Напоминание

Отечественная война 1812 года - важнейшее событие российской и мировой истории XIX века


Авторы: Братчикова Наталья Андреевна, Никифорова Елена Николаевна
Должность: учителя истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №60 города Кирова
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отечественная война 1812 года - важнейшее событие российской и мировой истории XIX века
Раздел: среднее образование





Назад




Авторы составители ТКУ: учителя истории и обществознания Братчикова

Наталья Андреевна, Никифорова Елена Николаевна

Модуль:

Александровская эпоха: государственный либерализм

Тема: Отечественная война 1812 года - важнейшее событие российской и

мировой истории XIX века, 8 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с событиями Отечественной

войны 1812 года, раскрыть её народный характер

Развивающая: развить навыки работы с картой, документами, анализа

исторических событий

Воспитательная: воспитать чувство патриотизма и гордости за подвиги

русского народа

Основные понятия: флеши, редут, инфантерия, ополчение, батарея,

партизан

Планируемый результат:

Предметные результаты:

 Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших

событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их

принадлежность к историческому периоду, этапу;

 Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть)

место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий

отечественной и всеобщей истории XVIII в.

 Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте

изменения, произошедшие в результате значительных социально-

экономических и политических событий и процессов отечественной и

всеобщей истории XVIII в.

 Работа с историческими источниками: извлекать, сопоставлять и

систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей

истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и

вещественных источников.

 Анализ, объяснение исторических событий, явлений: объяснять смысл

ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и

всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических

событий, ситуаций

Метапредметные результаты:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и

обобщать исторические факты

владение базовыми исследовательскими действиями: определять

познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять

подбор исторического материала, объекта

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной

исторической информации

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Ресурсы, оборудование:

Технические средства: проектор, экран,

Наглядные пособия: историческая карта, презентация

Учебные материалы: учебник, серия кейсов «Ключевые события

Отечественной войны 1812 года»

этапа

Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы

будем говорить об одном из важнейших

исторических событий в истории

России, в котором наша страна в

очередной раз отстояла свое право на

независимость, а русский народ – право

на само свое существование.

Ученики настраиваются

на работу на уроке

Личностные: мотивация к

обучению и

саморазвитию

2.

Актуализация знаний

Проверим домашнее задание

Фронтальный опрос:

Назовите основные направления

внешней политики Александра I.

(Ближневосточное и европейское

направления.)

Какова была расстановка сил в Европе в

начале XIX в.? (С конца XVIII в. В

Европе шли непрерывные войны, в

которых коалиция европейских держав

во главе с Англией противостояла

республиканской Франции. С приходом

к власти во Франции Наполеона

Бонапарта начинаются войны за

мировое господство, связанные с

агрессивной, захватнической

политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в

пожар европейских войн в начале XIX

в.? (Надежды Александра I избежать

участия в международных

конфликтах не оправдались, т.к.

Франция перестала считаться с

интересами России и пыталась

Ученики отвечают на

вопросы, заданные на дом

по предшествующей теме

урока

Личностные: осознание

ответственности за свои

поступки.

Регулятивные: умение

планировать свою

деятельность и следовать

алгоритму.

Коммуникативные:

1.Вступление в диалог,

умение слушать и

слышать

2.

Умение точно

выражать свои мысли,

строить монологическую

и диалогическую речь

ослабить ее влияние как на Западе, так

и на Востоке.)

Каковы были цели антинаполеоновких

коалиций? Кто были союзниками

России в войне против Наполеона в

1805 г.? (Установить в Европе порядок,

который не позволил бы Франции

вести захватническую политику и

угрожать независимости соседних

государств. Союзники - Англия,

Австрия.)

В чем причины военных неудач России

в кампании 1805-1807 гг.?

(Главная причина - несогласованность

действий союзников. Образовавшаяся

коалиция была непрочной, каждый из

ее участников имелсобственные

интересы.)

Каково было основное условия

Тильзитского мира? Насколько оно

было выгодно для России?

(Присоединение к континентальной

блокаде против Англии. Чрезвычайно

невыгодно - означало ухудшение ее

экономического положения, подрыв

экономических интересов русского

дворянства и купечества.)

Как отразилось участие в

континентальной блокаде на внешней

политике России? (Поставило во

враждебные отношения с Англией;

заставило вступить в войну со

Швецией, которая отказалась при

соединиться к континентальной

блокаде.)

Чем закончилась война со Швецией?

(Присоединением к России Финляндии

по Фридрихсгамскому договору,

подписанному в августе 1809 г.)

(Слайд 1)

3.

Постановка целей и задач

урока. Мотивация

учебной деятельности

учащихся.

Я специально не стала говорить тему и

цель сегодняшнего урока, так как вы

должны сформулировать их

самостоятельно.

Ученикам показываются картины:

В.В. Верещагин «1812-й год»

А.Д. Кившенко «Военный совет в

Филях»

В.В. Верещагин «На большой дороге.

Отступление, бегство»

(Слайды 2-4)

Что общего между этими картинами?

(Военные действия)

Какому событию посвящены картины, и

соответственно наш урок?

(Отечественная война 1812 года -

важнейшее событие российской и

мировой истории XIX века)

Почему война имеет название

Отечественная – к этому вопросу мы

вернемся в конце урока.

При изучении войны, какие вопросы

мы должны с вами разобрать?

(Причины войны, силы сторон, ход

военных действий, итоги)

(Слайд 5-6)

Ученики рассматривают

иллюстрационный

материал, отвечают на

вопросы, формулируют

тему, цель и задачи урока

Регулятивные:

способность ставить цели

и задачи учебной

деятельности.

Познавательные: умение

устанавливать причинно-

следственные связи

4.

Первичное усвоение

новых знаний

12 июня 1812 года войска императора

Франции Наполеона Бонапарта

пересекли западную границу России -

р. Неман. Начинается война между 2

сильнейшими государствами мира.

Почему она началась?

Отметим причины Отечественной

войны 1812 года.

(Слайд 7)

На основе знаний

предшествующего урока

учащиеся формулируют

причины войны:

1. Россия нарушала

условия континентальной

блокады Англии.

2.Опасения идей

распространения идей

Великой французской

революции.

3.Политика Франции по

отношению в Великому

Герцогству Варшавскому.

4.Личные

взаимоотношения

императоров, их

претензии друг к другу

Регулятивные:

1.Умение планировать

свою деятельность и

следовать алгоритму.

2.Контроль и коррекция

своих действий.

Познавательные:

1.Самостоятельный

поиск, выделение и

структурирование

информации.

2.Умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

3.Овладение логическими

действиями: анализом,

синтезом, сравнением.

Коммуникативные:

1.Участие в коллективном

обсуждении учебной

проблемы.

2.Сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми при

выполнении заданий.

2 величайшие державы вступили в

войну, но насколько они были к ней

готовы. Сравним силы сторон.

Что по этому вопросу нам скажет

Википедия. Давайте узнаем в

Интернете.

А теперь сравним данный с учебником.

Используя учебник параграф №49-50

р.1, найдите и запишите данные о

численности армий

России и Франции.

Данные какого источника наиболее

достоверны? Почему? (На учебнике,

так как его составляют

Ученики работают с

учебником и выписывают

в тетрадь

соотношение сил:

Французская

армия: 440 тыс. солдат,

Русская армия: 220

тыс. солдат

профессионалы, а Википедию может

редактировать любой)

Соотношение сил:

Французская армия: 440 тыс.

солдат,

Русская армия: 220 тыс. пехоты,

(Слайд 8-9)

Теперь пора проследить за ходом

военных действий. Для этого мы с

Вами разделимся на 8 групп и

выполним задания в кейсах по ходу

военных действий (Приложение 1).

12 июня 1812 - вторжение Наполеона

Бонапарта в Россию (1 группа)

Июнь – сентября 1812 - отступление

российской армии (2 группа)

8 августа 1812 - назначение М.И.

Кутузова главнокомандующим (3

группа)

26 августа 1812 – Бородинское

сражение (4 группа)

1 сентября 1812 – военный совет в

Филях (5 группа)

2 сентября 1812 – войска Наполеона

Бонапарта вступили в Москву (6

группа)

17 сентября – 3 октября 1812 –

Тарутинский манёвр (7 группа)

Роль партизанского движения в

Отечественной войне 1812 года (8

группа)

(Слайд 10)

Ученики делятся на

группы и выполняют

задания в кейсах. Далее

согласно хронологии

ключевых событий

Отечественной войны

начинается их

обсуждение в классе.

Каждая группа

представляет свои

результаты проделанной

работы

14 декабря 1812 года русская армия

Ученики читают раздел

полностью освободили территорию

России. Подведем итоги военной

кампании 1812 года. Для этого

обратимся к учебнику, параграф №49-

50, р.5. Выпишите итоги Отечественной

войны.

(Слайд 11)

учебника и выписывают в

тетрадь итоги

Отечественной войны

1812 года.

1. Первый шаг на пути

освобождения Европы от

Наполеона.

2. Рост национального

самосознания.

3.Формирования целого

пласта культурного

наследия, связанного с

событиями

Отечественной войны

1812 года.

3.

Первичная проверка

понимания

Вернемся к вопросу, который задавали

в начале урока: почему войну 1812 года

назвали Отечественной? (Потому что

в ней сражался весь народ:

профессиональная армия, партизанское

движение, русский народ всячески

помогал своим солдатам и

противодействовал врагу)

(Слайд 12)

Ученики отвечают на

заданный вопрос

Познавательные:

умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Коммуникативные:

вступление в диалог,

умение слушать и

слышать

4.

Первичное закрепление

Установите соответствие между

ключевыми событиями Отечественной

войны 1812 года и их описанием

(Слайд 13)

Ученики устанавливают

соответствие

Познавательные:

умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Коммуникативные:

вступление в диалог,

умение слушать и

слышать

5.

Информация о домашнем

задании, инструктаж по

его выполнению

Ребята, записываем домашнее задание:

изучить параграф №49-50,

составить фишбоун с ключевыми

датами Отечественной войны и их

значением

(Слайд 14-15)

Ученики записывают

домашнее задание

Познавательные:

самостоятельный поиск,

выделение и

структурирование

информации.

Личностные: мотивация к

обучению и

саморазвитию

6.

Рефлексия

Ребята, заполните лист обратной связи.

Оцените свои действия в ходе урока от

1 до 5 звезд, где 1 звезда означает

совсем не умею, а 5 звезд – умею

хорошо (Приложение 2)

(Слайд 16)

Заполнение учениками

листа обратной связи

Личностные: осознание

ответственности за свои

поступки

Приложение №1

1 группа. «Начало войны. Вторжение»

Ознакомьтесь с воспоминаниями современников, рассмотрите карту и

ответьте на вопросы.

Документ 1 (из воспоминаний)

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми

переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на

русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их

стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена

такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер,

командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не

подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает

иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нужно вам и зачем

пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну!

Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он

исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

Колли: «...Им (Наполеоном) овладело беспокойство и удивление: он

понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

И.

Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что

русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли,

примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий

предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р.

Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М.

Барклай

де

Толли:

«Таким

образом,

операционный

план

Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

Документ 2 (карта)

__________________________________________________________________

Вопросы:

1. Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в

Россию?

2. Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в

Россию? Удалось ли ему выполнить ее?

3. Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог

предпринять Наполеон?

4. Какую тактику избрало командование русских войск и почему?

2 группа. «Тяжести военной кампании»

Ознакомьтесь с воспоминаниями современников и ответьте на вопросы.

Документ 1 (от имени французских воинов)

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было

хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить

ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что

добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом

общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».

Дедем:

«Несмотря

на

тщательные

меры

подготовки,

принятые

Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали

себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей,

уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним

многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно

непроходимыми.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании

наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его.

Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его

уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех,

одержанный над неприятелем.

Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через

Неман французская армия испытывала настоящий голод».

Документ 2 (от имени М. Барклая де Толли)

С. Селивановский:

«Одни уходили в леса, другие следовали за

армией, со всеми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени

все то, что могло быть полезным неприятельской армии».

И. Руа:

«27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что

русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли,

примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий

предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р.

Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под

ружьем около 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял

Наполеон с 250 000. Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы

совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только

тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии

не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих

соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые

облечены

были

полномочиями,

вполне

соответствующими

таковому

положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному

усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного

министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим

правом...»

Документ 3 («Бородино» М. Ю. Лермонтова)

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Вопросы:

1. С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

2. Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская армия?

3. В чем заключалась трудность положения военного министра М. Б. Барклая

де Толли?

4. Как относились русские воины к тактике «отступления»?

3 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Ознакомьтесь с воспоминаниями современников и ответьте на вопросы.

Кузова хорошо знали и любили русские солдаты, уважали генералы и

офицеры. В 1812 году ему шёл уже 67-й год, и по всем возрастным меркам

того времени он мог находиться на покое, окружённый почётом и славой. Но

Кутузов при первом же известии о вторжении «великой армии» в Россию

бросил своё имение Горошки в Волынской губернии и сам, без приказа,

прискакал в Петербург. И хотя император к Кутузову относился холодно, он

понимал, что любое другое назначение вызовет удивление и недовольство в

обществе. Лучшего военачальника в России не было. Вот почему, когда для

армии потребовалось назначить авторитетного командующего, в которого

верила бы страна, специальный комитет единодушно остановился на

Кутузове.

Александр I, скрепя сердце, вынужден был с этим согласиться. Он написал

любезное, но лицемерное письмо Кутузову по поводу его назначения, где

заявлял: «Михаил Илларионович! Известные военные достоинства ваши,

любовь к отечеству и неоднократные отличные подвиги приобретают

истинное право на сию мою доверенность... » В то же самое время

действительное свое отношение к назначению Кутузова Александр I выразил

в письме к своей сестре, где писал: «В Петербурге я нашел всех за назначение

главнокомандующим старика Кутузова: это было единственное желание. То,

что я знаю об этом человеке, заставляет меня противиться его назначению, но

когда Ростопчин в своем письме ко мне от 5 августа известил меня, что и в

Москве все за Кутузова, не считая Барклая де Толли и Багратиона годными

для главного начальства, и когда, как нарочно, Барклай делал глупость за

глупостью под Смоленском, мне не осталось ничего другого, как сдаться на

общее мнение» . Имя Кутузова как главнокомандующего русской армией в

этот тяжелый момент называлось армией и всей страной. Поэтому Александр

I не мог противиться его назначению главнокомандующим.

Кутузов был назначен главнокомандующим 8 (20) августа. Через три дня

он выехал из Петербурга в действующую армию. Проводы Кутузова

превратились в настоящее народное ликование. Сотни простых людей

собрались у его дома на набережной Невы, где уже стояла походная кибитка.

Очевидцы рассказывали, что люди падали на колени перед крыльцом, где

стоял новый главнокомандующий, и, воздев руки к небу, заклинали:

«Отец ты наш! Спаситель! Останови лютого врага, нисторгни

супостата!» Когда Михаил Илларионович появился в русском лагере,

солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов».

Сам же Кутузов, встретившись с войсками, сказал:

«Ну как можно

отступать с такими молодцами».

Однако не зря он прожил большую и полную воинских опасностей жизнь.

Мудрый

старик

хорошо

понимал,

что

сил

для

генеральной

битвы

недостаточно, нужно подтягивать резервы, продолжать сбор ополчения.

Михаил Кутузов (краткая биография)

Детство и юность

Михаил Илларионович Кутузов родился 16 сентября (5 сентября) 1745

года в Санкт-Петербурге. Его отец Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов

был военным инженером, который спроектировал Екатерининский канал.

Мать Анна Илларионовна, достоверных данных о её происхождении нет. По

одной

из

версий

она

является

потомком

Бедринского,

по

другой

Беклемишева.

До 1759 года Михаил находился на домашнем обучении, а затем

поступил в Артиллерийскую и инженерную школу, где продемонстрировал

хорошие способности. В этой же школе преподавал его отец. Обучение в

школе

длилось

три

года,

но

Михаил

окончил

её

за

полтора.

После выпуска Кутузов получил чин инженера-прапорщика и остался

преподавать математику в школе. Затем в звании адъютанта находился на

службе у герцога Гольштейн-Бекского. Там он заведовал канцелярией и был

ответственным работником. За хорошую службу в 1762 году был повышен до

капитана. В том же году познакомился с Суворовым.

Кутузов владел тремя иностранными языками, поэтому в 1767 году был

приглашён в Комиссию по составлению нового уложения на должность

переводчика.

Русско-турецкие войны

1768-1774

участвовал

в

русско-турецкой

войне.

1772

назначен

командующим

гренадерским

батальоном

1774 – ранен в битве под деревней Шумы. Получил орден Святого Георгия IV

класса.

Лето 1777 – получил звание полковника и назначен командующим

Луганского

инженерного

полка

С 1783 года командир Мариупольского легкоконного полка в Крыму.

В конце 1784 года получил звание генерал-майора за переговоры с крымским

ханом.

Назначен

командующим

Бугским

егерским

корпусом.

1788 – участвовал в осаде Очакова, где был тяжело ранен в голову.

1789

Михаил

Илларионович

сражался

при

Каушанах

1790 – в штурме Измаила командовал 6-ой колонной. Разгромил врага в своём

направлении. Суворов высоко оценил его действия. После чего Кутузову

присвоили

звание

генерал-поручика.

1791 – в битве при Бабадаге одержал победу над турецкими войсками.

Обошёл

противника

с

фланга

и

атаковал

с

тыла.

1792-1794 – возглавил русских послов в Константинополе. Смог выбить для

России преимущества в политике и в торговле, тем самым ослабил влияние

французов

в

Турции.

1794 – получил должность директора Сухопутного шляхетского кадетского

корпуса

1802 – попал в опалу императора и был вынужден уйти в отставку.

Характер

Современники говорили о Кутузове как о рассудительном, скрытном и

умеющем льстить человеке. Наполеон назвал его старым лисом Севера.

Фельдмаршал умел находить общий язык с высокопоставленными

людьми. К нему были благосклонны Екатерина II и в дальнейшем её сын

Павел I. Вечер накануне смерти оба правителя провели с фельдмаршалом.

Кутузов

не

раз

находился

под

командованием

Суворова.

Генералиссимус отмечал его недюжинные способности и называл Михаила

Илларионовича своей правой рукой. Суворов отмечал его блестящий ум и

бесстрашие.

__________________________________________________________________

Вопросы:

1. Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 г.?

2. Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

3. Почему Александр I согласился с кандидатурой Кутузова?

Группа 4. Бородинское сражение. 26 августа 1812 г.

Борьба стратегий - это и борьба за правильное расположение войска на

территории противника. Мало кому известен факт того, что отчаянное

сражение под Шевардино 24 августа, когда русские сражались с вчетверо

превосходящими силами французов - это сражение за расположение войск на

Бородинском поле.

Работа с картой-схемой «Бородинское сражение»: топографический

анализ пространства:

1.

Рассмотрите расположение французского и русского войск.

2.

Обратите внимание на расположение географических объектов на

местности (рек, озёр, оврагов, возвышенностей, лесов, дорог).

3.

Обратите внимание на расположение фортификационных укреплений

русской армии (выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота,

кавалерия, батарея, редут (посмотрите в словаре).

Карта №1

Карта №2

__________________________________________________________________

Вопросы:

1.

Какая из карт для вас более информативна? Почему?

2.

Как вы думаете, есть ли топографическое преимущество русских

войск? Если да (нет), то почему вы так решили?

3.

Где, судя по расположению русских войск, Кутузов ожидал основной

удар наполеоновских войск? Где ударил Наполеон и почему именно

там?

4.

Найдите на карте Шевардинский редут, бой за который предшествовал

основному сражению. Как бой за Шевардинский редут изменил планы

Наполеона и Кутузова?

Документ 2 (от имени российского и французского воинов)

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва;

русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед

платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким

они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с

каким

они

защищались,

удерживая

стремление

превосходящих

сил

неприятеля».

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного

квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми

или ранеными».

С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов

огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000

лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день

стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии

металлы,

самое

время

переживающие,

оказывались

недостаточными

дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать

действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти

заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие.

Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный

жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена

волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные

восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих,

ржание

коней,

крики

командования

и

отчаяния,

на

девяти

разных

европейских языках произносимые, - все сие смешивалось, придавало

ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах.

Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со-

ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь,

ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев:

«Таким образом кончилось главное бородинское

побоище, в котором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы,

может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных

выстрелов было выпущено французами 70 000... Во всей России отслужили

благодарственные молебствия...»

Документ 2 (данные статистики)

Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130-

135 тыс. человек, 587 орудий. Потери: русские - 45 тыс. человек; французы -

35 тыс. человек.

__________________________________________________________________

Вопросы:

1.

Почему обе армии считали себя победоносными и обе - разбитыми?

Как вы понимаете смысл этой фразы?

2.

Подведите итог Бородинской битвы.

Словарь

Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

Редут -

сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление,

подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной

насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также

позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия - конное войско.

Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия.

Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с

таким вооружением.

Группа 5. «

Совет в Филях»

Аннотация:

Первый вариант. Слова, роли распределены на предыдущем уроке (при

инсценировке). На самом уроке разыгрывается сценка «Совета в Филях».

Второй вариант. Даётся текст и задания на анализ ситуации. Сначала

обсуждается первое задание, затем второе.

Историческая справка: Совет был созван 1 (13) сентября 1812 года

во время Отечественной войны главнокомандующим М. И. Кутузовым

в деревне Фили к западу от Москвы. На рассмотрение был вынесен вопрос

о том, дать французам сражение под Москвой либо оставить город без боя.

Протокола не велось. Основными источниками сведений о совете служат

воспоминания Раевского и Ермолова.

Военный совет в Филях

«Военный совет в Филях». Алексей Кившенко, 1880

Задание 1. Ознакомьтесь с ходом Совета и ответьте на вопросы.

Фельдмаршал М.И. Кутузов:

«Позиция наша на Воробьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие

дивизии разобщены непроходимыми оврагами... В одном глубоком овраге

речка!.. Позади позиции Москва-река... За ней город с узкими улицами и

переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может

сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся

армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть

надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва -вся

Россия будет потеряна...»

Генерал

Л.Л.

Беннигсен: «Армия

расположилась

на

позиции,

выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения.

Правый фланг армии - перед деревней Фили, центр - между селами Троицким

и Волынским, левый фланг - перед селом Воробьеве. Арьергард находится

при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я

предлагаю дать сражение».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы

места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция

растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать

уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего

человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции,

выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал-лейтенант Л.Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию

невыгодной. Но мое убеждение - необходимо остановить неприятеля и

отстоять Москву!»

Генерал-лейтенант

А.И.

Остерман-Толстой: «Я

разделяю

предложение генерала Коновницына и настаиваю на атаке неприятеля».

Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель

должен быть нами атакован».

Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей

для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия

не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения.

Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции

русский армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-

Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим

город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской

дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф. Толь:

«Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в

случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Фельдмаршал М.И. Кутузов:

«Что бы ни случилось, я принимаю на

себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий:

«В скорбном молчании генералы разошлись. В

течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие,

сдержанные рыдания».

В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно

незабвенным для России»

- Итоговое решение не даётся. Только после обсуждения и выдвижение

групповых решений.

__________________________________________________________________

Вопросы:

1.

Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих

подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сра-

жение. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С

потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»)

2.

Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое

сражение Наполеону?

3.

Какая

из

изложенных

позиций

представляется

вам

более

аргументированной? Какую отстаивали бы вы?

4.

Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на

ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов?

5.

Поставьте себя на место Кутузова, как бы вы поступили в данной

ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Задание 2. Исходя из сюжета картины, как вы думаете, какое решение

было принято на Совете в Филях. Свой ответ аргументируйте.

Окончательное

решение

на

военном

совете

было

за

главнокомандующим, поскольку единства между генералами не было.

Кутузов М.И.: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой

обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми

войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением

Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен,

пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность

обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества...

Приказываю отступать!»

Итоговое решение: Кутузов принял решение, не давая сражения на

неудачной

позиции,

оставить

Москву,

чтобы

сохранить

армию

для

продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Это

решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за

сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла

обернуться для главнокомандующего отставкой. Никто не мог предсказать,

как это решение будет воспринято при дворе.

Группа 6. «Пожар Москвы»

Документ 1 (от имени русского и французского воинов)

А. Ермолов:

«...Дома были пусты и заперты; обширные площади

уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного

человека».

Де-ла-Флиз: «...С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось,

чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы.

Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись

ничем».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас

своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты,

улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом

отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся

казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно

случиться что-то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания,

сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас

одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и

Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще

более гробовое».

С. Селивановский: «Таким образом победитель Москвы доехал до

Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано

было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда

скрывать то, что происходило в душе его».

- Какой предстала Москва перед французскими войсками?

- В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им

ранее:

«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я

возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое

сердце»)

Документ 2 (от имени французского воина)

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего

прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что

он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти

сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал

командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий

день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь

его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением.

На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с

огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, раз-сеялись по

разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали

дома, стоявшие на ветру, - это было легко, ввиду воспламеняемости построек.

Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания

потушить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым. <...> ...

большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли

среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые

Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный

ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко

всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что

народ может сжечь свою столицу?»

Сегюр:

«Наполеон,

завладевший,

наконец,

дворцом

царей,

упорствовал, не желая уступать его даже огню, как вдруг раздался крик:

«Пожар в Кремле!» <...>

Все это заставило Наполеона решиться. <...>

Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и

мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли

возле груды камней подземный ход, выводивший к Москва-реке. Через этот

узкий проход Наполеону с его офицерами и гвардией удалось выбраться из

Кремля. <...>

И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев

пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем,

открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели

выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он

шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из

раскаленного железа. Все эти обломки затрудняли движение. Огненные

языки, с треском пожиравшие строения, то взвивались к небу, то почти

касались наших голов. Мы подвигались по огненной земле, под огненным

небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам

нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть

вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши

руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то

отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».

Вопросы:

1.

На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

2.

В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

Группа 7. «

Партизанское движение 1812 г.»

Историческая справка:

Партиза

L

н (от итал. partigiano

сторонник

определённой

общественной группы, партии) — лицо, добровольно ведущее вооружённую

борьбу за свободу и независимость своей страны в составе вооружённых

организованных

партизанских

сил

на

территории, оккупированной противником (либо находящейся под контролем

противостоящих политических сил), с использованием методов партизанской

войны, член партизанского отряда

.

Партизанское

движение

является

проявлением народной

войны против воинских подразделений и администрации, которые население

считает

чуждыми

и оккупационными.

Партизанские

силы

могут

использоваться

в

ходе регулярной

войны для

дезорганизации

тыла

противника.

Партиза

L

нское движе

L

ние в Оте

L

чественной войне

L

1812 го

L

да

вооруженный конфликт между многонациональной армией Наполеона и

русскими партизанами на территории России в 1812 году. Силы партизан

состояли из отрядов русской армии, действующих в тылу войск Наполеона;

бежавших из плена русских солдат; добровольцев из числа местного

населения.

Партизанская война являлась одной из трёх главных форм войны

русского

народа

против нашествия

Наполеона наряду

с

пассивным

сопротивлением

(уничтожение продовольствия и фуража,

поджоги

собственных домов, уход в леса) и массовым участием в ополчениях.

По современным представлениям, необходимо чётко различать в

составе партизанской войны 1812 года две основные формы:

Летучие

кавалерийские

отряды,

сформированные

из

армейской

кавалерии и казаков по приказу Кутузова, возглавляемые офицерами

регулярной армии и действовавшие на коммуникациях противника, а

также в качестве разведки армии;

Крестьянские отряды самообороны, возникавшие, стихийно из местных

жителей (не только, но преимущественно крестьян) и занимавшиеся

обороной своих населённых пунктов от мелких отрядов неприятеля.

Объединённые

партизанские

группы

могли

противостоять

крупным воинским формированиям армии Наполеона. Так, в конце

октября во время сражения в районе смоленской деревни Ляхово четыре

партизанских отряда наголову разбили более чем полуторатысячную бригаду

генерала Жан-Пьера Ожеро, пленив и его самого.

Партизанское движение существенно повлияло на исход кампании.

Деморализованная,

лишённая

возможности

пополнять

свои

продовольственные запасы, оборванная и замёрзшая армия Наполеона была

жестоко бита летучими и крестьянскими партизанскими отрядами русских.

Командиры и офицеры летучих отрядов

Д. Давыдов

А. Сеславин

А. Фигнер

Ф. Винцингероде

Н. Кудашев

А. Бенкендорф

В. Орлов-Денисов

В. Прендель

С. Волконский

А. Чернышёв

Командиры и участники крестьянских отрядов самообороны

Г. Курин

В. Кожина

Е. Стулов

Партизанское движение – «дубина народной войны»

«… дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной

силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с

целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила

французов

до

тех

пор,

пока

не

погибло

все

нашествие»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

М.Б. Барклай-де-Толли в августе 1812 года обратился с призывом к

жителям Псковской, Смоленской и Калужской губерний: «…но многие из

жителей губернии Смоленской пробудились уже от страха своего. Они,

вооружась в домах своих, с мужеством, достойным имени русского, карают

злодеев без всякой пощады. Подражайте им все любящие себя, отечество и

государя. Воинство ваше не выйдет из пределов ваших, доколе не изгонит

или не истребит сил вражеских. Оно до самой крайности решилось

бороться с ними, и вам останется подкреплять его одною защитою

собственных домов ваших от набегов более дерзких, нежели страшных».

М. И. Кутузов: «…поставил я десять партизанов на ту ногу, чтобы

быть в состоянии отнять все способы у неприятеля, мыслящего в Москве

найти в изобилии всякого рода довольствие. В течение шестинедельного

отдыха Главной армии при Тарутине, партизаны наводили страх и ужас

неприятелю, отняв все способы продовольствия…».

М.И. Кутузов донесении Александру I от 24 октября 1812 года о

патриотизме русских крестьян: «С мученическою твердостию переносили

они все удары, сопряженные с нашествием неприятеля, скрывали в леса свои

семейства и малолетных детей, а сами вооруженные искали поражения в

мирных жилищах своих появляющимся хищникам. Нередко самые женщины

хитрым образом уловляли сих злодеев и наказывали смертью их покушения, и

нередко вооруженные селяне, присоединяясь к нашим партизанам, весьма им

способствовали в истреблении врага, и можно без преувеличения сказать,

что многие тысячи неприятеля истреблены крестьянами. Подвиги сии

столь многочисленны и восхитительны духу россиянина…».

СТАТИСТИКА: Всего в сентябре 1812 года в составе летучих отрядов

действовало 36 казачьих полков и одна команда, 7 кавалерийских полков, 5

эскадронов и одна команда легкой конной артиллерии, 5 полков пехоты, 3

батальона егерей и 22 полковых орудия. Кутузову удалось придать

партизанской войне широкий размах. Он возлагал на них задачи наблюдения

за противником и нанесения непрерывных ударов по его войскам.

Из-за непрерывных ударов летучих партизанских отрядов французам

приходилось всегда держать часть войск наготове. По данным журнала

военных действий, с 14 сентября по 13 октября 1812 года противник потерял

только убитыми около 2,5 тысяч человек, около 6,5 тысяч французов было

взято в плен.

Наполеон о русских партизанах:

«Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого

народа, решившегося победить или умереть. Мы имели дело уже не с

жителями

Литвы,

равнодушными

зрителями

великих

событий,

совершающихся вокруг них. Всё население, составленное из природных

русских, при нашем приближении оставляло свои жилища. На нашем пути

мы встречали только покинутые или выжженные селения. Бежавшие жители

образовывали шайки, которые действовали против наших фуражиров. Они

нигде не беспокоили сами войска, но захватывали всех мародеров и

отставших».

__________________________________________________________________

Вопросы:

1. Кто стали участниками партизанского движения?

2. Какие формы и методы борьбы использовались партизанами?

3. Каково было отношение французского и русского командования к

партизанскому движению?

4. Роль партизанского движения в Отечественной войне 1812 года?

Группа 8. «

Тарутинский манёвр» (17 сентября – 3 октября 1812 года)

Среди

всех

событий

войны

1812

года

для

общества

самым

знаменательным стало Бородинское сражение, оставление и пожар Москвы,

однако для историков, тактиков и стратегов последующих времен главным

переломным событием Отечественной войны стал гениальный марш-маневр,

который в конце сентября – начале октября совершила отступающая русская

армия. Его масштабами и правильностью организации был поражен сам

Наполеон, а большинство современников М.И. Кутузова полагали, что за

один Тарутинский переход можно было бы причислить светлейшего князя к

величайшим полководцам Нового времени.

Историческая справка:

Тарутинский манёвр 1812, маневр русской армии от Москвы к с.

Тарутино, совершенный под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова 5

—21 сентября (17 сентября — 3 октября) во время Отечественной войны

1812. План Тарутинский манёвр 1812 сложился у Кутузова, когда ему стало

ясно, что отстоять Москву наличными силами невозможно. Необходимо было

оторваться от противника и занять такую позицию, которая прикрывала бы

русские базы снабжения в Туле и Калуге и угрожала бы операционной линии

наполеоновских войск, с целью выиграть время и создать условия для

перехода в контрнаступление. 2(14) сентября русская армия оставила Москву,

совершила два перехода по Рязанской дороге и, переправившись через

Москву-реку у Боровского перевоза, неожиданно для противника повернула

на З. Этот маневр, совершенный под прикрытием арьергарда генерала Н. Н.

Раевского, не был сразу замечен французами. Казакам арьергарда удалось

демонстративным отходом по Рязанской дороге увлечь за собой конницу И.

Мюрата, которому только 12(24) сентября удалось обнаружить русские

войска и вступить в соприкосновение с ними у Подольска. За это время

русская

армия

форсированным

маршем

под

прикрытием

р.

Пахры

продвинулась до Подольска, затем по Старой Калужской дороге — до

Красной Пахры, куда прибыла 9(21) сентября, и далее, повернув на Ю.-З.,

отошла к р. Наре и 21 сентября (3 октября) остановилась в Тарутинском

лагере. В результате Тарутинский манёвр 1812, явившегося блестящим

образцом полководческого искусства Кутузова, русская армия вышла из-под

удара противника и заняла выгодное положение для подготовки и перехода в

контрнаступление.

Документ 1 (воспоминания французских и русских солдат)

А.И. Михайловский-Данилевский

(военный историк и адъютант

Кутузова):

«Став

твердою

ногою

на

Калужской

дороге,

князь

Кутузов

имел

возможность: 1) прикрыть полуденные губернии, изобиловавшие запасами;

2) угрожать пути неприятельских действий от Москвы через Можайск,

Вязьму и Смоленск; 3) пересекать отрядами растянутые на чрезмерном

пространстве сообщения французов и 4) в случае отступления Наполеона к

Смоленску, предупреждать его по кратчайшей дороге».

М. И. Кутузов (в донесении императору Александру I): «Армия, делая

фланговое движение, для скрытности сего направления вводила неприятеля

на всяком своем марше в недоумение. Направляясь сама к известному пункту,

она маскировалась между тем фальшивыми движениями легких войск, делая

демонстрации, то к Коломне, то к Серпухову, за коими и неприятель

следовал большими партиями».

Маршал Б. де Кастеллан описывает красочную картину, более других,

пожалуй, свидетельствующую о настроении французских войск в этот

момент: «Наш авангард в двенадцати милях. Неаполитанский король, стоя в

грязи в своих желтых сапогах, со своим гасконским акцентом разговаривал с

офицером, посланным императором, в таких выражениях: «Скажите

императору, что я с честью провел авангард французской армии дальше

Москвы, но мне надоело, надоело все это, слышите ли вы? Я хочу

отправиться в Неаполь заняться моими подданными».

Документ 2 (Штабные игры: противники и сторонники маневра)

Тарутинский маневр вызвал ожесточенные споры в штабе и всколыхнул

новую волну интриг вокруг фельдмаршала. Против маневра открыто

выступал начальник штаба Л.Л. Беннигсен, Ф. Буксведен, М.И. Платов и их

сторонники. Историк Е.В. Тарле пишет, что «в эту пору в штабе, кроме двух-

трех человек, никто не понимал огромного и благого значения кутузовских

передвижений»>

Положение Кутузова ухудшалось тем обстоятельством, что Мюрат открыл

все-таки передвижения русских войск и стал теснить русский арьергард на

Калужской дороге. Беннигсен сотоварищи с пеной у рта настаивали на

сражении с Мюратом у Красной Пахры, на что Кутузов категорически не

соглашался, доказывая, что нужно отступить еще южнее, к с. Тарутино,

потому что оттуда будет легче контролировать три дороги, ведущие из

Москвы в Калугу. Их спор зашел так далеко, что Кутузов заявил, что слагает

с себя власть и отдает Беннигсену весь штаб, всех адъютантов и армию: «Вы

командуете армией, а я только доброволец», - сказал он Беннигсену, дав ему

возможность искать место для сражения. Беннигсен честно все утро искал

место для сражения в окрестностях Красной Пахры, ничего не нашел и

сообщил, что сражаться здесь действительно невозможно. После чего

Кутузов «вернул» себе командование и приказал отступать. «…потому что

командир тут я, и я за все отвечаю».

__________________________________________________________________

Вопросы:

1.

Какие

передвижения

совершают

части

русской

армии,

в

чём

заключается их цель (преимущество)?

2.

Как Кутузову удалось скрыть от французского командования истинную

картину перемещения частей русской армии?

3.

Почему Наполеон не остался в Москве?

4.

С

какими

трудностями

пришлось

столкнуться

Кутузову

при

отстаивании своих решений?

5.

Каково

значение

«Тарутинского

манёвра»

для

всего

хода

Отечественной войны?

Приложение 2

ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Фамилия, имя, класс _________________________________________________

Умение

Оцените свои действия, закрасив звездочки

Я умею работать с историческими источниками:

искать и систематизировать информацию

Я умею извлекать историческую информацию из

карт, схем, иллюстраций

Я умею аргументированно представлять

собственное отношение к дискуссионным

проблемам истории.

Я умею объяснять причины и следствия

исторических событий



В раздел образования