Напоминание

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ


Автор: Ибрагимова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Татарск Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ

Введение

Современная образовательная парадигма, закрепленная в

Федеральных государственных образовательных стандартах

начального общего образования (ФГОС НОО), характеризуется

переходом от знаниецентричной к деятельностной модели обучения.

В этой связи особую актуальность приобретает внедрение в

педагогическую практику активных методов обучения (АМО), которые

выступают эффективным инструментом достижения метапредметных

и личностных результатов. Начальная школа, являясь фундаментом

всего образовательного процесса, представляет собой наиболее

благодатную почву для применения данных методов, поскольку

познавательная активность, социальная восприимчивость и

пластичность психических процессов младших школьников находятся

на пике своего развития.

Традиционная репродуктивная модель, в которой ученик выступает

пассивным объектом педагогического воздействия, не способна в

полной мере удовлетворить запросы времени. Она не формирует у

ребенка ключевых компетенций XXI века: критического мышления,

креативности, коммуникации и кооперации. Активные методы

обучения, напротив, переводят ученика из позиции слушателя в

позицию деятеля, исследователя, соавтора образовательного

процесса. Цель данной статьи – провести системный анализ

теоретических основ и практического применения активных методов

обучения в условиях начальной школы, выделив их дидактический

потенциал и методические особенности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и классификацию активных методов обучения

применительно к специфике младшего школьного возраста.

2. Определить психолого-педагогические основания эффективности

АМО.

3. Проанализировать конкретные методы и их реализацию в урочной и

внеурочной деятельности.

4. Выявить риски и условия успешной интеграции АМО в

образовательный процесс начальной школы.

1. Теоретико-методологические основы активных методов

обучения в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это система методов,

обеспечивающих активную и разнообразную умственную и

практическую деятельность учащихся в процессе освоения учебного

материала. Их фундаментальное отличие от пассивных методов

заключается в том, что учебный процесс организован таким образом,

что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в

процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по

поводу того, что они знают и думают.

Ключевые принципы АМО, соотнесенные с возрастными

особенностями младших школьников:

1. Принцип деятельности. Знания не преподносятся в готовом виде, а

добываются учащимися в ходе специально организованной

деятельности. Это соответствует наглядно-образному и наглядно-

действенному мышлению, преобладающему в данном возрасте.

Ребенок усваивает материал лучше, когда манипулирует объектами,

рисует, конструирует, а не просто слушает.

2. Принцип интерактивности (взаимодействия). Обучение происходит

в процессе общения, сотрудничества, полилога. Младшие школьники

обладают естественной потребностью в коммуникации, а АМО

предоставляют ей социально приемлемые и дидактически

оправданные формы (работа в парах, малых группах).

3. Принцип проблемности. Учебный материал представлен в виде

проблемы, познавательной задачи, что создает условия для

интеллектуального затруднения и последующего поиска решения. Это

стимулирует развитие предпосылок критического мышления и

познавательной мотивации.

4. Принцип рефлексивности. Учащиеся постоянно осмысливают свои

действия, полученные результаты, эмоциональное состояние. Это

формирует важнейшее метапредметное умение – способность к

самооценке и самоконтролю.

Психолого-педагогическое обоснование эффективности АМО в

начальной школе базируется на трудах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. С точки зрения культурно-

исторической теории, обучение наиболее эффективно в «зоне

ближайшего развития», где ребенок решает задачи не

самостоятельно, а в сотрудничестве со взрослым или более

компетентными сверстниками. Именно это взаимодействие и

обеспечивают активные методы. Деятельностный подход утверждает,

что психическое развитие происходит в процессе деятельности.

Следовательно, чем разнообразнее и осмысленнее деятельность

ребенка на уроке, тем выше образовательный результат.

2. Классификация и характеристика активных методов обучения

для младших школьников

АМО в начальной школе можно классифицировать по нескольким

основаниям: по характеру учебно-познавательной деятельности

(имитационные, неимитационные), по месту в структуре обучения

(методы начала урока, объяснения нового материала, релаксации,

рефлексии), по форме организации (индивидуальные, парные,

групповые, коллективные).

2.1. Методы организации начала урока и целеполагания

Эти методы предназначены для создания благоприятной атмосферы,

мотивации и формулировки самими детьми целей и задач урока.

«Поздоровайся глазами, локтями, улыбками»: Невербальное

приветствие, которое снимает напряжение, создает неформальную

обстановку и пробуждает интерес.

«Угадай тему»: Учитель предлагает загадку, ребус, набор

изображений или ключевых слов, на основе которых дети

самостоятельно формулируют тему урока. Например, перед уроком

окружающего мира на тему «Пустыня» можно показать изображения

верблюда, кактуса и бархана.

«Корзина идей»: На доске рисуется значок корзины, куда дети

условно «складывают» все, что они уже знают по данной теме. Это

позволяет актуализировать имеющиеся знания и выявить пробелы.

2.2. Методы объяснения нового материала

Данные методы направлены на самостоятельное «открытие» нового

знания.

Проблемная ситуация («Знаю – Не знаю – Узнал»): Учитель создает

противоречие, которое невозможно разрешить с помощью имеющихся

у детей знаний. Например, на уроке русского языка: «Мы знаем, что

сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И. А как напишем слово

"парашют"? Почему возникает проблема?».

Кластер (гроздь): В центре доски записывается ключевое понятие.

Учащиеся предлагают ассоциации и идеи, связанные с ним,

выстраивая схему-паутинку. Эффективен на уроках литературного

чтения для анализа образа героя или на уроках окружающего мира

для систематизации знаний о природной зоне.

Инфографика и работа с визуальными образами: Детям

предлагается не готовый текст, а схема, диаграмма, иллюстрация. Их

задача – «прочитать» визуальную информацию и перевести ее в

вербальную форму, сформулировав правило или вывод.

2.3. Методы закрепления и обобщения материала

Эти методы позволяют в активной форме повторить и

систематизировать изученное.

Синквейн: Малая стихотворная форма из пяти строк, которая

позволяет обобщить информацию. Правила составления:

1. Одно существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание темы).

3. Три глагола (действия по теме).

4. Фраза из четырех слов (отношение к теме).

5. Одно слово-синоним (резюме).

Пример по теме «Зима»:

Зима.

Холодная, снежная.

Морозит, идет, кружится.

Я люблю зимние забавы.

Волшебство.

Дидактическая игра («Найди пару», «Третий лишний»,

«Лото»): Игровая деятельность является ведущей в дошкольном

возрасте и остается крайне значимой в младшем школьном. Любой

учебный материал, облеченный в игровую форму, усваивается легче и

прочнее.

Мозговой штурм (модифицированный для детей): Группе детей

предлагается найти как можно больше решений творческой или

практической задачи. Критика на этапе генерации идей запрещена.

Например: «Как можно использовать пустую пластиковую бутылку?».

2.4. Методы рефлексии и подведения итогов

Они помогают осмыслить результаты деятельности и свое

эмоциональное состояние.

«Лестница успеха»: На доске рисуется лестница с тремя ступенями.

Дети помещают свой стикер (смайлик, фишку) на ту ступень, которая

соответствует их самоощущению: нижняя – «Мне было трудно, не все

понял», средняя – «Все было понятно, но есть вопросы», верхняя – «Я

все понял, могу помочь другим».

«Незаконченное предложение»: Учитель начинает фразу, а дети

заканчивают: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было интересно…»,

«Мне было трудно…», «Я похвалил бы себя за…».

«Светофор»: Дети имеют карточки трех цветов. Красный – «Я не

понял материал», желтый – «Есть вопросы», зеленый – «Все

понятно».

3. Технологии, интегрирующие активные методы обучения

На практике АМО редко используются изолированно. Чаще они

являются элементами более крупных образовательных технологий.

Технология проблемного диалога: Структура урока выстраивается

вокруг создания и решения проблемной ситуации. Учитель не

сообщает знания, а побуждает детей к выдвижению гипотез и их

проверке через диалог.

Проектная деятельность: Является квинтэссенцией деятельностного

подхода. Младшие школьники под руководством учителя выполняют

краткосрочные творческие или исследовательские проекты («Моя

родословная», «Профессии моих родителей», «Красная книга нашего

края»). В процессе работы над проектом дети неизбежно используют

целый комплекс АМО: мозговой штурм, планирование, сбор

информации, создание продукта, его презентацию.

Игровые технологии: Обучение строится на сквозной игровой

сюжете (урок-путешествие, урок-детектив, урок-сказка). Это позволяет

поддерживать высокий уровень мотивации на протяжении всего

занятия.

Технология развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП): Предлагает четкую структуру урока: «Вызов –

Осмысление – Рефлексия». На стадии вызова используются методы

«Корзина идей», верные и неверные утверждения. На стадии

осмысления – чтение с пометками (инсерт), кластеры. На стадии

рефлексии – синквейны, дискуссии.

4. Практическая реализация и критерии эффективности

Внедрение АМО требует от учителя тщательного планирования и

пересмотра своей роли. Из транслятора знаний он превращается в

организатора, фасилитатора, консультанта.

Условия успешного применения АМО в начальной школе:

1. Поэтапность и системность: Нельзя одномоментно заменить все

традиционные методы на активные. Внедрение должно быть

постепенным, начиная с одного-двух методов, наиболее комфортных

для учителя и класса.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей: Задания

должны быть посильными, инструкции – четкими и краткими.

Необходимо предусмотреть дифференциацию для детей с разным

уровнем подготовки и темпом работы.

3. Создание психологически безопасной среды: Ребенок не должен

бояться ошибиться, высказать неверное предположение. Атмосфера

доверия и взаимоподдержки – обязательное условие.

4. Четкая организация и регламентация: Любая активность, особенно

групповая, требует четкого обозначения времени, правил и конечного

продукта. Без этого урок может превратиться в хаотичное действо.

Критерии эффективности применения АМО:

Повышение учебной мотивации: Дети с интересом идут на урок,

активно участвуют в обсуждениях, задают вопросы.

Рост познавательной активности: Учащиеся самостоятельно ищут

дополнительную информацию, проявляют инициативу.

Развитие коммуникативных УУД: Дети учатся договариваться,

распределять роли, аргументировать свою точку зрения, слушать и

слышать собеседника.

Формирование регулятивных УУД: Умение планировать свои

действия, работать в заданном темпе, осуществлять самоконтроль и

самооценку.

Стабильные и осознанные предметные результаты: Знания,

добытые самостоятельно, являются более прочными и гибкими, чем

полученные в готовом виде.

Заключение

Активные методы обучения представляют собой не просто набор

приемов для развлечения детей на уроке, а мощный педагогический

инструмент, адекватный вызовам современного образования и

психологическим особенностям младших школьников. Их системное и

грамотное применение позволяет трансформировать учебный

процесс, сделав его личностно-ориентированным, развивающим и

деятельностным.

Преодолевая риски, связанные с недостаточной подготовленностью

педагога, дефицитом времени и сложностью контроля, учитель

начальных классов, внедряющий АМО, получает в свое распоряжение

эффективный механизм для формирования у детей не только

прочных знаний, но и универсальных учебных действий,

составляющих основу умения учиться. Именно это умение является

залогом успешности личности в условиях быстро меняющегося мира,

где непрерывное образование и способность к адаптации становятся

ключевыми компетенциями. Таким образом, интеграция активных

методов в практику начальной школы является не данью моде, а

объективной необходимостью и показателем профессиональной

компетентности современного педагога.



В раздел образования