Напоминание

От функционала к призванию


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: От функционала к призванию
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ДОУ: НЕ ПРОСТО

«ПРОВОДНИК В МИР МУЗЫКИ», А АРХИТЕКТОР ДЕТСКОЙ

ДУШИ

Казначеева Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель

высшей категории

Почему нам мало быть только «праздничными режиссерами?

Традиционный образ музыкального руководителя — это специалист,

который проводит занятия в зале и отвечает за утренники. Но в эпоху

цифровизации и клипового мышления этих функций становится

недостаточно. Современный ребенок окружен мощным потоком звуковой

информации, зачастую хаотичной. Наша ключевая задача сегодня — не

просто «ознакомить с музыкой», а стать для ребенка архитектором его

звукового ландшафта, научить его не просто слышать, а слушать,

чувствовать и создавать.

Модуль 1. Стратегия «Трех Кругов» музыкальной среды

Я предлагаю модель, которая позволяет выстроить музыкальное развитие

как непрерывный, целостный процесс. Представьте себе три

концентрических круга:

1. Внутренний круг: Персональное музыкальное пространство ребенка.

Это его личный уголок в группе, но не статичный «музыкальный уголок» с

бубнами, а «Зона звуковых экспериментов».

· Практический пример: Вместо кассет с записью — QR-коды, ведущие на

специально созданный плейлист в безопасном аудиоприложении. Плейлисты

обновляются еженедельно и тематически связаны с темой недели («Звуки

осени», «Космическая музыка», «Марши животных»).

· Что это дает: Ребенок учится делать осознанный выбор, у него формируется

личный музыкальный вкус.

2. Средний круг: Групповое музыкальное сообщество.

Это зона совместного творчества воспитателя и детей, вдохновляемая

музыкальным руководителем.

· Практический пример: Внедрение «Музыкального ритуала дня». Это 5-7

минут в первой или второй половине дня. Не занятие, а эмоциональная

настройка. Например, «ритмичный привет» под барабанный бой с утра,

«минута тишины» под звуки поющей чаши перед сном, «танец-повторялка»

под подвижную музыку после сна.

· Что это дает: Музыка становится языком общения и регуляции

эмоционального состояния в группе.

3. Внешний круг: Интегрированная музыкальная среда всего ДОУ.

Музыка выходит за пределы группы и зала, становясь элементом

образовательной экосистемы сада.

· Практический пример: Проект «Музыкальная лестница». На ступеньки

лестницы, ведущей в музыкальный зал, наклеиваются ноты или изображения

инструментов. Проходя по ним, ребенок пропевает гамму или прохлопывает

ритм. Другой пример — «Озвученная прогулка»: дети с помощью педагога

ищут «музыкальные» звуки на участке (стук веток, шуршание листьев, ритм

капель) и создают из них импровизированный оркестр.

· Что это дает: Развитие слухового внимания и творческого мышления в

любой обстановке.

Модуль 2. Родитель — не зритель, а со-творец

Классические выступления на утренниках часто создают у родителей роль

пассивных потребителей. Мы ломаем эту модель через форматы

«совместного музицирования».

· Практический пример: Проведение не открытого занятия, а «Музыкальной

гостиной». Родителям раздают простые шумовые инструменты (погремушки,

кастаньеты, маракасы) и включают их в исполнение оркестровой партии

известного классического произведения (например, «Танец Феи Драже»

Чайковского). Они становятся частью оркестра, наравне с детьми.

· Что это дает: Родители на собственном опыте понимают ценность и

сложность нашей работы, эмоционально сближаются с ребенком, видят его в

новом свете.

Заключение: От функционала к призванию

Таким образом, роль музыкального руководителя сегодня — это роль

архитектора, дирижера и вдохновителя единого образовательного

пространства. Мы создаем не сценарии праздников, а ситуации успеха для

каждого ребенка, в которых он может раскрыться. Мы учим его не песням, а

эмоциональной грамотности через музыку.

Когда детский сад наполнен звучащей, живой, осмысленной музыкой,

пронизывающей быт, игру и общение, мы выполняем свою главную миссию:

воспитываем не будущего музыканта, а гармоничную личность, способную

чувствовать прекрасное.



В раздел образования