Автор: Петрова Любовь Анатольевна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.Н. ЧУСОВСКОГО» НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Населённый пункт: село Антоновка, Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: «Как ребенку выбраться из «лабиринта» терминов?» (Генерализация, диссеминация, ретрансляция педагогического опыта сельского учителя)
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки РС(Я)
МКУ «Управление образования Нюрбинского района»
Мастер-класс
«Как ребенку выбраться из «лабиринта» терминов?»
(Генерализация, диссеминация, ретрансляция педагогического опыта
сельского учителя)
Петрова Любовь Анатольевна,
учитель биологии
МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского»
Нюрбинского района РС (Я)
2025 год
Содержание
Введение
I.
Генерализация (Как загнали ребенка в «лабиринт»?)
1.1. Анализ сложившейся ситуации в биологическом образовании.
1.2. Основные моменты преподавания биологии в школе последние годы.
II.
Диссеминация « Как научить ребенка думать?»
2.1.Поиск выхода из «лабиринта»
2.2.Работа с терминами» как путь выхода из «лабиринта».
III.
Ретрансляция «Лабиринт для учителей»
Заключение
Литература
Введение
В последнее время наблюдается очень печальный факт - мы теряем
способность у детей думать, теряем детей , способных к мыслительным
действиям , теряем «думающих» детей. Это началось с 90-х годов, с началом
повального увлечения тестированием, введением ЕГЭ, с его частью А с 36-тью
заданиями с выбором одного ответа. Каково сегодня состояние школьного
биологического образования? И как это состояние отражается на ребенка?
Если скажу, что состояние современного школьного биологического
образования неудовлетворительное, то, наверно, все учителя-биологи
согласятся. И с тем, что такое состояние отражается на качество образования и
на уровень биологической подготовки выпускников.
Если смотреть глобально, то от состояния биологического образования зависит
состояние человечества:
- биологическое образование – основа устойчивости существования биосферы,
- а сохранение биосферы – условие выживания и прогресса человечества.
Таким образом, на нас, на учителей-биологов возложена большая
ответственность - ответственность за выживание человечества..
Что надо делать, чтобы улучшить уровень биологической подготовки
выпускников? Вопрос очень актуальный, особенно когда современные дети
перестали логически мыслить (думать), полагаясь найти готовые ответы в
гаджетах.
Актуальность: В последнее время мы, учителя, много говорим о такой
проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно
читают условия заданий. В условиях перехода на профильное обучение, когда в
некоторых сельских школах биология дается на базовом уровне, важно научить
ребенка «думать» (логически мыслить).
В своей работе я, учитель сельской школы, попытаюсь анализировать ситуацию
и, опираясь на многолетний опыт работы, обозначить основные проблемы и
искать пути решения этих проблем.
Цель – осмысление и обобщение опыта работы.
Задачи:
1.
Анализировать ситуацию
2.
Обозначить проблемы
3.
Поиск путей решения проблем
Сегодня для школьной практики особенно актуальны вопросы: как учить? и
чему учить?. Вопрос «как учить?» - это вопрос отбора структуры , вопрос
«чему учить?» - это вопрос обновления содержания образования . В области
биологии эти вопросы очень актуальны, что связано с:
1.
сокращением учебных часов по биологии,
2.
снижением качества образования, особенно в сельских школах,
3.
нарушением целостности содержания образования из-за появления
множества альтернативных линий УМК.
В связи с сложившейся ситуацией наметилась еще одна большая проблема.
Проблема: «Мы потеряли «думающего» ребенка»
Гипотеза: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо
зажечь». Если «Научить молодых думать - вот наша главная задача»
(В.А.Садовничий), то «Самостоятельность головы учащегося - единственное
прочное основание всякого плодотворного учения» ( К.Д.Ушинский)
I.
Генерализация «Как мы потеряли «думающего» ребенка»
1.1. Анализ сложившейся ситуации в биологическом образовании.
В современном биологическом образовании в последнее время возникло ряд
проблем, что отразилось на качество образования. Я считаю, что это связано со
следующими моментами:
-введение ЕГЭ, тестовая проверка знаний; следствие- замена устного ответа
учащихся на выбор правильного ответа;
----рассмотрение результатов ЕГЭ в качестве основного критерия оценки
профессионализма учителя;отсюда - замена преподавания биологии на
натаскивание к сдаче ЕГЭ;
-до введения обновленного ФГОС -свобода ОУ самостоятельно
разрабатывать свой учебный план, где указывается только количество часов и
нет четкого распределения содержания (структуры и содержания) отдельных
курсов привело к вычленению содержания и нарушению целостности
биологического образования (разные линии: концентрическая, линейная,
авторские программы);
-сокращение количества часов по биологии на ступени основного общего
образования.
История преподавания биологии свидетельствует, что основные проблемы
обучения биологии всегда были связаны в первую очередь с отбором и
структурой ее содержания. Под содержанием образования мы понимаем
ответ на вопрос «Чему учить?». Под структурой содержания
подразумевается последовательность изучения содержания. Это ответ на
вопрос «Как учить?»
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо
зажечь». Это верно, но только нельзя забывать: чтобы факел горел,
необходимо горючее. Для ученика таким горючим могут быть только знания.
Знания, которые зависят от правильно отобранного содержания образования.
Как обстоят дела с выбором содержания и структуры с 90-х годов? В
соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 1992г. обязательным стало
лишь основное общее образование (1-9 классы). В соответствии с федеральным
(БУП) среднего (полного) общего образования (2004) биология не относится к
числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов в 10-11
класса хи было в 10-11 кл. был предложен интегрированный учебный предмет
естествознание. Но практика показывает, что естествознание преподается в
незначительной части школ. А большинство школ в 10-11 классах обучают
биологии на базовом, реже профильном уровне. В связи с этим МО РФ
рекомендовало все разделы школьного курса (Растения. Животные. Человек.
Общая биология ) изучать в основной (девятилетней) школе. С 2012г.биология
является обязательным предметом вне зависимости от выбранного профиля
обучения.
Переход от единой школы к многообразию типов школ (гимназия, лицей,
школа с углубленным изучением отдельных предметов), увеличение
вариативности содержания ( с 1993-1994 уч. года школам предоставлена
возможность выбора учебного плана и программы по биологии. В это время в
школах использовалось 15 учебных планов). Это обусловило необходимость
разработки образовательного стандарта, который должен обеспечить
эквивалентность образования в разных типах школ.
1997 г. – обязательный минимум содержания основной школы.
2004 г. - разработан ФГОС.
2012г. – введение ФГОВ в школах.
В разное время основное содержание включало несколько блоков:
В 1998 г - 9 блоков: «Общие вопросы». «УОЖ». «Эволюция органического
мира». «Многообразие организмов и их классификация». «Бактерии. Грибы.
Лишайники». «Растения». « Животные». «Человек». «Здоровье человека».
В 2004 г. – 6 блоков: « Биология как наука. Методы биологии». «Признаки
живых организмов». «Эволюция органического мира». « Система,многообразие
и эволюция ивой природы». «Человек и его здоровье». «Взаимосвязи
организмов и окружающей среды».
С2011г. - 3 блока: «Живые организмы». «Человек и его здоровье». «Общие
биологические закономерности».
С 2023г.- 6 блоков: «Введение в биологию», «Биология растений (на примере
покрытосеменных): строение и жизнедеятельность», «Биология растений
(многообразие покрытосеменных).Грибы и лишайники.Бактерии», «Биология
животных», «Биология человека»», «Общая биология».
Видно, что постепенно происходит сокращение и укрупнение блоков
содержания. Оно осуществляется за счет уменьшения обязательной
(инвариантной) части содержания, что не может не сказаться на качество
образования.
Проблема- сокращение и укрупнение блоков содержания за счет уменьшения
обязательной (инвариантной) части содержания.
Как обстоят дела с отбором структуры содержания на сегодня?
Сегодня актуально – определение структуры содержания (последовательность
изучения) в основной школе, т.к. именно отсутствие последовательности
структурных компонентов в содержании не дает возможности для сохранения
целостности школьного биологического образования и формирования
целостного мировоззрения.,
Разные варианты изучения биологии, разная последовательность изучения
разделов биологии под удар ставит детей. Отсюда и проблемы при переходе
ученика из одной школы в другую, поступлении в ССУЗ-ы после 9-го класса.
Поэтому необходимо правильная последовательность изучения разделов и и
необходимое количествочасов на их изучение.
1.2.Основные моменты преподавания биологии в школе последние годы:
-до 1992г.:
•
все школы были едиными
•
обязательным было общее среднее образование
•
учились по типовой программе по биологии для средней (полной)
школы 6-11кл.
после 1993г.:
•
обязательным стало лишь основное общее образование (ФЗ «Об
образовании» от 1992г.)
•
в связи с этим МО РФ рекомендовало все разделы школьного курса
(Растения. Животные. Человек. Общая биология) изучать в основной
(девятилетней) школе.
•
переход от единой школы к многообразию типов школ
•
в школах использовалось 15 учебных планов
-после2004г.:
•
биология не относится к числу обязательных базовых
общеобразовательных учебных предметов в 10-11 классах ( в
соответствии с Федеральным БУП среднего (полного) общего
образования 2004)
•
большинство школ в 10-11 классах обучают биологии на базовом, реже
профильном уровне
-после 2012г.:
•
появились альтернативные программы и учебники по ФГОС
(концентрическая и лиейные линии) для основной школы 5-9кл
•
профильные классы, группы
•
биология является обязательным предметом вне зависимости от
выбранного профиля обучения.
-после 2023г.:
•
единая программа (ФРП ООО, ФРП СОО), единые учебники.
Как эти моменты отразились на содержание образования:
•
В разное время основное содержание включало несколько блоков:
В 1998 г - 9 блоков: «Общие вопросы». «УОЖ». «Эволюция
органического мира». «Многообразие организмов и их классификация».
«Бактерии. Грибы. Лишайники». «Растения». « Животные». «Человек».
«Здоровье человека».
•
В 2004 г. – 6 блоков: « Биология как наука. Методы биологии». «Признаки
живых организмов». «Эволюция органического мира». « Система,
многообразие и эволюция живой природы». «Человек и его здоровье».
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
•
С 2011г. - 3 блока: «Живые организмы». «Человек и его здоровье».
«Общие биологические закономерности».
•
С 2023г.- 6 блоков: «Введение в биологию», «Биология растений (на
примере покрытосеменных): строение и жизнедеятельность»,
«Биология растений (многообразие покрытосеменных).Грибы и
лишайники.Бактерии», «Биология животных», «Биология человека»»,
«Общая биология»
•
Видно, что постепенно происходит сокращение и укрупнение блоков
содержания.
Основная школа (средняя школа)
Всего часов
до 1992г
6-9 кл - 272ч. (10-11кл-85ч.)
357ч
с 1993г
6-9 кл - 306ч. (10-11кл-68ч. !)
306ч (374ч)
с 2012г
5-9 кл - 238ч.
(10-11кл-68ч.) концентрическая линия
5-9 кл - 204ч.
(
10-11кл-68ч.) линейная линия
306ч
272ч
с 2023г
5-9кл - 238ч (10-11кл-68ч.) базовый уровень
306ч
Класс
Разделы биологии
Количество часов
по
разде
лам
в
неде-
лю
всего
Обшее
до
1992г
6
Растения
68
2ч
68
357
7
Растения
Бактерии. Грибы. Лишайники
Животные
36
9
23
2ч
68
8
Животные
68
2ч
68
9
Человек
68
2ч
68
10
Общая биология
34
1ч
34
11
Общая биология
51
1,5ч
51
с
1993г
6
Растения. Бактерии. Грибы
68
2ч
68
306
(374) !
7
Животные
68
2ч
68
8
Человек
68
2ч
68
9
Общая биология
102
3ч
102
10
Общая биология !
34
1ч
34
11
Общая биология !
34
1ч
34
с
2012г
Конц.
линия
Линей
ная
линия
5
Введение в биологию
34
1ч
34
306
6
Живой организм
34
1ч
34
7
Многообразие живых организмов
34
1ч
34
8
Человек
68
2ч
68
9
Закономерности биологии
68
2ч
68
10
Общая биология
34
1ч
34
11
Общая биология
34
1ч
34
5
Введение в биологию
34
1ч
34
272
6
Живой организм
34
1ч
34
7
Бактерии. Грибы. Растения.
34
1ч
34
8
Животные
34
1ч
34
9
Человек
68
2ч
68
10
Общая биология
34
1ч
34
11
Общая биология
34
1ч
34
с
2023г
5
Биология как наука. Живой
организм. Природные сообщества
34
1ч
34
306
6
Строение и жизнедеятельность
растений
34
1ч
34
7
Систематика растений
34
1ч
34
8
Животные
68
2ч
68
9
Человек
68
2ч
68
10
Общая биология
34
1ч
34
11
Общая биология
34
1ч
34
II. Диссеминация « Как научить ребенка думать?»
2.1.Поиск выхода из «лабиринта»
«Научить молодых думать - вот наша главная задача»-
В.А.Садовничий
«Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание
всякого плодотворного учения» - К.Д.Ушинский.
Кто такой «думающий» ребенок?
Все знают, что это ребенок прежде всего умеющий:
доказывать, читать осмысленно, внимательно слушать ,читать «между
строк» (синонимы, антонимы, работать над терминами, вести диалог,
анализировать (расчленять), синтезировать (обобщать),сравнивать,делать
выводы, выделять главное, быстро находить нужную информацию .Таким
образом, «думающий» ребенок - это ребенок, умеющий размышлять, логически
мыслить, рассуждать. С уверенностью можно сказать, что ребенок, который все
это умеет – «думающий» ребенок.
1.
И всему этому мы должны его научить.
2.
В своей работе придерживаться основных принципов (как руководящие
идеи ) биологического образования:
- эволюционный
•
«Биолог может мыслить только эволюционно – другой альтернативы
для него не существует» - П.Медавар, англ.биолог, лауреат Нобелевской
премии ;
•
основополагающие темы: «Эволюция растений», «Эволюция животных»
в виде схем, указывая усложнение (ароморфоз) , потом - эволюцию систем
органов …
•
схематично показать «Эволюция жизни»
•
содержание курса должна быть пронизана идеей эволюции.
- системно-структурный
•
при изучении многообразия и эволюции органического мира такой
подход позволит рассматривать отделы растений и типы животных как
элементы системы органического мира.
3.
Мы должны научить детей думать(логически мыслить, рассуждать)
Учителя-биологи, которые много лет «сдают» ЕГЭ знают, что всю нужную
информацию по ЕГЭ ребенок все равно не запомнит. Хотя раньше, когда в ч.А
было 36 заданий с выбором одного ответа, методом натаскивания можно было
достаточную информацию «впихнуть» в мозг ребенка. Сейчас такое
натаскивание не срабатывает. Поэтому мы должны как-то научить детей самим
находить ответы, думая головой, т.е. научить думать. Я своим ученикам всегда
говорю «Для чего нужен мозг, в чем его работа? Его работа-думать, так
заставьте его выполнить свою работу!».
4.
Как это делать?
Можно использовать такие приемы:
«Читать между строк» (найти ключевое слово,перевод с русского на русский,
перевод на якутский язык,осмысленное чтение, размышление)
«Роль листа»
-ключевое слово «значение»
-синонимы «работа», «значение», «роль
-лист выполняет работу - ….Говоря биологическим языком – это его функция.
-выполняя такую работу лист нужен растению – отсюда его роль (значение) в
жизни растений.
–ключевое слово «лист». размышления: что это, что делает ,где находится,
каково строение, какие бывают?
Научить сравнивать, анализировать, обобщать
«Сравнить бактериальную клетку с растительной клеткой»
-описание по отдельности,
-находить общее, отличия , сделать выводы,
-можно сравнивать относительно одного
бактериальная клетка
растительная клетка
части клетки строение процессы жизнеДе
- (описание как анализ, сравнение, вывод как обобщение)
«Логическая цепочка-схема» (Что спрятано в этом слове?)
-из одного слова составить целый текст
-извлечь из мозга всю информацию (вспомнить «где,когда слышал, прочитал,
из опыта жизни, синонимы, антонимы, однокоренные слова,…)
-выстрои логическую цепочку, нарисуй схему)
Слово «вена». Вена из сердца—аорта---артерия
кровь сосуд---течет кровь антоним-вена
к сердцу
артерия
составить логическую цепочку: вена-сосуд-выносит кровь из сердца
Вопрос «Значение фотосинтеза»
-перевод с русского на якутский
-ключевое слово? Это может быть и «фотосинтез» или «значение»перевод с
русского на русский , т.е. найти синонимы:
значение-роль, функции,
фотосинтез - образование, ассимиляция, анаболизм, хим.реакция на свету…
работа над термином: «фотосинтез» = «фото» + «синтез»
свет образование
что? где? когда?
хим.реакция
прочитать между строк( это процесс, что-то происходит, глагол)
логическая цепочка ( что? где? когда? как?)
«фото» - свет
солнечная энергия
? энергия электрона
хим.энергия….
«Читать осмысленно» Именно осмысленное чтение является тем самым
толчком, запуском мыслительных действий.
Основной причиной низких баллов ЕГЭ является непонимание вопроса
задания, или затруднение из-за недостаточного понимания вопроса на русском
языке, или «игнорирование» вопроса, или поверхностное восприятие вопроса.
Вследствие этого у ребенка не запускается работа мозга и ребенок начинает
давать поверхностные ответы.
Поэтому мы должны научить осмысленно работать над вопросом.
«Работа над вопросом»
-Учитель должен написать вопрос на доске, проговаривать, дети должны
записывать в тетрадях.
-Пути поступления информации к ученику могут осуществиться через группу
анализаторов. Чем больше анализаторов вовлечено, тем эффективнее и выше
результат осмысления.
-Еще важно, чтоб дети определили у себя какая память у них сильнее развита;
слуховая, зрительная или письменная.
-.Сахаязычные дети думают на своем языке, поэтому желательно условие
задания перевести на свой язык;
-«Разжевывание вопроса» (сахалыы-махалыы ойдуу сатааьын);
-«Переплетать» с опытом жизни;
-Найти ключевое слово или словосочетание;
-Вспомнить (извлечь из глубин мозга,памяти, заставить работать мозг) что-
нибудь связанное с этим словом;
-Если ничего не вспомнишь, то поработай над термином.
2.2. Работа с терминами» как путь выхода из «лабиринта».
1.Морфологический разбор (расчленение термина на элементы): найти корень
слова, приставку, окончание (я так проще называю суффикс с окончанием);
2.Найти однокоренные слова, синонимы, антонимы –перевод с русского на
русский;
3.Определить значения корня, приставки и окончания;
4.Прочитать между строк ( это может быть или определения –подлежащее
или глагол (тело, процесс),или язык термина (древний-греческий, более
ранний-латинский), или связывание с другими сферами жизни,
науками,школьными предметами ( в обществознании так называют…), или это
отглаголенное подлежащее, то перевести в глагол ;
5.Если что-то получилось, то накручивай (вспомни, извлекай из мозга, памяти,
логически размышляй) все что связано с этим словом, весь механизм «Что?,
где?, когда?, как? что происходит? ,значение?,… . (логическая цепочка).
6.Составить логическую цепочку. «Фотосинтез»
«фотосинтез» = «фото» + «синтез»
свет образование
что? где? когда?
хим.реакция
Логическая цепочка: «фото» - свет солнечная энергия-- ? --энергия электрона--
хим.энергия….
При работе над термином важно научить расшифровать смысловое значение
и антиподы элементов термина: корня слова, приставки, окончания
1.Значение и антонимы приставок:
гомо- однородный, такой же, сходный, гетеро-неоднородный, иной,
отличающийся ( гомозигота, гетерозигота. гомосексуализм.
гетеросексуализм, гетеротрофное)
моно - один, ди-два, поли-много ( моносахарид, мономер, дисахарид,
диплоидность, полисахарид, полисома, полиплоидность)
де(ди) - разделение, разрушение , ре- восстановление (дегенерация,регенерация,
деконструкция, реконструкция, денатурация, ренатурация, дивергенция )
энто, экто, мезо (энтодерма. эктодерма, мезодерма, мезозой)
архео- древнейший, палео-древний, нео-новый
мио-мышцы, остео-кость, нефро-почка,мико-гриб
ксеро-сухой, стено-узкий, эври-широкий
гипер - слишком, избыток, гипо - мало, недостаток
глико-сладкий, аро-усложнение, ката- разрушение
2.Значение корней, окончаний слова:
планктон-парящий, бентос-глубина
трофо-пища, питание ,
топос – место (экотоп,биотоп), ойкос-дом
синапсис-соединение
дерма-кожа
логия-учение
генез-разитие, возникновение
сома-тело
архегоний-женский, антеридий-мужской
3.Значение окончаний:
-зм, -оз – явление (анаболизм,некроз, аллогенез, ароморфоз)
-лиз –разложение, расщепление (гликолиз, автолиз)
-оза –углевод, -аза – белок-фермент (лактоза, лактаза)
«Ароморфоз»= аро-повышение, усложнение+ морф-строени+оз-
явление,процесс. Упрощенно -процесс усложнения строения
III.
Ретрансляция «Лабиринт для учителей»
Шаг1. Что спрятано в этом слове?
1.
1) «Ретрансляция»
1.Разбор термина по элементам: приставка, корень, окончание
2.Что спрятано в этом слове, прочитать между строк.
3.Свяжите части понятия с биологическими и физическими объектами.
2) «Тонопласт»
1.Разбор термина по элементам: приставка, корень, окончание
2.Что спрятано в этом слове, прочитать между строк
3.Что спрятано в этом слове (какие понятия биологии и физики)
4.Составьте логическое определение, используя биологический и физический
языки.
5.Свяжите термин с биологическими и физическими терминами
Шаг 2 . Найдите палиндром:
1. Дом … (мод)
2.
Город … (дорог)
3.
Арбуз у … (зубра)
4.
А шорохами зима …(хороща)
5.
На доме Ч…(чемодан)
6.
Составьте палиндром из слов кабан, баклажан , нажал, на (нажал кабан на
баклажан)
Шаг 3. Выполните задание:
Экспериментатор подверг культуру эпителиальных клеток мыши воздействию
ультрафиолетовых лучей.Как в клетках изменилась частота повреждений ДНК
и активность репарации ДНК?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1)
увеличилась
2)
уменьшилась
3)
не изменилась
Частота повреждений ДНК
Активность систем репарации
ДНК
Заключение
1.
«Сначала – научи, потом требуй!».
2.
Мы должны научить детей думать(логически мыслить, рассуждать,
научить детей основам мыслительной деятельности
3.
В условиях оптимизации содержания предмета, количества часов
научить ребенка работать с терминами.
4.
В своей работе придерживаться основных принципов (как руководящие
идеи ) биологического образования: эволюционный, системно-
структурный.
5.
Не допустить замены преподавания биологии на натаскивание к сдаче
ЕГЭ
Литература
1.
Биология. Тематическое планирование. 5-11 классы.
2.
Инновационная сеть развивающего образования. Книга 13,МО РФ ,
«Эврика», 2003.
3.
Интернет-ресурс
4.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Настольная книга учителя биологии. М.-
Астрель, 2003.
5.
Пасечник
В.В.,
д.п.н.
Статья
«Методика
преподавания
биологии:
традиции и инновации».
6.
Суматохин С.В., д.п.н. Статья «О разработке содержания школьного
биологического образования».
7.
УМК Сонина Н.И. «Дрофа».
8.
УМК Пономаревой И.Н. «Вентана-Граф».
9.
УМК Пасечника В.В. «Дрофа».
10.Уткина Т.В. Статья «Каким быть биологическому образованию 21 века?»
11.Журнал «Биология в школе» № 9, 2011.