Автор: Алиева Залму Зауровна
Должность: преподаватель сестринского дела
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: РД, г.Махачкала
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приём больного в стационар. Медицинская документация приёмного отделения стационара"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им.Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по теме:
«Прием больного в стационар.
Медицинская документация приемного отделения стационара»
ПМ.01 Осуществление профессионального ухода за пациентами
МДК 01.01 Общий уход
Для специальности: 31.02.01 Лечебное дело
Махачкала 2025г.
PAGE \* MERGEFORMAT24
Согласовано
Методист
_____________________
(ФИО)
В методической разработке «Прием больного в стационар. Медицинская
документация приемного отделения стационара» представлены задания для
различных методов оценки и закрепления знаний обучающихся по теме
занятия:
вопросы
для
фронтального
опроса,
тестовые
задания
для
закрепления темы.
Методическая разработка рекомендована для проведения теоретических
занятий по МДК 01.01 Общий уход.
Автор – составитель: З.З.Алиева
Рассмотрено и утверждено на
заседании цикловой методической
комиссии
________________________________
Протокол №___________
_________________________ 20___г.
Председатель ЦМК
_________________________________
(ФИО)
PAGE \* MERGEFORMAT24
Содержание:
1. Пояснительная записка.......................................................................................
4
2. Основная часть....................................................................................................
5
2.1. Технологическая карта учебного занятия...................................................5
2.2. Содержание учебного материала.................................................................8
2.3. Дидактический материал............................................................................
19
3. Заключительная часть.......................................................................................
21
4. Информационные источники
…………………………………………………………………………………………..
24
PAGE \* MERGEFORMAT24
1.
Пояснительная записка
Методическая
разработка
предназначена
для
проведения
теоретического занятия по теме «Прием больного в стационар. Медицинская
документация приемного отделения стационара».
Значение изучения данной темы для последующего обучения и
будущей практической деятельности: обслуживание пациентов в стационаре
начинается в приёмном отделении, это – важное лечебно-диагностическое
отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра,
антропометрии, санитарно-гигиенической обработки поступивших больных
и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи.
Приемное отделение — одно из важнейших лечебно-диагностических
отделений
больницы.
От
организации
профессиональной
помощи
медперсоналом зависит успех последующего лечения, а также жизнь
пациента. В лечебно-профилактических учреждениях стационарного типа
имеются приёмные отделения, в которых медперсонал оказывает лечебно-
профилактическую помощь пациентам.
Данная тема входит в раздел «Сестринский уход за больными».
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практика.
Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.
PAGE \* MERGEFORMAT24
2.Основная часть
2.1. Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя,
квалификационная
категория
Алиева Залму Зауровна
Код, наименование
специальности
31.02.01. Лечебное дело
Учебная дисциплина/МДК
ПМ.01 Осуществление профессионального ухода за пациентами
МДК 01.01 Общий уход
Интегративные связи
Межпредметные
Внутрипредметные
Анатомия,
физиология,
патология,
фармакология,
психология.
Дезинфекционный режим в МО.
Профилактика ВБИ.
Дезинфекция изделий медицинского назначения.
Формируемые компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1 - 9.
ПК 1.1 – 1.4
Уровень освоения
3 - базовый
Тема учебного занятия
Прием больного в стационар. Медицинская документация приемного отделения стационара.
Количество часов
4час (180мин)
Вид учебного занятия
Практическое занятие
Тип учебного занятия
Изучение нового материала
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод
Цели учебного занятия
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
Усвоить
устройство
и
функции
приемного
отделения
стационара,
пути
госпитализации
пациентов,
понятие
лечебно-охранительный
режим,
виды
документации
приемного отделения
стационара,
Активизация мыслительной
деятельности, развитие логического
мышления, развитие аналитического
мышления.
Воспитать чувство
ответственности и понимания
социальной значимости своей
будущей профессии.
PAGE \* MERGEFORMAT24
порядок
проведения
санитарной
обработки, борьба с педикулезом,
виды транспортировки пациентов.
Методы контроля
результатов обучения темы
учебного занятия
Фронтальный опрос, тестовый контроль
Организация
образовательного
пространства учебного
занятия
Материально-техническое
обеспечение
Основная
литература
Дополнительная литература
Методическая
литература
Мультимедийное оборудование,
ноутбук, образцы медицинской
документации, ростомер,
медицинские весы, оснащение для
обработки против педикулеза,
носилки, кресло-каталка.
Т.П.Обуховец
«Основы
сестринского дела»
Справочник фельдшера.
Рабочая программа,
календарно-
тематический план,
поурочный план,
методическая
разработка
Характеристика этапов
урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формы обучения
Результат
Организационный момент
(5 мин)
Приветствует, проверяет
готовность к занятию
Приветствуют педагога,
проверяют уровень своей
готовности к уроку
Фронтальная
Волевая саморегуляция
Проверка домашнего задания
(15 мин)
Проводит фронтальную проверку
домашнего задания с целью
выявления обучающихся, не
выполнивших данный вид работы;
организует повторение базового
теоретического и практического
материала
Демонстрируют уровень
выполнения домашнего
задания, задают вопросы,
возникавшие в ходе
осуществления
самостоятельной работы.
Фронтальная
Умение отличать
выполненное задание
от невыполненного,
определять объем
знаний, которые уже
были усвоены и
которые еще предстоит
усвоить.
Первичная проверка
понимания изученного
(10 мин)
Озвучивает важные положения
ранее пройденной темы,
осуществляет постановку учебной
Отвечают на вопросы педагога,
участвуют в процессе
постановки учебной проблемы.
Фронтальная
Умение точно
выражать свои мысли и
формулировать
PAGE \* MERGEFORMAT24
проблемы.
вопросы для получения
ответов. Формирование
четких мыслительных
процессов, выработка
умения анализировать
информацию.
Изучение новых знаний
(45мин)
Излагает новый материал,
организовывает повторение особо
важных моментов для
выравнивания условий восприятия
информации разными группами
обучающихся
Слушают объяснения, задают
уточняющие вопросы
Иллюстративно-
демонстрационн
ая
Подведение под
понятие,
целеполагание
Самостоятельная работа
обучающихся (10 мин)
Осуществляет тестовый контроль
для закрепления новой темы
Выполняют тестовые задания
Тестовый
контроль
Выбор правильных
ответов
Подведение итогов занятия,
рефлексия (5 мин)
Актуализирует внимание на
пройденном материале, задает
вопросы о задачах урока,
побуждает к высказыванию своего
мнения, соотносит достигнутые
цели с поставленным
результатом.
Формулируют результат работы
на уроке, называют основные
тезисы усвоенного материала.
Разбор ошибок
Самоопределение,
самоусвоение знаний,
определение объема
материала, который
еще предстоит
выучить.
PAGE \* MERGEFORMAT24
2.2.Содержание учебного материала
Тема: Прием пациента в стационар. Медицинская документация
приемного отделения стационара
Цель: ознакомить обучающихся с устройством и функциями приемного
отделения стационара, обучить технике проведения антропометрии, изучить
требования к проведению санитарной обработки пациента, борьбы с
педикулезом, виды транспортировки больного в отделение.
.
План лекции:
Устройство и функции приемного отделения стационара.
Функции медицинской сестры приемного отделения.
Медицинская документация приемного отделения.
Понятие антропометрия.
Определение массы тела пациента.
Определение роста пациента.
Понятие санитарная обработка больного.
Понятия педикулез, дезинсекция..
Алгоритм действий медсестры при выявлении педикулеза.
Виды санитарной обработки.
Техника проведения полной и частичной санитарной обработки.
Виды транспортировки больного в отделение.
Содержание
Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим
отделением больницы.
В современной больнице при централизованной системе планировки, когда
практически все лечебные и диагностические отделения сосредоточены в
одном корпусе, там же располагается и приемное отделение.
Основными функциями
центрального приемного отделения больницы
являются:
1) прием и регистрация больных;
2) осмотр, первичное обследование больных и диагностика;
3) санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;
4) оказание квалифицированной медицинской помощи;
5) транспортировка больных в лечебные отделения больницы.
PAGE \* MERGEFORMAT24
Через центральное приемное отделение в больницу поступает почти
весь контингент больных, за исключением рожениц и инфекционных
больных.
Прием
в
инфекционное
отделение
и
родильный
дом
осуществляется децентрализовано, в специально выделенных помещениях
этих корпусов (санитарный пропускник — санпропускник или приемно-
смотровой бокс). Кроме того, больных, которые нуждаются в экстренной
медицинской помощи, иногда доставляют непосредственно в отделение
реанимации, минуя приемное отделение.
Приемное отделение состоит из зала ожидания, кабинета дежурной
медицинской сестры (регистратура), одного или нескольких смотровых
кабинетов, процедурного кабинета, перевязочной, а иногда и малой
операционной,
изоляторов,
санпропускника,
рентгеновского
кабинета,
лаборатории, санитарного узла.
Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В
центральное приемное отделение больные могут быть доставлены:
1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения острого
или обострения хронического заболевания, несчастного случая или травмы,
требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара;
2) по направлению участкового врача поликлиники или амбулатории в
случае неэффективности лечения в домашних условиях (так называемая
плановая госпитализация). В зависимости от тяжести состояния больные
могут явиться в приемное отделение самостоятельно или их доставляет
санитарный транспорт;
3) переводом из других лечебных и профилактических учреждений по
договоренности с администрацией больницы;
4) без какого-либо направления лечебно-профилактического учреждения на
госпитализацию в том случае, если больному стало плохо на улице недалеко
от больницы и он самостоятельно обратился в приемное отделение. Это так
называемая госпитализация самотеком.
Вся медицинская документация оформляется медицинской сестрой
приемного отделения после осмотра больного врачом и решения им вопроса о
госпитализации больного в данное лечебное учреждение. Медицинская сестра
измеряет температуру тела больного и записывает ее в «Журнал учета
приема больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у).
В этот
журнал медицинская сестра вносит фамилию, имя, отчество больного, его
год рождения, домашний адрес, откуда и кем доставлен больной, диагноз
направившего
учреждения
(поликлиника,
«скорая
помощь»),
диагноз
приемного отделения, а также куда направлен больной (в какое отделение).
Кроме регистрации больного в Журнале учета приема больных,
PAGE \* MERGEFORMAT24
медицинская сестра оформляет титульный лист
«Медицинской карты
стационарного больного» (форма № 003/у), или истории болезни. На
титульном листе записывают практически те же сведения о больном, что и в
Журнале госпитализации. Кроме того, здесь следует записать телефон
(домашний и служебный) больного или его ближайших родственников.
Вопросы следует задавать больному тактично, помня, что некоторые
больные воспринимают их настороженно.
Затем медицинская сестра приемного отделения заполняет паспортную
часть и левую сторону «Статистической карты выбывшего из стационара»
(форма № 066/у) —
третьего документа, который оформляется в приемном
отделении.
Если больной доставлен в приемное отделение в состоянии средней
тяжести, то, помимо оформления перечисленной выше документации,
медицинская сестра приемного отделения обязана оказать больному первую
доврачебную медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и
быстро выполнить все врачебные назначения. Если больной не в состоянии
сообщить все сведения, необходимые для регистрации, их можно получить
от
сопровождающих
его
лиц
и
медицинского
персонала
скорой
медицинской помощи. Дополнить или уточнить отдельные сведения о
больном можно после улучшения состояния его здоровья.
В случае, если больной доставлен в приемное отделение с улицы в
бессознательном
состоянии
и
без
документов,
медицинская
сестра
приемного отделения после осмотра его врачом, оказания экстренной
медицинской помощи и заполнения всей необходимой документации
обязана дать телефонограмму в отделение полиции по месту происшествия,
указав приметы поступившего (пол, приблизительные возраст и рост,
телосложение), перечислить, во что одет больной. Во всех документах до
выяснения личности больного он будет числиться как «неизвестный».
Если после осмотра и наблюдения больного врачом данных для
госпитализации нет, больного отпускают домой, о чем делается запись в
Журнале отказов в госпитализации (форма № 001/у).
Антропометрия
Антропометрия — это совокупность методов и приемов измерения
человеческого тела (греч.
anthropos
— человек и metreo
— измеряю).
Проводя антропометрию, палатная медицинская сестра чаще всего измеряет
массу тела и рост больного.
Массу тела и рост определяют (если позволяет состояние больного)
при поступлении в стационар, а затем каждые 7 дней или чаще (по
PAGE \* MERGEFORMAT24
назначению
врача).
Данные
измерений
массы
тела
записывают
в
температурный лист.
Массу тела
определяют при помощи медицинских весов. Эту
процедуру следует проводить всегда в одних и тех же условиях: утром,
натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, больной должен
быть в легком нательном белье.
Последовательность действий при определении массы тела
1.
на площадку весов постелить клеенку или салфетку.
2.
открыть затвор, расположенный под панелью, и отрегулировать весы
винтом,
находящимся
на
правой боковой
стенке
панели:
уровень
коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом» положении,
должен совпадать с контрольным пунктом, укрепленным на левой боковой
стенке панели весов.
3.
закрыть затвор и предложить больному осторожно встать в центр
площадки на клеенку (без тапочек);
4.
открыть затвор и передвигать гири на планках коромысла влево до тех пор,
пока оно не станет вровень с контрольным пунктом;
5.
закрыть затвор;
6.
записать данные измерения в температурный лист в кг.
7.
продезинфицировать клеенку на площадке весов.
Формула для определения должной массы тела (ДМТ) пациента:
Рост (в см) – 100.
Формула для определения индекса массы тела (ИМТ) пациента:
Масса тела (в кг)
: рост (в м)
2
. ИМТ в норме - от 18,5 до 25. ИМТ выше 25
означает наличие у больного ожирения.
Последовательность действий при измерении роста
Рост измеряют с помощью ростомера.
1.
на площадку ростомера постелить клеенку или салфетку.
2.
встать сбоку от ростомера и поднять передвигающуюся планку выше
предполагаемого роста больного.
3.
предложить пациенту встать на площадку спиной к стойке ростомера, без
верхней одежды, без обуви и головного убора, у женщин высокую
прическу необходимо распустить.
4.
правильно поставить больного на площадку: пятки, ягодицы и лопатки
должны прикасаться к планке ростомера, а голова должна быть в таком
PAGE \* MERGEFORMAT24
положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на
одной горизонтальной линии.
5.
опустить планку ростомера на темя больному и определить по шкале
количество сантиметров от исходного уровня до нижнего края планки.
6.
записать данные измерения в температурный лист в см.
7.
продезинфицировать клеенку на площадке ростомера.
Санитарная обработка больного
Санитарно-гигиеническую обработку больного проводит медицинская
сестра.
Эта
обработка
осуществляется
в
санпропускнике
приемного
отделения и включает следующее:
1) дезинсекцию — уничтожение вредных насекомых (вшей), если они
обнаружены при осмотре больного;
2) гигиеническую ванну, душ или обтирание больного;
3) переодевание больного в чистое больничное белье и
одежду.
Санпропускник приемного отделения состоит обычно из смотровой,
раздевальни, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются.
Некоторые из этих помещений могут быть совмещены, например смотровая
и раздевалка.
Необходимо строго соблюдать основное направление «движения»
больных во время санитарной обработки: от смотровой к «чистой» комнате,
где больные одеваются, т. е. после гигиенической ванны или душа больной
не должен возвращаться в «грязную» смотровую или раздевальню.
Санпропускник
оборудован
всем
необходимым
для
проведения
санитарно-гигиенической обработки больного. Здесь должны быть кушетки,
шкафчики для чистого и бачки для грязного белья, шкаф или стол с
предметами для санитарной обработки: клеенкой, банным мылом, мочалками
индивидуального пользования, которые находятся в маркированной емкости
с надписью «Чистые мочалки», машинки для стрижки волос, бритвенные
приборы, ножницы, а также термометры для измерения температуры воздуха
и воды, специальные мочалки и щетки для санитарной обработки ванны,
маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений
санпропускника и другие принадлежности. В достаточном количестве
должны быть дезинфицирующие и дезинсицирующие средства (подробнее
см. далее), а также гидропульт для ручного распрыскивания растворов этих
веществ.
Дезинсекция (лат. des — приставка и лат. insecta — насекомые) — это
уничтожение вредных насекомых, являющихся переносчиками возбудителей
PAGE \* MERGEFORMAT24
инфекционных заболеваний, или по санитарно-гигиеническим показаниям.
Прежде
чем
начинать
санитарно-гигиеническую
обработку,
медицинская сестра приемного отделения должна тщательно осмотреть
волосистые части тела больного для выявления педикулеза (вшивости). Если
позволяет
состояние
больного,
предварительный
осмотр
его
в
санпропускнике проводит медицинская сестра приемного отделения сразу
после регистрации, оформления титульного листа Медицинской карты и
измерения температуры тела, до обследования больного врачом.
Следует помнить, что вши особенно часто локализуются в затылочной
и височной областях (головные вши) - или в области лобка (лобковые вши).
Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складках
белья. Размеры вшей от 1,5 до 4 мм, а их яиц (гнид) — не более 0,6—1 мм.
Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к
волосяному
стержню
особой
клейкой
массой,
причем
почти
всегда
располагаются вблизи корней волос.
Головные
и
платяные
вши
являются
переносчиками
тяжелых
инфекционных заболеваний — сыпного и возвратного эпидемического тифа,
поэтому при обнаружении вшей или гнид медицинская сестра немедленно
проводит дезинсекцию.
Последовательность
действий
медсестры
при
выявлении
педикулеза
1.
надеть дополнительный халат и косынку;
2.
раздеть больного до пояса.
3.
усадить больного (если позволяет его состояние) на кушетку,
накрытую клеенкой;
4.
обработать волосы больного одним из растворов:
0,15 % водно-
эмульсионным
раствором
карбофоса;
0,5
%
раствором
метилацетафоса в равных количествах с уксусной кислотой; 0,25 %
эмульсией дикрезила, раствором «Педикулин», «Ниттифор» или, при
отсутствии этих средств, мыльно-порошковой эмульсией
(450 мл
жидкого мыла+350 мл керосина+ 200 мл теплой воды);
5.
покрыть волосы косынкой на 20 мин;
6.
промыть волосы теплой водой с шампунем;
7.
ополоснуть волосы водой с добавлением 6 % раствора столового
уксуса;
8.
вычесать волосы частым гребнем (в течение 10— 15 мин);
9.
осмотреть волосы на наличие гнид;
PAGE \* MERGEFORMAT24
10.
просушить волосы феном;
11.
белье больного сложить в мешок для отправки в дезинфекционную
камеру;
12.
на титульном листе истории болезни сделать отметку о выявленном
педикулезе:
«Р»
(pediculosis).
Если
волосы
обрабатывались
не
фосфорорганическими
препаратами,
а
мыльно-порошковой
эмульсией,
то гниды
могут остаться
невредимыми,
поэтому
потребуется дополнительная обработка.
При выявлении педикулеза у мужчин или детей
волосы можно
коротко
остричь
(при
согласии
больного
или
родителей
ребенка).
Остриженные волосы собирают в бумагу и сжигают.
После проведения дезинсекции больного помещение и предметы, с
которыми
он
контактировал,
необходимо
обработать
теми
же
дезинфицирующими растворами. Халат и косынку, в которых медицинская
сестра проводила обработку помещения и больного, нужно сложить в мешок
и отправить в дезинфекционную камеру. В санитарно-эпидемиологическую
станцию (СЭС) по месту жительства больного отправляют «Экстренное
извещение об инфекционном заболевании»
(форма № 058/у).
Если педикулез не выявлен, медицинская сестра должна помочь
больному раздеться и затем заполнить в двух экземплярах «Приемную
квитанцию» (форма № 1—73), где следует указать названия вещей
больного, их краткую характеристику и количество. Один экземпляр
приемной
квитанции
вкладывают
в
историю
болезни,
а
второй
прикрепляют к вещам больного, которые передают в камеру хранения.
Затем больной в сопровождении медицинской сестры переходит в
ванное помещение, где должна поддерживаться постоянная температура
(около 25 °С). Во время гигиенической ванны, душа или обтирания в
помещении ванной комнаты нельзя открывать двери, окна и форточки,
чтобы избежать сквозняков и не простудить больного. На холодном
кафельном или
каменном
полу
ванной
комнаты
должны
лежать
деревянные решетки.
Санитарную
обработку
больного
проводит
обычно
младшая
медицинская сестра или санитарка в присутствии медицинской сестры. В
зависимости от состояния больного санитарная обработка больного может
быть полной (ванна, душ) или частичной (обтирание).
Последовательность действий при проведении гигиенической
ванны
1.
вымыть ванну мочалкой или щеткой с мылом, обработать ее 0,5 %
PAGE \* MERGEFORMAT24
раствором осветленной хлорной извести или 2 % раствором хлорамина
Б, а затем ополоснуть горячей водой;
2.
наполнить ванну водой;
3.
измерить температуру воды водным термометром: она должна быть 35
—37 °С;
4.
помочь больному удобно расположиться в ванне: вода должна доходить
только до уровня мечевидного отростка (чтобы больной не соскальзывал
ниже, в ножном конце ванны поставьте деревянную подставку для
упора ног);
5.
вымыть больного мочалкой с мылом: сначала голову, затем туловище,
верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.
Продолжительность ванны — не более 20—25 мин;
6.
помочь больному выйти из ванны и вытереться согретым полотенцем
или простыней.
Присутствие медицинской сестры во время санитарной обработки
больного обязательно. При ухудшении самочувствия и состояния больного
(появление
болей
в
области
сердца,
сердцебиения,
головокружения,
бледности кожных покровов и других признаков) следует прекратить прием
гигиенической ванны, оказать больному первую доврачебную медицинскую
помощь и немедленно сообщить дежурному врачу об ухудшении состояния
больного.
После санитарной обработки больной получает нательное больничное
чистое белье, халат (пижаму), тапочки. Иногда, с разрешения главного врача,
больным разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого
должна производиться по графику больницы.
Полную санитарную обработку можно провести и под душем, причем
этот способ санитарной обработки более предпочтителен, чем ванна, так как
больные обычно переносят эту процедуру легче.
Последовательность действий при проведении гигиенического
душа
1.
вымыть ванну;
2.
поставить в ванну скамейку и усадить на нее больного;
3.
помочь больному помыться в той же последовательности, что и в ванной;
4.
помочь больному вытереться полотенцем и одеться.
Последовательность действий при обтирании больного
Если
больному
назначена
частичная
санитарная
обработка
—
обтирание, следует подготовить теплую воду, губку, подкладную клеенку,
PAGE \* MERGEFORMAT24
одеяло. В воду можно добавить вещества, оказывающие антисептическое
действие: уксус, камфорный или этиловый спирт и др.
1.
подложить под больного клеенку и пеленку;
2.
губкой, смоченной водой, обтереть лицо, шею, грудь, руки;
3.
насухо вытереть эти части тела полотенцем и прикрыть их одеялом;
4.
таким же образом обтереть живот, потом спину, ягодицы,
промежность и
5.
нижние конечности, прикрывая их одеялом, при необходимости поменять
воду.
На титульном листе истории болезни медицинская сестра делает
отметку о проведенной санитарной обработке больного.
Виды транспортировки
Способ доставки больного в отделение определяет врач в зависимости
от тяжести состояния больного: на носилках (вручную или на каталке), на
кресле-каталке, на руках, пешком. Наиболее удобный, надежный и щадящий
способ транспортировки тяжелобольных — транспортировка на каталке.
Больные должны находиться на каталке в удобном для них положении (в
зависимости от характера заболевания или повреждения). Перекладывать
больного с кушетки (после осмотра врачом или санитарной обработки) на
каталку и затем с каталки на кровать удобнее втроем.
Последовательность действий
1.
поставить каталку (носилки) перпендикулярно кушетке так, чтобы ее
головной конец подходил к ножному концу кушетки;
2.
всем троим встать около больного с одной стороны: один подводит
руки под голову и лопатки больного, второй — под таз и верхнюю часть
бедер, третий — под середину бедер и голени;
3.
поднять больного на счет 1-2-3, вместе с ним повернуться на 90 ° в
сторону каталки (носилок);
4.
уложить больного на каталку (носилки), укрыть одеялом;
5.
сообщить в отделение о том, что к ним направлен больной в тяжелом
состоянии;
6.
отправить
больного,
его
медицинскую
карту
в
отделение
в
сопровождении медицинского работника;
7.
в отделении: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному
концу кровати, втроем поднять больного и, повернувшись на 90 °,
положить его на кровать.
Перекладывание
больного
может
осуществляться
и
двумя
PAGE \* MERGEFORMAT24
медицинскими работниками: один держит голову, шею, верхнюю и нижнюю
части груди больного, второй подводит руки под поясницу и бедра.
Если каталки под носилки нет, то 2—4 человека переносят носилки
вручную. Нести больного на носилках следует без спешки и тряски. Вниз по
лестнице следует нести больного ногами вперед, причем передний конец
носилок слегка приподнят, а задний — несколько опущен. Таким образом
достигается горизонтальное положение носилок. Вверх по лестнице больного
несут головой вперед также в горизонтальном положении.
При транспортировке больного на носилках идти нужно не в ногу,
короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и строго удерживая
носилки на одном горизонтальном уровне. Если кто-либо при переноске
почувствовал усталость, следует немедленно сообщить об этом, так как
уставшие
пальцы
могут
непроизвольно
расслабиться.
Во
время
транспортировки следует справляться у больного о его самочувствии.
Расположение кроватей в палате не всегда позволяет поставить
носилки
под
углом
90
°С.
Перекладывание
больного
с
носилок,
приставленных к кровати вплотную, даже если они на одном уровне с
последней, требует от больного определенных усилий, что не всегда
допустимо. В таких случаях можно поступить следующим образом: носилки
удерживают на уровне кровати, а трое медицинских работников подтягивают
больного к краю носилок на простыне, слегка приподнимают и осторожно
перекладывают больного на кровать. Простыню на носилках следует менять
после каждого больного.
Последовательность действий при транспортировке больного на
кресле-каталке
1.
наклонить кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног;
2.
попросить больного встать на подставку для ног, затем, поддерживая
больного, усадите его в кресло;
3.
опустить кресло-каталку в исходное положение;
4.
следить, чтобы при транспортировке руки больного не выходили за
пределы подлокотников кресла-каталки.
5.
с помощью рамки, расположенной за спинкой кресла, можно изменять
положение спинки и ножной панели, что позволяет перевозить больного в
положении сидя, полулежа или лежа.
В некоторых случаях больного переносят на руках 1—2 человека. Легко
больные поступают в лечебное отделение пешком.
При любом способе
транспортировки больного в отделение сопровождающий обязан передать
больного и его медицинскую карту палатной медицинской сестре.
PAGE \* MERGEFORMAT24
Форма организации учебного процесса: доклиническая практика.
Цели занятия:
1.учебная: отработать и закрепить практические навыки по приему больного
в стационар, ведению медицинской документации.
2.воспитательная:
усвоить
значение
своевременного
и
правильного
выполнения должностных обязанностей,
формирование у обучающихся
чувства
ответственности,
этики,
воспитание
чуткого,
внимательного
отношения к больному.
3.методическая:
определить
степень
усвоения
материала,
данного
на
предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,
применять полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
кабинет доклинической практики ДБМК.
Время, отведенное на изучение темы:
4 часа – 180 мин.
Оснащение занятия
Учебное пособие для обучающихся «Основы сестринского дела»,
тестовые задания, образцы медицинской документации приемного отделения
стационара, ростомер, медицинские весы, оснащение для обработки против
педикулеза, носилки, кресло-каталка.
PAGE \* MERGEFORMAT24
2.3 Дидактический материал
Вопросы для фронтального опроса:
Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.
1.Устройство приемного отделения стационара.
2.Подготовка больного к измерению массы тела.
3.Подготовка больного к измерению роста.
4.Медицинская документация приемного отделения стационара.
5.Антропометрия.
6.Подготовка больного к измерению массы тела.
7.Подготовка больного к измерению роста.
8.Понятие «педикулез».
Эталон ответа:
1.
Приемное отделение состоит из зала ожидания, кабинета дежурной
медицинской сестры (регистратура), одного или нескольких смотровых
кабинетов, процедурного кабинета, перевязочной, а иногда и малой
операционной,
изоляторов, санпропускника, рентгеновского кабинета,
лаборатории, санитарного узла.
2.
Массу тела определяют при помощи медицинских весов. Эту процедуру
следует проводить всегда в одних и тех же условиях: утром, натощак, после
опорожнения мочевого пузыря и кишечника, больной должен быть в
легком нательном белье.
3.
Рост пациента определяют при помощи ростомера. Эту процедуру следует
проводить при следующих условиях: больной должен быть без головного
убора, верхней одежды, без обуви, высокую прическу следует распустить.
4.
Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации. Медицинская
карта стационарного больного. Статистическая карта выбывшего из
стационара.
5.
Антропометрия — это совокупность методов и приемов измерения
человеческого тела (греч. anthropos — человек и metreo — измеряю).
Проводя антропометрию, палатная медицинская сестра чаще всего
измеряет массу тела и рост больного.
PAGE \* MERGEFORMAT24
6.
Массу тела определяют при помощи медицинских весов. Эту процедуру
следует проводить всегда в одних и тех же условиях: утром, натощак, после
опорожнения мочевого пузыря и кишечника, больной должен быть в
легком нательном белье.
7.
Рост больного необходимо измерять без верхней одежды, без обуви и
головного убора, у женщин высокую прическу необходимо распустить.
8.
Педикулез
–
вшивость.
Головные
и
платяные
вши
являются
переносчиками тяжелых инфекционных заболеваний — сыпного и
возвратного эпидемического тифа, поэтому при обнаружении вшей или
гнид медицинская сестра немедленно проводит дезинсекцию.
PAGE \* MERGEFORMAT24
3.Заключительная часть
Тестовые задания для закрепления
Выберите один правильный ответ
1. Все поступающие в стационар больные регистрируются в:
а) журнале регистрации амбулаторных больных
б) журнале учета приема больных и отказов в госпитализации
в) медицинской карте стационарного больного
2. При поступлении в приемное отделение ЛПУ тяжелобольного медсестра
должна в первую очередь:
а) оформить необходимую документацию
б) провести сан. гигиеническую обработку
в) срочно вызвать дежурного врача
3. Объем выполнения санитарной обработки определяет:
а) старшая медсестра отделения
б) дежурная медсестра
в) врач
4. Влажная уборка в кабинете дежурной м/с приемного отделения проводится
не менее:
а) двух раз в сутки
б) трех раз в сутки
в) через каждый час
5. Больного, поступившего с подозрением на инфекционное заболевание,
размещают в:
а) смотровой
б) лаборатории
в) изоляторе
6. После осмотра пациента врачом, данных для госпитализации нет, пациента
отпускают домой, о чем делается запись в:
а) журнале телефонограмм
б) журнале регистрации амбулаторных больных
в) журнале учета приема больных и отказов в госпитализации
7. Медсестра приемного отделения ЛПУ заполняет:
а) лист назначения
PAGE \* MERGEFORMAT24
б) титульный лист медицинской карты стационарного больного
в) температурный лист
8. Для санитарно- гигиенической обработки больных в приемном отделении
есть:
а) изолятор
б) санузел
в) санпропускник
9. Учетная форма N 003/у – это:
а) экстренное извещение об инфекционном заболевании
б) журнал учета приема больных и отказов в госпитализации
в) медицинская карта стационарного больного
10. Учетная форма N 058/у – это:
а) экстренное извещение об инфекционном заболевании
б) журнал учета приема больных и отказов в госпитализации
в) медицинская карта стационарного больного
11. К функциям приемного отделения относят:
а) транспортировка в отделение;
б) заполнение температурного листа;
в) лечение пациента;
г) перевод в другие лечебные учреждения
12. Пациентов, нуждающихся в экстренной помощи доставляют в:
а) приемное отделение;
б) реанимационное отделение;
в) лечебное отделение;
г) поликлинику
13. Виды приемных отделений:
а) амбулаторного типа;
б) стационарного типа;
в) децентрализованного типа;
г) общего типа.
14. При поступлении пациента медсестра заполняет:
а) температурный лист;
в) статистический талон;
PAGE \* MERGEFORMAT24
б) алфавитную книгу;
г) паспортную часть медицинской карты стационарного больного.
15. Через приемное отделение поступают все пациенты, кроме:
а) пациентов с огнестрельными ранениями;
б) пациентов с тяжкими телесными повреждениями;
в) инфекционных больных;
г) пациентов без сознания.
Эталоны ответов:
1б 2в 3в 4а 5в 6в 7б 8в 9в 10а 11а 12б 13в 14г 15в
Задание на дом:
Тема: «Перемещение пациента в постели. Биомеханика тела пациента и
медицинской сестры».
Учебное пособие: Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела».
PAGE \* MERGEFORMAT24
4.Информационные источники
1.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2020
2.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»
Москва Издательская группа «Гэотар-
Медиа», 2021.
3.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. –
Ростов е/д.: Феникс, 2020.
4.
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.
Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию, 2021.
5.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –
М.: ГЭОТАР – Медиа, 2022.