Автор: Ахметова Земфира Рубиновна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Натюрморт в стиле "Обманка" на уроках живописи в ДХШ
Раздел: дополнительное образование
Натюрморт в стиле «Обманка» на уроках живописи в 4 классе ДХШ.
Преподаватель спецдисциплин Ахметова З.Р.
МБУДО «Детская художественная школа №1 г. Йошкар-Олы»
В Детской художественной школе в работе с натуры особое внимание
уделяется
жанру
натюрморта.
Натюрморт
является
доступным
средством
познания законов формы, светотени, цвета.
К 4 классу ДХШ учениками уже накапливается определенный багаж
знаний
и
умений,
усложняется
совокупность
задач,
соответственно
усложняются и постановки. Предметы могут быть организованы тематически,
связаны смысловым содержанием и могут нести в себе определенную идею.
Ведь
мир
вещей
неразрывно
связан
с
человеком
и
может
нам
поведать
множество историй, натолкнуть на размышления, поставить вопросы. В таком
ключе
составляются натюрморты в форме «обманки». Перед выполнением
задания
ребятам
рассказывается
об
этом
направлении
в
искусстве,
его
истории, видах, современных течениях, иллюстрируя лучшими примерами.
«Тромплей или «обманка»- это прием, с помощью которого художники
показывают
«фокус»,
создавая
на
плоскости
объемную
реальность».
«Искусство
«обманки»
известно
художникам
с
древности.
Оно
позволяет
создавать
образы,
напоминающие
реальные
до
такой
степени,
что
их
искусственность начинает вызывать сомнения. Кроме того, «обманка» может
служить пространственным целям архитектуры, визуально расширяя то или
иное пространство». Подробнее мы остановимся на натюрморте.
В нашем
случае это камерная постановка, где предметы закреплены в одной, либо двух
плоскостях.
Вещи
могут
объединяться
по
принципу
одной
исторической
эпохи,
профессии,
увлечений
или
событий.
Это
может
быть
натюрморт-
посвящение: герою, выдающемуся деятелю или близкому человеку. На наших
уроках это было посвящение А.С. Пушкину, к 215-летию со дня его рождения,
безымянному солдату, 70-летию Великой Победы, любимой бабушке и другим.
Так же это обращение к семейным реликвиям, бережно хранимым потомками.
Основой часто служат фотографии из семейного архива, страницы газет и
журналов вековой давности, награды, личные вещи. Таким образом, здесь
присутствует
и
воспитательный
процесс,
так
как
мы
затрагиваем
тему
поколений, вызывая интерес к своим корням, историческим событиям. Дома у
большинства
из
нас
хранятся
старые
фотографии,
документы
и
другие
реликвии, а это повод пересмотреть их со своими родителями, задать им
вопросы.
Составляя
композицию
натюрморта,
в
некоторые
предметы
можно
заложить
символическое
значение.
Часы
это
вечность
или
скоротечность
времени, память, стекло-хрупкость, как это делали старые мастера.
Важно
использовать предметы разной фактуры, материальности и формы: плоские и
объемные,
блестящие
и
матовые.
Реквизит
используется
как
из
личной
коллекции, которая постоянно пополняется, так и из художественного фонда
школы. Естественно, перед выполнением этого задания, мы неоднократно
упражняемся в изображении мелких предметов во 2 и 3 классе. Это могут
быть
украшения,
флакончики,
столовые
приборы
и
тому
подобное.
Композиция
натюрморта
и
масштаб
заданы.
Критерий-
реалистичность,
стремление выполнить работу так, чтобы к ней захотелось прикоснуться, А
это значит выдержать пропорции,
контрасты, уделить внимание теням,
собственным, выявляя объем и падающим, порой очень тонким, но дающим
ощущение
трехмерности.
Важна
материальность
и
проработка
деталей.
Ребятам поначалу эта задача кажется сложной, но в процессе работы они
входят во вкус, делают ее с желанием, стремясь достичь нужного результата. В
итоге получаются великолепных работ, ученики превосходят свои ожидания и
у
них
повышается
самооценка.
Мы
считаем,
что
использование
техники
«тромплей» раскрывает интерес к предметному миру, внимание и любовь к
деталям, самодисциплине. Работы учащихся, выполненные в данной технике,
занимают призовые места в конкурсах различного уровня.
Примеры постановок:
Работы учащихся:
Маслихина Катя. 13 лет. Юферева Настя. 15 лет. Хобер Веста. 14 лет.
Памяти деда. 2015год.
Ретро. 2017г.
Старые письма. 2017г.