опытов и их педагогическая ценность

5.1. Опыт “Вода – растворитель”

Цель: Познакомить детей со свойством воды растворять

некоторые вещества.

Ход: Педагог предлагает детям взять прозрачные стаканчики с

водой, добавить в них различные вещества (соль, сахар, песок,

растительное масло). Дети перемешивают и наблюдают, что

происходит.

Диалог: «Что вы видите? Почему соль и сахар исчезли? А песок

и масло? Что мы можем сказать о воде? (Она может растворять

некоторые вещества)».

Педагогическая ценность: Формирование представлений о

свойствах веществ, умение наблюдать, сравнивать, делать

выводы.

5.2. Опыт “Воздух невидим, но существует”

Цель: Доказать, что воздух существует, несмотря на его

невидимость.

Ход:

o

Вариант 1 (движение): Наполнить стаканчик воздухом,

поставить его вверх дном в емкость с водой. Дети видят,

как вода не заполняет стаканчик, потому что в нем

находится воздух.

o

Вариант 2 (сила): Дуть на легкие предметы (бумагу,

перышко) – они движутся. Надуть воздушный шарик – он

увеличивается в размере.

Диалог: «Куда делось место в стаканчике? (Воздух). Что может

делать воздух? (Двигать предметы, наполнять шарик). Значит,

воздух есть, хотя мы его не видим?»

Педагогическая ценность: Развитие абстрактного мышления,

понимание свойств невидимых объектов.

5.3. Опыт “Как растут растения”

Цель: Показать, что растениям для роста нужны вода, свет и

тепло.

Ход: Посадить луковицу или семена гороха в разные условия:

o

Одно растение в горшке с землей, поливать, поставить на

светлое место.

o

Второе растение в таком же горшке, но не поливать.

o

Третье растение в горшке с землей, поливать, но поставить

в темное место.

o

(Опционально) Четвертое растение в горшке с землей,

поливать, поставить в прохладное место. Дети ежедневно

наблюдают за ростом растений, фиксируют изменения

(зарисовки, описания).

Диалог: «Что происходит с нашими растениями? Почему одно

растет, а другое нет? Каким растениям нужна вода? А свет? А

тепло?»

Педагогическая ценность: Формирование естественнонаучных

представлений, понимание условий жизни организмов, развитие

наблюдательности, умение проводить длительные наблюдения.

5.4. Опыт “Магнитная сила”

Цель: Познакомить детей со свойством магнита притягивать

металлические предметы.

Ход: Педагог предлагает детям провести магнитом над

различными предметами (металлические детали, пуговицы,

монеты, карандаши, листья, бумага). Дети наблюдают, какие

предметы притягиваются к магниту.

Диалог: «Что вы заметили? Почему некоторые предметы

прилипают к магниту, а другие нет? Какие предметы сделаны из

металла?»

Педагогическая ценность: Знакомство с физическим явлением,

развитие понятия “металл”, формирование представления о

магнитных свойствах.

6. Ожидаемые результаты и критерии оценки

Внедрение системы работы по детскому экспериментированию в

дошкольной образовательной организации позволяет достичь

следующих результатов:

Познавательное развитие:

o

Дети проявляют устойчивый интерес к исследовательской

деятельности.

o

Умеют ставить простые опыты, наблюдать, фиксировать

результаты.

o

Формулируют простейшие выводы, устанавливают

причинно-следственные связи.

o

Демонстрируют расширенные знания об окружающем

мире.

Речевое развитие:

o

Активно используют в речи терминологию, связанную с

экспериментированием (опыт, наблюдение, гипотеза,

вывод, свойство, вещество).

o

Умеют строить развернутые высказывания, описывать ход

опыта и его результаты.

Социально-коммуникативное развитие:

o

Проявляют самостоятельность и инициативность.

o

Умеют работать в паре или небольшой группе,

договариваться, делиться материалами.

o

Соблюдают правила безопасности.

Художественно-эстетическое развитие:

o

Используют результаты экспериментирования для

создания рисунков, поделок.

o

Проявляют интерес к красоте природных явлений,

открытий.

Физическое развитие:

o

Развивается мелкая моторика при работе с инструментами

и материалами.

o

Улучшается координация движений.

Критерии оценки результатов:

Уровень познавательной активности: Проявляет ли ребенок

интерес к опытам, задает ли вопросы, стремится ли к

самостоятельным действиям.

Уровень понимания процесса исследования: Может ли

ребенок объяснить, что он делает, зачем, что получилось.

Уровень самостоятельности: Выполняет ли ребенок опыты с

минимальной помощью педагога, стремится ли к

самостоятельным действиям.

Уровень речевой активности: Насколько полно и грамотно

ребенок описывает ход опыта и его результаты.

Соблюдение правил безопасности: Насколько аккуратно и

ответственно ребенок ведет себя во время проведения опытов.

Заключение

Детское экспериментирование является мощным педагогическим

инструментом, способствующим всестороннему развитию ребенка в

дошкольном возрасте. Оно не только обогащает знаниями об

окружающем мире, но и формирует фундаментальные личностные

качества, такие как самостоятельность, критическое мышление,

любознательность и уверенность в себе. Системная работа по

организации экспериментирования, создание соответствующей

развивающей среды и грамотное руководство со стороны педагога

позволяют раскрыть потенциал каждого ребенка, подготовив его к

успешному обучению и активной, осознанной жизни. Опыт показывает,

что дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность,

демонстрируют более высокие результаты в обучении, проявляют

больший интерес к познанию и становятся более адаптивными к

изменяющимся условиям. Следовательно, интеграция детского

экспериментирования в образовательный процесс является не просто

желательной, а необходимой составляющей современного

дошкольного образования.



В раздел образования