Автор: Лигостаева Анастасия Константиновна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №41"
Населённый пункт: город Новоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочное мероприятие «Школа безопасности Аркадия Паровозова»
Раздел: среднее образование
Лигостаева Анастасия Константиновна
педагог-организатор
МАОУ «Гимназия № 41»,
город Новоуральск, Свердловская область
Методическая разработка внеурочного мероприятия по ПДД
«Школа безопасности Аркадия Паровозова»
для учащихся 1-х классов
Пояснительная записка
Внеурочное
мероприятие
«Школа
безопасности
Аркадия
Паровозова»
разработано в соответствии с календарным планом профилактических мероприятий
по Правилам дорожного движения на 2024-2025 гг. Входит в цикл из 3-х внеурочных
мероприятий по профилактике «Школа безопасности Аркадия Паровозова: ПДД,
Пожарная безопасность, Осторожно, незнакомцы».
Мероприятие
организуется
с
привлечением
учащихся-старшеклассников
(в
качестве
Аркадия
Паровозова,
волонтёров,
членов
жюри
конкурса
«Моя
безопасность») для учеников 1-х классов. Проходит в спортивном зале.
За 2 недели до мероприятия проводится семейный творческий конкурс рисунков
и плакатов «Моя безопасность». Итоги подводятся заранее.
Тип мероприятия: интеллектуально-спортивная игра.
Первоклассники
уже
способны
устанавливать
несложные
причинно-
следственные
связи,
особенно
при
использовании
наглядного
материала.
Преобладающим
остается
наглядно-действенное
мышление.
Следовательно,
в
работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.
У
детей
преобладает
непроизвольное
внимание,
поэтому
способность
сосредоточиться
напрямую
связана
с
тем,
насколько
ребенку
интересна
выполняемая
работа.
Чем
больше
первоклассники
вовлечены
в
активную
деятельность, тем устойчивее их внимание.
Учащиеся 1-х классов не могут сохранять активное внимание более 5-10 минут,
следовательно,
через
такие
промежутки
времени
необходимо
менять
вид
деятельности.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их
внимания
еще
очень
невелик
–
всего
2-3
объекта.
Следовательно,
наиболее
эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление,
предъявление коротких и четких инструкций.
Содержание
материала
внеурочного
занятия
соответствует
возрастным
и
психологическим особенностям обучающихся 1-х классов.
Цель: создание условий для формирования у младших школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, пропаганда здорового образа
жизни.
Задачи (планируемые результаты):
Личностные:
проявление навыков сотрудничества в различных ситуациях.
умение работать в группе, договариваться.
развитие мышления, внимания, скорости реакции, познавательной
активности.
воспитание чувства коллективизма, товарищества, дисциплинированности,
творческого мышления.
Предметные:
формирование навыков безопасного поведения и предупреждение случаев
детского дорожно-транспортного травматизма.
закрепление знаний о дорожных знаках и их значения, правилах дорожного
движения.
развитие ловкости, выносливости, интереса к занятиям физической
культурой и ПДД через игровую деятельность.
Метапредметные:
воспитание сознательного отношения к соблюдению правил дорожного
движения.
умение оценить важность полученных знаний и применить их в жизни.
Используемые методы:
наглядный (иллюстрации, дорожные знаки)
словесный (диалог, загадки)
интерактивный (полоса препятствий, игра «Водители и пешеходы»)
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование:
Ноутбук, колонки, магнитная доска, магниты
костюм Аркадия Паровозова (синие штаны, белая водолазка, красный жилет,
знак паровоза, красный плащ)
инвентарь: обручи 2 шт., скамейка, 3 конуса
музыкальные заставки (Приложение 6)
кружки-сигналы светофора (красный, зеленый) (Приложение 4)
световозвращатели
распечатки
значков-иллюстраций,
дорожных
знаков,
паззлы
дорожных
знаков (Приложение 3)
диплом «Эксперт дорожных наук» (Приложение 2)
диплом конкурса «Моя безопасность - ПДД» (Приложение 1)
положение конкурса «Моя безопасность - ПДД» (Приложение 5)
Сценарий внеклассного мероприятия для первоклассников
«Школа безопасности Аркадия Паровозова. ПДД»
В
зале
уже
стоит
магнитная
доска
с
магнитами
и
прикрепленной
по
центру
картинкой
Эксперт
дорожных
наук
школы
Аркадия
Паровозова.
По
мере
прохождения этапов игры, Аркадий Паровозов вручает участникам картинки-значки
и размещает их на доске. (Приложение 3)
Фанфары
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались в спортивном зале, чтоб
немного поиграть. Ой, кажется, к нам кто - то идет.
Музыка выход Аркадия Паровозова. В зал «залетает» Аркадий Паровозов
Аркадий Паровозов:
Привет ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Аркадий Паровозов:
Я Аркадий Паровозов,
Я спасатель и герой,
Но нужны герою тоже и помощники порой
Я всегда на помощь мчусь к вам
Я спасатель первый класс
В мою школу учиться приглашаю вас сейчас!
Аркадий Паровозов:
Хотите быть похожими на меня?
А какой я? Какие у меня есть качества?
(Дети отвечают)
Сила! Хотите быть такими же сильными как я?
Ловкость! А такими же ловкими?
Ум, сообразительность, внимание! Хотите быть самыми умными, внимательными и
сообразительными?
(Дети отвечают)
Аркадий Паровозов: Для того, чтобы стать учениками Школы безопасности Аркадия
Паровозова вам придется пройти непростые испытания. Ну что готовы?
(Дети отвечают)
Аркадий Паровозов: Тогда вперед!
Испытание №1 «Полоса препятствий».
Аркадий Паровозов: Чтобы смелым, ловким стать надо уметь полосу препятствий
преодолевать!
Ходьба по дорожкам приставным шагом руки на пояс, прыжки в обручи,
перешагивание через скамейку, проползание в тоннеле, оббегание конусов змейкой.
(Аркадий Паровозов показывает как проходить полосу препятствий. Волонтёры
помогают с инвентарем)
Аркадий Паровозов: На старт, внимание, марш!
Музыка «Полоса препятствий».
Ученики выполняют упражнения полосы препятствий.
Аркадий Паровозов: Какие вы молодцы! Первое препятствие преодолели и
показали свою ловкость. За это вы получаете первый значок школы безопасности
Аркадия Паровозова. Собрав все значки, вы сможете стать Экспертами дорожных наук
школы Аркадия Паровозова. Размещает значок
на магнитную доску.
Аркадий Паровозов:
Чтобы людям другим помогать,
Нужно самим правила знать!
Слушайте внимательно. Я буду загадывать загадки о правилах дорожного движения.
Испытание №2 «Правила безопасности»
(Аркадий Паворозов загадывает загадки, дети отвечают хором)
Аркадий Паровозов:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? …Светофор
Красный свет – дороги ….нет,
Желтый - будь готов… к пути,
А зеленый свет ….иди!
Чудо-кресло есть у нас,
Это кресло просто класс!
Синее и красное, и очень безопасное.
Если сядешь ты в него,
Пристегнешь ремни,
Ехать можно будет легко,
Удача ждет впереди.
Нет безопаснее места,
Чем детское …. Автокресло.
Тёмным вечером и ночью
Защитить вас сможет точно.
Ведь шофёру с сотни метров
Станет сразу вас заметно.
Он значок, брелок и спасатель.
Что же это? Световозвращатель.
Кто-то палочки рассыпал по дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих Перейти дорогу смог.
И машины проезжая, Замедляют сразу ход,
Потому что уважают ……. Пешеходный переход.
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Как называется этот знак?
(Волонтёр показывает знак, дети отвечают) («Место остановки автобуса»)
Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике , ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!)
(Волонтёр показывает знак, дети отвечают)
Шли из школы мы домой
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри- велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен)
Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой
Через улицу ведет
Нас … (надземный переход)
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет ,строит что-то,
Здесь … (дорожные работы)
Аркадий Паровозов
:
Молодцы ребята! Вы получаете очередной значок от меня.
Размещает значок
на магнитную доску.
Аркадий Паровозов:
Вы меня не подвели. Правила знаете. А теперь проверим, как вы
их соблюдаете!
Испытание № 3 Игра «Водители и пешеходы».
Аркадий Паровозов: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой сигнал светофора
пешеходам можно переходить дорогу?
(Дети отвечают)
Аркадий Паровозов: Правильно, на зеленый. А, на какой сигнал светофора машины
останавливаются?
Аркадий Паровозов: Конечно, на красный. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру.
Детей делят на 2 команды. Часть детей изображают водителей машин, часть
пешеходов. Водители стоят с левой стороны, они двигаются по горизонтали, слева
на право. Пешеходы стоят в центре, двигаются сверху вниз.
Перемещаются
участники
по
сигналам
светофора,
и
командам
«Водители»,
«Пешеходы».
Во время команды «Водители» при зеленом сигнале водители едут, при красном
сигнале
останавливаются.
Во
время
команды
«Пешеходы»
при
зеленом
сигнале
пешеходы переходят дорогу, при красном сигнале останавливаются.
Игра
повторяется 2-3
раза. У
Аркадия Паровозова в
руках зеленый и
красный
кружки, обозначающие сигналы светофора. (Приложение 4)
Аркадий Паровозов: Начинаем игру «Водители и пешеходы!
Музыка «Водители и пешеходы»
Аркадий Паровозов
:
Молодцы! Отлично поиграли, правила все соблюдали!
И вы
снова заслужили значок от Аркадия Паровозова за свои успехи.
Размещает значок
на магнитную доску.
Аркадий Паровозов: Но не только светофор главный на дороге, ему в помощь
существуют знаки на дороге. Ваше следующее задание. Вам нужно собрать пазл и
получится дорожный знак. После того как знак соберете, вам нужно будет сказать его
название (Волонтеры делят ребят на несколько команд и раздают детям пазлы.)
Аркадий Паровозов: Раз, два, три - начни!
Испытание №4 «Собери знак»
Музыка «Собери пазл»
(Дети собирают картинку знака – пазл и потом называют его)
Пешеходный переход
Движение пешеходов запрещено
велосипедная дорожка
остановка запрещена
пункт питания
больница
Аркадий Паровозов
:
Молодцы ребята! Вы, справились со всеми испытаниями
.
И
получили все значки школы безопасности Аркадия Паровозова. Размещает значок
на магнитную доску.
Аркадий Паровозов: Сегодня вы показали свою ловкость, сообразительность, умение
работать в команде, внимание и знание правил дорожного движения. И я принимаю
вас в школу безопасности Аркадия Паровозова!
Музыка «Посвящение в эксперты дорожных наук»
Аркадий Паровозов: Торжественно принимаю в школу Аркадия Паровозова и
присваиваю звание Эксперта дорожных наук …
Вручение световозвращателей и дипломов «Эксперт дорожных наук»
(Приложение 2)
Аркадий Паровозов: Среди вас, есть ребята, которые приняли участие в семейном
творческом конкурсе «Моя безопасность». Давайте наградим наших победителей и
призеров.
Музыка «Награждение»
Награждение по конкурсу. Вручение грамот и призов (Приложение 1)
Аркадий Паровозов: Предлагаю всем вместе сфотографироваться на память с
вашими дипломами и подарками.
Общее фото
Аркадий Паровозов: Ну что мои юные эксперты дорожных наук! Мне пора
отправляться в дорогу! Помогать другим ребятам становиться экспертами дорожных
наук. До новых встреч!
Музыка «Уход Аркадия Паровозова»
Аркадий Паровозов «улетает».
Приложение 1
ДИПЛОМ
за I место
в семейном творческом конкурсе
«Моя безопасность – ПДД»
в номинации «Рисунок»
вручается
_____________________
Оргкомитет:
2025 г.
Приложение 2
ДИПЛОМ
ЭКСПЕРТА ДОРОЖНЫХ НАУК
Школы безопасности
Аркадия Паровозова
вручается
_____________________
Оргкомитет:
2025 г.
Приложение 3
Эксперт дорожных наук
Школы безопасности
Аркадия Паровозова
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ
о творческом семейном конкурсе
«Моя безопасность – Правила Дорожного Движения»
1. Общие положения
Творческий семейный конкурс «Моя безопасность – Правила Дорожного
Движения»
проводится
старшеклассниками
МАОУ
«Гимназия
№
41»
для
учащихся 1-х классов и их родителей.
Цели и задачи конкурса:
популяризация
безопасности
дорожного
движения
среди
детей
младшего
школьного возраста;
привлечение детей и их родителей к изучению и соблюдению ПДД;
развитие творческого потенциала детей и взрослых;
привлечение родителей к участию в пропаганде безопасного поведения на
дорогах среди младших школьников.
2. Порядок, сроки проведения и условия конкурса
К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 1-х классов и их родители.
Конкурс проводится в следующие сроки…..
Номинации конкурса:
рисунок
плакат
Конкурс завершается общей выставкой всех семейных творческих работ.
Критерии оценки работ:
Оригинальность темы и ее раскрытие.
Соответствие Правилам дорожного движения.
Уровень художественного исполнения.
Обязательные требования к работам:
Рисунки – формат А4, А3, выполненные в любой технике (красками, фломастерами,
гуашью, мелками).
Плакат – формат А4, А3 представляет собой крупный рисунок с пояснительным
агитационным текстом (в любой технике).
Обязательное
условие
при
выполнении
-
законченный
сюжет,
который
должен
отражать тему дорожной безопасности.
3. Подведение итогов
Подведение итогов состоится в назначенную дату в МАОУ «Гимназия № 41» на
внеурочном мероприятии «Школа безопасности Аркадия Паровозова. ПДД».
Жюри оценивает представленные работы конкурсантов. Обладатели лучших работ
награждаются памятными подарками и дипломами 1, 2, 3 степени.
Возможно
учреждение
дополнительных
номинаций
по
усмотрению
организаторов.