Напоминание

Значение сказки в развитии детей дошкольного возраста


Автор: Гоман Кристина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №20
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Значение сказки в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение сказки в развитии детей дошкольного возраста

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Гоман К.В.,

воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №20

г. Ставрополь

В сегодняшнюю эпоху средств массовой информации, Интернета и

постоянного прогресса сказочные произведения, которые существовали

веками и при этом всегда были актуальны, снова и снова вдохновляют детей.

Сказки, являясь особым жанром устного народного творчества, приносят

весомую пользу для развития юных умов. Богатые, творческие истории для

детей, включающие волшебные события и места, удивительные задания или

воображаемых существ, предлагают гораздо больше, чем развлечение, во

многом положительно влияя на ребенка.

Изложение основного материала статьи. Сказочные произведения

веками использовались как средство передачи общей мудрости и знаний от

одного поколения к другому, подчеркивая ценности и нравы того времени и

места, в котором они были первоначально записаны. Основанные на устной

традиции деревенских преданий и деревенских басен, современные сказки

восходят к 18-му и 19-му векам, а Шарль Перро, братья Гримм и Ганс

Христиан Андерсен являются одними из пионеров этого литературного

жанра. Зачастую сказки имеют общие черты и идентичные темы, тогда как

порой они сильно отличаются от одной культуры к другой.

По мнению Бруно Беттельхейма детская литература стимулирует

умственное

и

личностное

развитие,

предоставляя

юным

читателям

механизмы преодоления своих внутренних проблем, жизненных стрессов и

тревог. Традиционная детская литература (легенды, мифы и сказки)

предлагает детям лучше понять мир. Каждая история основана на культуре, а

мир культуры безграничен. Рассказ или чтение легенд, мифов, сказок -

способ воспитания детской души и гуманизма. Понимание мира растет по

мере того, как дети понимают основы культурных традиций, учатся ценить

культуру и искусство других людей. Смешивая факты с вымыслом, сказки

способствуют

развитию

детской

инициативы

и

способности

к

самостоятельности более эффективно, чем повседневный жизненный опыт.

С точки зрения образования, будущие юные читатели изучают основы

повествования тематически и последовательно - обстановка, персонажи и

сюжет

(развитие

действия,

кульминация,

развязка)

разворачиваются

предсказуемо и помогают детям сориентироваться.

Такие черты характера, как трудолюбие и лень, красота и уродство,

ревность, любопытство и высокомерие или сила и слабость, посредством

сказки естественным образом могут быть распознаны и поняты детьми.

Кроме того, сказки очень наглядно, через наказание за зло и вознаграждение

за добро, показывают ребенку, что такое справедливость, тем самым на

бессознательном уровне помогая ребенку упорядочить свое внутреннее

эмоциональное состояние. Ребенок может получить представление о нормах

и ценностях, с одной стороны, через резкое разграничение добра и зла, а с

другой стороны, через действия героев сказки.

Традиционная

детская

литература,

особенно

сказки,

в

которых

развитие сюжета может происходить довольно быстро, включает в себя

драматический сюжет и легкое отождествление с добрым персонажем,

относится

к

тому

типу

литературы,

который

больше

«говорит»

со

слушателем или читателем и доставляет удовольствие. Несмотря на то, что

существуют различные формы детской литературы, именно сказки больше

всего обращаются к еще неразвитому детскому духу. Хотя они не касаются

проблем, которые могут возникнуть у детей в наше время, они могут быть

связаны с внутренними конфликтами, перед которыми дети часто чувствуют

себя беспомощными.

Через чтение сказок дети могут узнать, что борьба с трудностями

жизни неизбежна и что их можно преодолеть. Традиционная детская

литература включает в себя хороших и плохих персонажей, которые

позволяют ребенку идентифицировать себя с хорошим и отвергнуть плохое.

Ребенок сочувствует «достойным» героям, «участвует» в их борьбе, узнавая,

что, хотя он может столкнуться с трудностями или быть кем-то отвергнутым,

в случае необходимости ему помогут и направят.

Сказка содержит множество элементов и характеристик, которые

основаны именно на периоде дошкольного детства, что позволяет детям

легко включиться в историю. Здесь имеется в виду, с одной стороны, простой

язык и структура, которые делают сказки такими доступными для чтения и

понимания, а с другой стороны, связь реального и воображаемого уровней

событий в сказках. Недаром в сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм в

качестве адресатов упоминаются дети в возрасте от четырех до восьми лет.

Благодаря этому, прежде всего очень простому и в то же время

наглядному представлению, сказка дает ребенку свободу мечтать и, прежде

всего, стимулирует и обогащает его воображение. Это пойдет ему на пользу

и в дальнейшей жизни, ведь часто достаточно немного творчества и

воображения, чтобы найти выход из проблемной ситуации. Через сказки

детям также частично предлагается некий сценарий, которому они могут

следовать для самостоятельного решения существующих проблем. С одной

стороны, это способствует стремлению к автономии, а с другой стороны,

закладывает основу для того, чтобы ребенок справлялся с задачами,

возникающими в его жизни.

Герои сказок довольно часто обладают именами, которые соотносятся с

их характеристикой и характером. Так, например, Золушка получила свое

имя, уснув в золе, а Белоснежку так звали потому, что она имела

белоснежную кожу, то есть белую, как снег. Основываясь на этих простых

параллелях, ребенку легче идентифицировать себя со сказочными героями и

их образом жизни.

Согласно концепции Ж. Пиаже И1 мир в глазах детей всегда только

черный или белый, что означает, что дети могут различать две крайности,

такие как добро и зло, и на этом этапе развития они не находят середины.

Здесь им на помощь приходят волшебные элементы сказки.

Бруно Беттельгейм называет эту интенсивность чувств «внутренним

хаосом» у детей. Точно так же и в сказках, хорошее строго отделено от

плохого,

поэтому

существует

определенная

поляризация.

Некоторые

повторяющиеся персонажи, такие как ведьма или мачеха, воплощают зло в

каждой сказке. С помощью этой поляризации ребенок может привести в

порядок свой внутренний хаос. Кроме того, благодаря уверенности в

хорошем

исходе

ребенку

может

быть

обеспечена

эмоциональная

безопасность в жизни.

Сложность человеческой природы, в которой сосуществуют как добро,

так и зло, хорошо прослеживается в сказках. Персонажи в сказочных

произведениях хороши и плохи одновременно, как и люди в реальной жизни.

Но, поскольку поляризация доминирует в сознании ребенка, она доминирует

и в сказках. Человек либо хорош, либо плох, и никогда ничего среднего.

Например, одна сестра добродетельна и трудолюбива, другие подлые и

ленивые,

один

родитель

добрый,

другой

злой.

Сопоставление

противоположных персонажей позволяет ребенку легко понять разницу

между ними, чего он не смог бы сделать, если бы эти фигуры были ближе к

реальной жизни. Более того, выбор ребенком идентификации основан не

столько на том, что правильно, а что неправильно, но главным образом на

том, какой человек ему нравится, а какой нет. Чем проще и прямолинейнее

хороший персонаж, тем легче ребенку отождествить себя с ним и отвергнуть

плохой характер.

Через поляризацию зла и добра также затрагивается детское чувство

справедливости, потому что в сказке те, кто заслуживают наказание,

наказываются, а те, кто с большим трудом и рвением прокладывает себе путь

к счастливой жизни, вознаграждаются. Благодаря положительному исходу

своего повествования, сказки помогают успокоить страхи, переживаемые на

разных этапах развития ребенка, убеждают в том, что неизвестное может

стать

известным,

и

способствуют

установлению

более

широкого,

позитивного взгляда на жизнь, отвечая при этом на глубокую потребность

детей в справедливости.

В сказках отталкивающий персонаж, который может показаться даже

угрожающим, после определенного поворота сюжета часто становится

дружелюбным человеком, к которому у ребенка может сформироваться

положительное отношение. В качестве примера можно упомянуть лягушку в

сказке

«Принц-лягушка»

или

переодетого

короля

в

сказке

«Король

Дроздобород». Точно так же, как ребенок лучше узнает этого персонажа, это

может случиться и с ним в реальности: ребенок, который в какой-то момент

является всего лишь незнакомцем, может причинять дискомфорт, но после

знакомства с ним этот же ребенок может стать хорошим другом. Все

эти разные персонажи предназначены для того, чтобы поддержать ребенка в

формировании индивидуального представления о человеке. Ребенок не

должен принимать поспешных решений или осуждать что-то заочно, но

должен признавать и чтить каждую человеческую жизнь. То же самое

относится и к природе и живым существам, которые в ней живут.

Часто герои с их чудесными способностями являются образцом для

подражания для детей, и они идентифицируют себя с этим персонажем.

Благодаря этому отождествлению, по мнению Б. Беттельгейма, ребенок

может компенсировать реальные или мнимые недостатки собственного тела

в своем воображении, тем самым заставляя свое тело делать все, что оно

пожелает, и как только эта фантазия исполняется, ребенок может быть

доволен собой. Если дети отождествили себя с героем сказки, они также

выработают для себя собственную систему норм и ценностей: поскольку

сказочный персонаж является образцом для подражания для ребенка,

последний будет действовать так, как поступает впечатливший его герой.

Сказка также учит ребенка довольствоваться тем, что есть. Например,

если ребенок хочет уметь творить волшебство, сказка дает ему понять, что

сначала он должен что-то сделать, чтобы получить такую способность, как и

герой, который является образцом для подражания. Однако, в то же время,

ребенок понимает, что некоторые ситуации он вполне может разрешать

самостоятельно, даже не обладая чудесными качествами. Так приходит

понимание, что волшебство бесполезно, поскольку человек способен

справляться с конфликтной ситуацией без посторонней помощи.

Некоторые из основных желаний, чувств, побуждений и потребностей

детей, которые часто не выражаются и подавляются в мире повседневной

жизни

родительскими

стандартами,

являются

излюбленными

темами

сказочных историй. В безопасном пространстве воображения дети могут

соприкоснуться с этим широким спектром «запрещенных» эмоций-реакций и

негативных проявлений, не испытывая при этом болезненных последствий

повседневной

жизни,

не

нарушая

ощущения

действительности

и

взаимоотношений детей со значимыми людьми в мире взрослых.

Сказки в простой форме показывают мирские прописные истины о

людях и окружающем их мире. Сказки и рассказы знакомят ребенка со

смыслом существования, показывают ему цели, заранее поставленные

человеком, учат правильному поведению и, более того, знакомят детей с

нравственными

нормами,

вознаграждаемыми

обществом.

Поэтому

изображение реального мира в сочетании с фантастическими явлениями в

сказках побуждает ребенка к многим размышлениям и представлениям.

Фантазирование, вдохновленное сказкой, дает дошкольникам возможность

представить эффекты собственного творения, придумывая новые истории

или трансформируя уже знакомые литературные произведения.

Благодаря сказке ребенок учится правильно составлять диалог, она

оказывает влияние на связную, логическую речь, содействует развитию

чувственной, яркой, привлекательной речи. Читая сказки можно встретить

поговорки,

пословицы,

которые

помогают

понять

смысл.

Поэтому

ознакомление детей со сказками должно начинаться в самом младшем

возрасте и рекомендуется продолжать до первых лет в школьной жизни.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Особенности сказки как средства воспитания и

обучения детей дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, И.В. Зотова //

Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - С. 4-6

2. Беттельхейм, Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных

сказок / пер. с англ. Семёновой Е. -Издательство В.Ю. Секачев, 2019. -464 с.

3. Миннуллина, Р.Ф. Роль сказки в воспитании и обучении детей

дошкольного возраста / Р.Ф. Миннуллина, Г.Р. Хакимуллина // Дневник

науки. - 2022. - № 4(64).

4. Пиаже, Жан. Избранные психологические труды / Жан Пиаже. -

Москва: Международная педагогическая академия, 1994.-680 с.



В раздел образования