Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: От функционала к призванию
Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ДОУ: НЕ ПРОСТО
«ПРОВОДНИК В МИР МУЗЫКИ», А АРХИТЕКТОР ДЕТСКОЙ
ДУШИ
Казначеева Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель
высшей категории
Почему нам мало быть только «праздничными режиссерами?
Традиционный образ музыкального руководителя — это специалист,
который проводит занятия в зале и отвечает за утренники. Но в эпоху
цифровизации и клипового мышления этих функций становится
недостаточно. Современный ребенок окружен мощным потоком звуковой
информации, зачастую хаотичной. Наша ключевая задача сегодня — не
просто «ознакомить с музыкой», а стать для ребенка архитектором его
звукового ландшафта, научить его не просто слышать, а слушать,
чувствовать и создавать.
Модуль 1. Стратегия «Трех Кругов» музыкальной среды
Я предлагаю модель, которая позволяет выстроить музыкальное развитие
как непрерывный, целостный процесс. Представьте себе три
концентрических круга:
1. Внутренний круг: Персональное музыкальное пространство ребенка.
Это его личный уголок в группе, но не статичный «музыкальный уголок» с
бубнами, а «Зона звуковых экспериментов».
· Практический пример: Вместо кассет с записью — QR-коды, ведущие на
специально созданный плейлист в безопасном аудиоприложении. Плейлисты
обновляются еженедельно и тематически связаны с темой недели («Звуки
осени», «Космическая музыка», «Марши животных»).
· Что это дает: Ребенок учится делать осознанный выбор, у него формируется
личный музыкальный вкус.
2. Средний круг: Групповое музыкальное сообщество.
Это зона совместного творчества воспитателя и детей, вдохновляемая
музыкальным руководителем.
· Практический пример: Внедрение «Музыкального ритуала дня». Это 5-7
минут в первой или второй половине дня. Не занятие, а эмоциональная
настройка. Например, «ритмичный привет» под барабанный бой с утра,
«минута тишины» под звуки поющей чаши перед сном, «танец-повторялка»
под подвижную музыку после сна.
· Что это дает: Музыка становится языком общения и регуляции
эмоционального состояния в группе.
3. Внешний круг: Интегрированная музыкальная среда всего ДОУ.
Музыка выходит за пределы группы и зала, становясь элементом
образовательной экосистемы сада.
· Практический пример: Проект «Музыкальная лестница». На ступеньки
лестницы, ведущей в музыкальный зал, наклеиваются ноты или изображения
инструментов. Проходя по ним, ребенок пропевает гамму или прохлопывает
ритм. Другой пример — «Озвученная прогулка»: дети с помощью педагога
ищут «музыкальные» звуки на участке (стук веток, шуршание листьев, ритм
капель) и создают из них импровизированный оркестр.
· Что это дает: Развитие слухового внимания и творческого мышления в
любой обстановке.
Модуль 2. Родитель — не зритель, а со-творец
Классические выступления на утренниках часто создают у родителей роль
пассивных потребителей. Мы ломаем эту модель через форматы
«совместного музицирования».
· Практический пример: Проведение не открытого занятия, а «Музыкальной
гостиной». Родителям раздают простые шумовые инструменты (погремушки,
кастаньеты, маракасы) и включают их в исполнение оркестровой партии
известного классического произведения (например, «Танец Феи Драже»
Чайковского). Они становятся частью оркестра, наравне с детьми.
· Что это дает: Родители на собственном опыте понимают ценность и
сложность нашей работы, эмоционально сближаются с ребенком, видят его в
новом свете.
Заключение: От функционала к призванию
Таким образом, роль музыкального руководителя сегодня — это роль
архитектора, дирижера и вдохновителя единого образовательного
пространства. Мы создаем не сценарии праздников, а ситуации успеха для
каждого ребенка, в которых он может раскрыться. Мы учим его не песням, а
эмоциональной грамотности через музыку.
Когда детский сад наполнен звучащей, живой, осмысленной музыкой,
пронизывающей быт, игру и общение, мы выполняем свою главную миссию:
воспитываем не будущего музыканта, а гармоничную личность, способную
чувствовать прекрасное.