Автор: Коняева Галина Анатольевна
Должность: Преподаватель, 1 категория
Учебное заведение: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Дальнегорский индустриально-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Дальнегорск
Наименование материала: УРОКА- ПРАКТИКУМ КВЕСТ-ИГРА "МИР ОЩУЩЕНИЙ"
Тема: дисциплина "Основы психологии"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА- ПРАКТИКУМА
КВЕСТ-ИГРА "МИР ОЩУЩЕНИЙ"
по дисциплине «Основы психологии»
специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.01 Дошкольное образование
преподаватель
Коняева Галина Анатольевна
г. Дальнегорск, 2025 г.
Дисциплина: Основы психологии
Тема: Ощущения
Продолжительность: 90 минут
Форма: командная квест-игра
Целевая аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Количество участников: 15–25 человек (делятся на 3–5 команд по 4–6
человек)
Цель:
Активизация познавательной деятельности студентов и закрепление
знаний о видах, свойствах и физиологических механизмах ощущений
человека через игровые формы.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о видах ощущений, анализаторах, порогах
чувствительности.
Научить
применять
теоретические
знания
в
практических
ситуациях.
Развивающие:
Развивать
наблюдательность,
внимание,
логическое
и
ассоциативное мышление.
Формировать навыки командной работы и коммуникативную
компетентность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к психологии как науке о человеке.
Формировать уважение к мнению других, умение слушать и
взаимодействовать.
Оборудование и материалы:
карточки-задания для станций;
таймер или часы;
аудиоколонка (для заданий со слухом);
набор предметов с различной фактурой, запахами, вкусами (в
закрытых контейнерах);
QR-код для перехода к цифровым заданиям (LearningApps);
маркеры, бумага, стикеры;
жетоны или наклейки для начисления баллов.
Ход квеста
1. Вводная часть (10 минут)
Действия преподавателя:
Приветствие, объявление темы и целей квеста.
Краткое напоминание, что ощущение
— это психический
процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на органы чувств.
Разделение студентов на команды, выдача маршрутных листов.
Каждая команда получает:
маршрутный лист с названиями станций;
лист для ответов;
инструкцию: «Выполни задания на каждой станции. За каждый
правильный ответ — 1 балл. Команда, набравшая больше всего баллов,
получает звание Психолог-исследователь ощущений!»
2. Основная часть (60 минут)
Игровые станции (по 10–12 минут на каждую)
Станция 1. "Вижу — значит знаю" (Зрительные ощущения)
Задача: определить, как особенности зрения влияют на восприятие.
Ход задания:
1.
Студентам
показывают
5
изображений
с
оптическими
иллюзиями.
2.
Необходимо объяснить, что именно вводит в заблуждение и
какой закон восприятия здесь проявляется.
3.
Доп. задание: нарисовать простую фигуру с закрытыми глазами
— проверить точность зрительно-моторной координации.
Оценивание:
1 балл — правильное объяснение иллюзии;
+1 балл — верное выполнение дополнительного задания.
Станция 2. "Услышь меня" (Слуховые ощущения)
Задача: проверить слуховую чувствительность и различение звуков.
Ход задания:
1.
Преподаватель включает короткие аудиофайлы: шепот, тиканье,
звук капающей воды, фоновый шум и музыкальные фрагменты.
2.
Команды записывают, что услышали.
3.
Затем обсуждение — какие звуки труднее различить и почему.
Оценивание:
1 балл — за каждый правильно распознанный звук;
+1 балл — за объяснение причин различий в чувствительности.
Станция 3. "Узнай по запаху" (Обонятельные ощущения)
Задача:
определить
запахи
с
закрытыми
глазами.
Материалы: контейнеры с кофе, лимоном, мятой, корицей, уксусом и т.д.
Ход: участники по очереди вдыхают аромат и записывают предположение.
Доп. вопрос: почему обоняние связано с памятью?
Оценивание:
1 балл — за каждый верно определённый запах;
+1 балл — за правильное объяснение связи обоняния с памятью.
Станция 4. "На ощупь" (Тактильные ощущения)
Задача:
определить
предмет
по
прикосновению.
Материалы: непрозрачный мешочек с предметами (мяч, губка, ключ,
пуговица,
ракушка).
Ход:
команда
по
очереди
определяет
предмет,
не
глядя.
Доп. задание: объяснить, почему при стрессе тактильные ощущения
обостряются.
Оценивание:
1 балл — правильный предмет;
+1 балл — правильное объяснение.
Станция 5. "Границы ощущений" (Порог чувствительности)
Задача: проверить абсолютный и разностный порог ощущений.
Ход:
1.
Преподаватель предлагает определить, какой из двух стаканов
холоднее (разница в 1–2°С).
2.
Аналогично — на слух различить две ноты.
3.
Обсуждение: почему у разных людей пороги различаются?
Оценивание:
1 балл — правильный ответ;
+1 балл — за верное рассуждение.
Станция 6 (дополнительная, онлайн). "Психология ощущений в
жизни"
Форма: мини-викторина в LearningApps.
Содержание: 10 тестовых вопросов о видах ощущений, анализаторах,
их
свойствах.
Пример вопроса:
Какой анализатор обеспечивает равновесие тела?
а) двигательный
б) вестибулярный
в) слуховой
г) зрительный
Оценивание:
Автоматически — по количеству правильных ответов.
3. Итоговая часть (20 минут)
1.
Подсчёт баллов, объявление результатов.
2.
Рефлексия:
o
Что нового узнали?
o
Как ощущения помогают в жизни?
o
Какие ощущения развиты у вас сильнее?
3.
Вручение сертификатов/жетонов команде-победителю.
4.
Заключительное
слово
преподавателя:
связь
ощущений
с
восприятием, вниманием и мышлением.
Критерии оценки работы команд:
Критерий
Баллы
Правильность ответов
до 10
Активность команды
до 5
Аргументированность
рассуждений
до 5
Сотрудничество и взаимопомощь
до 3
Итого
макс. 23 балла
Ожидаемые результаты:
студенты знают виды ощущений и их характеристики;
умеют различать и описывать ощущения, проводить мини-
эксперименты;
проявляют интерес к психологическим знаниям;
формируются
коммуникативные
и
исследовательские
компетенции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист команды
№ станции
Название станции
Баллы
1
Вижу
—
значит
знаю
(Зрительные ощущения)
2
Услышь
меня
(Слуховые
ощущения)
3
Узнай
по
запаху
(Обонятельные ощущения)
4
На
ощупь
(Тактильные
ощущения)
5
Границы ощущений (Порог
чувствительности)
6
Онлайн-викторина
«Психология ощущений»
Итого баллов: ____________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки для станций
Станция 1. Вижу — значит знаю (Зрительные ощущения)
1. Рассмотри изображения с оптическими иллюзиями и объясни, в чем
ошибка восприятия.
2. Нарисуй простую фигуру с закрытыми глазами — проверь точность
зрительно-моторной координации.
Оценка: 1 балл за правильное объяснение, +1 балл за выполнение
дополнительного задания.
Станция 2. Услышь меня (Слуховые ощущения)
1. Прослушай аудиофайлы и запиши, какие звуки ты услышал.
2.
Объясни,
почему
некоторые
звуки
труднее
различить.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Станция 3. Узнай по запаху (Обонятельные ощущения)
1. Определи запахи с закрытыми глазами.
2. Ответь: почему запахи часто связаны с воспоминаниями?
Оценка: 1 балл за каждый верный ответ +1 за объяснение.
Станция 4. На ощупь (Тактильные ощущения)
1. Определи предметы на ощупь.
2.
Объясни,
почему
при
стрессе
тактильная
чувствительность
изменяется.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Станция 5. Границы ощущений (Порог чувствительности)
1. Определи, какой из двух предметов холоднее.
2. Объясни, почему пороги чувствительности разные у разных людей.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Станция 6. Онлайн-викторина «Психология ощущений»
Пройди
в
LearningApps
с
вопросами
по
видам
ощущений
и
анализаторам.
Оценка: по количеству правильных ответов.