Автор: Алексеева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ЦО "Открытие"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Эссе
Тема: "УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ-ПРОФЕССИЯ ОСОБАЯ"
Раздел: начальное образование
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ-ПРОФЕССИЯ ОСОБАЯ
Ребёнок, словно чистый лист бумаги,
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу!
Я – Учитель! Мне нравится быть учителем. Три года назад я сделала свой выбор. Еще
в школьные годы я любила проверять домашние работы у своей младшей сестры, мечтала
стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы.
Я люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность каждый день
окунаться в мир детства, за то, что каждый день неповторимый, за то, что она была, есть и
будет! Древняя восточная притча гласит: « Странники увидели пастуха, за которым шло
большое стадо. Они удивились и спросили: « Как ты управляешь с таким большим стадом?»
Он ответил: « Очень просто – я живу с ними, я люблю их! Вот они и идут за мной, считая,
что за мной идти безопасно…». Не в этом ли заключается главная мудрость педагогики –
надо просто вместе жить, любить и не мешать маленькому человеку, творить самого себя?
Я считаю, что роль учителя заключается в создании условий, с одной стороны, для
образованности учащихся, с другой стороны, для формирования личности. Школа - это
второй дом для учащихся на протяжении многих лет, это огромный промежуток времени:
детство, отрочество, юность. След, который оставит школа в душе ребенка, неизгладим.
Детство – это хрупкая нить, которая ведет в завтра. Каким будет это завтра для конкретного
ребенка, для поколения, для страны? Именно от учителя зависит ответ на этот вопрос.
Первый шаг к понимаю внутреннего мира ребенка и истинных мотивов его поступков
– это способность принять его таким, какой он есть. Нет плохих людей, есть те, на кого не
хватило душевного тепла. Каждый ученик – личность, и поэтому для ощущения счастья
одному нужна хорошая оценка, другому – интересное задание, а третьему – добрый взгляд,
поощрение, признание. Ребенок от всей души уверен в своей безупречности, он пытается
обратить на себя внимание, чтобы мы, взрослые, его заметили и похвалили. Он стремится
продемонстрировать свои достоинства, а его учат замечать свои и чужие недостатки. А
ребенок хочет стать хорошим, при этом оставаясь самим собой, но он еще не знает как.… И
именно мы, взрослые, можем помочь ему в этом. Главное – позволить каждому быть самим
собой, не подавить, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Для меня не
«плохих» учеников, есть те, к которым ещё не удалось «подобрать ключик». В наше
суматошное время, когда взрослые заняты собой, а дети часами просиживают за
компьютером,
проживая жизнь в «виртуальном мире», им не хватает простого
человеческого общения.
Я пытаюсь создать условия для максимального проявления творчества, ненавязчиво
предлагая свое творческое сопровождение, отношусь к ученику как к равному, как к
партнеру по совместной деятельности, результат которой зависит в равной степени как от
взрослого, так и от ученика. Только новый тип отношений, основанный на доверии и
открытости, принятии и взаимопонимании, равноправии и добровольности даёт хорошие
результаты, приводит к успеху. Победа ребёнка становится и моей победой! А результатами
нашей совместной деятельности гордимся не только мы сами, но и школа, и район, и край.
Именно в такие минуты приходит осознание того, что учитель – это реализованная личность,
воплотившая в своей жизни наставления мудрости, что именно он должен преподать такие
уроки жизни, из которых ученик тоже сможет вынести опыт мудрости и знания.
За мой небольшой опыт, я убедилась, что в педагогике нет и не может быть точных
рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Но есть твёрдое моё убеждение:
в любой ситуации учитель должен быть с ребёнком искренним: смеяться, когда смешно,
огорчаться, если случается беда, возмущаться, если абсолютно не согласен. И оставаться
«настоящим Человеком», быть другом, помощником, примером для своих учеников.
Так каким же должен быть Учитель? Для себя я ответила так: прежде всего открытым,
чтобы каждый жест и слово учителя вызывали в ребенке желание идти за ним, идти вместе с
ним. Учитель должен быть динамично развивающейся личностью, вызывая у ребенка
желание, стремиться всегда вперед.
Учитель, прежде всего, должен нести добро. Педагогическая работа – это
способность учителя строить отношения с учениками, опираясь на их лучшие качества,
преследовать благородные цели и добиваться их только благородными средствами.
Для меня самое главное и самое первое – заслужить доверие учеников, забыть их
недостатки, дать им возможность поверить в свои силы. И все-таки, мне кажется, что дети
видят во мне близкого человека, которому можно верить и от которого всегда можно ждать
помощи. Только учитель вместе с близкими людьми может уберечь ребенка от ситуации
неудачи.
«Поддерживай», «понимай и будь дружелюбной», «будь заинтересованной сама и верь в
успех ребят», « не упрекай» – четыре заповеди, помогающие мне в ежедневной работе. Если
мы будем постоянно критиковать детей, то вырастим поколение с чувством вины и
ненависти. Главная мудрость педагогики – вместе жить, любить и не мешать, маленькому
человеку творить самого себя.
Учитель должен быть носителем счастья, чтобы помочь ребенку найти источник
счастья в себе самом. Счастье учителя во многом зависит от того, какой смысл он
вкладывает в свой труд, в свою работу. Ведь счастье – это не только везение, но и
каждодневная работа над собой. Даже если есть какие-то проблемы, если тяжело, все равно
нужно просто улыбнуться. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» —
поётся в известной песне. И в мире станет одной радостью больше.
- Здравствуйте, дети! – говорю я, входя в класс. И улыбаюсь. Лица детей в ответ
расцветают радостными улыбками.
И если после звонка ребята со мной, а не бегут сломя голову в коридор, если после
занятий они приходят ко мне поделиться своими проблемами, значит, все нормально, значит,
мы слышим друг друга, значит, есть оно - содружество.
Я считаю, что каждый ребёнок уникален и по-своему неповторим. В каждом живёт
талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он
открыт для добра, красоты, чутко реагирует на зло и несправедливость. Моя задача –
сохранить и развивать его индивидуальность, любознательность, творческие способности.
Как добиться наибольшей эффективности образования сегодня? Какими средствами
поднять
у
детей
духовную
потребность
в
знаниях,
стремление
овладевать
ими,
совершенствовать их?
Пришло время отходить от общепринятых норм. Новые подходы к преподаванию,
обновление
средств
обучения,
смелое
использование
инноваций
и
современных
педагогических технологий нужно использовать для того, чтобы не только дать знания
учащимся, но и пробудить в каждом ребенке личностный мотив, привить интерес к наукам,
тягу
к
самосовершенствованию,
желание
находить
новое,
познавать,
исследовать,
экспериментировать.
Я хочу, чтобы погружение в мир знаний происходило при активном участии каждого
ребенка. На моих уроках они пробуют, ошибаются, рассуждают, делают выводы, чтобы
добиться положительного результата. А это очень важно для становления гармоничной,
всесторонне развитой личности, готовой к жизни.
Что же на практике должен делать учитель, чтобы научить детей? Таких «секретов»
множество. Одни из них направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся,
другие – на пробуждение творческих способностей, третьи – на тренировку памяти, воли.
Все они должны помочь ребенку добиться успеха в учении, ощущения роста, движения,
достижения трудного; почувствовать радость от собственных открытий. Ситуация успеха
должна сопутствовать ученика на протяжении всего процесса обучения и тогда ребенок
будет учиться с удовольствием. Ребенок на уроке должен жить: наблюдать, размышлять,
сотрудничать, всегда выступать в соавторстве со мной.
Использование известных образовательных технологий, собственные приёмы и
методики разнообразят учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной
активности учащихся, а следовательно, и эффективности образования. Я стараюсь
ориентироваться на работающие проекты!
Идут дни, годы. А дети всегда остаются детьми! Остаётся учитель! Остаётся школа!
Нужно только непременно помнить, что школа – самая удивительная лаборатория, потому
что в ней трудом учителя создается будущее!
Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический,
кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными
раздумьями, открытиями и неудачами. Профессия учителя интересная, творческая и дело
наше ответственное, чем какое-либо другое. Потому что в руках учителя – «будущее».
Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять
будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.