Напоминание

Конструкция головы человека. Основные пропорции


Автор: Морозова Ирина Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Астаховской СОШ
Населённый пункт: п.Молодёжный
Наименование материала: разработка урока ИЗО в 6классе
Тема: Конструкция головы человека. Основные пропорции
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе

Составила учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории МБОУ Астаховская СОШ

Морозова Ирина Викторовна

Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и

пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла

художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица

Задачи:

Образовательная:

- научить создавать портрет человека с различно соотнесенными деталями лица.

Развивающая:

- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить

красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу

обучения.

Формируемые УУД:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать закономерности в конструкции головы человека,

- сопоставлять пропорции лица;

- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;

- изображать голову человека или создавать портрет с различно соотнесенными деталями.

Метапредметные:

Регулятивные:

- определять проблему в учебной деятельности;

- планировать деятельность для достижения цели в группе;

Познавательные:

- понимать информацию, представленную учителем на учебных

схемах;

- анализировать фактический материал урока: выделять главное в

изображении головы человека, доказывать важность соблюдения

пропорции при выполнении рисунка;

-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном

изображении;

- представлять материал в форме аппликации, рисунка.

Коммуникативные:

-организовывать работу в группе и сотрудничать с одноклассниками;

-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;

-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.

Личностные:

- развитие познавательных потребностей на основе интереса к

изучаемой теме урока;

- развитие творческих способностей в процессе самостоятельной

работы в группе;

- развитие эстетических чувств;

- выработка уважительно-доброжелательного отношения к

непохожим на себя.

Основные понятия:

Пропорция, симметрия

Ресурсы:

- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, цветная бумага, клей.

- дополнительные : презентация, мультимедийное оборудование.

Формы урока:

Фронтальная, групповая.

Тема: «Конструкция головы человека и её основные пропорции»

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Ирина Викторовна.

-Я рада, что урок изобразительного искусства я буду вести в вашем классе.

-Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Я вижу, вы все готовы к уроку и поэтому мы

хорошо и творчески поработаем.

Обратите внимание, я принесла на урок шары, на что они похожи?

Голова- это самая выразительная часть человеческой фигуры.

Вопрос: Как вы думаете, о чём пойдет речь на этом уроке?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Конструкция головы человека и её основные пропорции».

II.Постановка цели урока.

Сформулируем цели нашего урока: Что узнаем? Чему будем учиться? А помогут вам

слова подсказки прикрепленные по классу.

1.Познакомиться с основными пропорциями головы человека;

2.Создать или изобразить портрет, соблюдая пропорции.

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о портрете. Портрет - один из сложнейших жанров

изобразительного искусства. Я вам прочту стихотворение поэта Николая Заболоцкого, а

вы после прочтения должны ответить на вопрос:

Вопрос: С чем сравнивает автор лица в своём стихотворении?

Карточка №1 подчеркните нужные слова

Николай Заболоцкий писал:

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобные жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

(с жалкими лачугами, темницами, башнями и пышным порталом.)

Вывод: ОКАЗЫВАЕТСЯ КАКИЕ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИЦА.

Приглашаю вас полюбоваться картинами известных художников Жан-Луи Вуаля

«Портрет девочки в шляпе» и Василия Тропинина «Портрет сына».

Вопрос: Скажите, что художники смогли передать на изображении портретов своих

героев?

(- Красоту лица человека, характер.)

Глядя на портрет можно понять, какой человек добрый или злой, приятный или милый.

А вот теперь посмотрите на этот шар.

Вопрос: Правильно ли на этом шаре изображено лицо? Причина в том, что юный

художник не знал пропорции. Чтобы с вами такого не произошло, когда придется

изображать голову человека, я предлагаю вам самостоятельно поработать в группах.

Прошу быть в работе дружными, активными и творческими.

Каждая группа получает задание. На работу отводиться 2 мин.

Работая в группе, распределите, кто на какой вопрос будет отвечать.

Начнем проверку выполненных заданий по группам

О форме и конструкции головы нам расскажет 1 группа.

Задание для группы №1.

В учебнике на стр.102

Изучить конструкцию головы.

Рассказать по плану:

1.Какая форма головы человека? И каких 2 частей состоит голова?

2. Где находиться линия глаз?

3. Какие части головы находятся над линией глаз и ниже линии глаз?

Как быть с рисованием глаз, носа, ушей нам расскажет 2 группа.

Задание для группы №2.

В учебнике на стр. 103

1. Определить, где на лице располагаются глаза?

2.Определить какова форма и ширина носа?

3. Определить, где находиться рот?

4. Определить местоположение ушей

В действительности все лица отличаются своей индивидуальностью и пропорциями. И о

пропорциях нам расскажет 3 группа.

Задание для группы№3

В учебнике на стр.103- 104

Дать понятие определению пропорции.

1.Что такое пропорции?

2.Где и кем были придуманы первые пропорции тела человека?

3.Как назывался знаменитый трактат?

Молодцы вы были активными и замечательно поработали. Давайте поиграем в

детективов и составим фоторобот пропавшего человека.

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа.

Теперь вы знаете, что такое пропорции головы человека. Предлагаю творчески

поработать. Возьмите карточку №3. Каждый из вас может выбрать и выполнить одно из

заданий.

Желаю вам успеха!

Задание №1.

Используя основные правила изображения головы человека, используя

готовые вырезанные формы головы и частей лица, создай аппликацию.

Задание №2. Используя основные правила изображения головы человека, на альбомном

листе изобрази портрет близкого человека.

Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:

1.

контроль за правильностью выполнения задания.

2.

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.

3.

контроль объема и качества выполнения работы.

VI

.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. 2. Оценивание работ учащихся.

3аключительное слово .

Учитель. Сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения головы

человека. А для её совершенствования вы должны, как можно чаще рисовать портреты.

Домашнее задание:

1.Повторить пропорции головы человека (учеб., с. 102-104)

* Подготовить сообщение об истории развития русского портрета.

Методическая литература:

1.Наброски и зарисовки. А.О. Барщ. Издательство «Искусство» Москва, 1970.

2.Изобразительное искусство. И.П.Глинская Методика обучения в 4-6 классах, учебно-

методическое пособие-К: Радянска школа, 1981

3.Учебный рисунок. Ростовцев Н.Н. Учебное пособие для пед. Училищ.

М.Просвещение», 1976.

4.Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция Беда

Г.В.Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец.»Черчение, рисование и

труд»-2-е изд. Перераб, 1981

5.Учебное рисование. Костерин Н.П. Издательство «Просвещение»1980

6.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс: учеб. для

общеобразоват. учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-5-е изд. – М.:

Просвещение, 2014.

Как изобразить глаза, нос, уши нам расскажет 2 группа.

Задание для группы №2.

В учебнике на стр. 103

1. Определить, где на лице располагаются глаза?

2.Определить какова форма и ширина носа?

3. Определить, где находиться рот?

4. Определить местоположение ушей

Задание для группы №2.

В учебнике на стр. 103

1. Определить, где на лице располагаются глаза?

2.Определить какова форма и ширина носа?

3. Определить, где находиться рот?

4. Определить местоположение ушей

ИРИНА

ВИКТОРОВНА

Задание для группы №2.

В учебнике на стр. 103

1. Определить, где на лице располагаются глаза?

2.Определить какова форма и ширина носа?

3. Определить, где находиться рот?

4. Определить местоположение ушей

1 группа

2 группа

3 группа



В раздел образования