Автор: Мезина Инна Анатольевнп
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: г. Владивосток Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ №80
г. Владивостока
«Развитие творческих способностей
на уроке и во внеурочное время»
Учитель: Мезина И.А.
2024 г.
Развитие творческих способностей на уроке и
во внеурочное время.
Творчество
—
это
порождение
новых
идей,
стремление
научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что
творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой
старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще
болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это
единственный
способ
нормального
существования
и
развития
общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас
лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое
начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей
обусловлена
большим
числом
разноплановых
факторов,
определяющих
как
природу,
так
и
проявление
творческих
способностей. В основном эти факторы можно объединить в три
наиболее общие группы.
Первая
группа
включает
природные
задатки
и
индивидуальные особенности, определяющие формирование
творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной
среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития от
характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных
способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а
требуют
специального
организованного
процесса
обучения
и
воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки
процессуального механизма реализации этого содержания, создания
педагогических
условий
для
самовыражения
в
творческой
деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой,
является создание оптимальных условий для развития каждого
учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески
мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие
творческих способностей учащихся является важнейшей задачей
современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития
личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель
обучения - это не только овладение определенными знаниями и
навыками,
но
и
развитие
воображения,
наблюдательности,
сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как
правило,
отсутствие
творческого
начала
зачастую
становится
непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется
решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной
школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя
именно
у
младшего
школьника
в
гораздо
большей
степени
сохраняются
черты
для
развития
воображения
и
творческих
способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же
объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе,
особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог
актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде
всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь
именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок
рождаются и развиваются способности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением
сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В
одних случаях он носит характер подражательный, в других -
поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет
на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и
навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить
без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это
начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого
процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
Слайд
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей
активности, общительности, хорошо натренированной памяти,
привычки
анализировать
и
осмысливать
факты,
воли,
воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих
самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в
познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве наши
педагоги используют различные формы учебной и внеурочной
работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно,
многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их
уроки
отличаются
разнообразием
деятельности,
изучаемого
материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой
активности.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса
и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы,
сказки
по
аналогии
с
прочитанными
художественными
произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи,
создают иллюстрации.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации
творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является
драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики
преподавания, степени активности и самостоятельности учеников
можно выделить несколько видов драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,
костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации .
6.Развернутые драматические представления.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко
используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с
последующей защитой, составление видеоклипа(рисование словесных
картин) и другие. Большое значение имеет решение творческих задач
на уроках математики. В организации умственной деятельности
школьников в процессе решения познавательных задач можно
выделить следующие этапы в продвижении учащихся:
решить задачу по аналогии;
решить задачу при частичной подсказке учителя;
доказать правильность решения;
решить нестандартную задачу;
самостоятельно составить творческое задание;
выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Успешность решения школьниками познавательных задач зависит
от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником
системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т.д.).
На уроках окружающего мира используются различные формы
работы
в
этом
направлении:
экскурсии
в
природу,
решение
познавательных задач, сюжетно-ролевые игры, творческие задания,
знакомство с произведениями искусства, создание проектов.
В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы
детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание
учащихся
яркими
образами,
картинами,
восприятиями,
представлениями, чтобы чтение
«
Книги
природы»
было
началом
активного
мышления,
теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».
На уроках изобразительного искусства и технологии происходит
знакомство
детей
с
народно-художественными
промыслами.
У
школьников
формируются
творческие
умения
и
навыки
самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия.
Также
данные
занятия
способствуют
развитию
мышления,
творческого воображения, художественных способностей школьников,
воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к
народному искусству, искусству родного края.
Современные
информационные
технологии
создают
реальные
возможности для их использования в системе образования с целью
развития
творческих
способностей
человека
в
процессе
его
образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются
реальные
возможности
построения
открытой
образовательной
системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную
траекторию обучения.
Игровые технологии успешно используют все учителя начальной
школы,
учителя
русского
языка,
математики,
музыки,
изобразительного искусства. Технологию развивающего обучения,
сущность которой заключается в организации учебного процесса,
направленного на реализацию потенциальных возможностей человека
успешно используют.
Огромные
возможности
использования
информационных
технологий на уроках.
Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть
приведено в определенную систему, где внеучебная
деятельность
играет не меньшую роль, чем учебная.
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей
включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали,
конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую
роль
в
этом
случае
играют
коллективные
творческие
дела,
необходимые и для развития личности ребенка и для развития
коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное
участие родители.
Творчество
–
это
созидание
нового
и
прекрасного,
оно
противостоит
разрушению,
шаблону,
банальности,
тупости,
отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в
знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к
творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования
личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у
ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и
деликатная
область
воспитания:
растить
творчески
способного
ребенка
можно
лишь
на
основе
очень
глубокого
знания
его
индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к
своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том
случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску,
созиданию.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих
способностей
младших
школьников
и
их
творчество
должно
проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем
деятельность эта должна координироваться.