Напоминание

дисциплина "Основы психологии"


Автор: Коняева Галина Анатольевна
Должность: Преподаватель, 1 категория
Учебное заведение: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Дальнегорский индустриально-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Дальнегорск
Наименование материала: УРОКА- ПРАКТИКУМ КВЕСТ-ИГРА "МИР ОЩУЩЕНИЙ"
Тема: дисциплина "Основы психологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА- ПРАКТИКУМА

КВЕСТ-ИГРА "МИР ОЩУЩЕНИЙ"

по дисциплине «Основы психологии»

специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.01 Дошкольное образование

преподаватель

Коняева Галина Анатольевна

г. Дальнегорск, 2025 г.

Дисциплина: Основы психологии

Тема: Ощущения

Продолжительность: 90 минут

Форма: командная квест-игра

Целевая аудитория: студенты СПО (1–2 курс)

Количество участников: 15–25 человек (делятся на 3–5 команд по 4–6

человек)

Цель:

Активизация познавательной деятельности студентов и закрепление

знаний о видах, свойствах и физиологических механизмах ощущений

человека через игровые формы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о видах ощущений, анализаторах, порогах

чувствительности.

Научить

применять

теоретические

знания

в

практических

ситуациях.

Развивающие:

Развивать

наблюдательность,

внимание,

логическое

и

ассоциативное мышление.

Формировать навыки командной работы и коммуникативную

компетентность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к психологии как науке о человеке.

Формировать уважение к мнению других, умение слушать и

взаимодействовать.

Оборудование и материалы:

карточки-задания для станций;

таймер или часы;

аудиоколонка (для заданий со слухом);

набор предметов с различной фактурой, запахами, вкусами (в

закрытых контейнерах);

QR-код для перехода к цифровым заданиям (LearningApps);

маркеры, бумага, стикеры;

жетоны или наклейки для начисления баллов.

Ход квеста

1. Вводная часть (10 минут)

Действия преподавателя:

Приветствие, объявление темы и целей квеста.

Краткое напоминание, что ощущение

— это психический

процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств.

Разделение студентов на команды, выдача маршрутных листов.

Каждая команда получает:

маршрутный лист с названиями станций;

лист для ответов;

инструкцию: «Выполни задания на каждой станции. За каждый

правильный ответ — 1 балл. Команда, набравшая больше всего баллов,

получает звание Психолог-исследователь ощущений

2. Основная часть (60 минут)

Игровые станции (по 10–12 минут на каждую)

Станция 1. "Вижу — значит знаю" (Зрительные ощущения)

Задача: определить, как особенности зрения влияют на восприятие.

Ход задания:

1.

Студентам

показывают

5

изображений

с

оптическими

иллюзиями.

2.

Необходимо объяснить, что именно вводит в заблуждение и

какой закон восприятия здесь проявляется.

3.

Доп. задание: нарисовать простую фигуру с закрытыми глазами

— проверить точность зрительно-моторной координации.

Оценивание:

1 балл — правильное объяснение иллюзии;

+1 балл — верное выполнение дополнительного задания.

Станция 2. "Услышь меня" (Слуховые ощущения)

Задача: проверить слуховую чувствительность и различение звуков.

Ход задания:

1.

Преподаватель включает короткие аудиофайлы: шепот, тиканье,

звук капающей воды, фоновый шум и музыкальные фрагменты.

2.

Команды записывают, что услышали.

3.

Затем обсуждение — какие звуки труднее различить и почему.

Оценивание:

1 балл — за каждый правильно распознанный звук;

+1 балл — за объяснение причин различий в чувствительности.

Станция 3. "Узнай по запаху" (Обонятельные ощущения)

Задача:

определить

запахи

с

закрытыми

глазами.

Материалы: контейнеры с кофе, лимоном, мятой, корицей, уксусом и т.д.

Ход: участники по очереди вдыхают аромат и записывают предположение.

Доп. вопрос: почему обоняние связано с памятью?

Оценивание:

1 балл — за каждый верно определённый запах;

+1 балл — за правильное объяснение связи обоняния с памятью.

Станция 4. "На ощупь" (Тактильные ощущения)

Задача:

определить

предмет

по

прикосновению.

Материалы: непрозрачный мешочек с предметами (мяч, губка, ключ,

пуговица,

ракушка).

Ход:

команда

по

очереди

определяет

предмет,

не

глядя.

Доп. задание: объяснить, почему при стрессе тактильные ощущения

обостряются.

Оценивание:

1 балл — правильный предмет;

+1 балл — правильное объяснение.

Станция 5. "Границы ощущений" (Порог чувствительности)

Задача: проверить абсолютный и разностный порог ощущений.

Ход:

1.

Преподаватель предлагает определить, какой из двух стаканов

холоднее (разница в 1–2°С).

2.

Аналогично — на слух различить две ноты.

3.

Обсуждение: почему у разных людей пороги различаются?

Оценивание:

1 балл — правильный ответ;

+1 балл — за верное рассуждение.

Станция 6 (дополнительная, онлайн). "Психология ощущений в

жизни"

Форма: мини-викторина в LearningApps.

Содержание: 10 тестовых вопросов о видах ощущений, анализаторах,

их

свойствах.

Пример вопроса:

Какой анализатор обеспечивает равновесие тела?

а) двигательный

б) вестибулярный

в) слуховой

г) зрительный

Оценивание:

Автоматически — по количеству правильных ответов.

3. Итоговая часть (20 минут)

1.

Подсчёт баллов, объявление результатов.

2.

Рефлексия:

o

Что нового узнали?

o

Как ощущения помогают в жизни?

o

Какие ощущения развиты у вас сильнее?

3.

Вручение сертификатов/жетонов команде-победителю.

4.

Заключительное

слово

преподавателя:

связь

ощущений

с

восприятием, вниманием и мышлением.

Критерии оценки работы команд:

Критерий

Баллы

Правильность ответов

до 10

Активность команды

до 5

Аргументированность

рассуждений

до 5

Сотрудничество и взаимопомощь

до 3

Итого

макс. 23 балла

Ожидаемые результаты:

студенты знают виды ощущений и их характеристики;

умеют различать и описывать ощущения, проводить мини-

эксперименты;

проявляют интерес к психологическим знаниям;

формируются

коммуникативные

и

исследовательские

компетенции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист команды

№ станции

Название станции

Баллы

1

Вижу

значит

знаю

(Зрительные ощущения)

2

Услышь

меня

(Слуховые

ощущения)

3

Узнай

по

запаху

(Обонятельные ощущения)

4

На

ощупь

(Тактильные

ощущения)

5

Границы ощущений (Порог

чувствительности)

6

Онлайн-викторина

«Психология ощущений»

Итого баллов: ____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки для станций

Станция 1. Вижу — значит знаю (Зрительные ощущения)

1. Рассмотри изображения с оптическими иллюзиями и объясни, в чем

ошибка восприятия.

2. Нарисуй простую фигуру с закрытыми глазами — проверь точность

зрительно-моторной координации.

Оценка: 1 балл за правильное объяснение, +1 балл за выполнение

дополнительного задания.

Станция 2. Услышь меня (Слуховые ощущения)

1. Прослушай аудиофайлы и запиши, какие звуки ты услышал.

2.

Объясни,

почему

некоторые

звуки

труднее

различить.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Станция 3. Узнай по запаху (Обонятельные ощущения)

1. Определи запахи с закрытыми глазами.

2. Ответь: почему запахи часто связаны с воспоминаниями?

Оценка: 1 балл за каждый верный ответ +1 за объяснение.

Станция 4. На ощупь (Тактильные ощущения)

1. Определи предметы на ощупь.

2.

Объясни,

почему

при

стрессе

тактильная

чувствительность

изменяется.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Станция 5. Границы ощущений (Порог чувствительности)

1. Определи, какой из двух предметов холоднее.

2. Объясни, почему пороги чувствительности разные у разных людей.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Станция 6. Онлайн-викторина «Психология ощущений»

Пройди

в

LearningApps

с

вопросами

по

видам

ощущений

и

анализаторам.

Оценка: по количеству правильных ответов.



В раздел образования